Технологическая карта урока литературы «Изучение сказки Юрия Михеева "Егор-богатырь"» (6 класс)
Технологическая карта урока литературы для 6 класса
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: Изучение сказки Юрия Михеева «Егор-богатырь».
Цели: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта учащихся; воспитание чувства гордости за родной край; развивать умение работать с текстом, внимание к слову, языковое чутьё; воспитывать уверенность в себе и в своих поступках, стремление преодолевать трудности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
- развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осмысленно читать художественный текст, выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование (или оснащение) урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.
Домашнее задание: предлагается творческая работа на выбор учащихся: 1) создание рисунков по сказке Ю.Михеева «Егор-богатырь» (все рисунки будут размещены на сайте www.наши-истоки.рф; 2) написание отзыва на сказку Ю.Михеева «Егор-богатырь».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Эмоционально настраиваются на работу. Методы обучения: словесный, мотивация учебной деятельности. Форма работы: беседа. |
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование. Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
2. Стадия вызова. Цель этапа: актуализировать имеющиеся у учащихся знания; - пробудить познавательный интерес учащихся -мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме. |
Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный – мир сказок. Перечень вопросов: Но прежде давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях). Они бывают народные и авторские. Вопрос: Чему нас учит сказка? Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой. Определение цели урока: Как вы считаете, что мы сегодня будем с вами изучать? Учащиеся формулируют цель урока. Но сегодня мы будем работать на уроке со сказкой нашего замечательного писателя Кинель-Черкасского района – Юрия Борисовича Михеева. Рассказ учителя об авторе произведения (материалы сайта www.наши-истоки.рф). |
Отвечают на вопросы учителя |
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль. Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
3. Стадия осмысления. Цели этапа: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; помочь учащимся активно воспринимать материал. |
Прием «Чтение текста с отрывками» с элементами прогнозирования сюжета сказки. Предлагается учащимся текст, разбитый на отрывки. Договариваемся о том, что читаем до определенного абзаца, не заглядывая дальше в текст. Перечень примерных вопросов: 1 остановка: Какие времена года были в данной сказке? По какой причине и куда отправился Егор? Что произошло с Егором? 2 остановка: Чем отличался тот мир, в который попал Егор, от его деревни? Почему Егор решил отправиться к Осени, не смотря на предупреждения людей? 3, 4, 5 остановка: Какого врага повстречал Егор на своем пути? Как вы считаете, кого освободил Егор? Как вы считаете, чем закончится сказка? 6 остановка: Как заканчивается сказка? -В чем неожиданность финала? - Оправдался ли ваш прогноз? Прием «Кластер»: Чему учит данная сказка? - труду - терпению - добру - взаимопомощи Работа по группам. группа: Какую роль в сказке играют персонажи? Как они повлияли на ход событий? группа: Дать определение следующим понятиям: сострадание, благодарность, самоотверженность. Пояснить примерами из сказок. |
Методы обучения: словесный, практический, поисковый. Форма работы: беседа, ответы на вопросы, дискуссия. Средства: текст сказки, рабочая тетрадь, цветные ручки. Ученики поэтапно читают и анализируют части текста, частично прогнозируют дальнейшее развитие событий.
Коллективная работа по составлению кластера. Работа в группах. |
Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные УУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, контроль. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
4. Рефлексия. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Оценивание результатов работы. -Какие впечатления остались от сказки? Что понравилось в сказке? И т.д. Оценивание учителем результатов работы учащихся, а также учащиеся оценивают результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками? |
Метод обучения: словесный. Форма работы: беседа, дискуссия. Средства: текст сказки, рабочая тетрадь, ручка. Ответы учащихся на вопросы учителя, рассказывают об эмоциональном восприятии учениками данного текста. |
Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные УУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, контроль. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
5. Домашнее задание. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности |
Предлагается творческая работа на выбор учащихся: создание рисунков к сказке Ю.Михеева «Егор-богатырь»; написание отзыва на сказку Ю.Михеева «Егор-богатырь». |
Выбор дом.задания |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Текст сказки Ю. Михеева «Егор-богатырь»
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
В ДАВНИЕ-ДАВНИЕ времена в наших местах осени совсем не было. После лета сразу наступала зима. Всякий раз при этом гибли люди, животные, птицы.
В одном из селений жил молодой богатырь Егор. Лето в ту пору было жаркое, знойное. Травы на лугах, хлеба на полях выгорели. В деревне начинался голод. К вечеру неожиданно ударил крепкий мороз. Утром Егор оделся теплее, взял пешню (лом с деревянной ручкой) и пошел на озеро рыбачить.
Час рубит прорубь Егор, другой, а воды все нет и нет. Дивится он, никогда такого не бывало. До дна промерзло озеро. В сердцах воткнул Егор пешню в дно и с удивлением увидел, что она тут же исчезла под землей. Топнул он ногой по замерзшему дну и сам провалился под землю. Долго падал он в темноте и, наконец, почувствовал под ногами твердую почву.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
Огляделся. Небо, как и на земле, и леса, и реки, и лужайки такие же. Все было похожим и в то же время не таким, как в родной деревне. Тепло грело солнце, пели птицы, а самое удивительное - необычные листья на деревьях - желтые, красные, черные, никогда таких не видел. Пушистые паутинки летают, радостно, на ниве люди трудятся.
- Здравствуйте, люди добрые. Что за праздник у вас? - спросил Егор.
- Осень наступила, -ответили жнецы. -Хлеб уродился хороший.
- Осень? - переспросил Егор. - А где ее найти?
- Вон на той горе, - Показали жнецы. - Только не ходи туда, добрый молодец. Поселилась там, вокруг Осени, чудовища, погибнешь понапрасну.
Егор опустил голову и задумался.
- Эх, чему быть суждено, того не миновать! — воскликнул он и, устроив поудобнее пешню на плече, пошел к горе.
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА
Скоро стало совсем темно, и Егор почувствовал вдруг на шее холодное, скользкое тело змеи. Кольцо сжималось теснее и теснее, богатырь начал задыхаться. С трудом освободился он от опасного врага, бросил тело змеи на землю, добил ее ударом пешни. Тут внезапно стало светло. Егор огляделся и увидел прикованного к дереву юношу в желтом плаще.
- Спасибо тебе, добрый человек, - сказал юноша. - Ты освободил меня, я в долгу перед тобой не останусь.
Сказал - и исчез, будто его и не было.
ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА
Пошел Егор дальше. Лес становился реже. Вскоре он вышел на опушку и вдруг услышал из-под земли гулкий голос.
- Ох, тяжко мне, помогите!
Егор вонзил пешню в землю, она внезапно разверзлась, и он очутился в подземелье. Богатырь увидел прикованного к стене юношу в красном плаще, которого мучил огромный медведь. Увидев Егора, медведь, переваливаясь с ноги на ногу, медленно направился к богатырю, расставив передние лапы. Едва увернулся богатырь от объятий зверя и сзади поразил его пешней. Медведь глухо зарычал и упал бездыханным. Егор освободил из цепей юношу, земля вновь раздвинулась, и они очутились на поляне.
- Благодарю тебя, добрый богатырь, - сказал юноша, - я тебе еще пригожусь.
И исчез.
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА
Пошел Егор дальше. Вскоре путь ему преградила бурная река. Воды ее неслись с вершины горы бешеным потоком, и Егор остановился, раздумывая, как перебраться на другой берег. Вдруг он увидел маленький плот, который летел стремглав на быстрых волнах. На нем в железной клетке, закованный по рукам и ногам, стоял юноша в черном плаще. Плот то и дело ударялся о подводные валуны, скрипел, трещал, готовый вот-вот развалиться. Над клеткой низко летел, громко каркая, огромный ворон. Плот наскочил на большой камень, торчавший из воды, клетка сорвалась и упала в воду, а плот понесся дальше. Юноша в клетке стал тонуть, ворон летал над ним и подталкивал клетку к водопадной пропасти.
Увидев это, Егор бросился в реку, выволок клетку на берег. Ворон бросился на него, но богатырь предупредил нападение, ударил первый, и волны умчали мертвое тело ворона... Егор освободил юношу из клетки.
- Спасибо, добрый молодец, - сказал юноша, - пойдем со мной.
ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА
Он взял Егора за руку, и они тут же очутились на вершине горы. Посреди небольшой уютной поляны на золотом троне сидела прекрасная царица Осень в желтом парчовом наряде, золотой короне. Поляна была усеяна золотыми листьями. Царица посмотрела на Егора и с улыбкой сказала:
- Спасибо тебе, богатырь, что спас от врагов моих сыновей. В награду за доброе слово они пойдут с тобой и будут помогать тебе и всем людям.
Она взмахнула рукой, и рядом с Егором появились Сентябрь Месяцевич, Октябрь Месяцевич и Ноябрь Месяцевич. Махнула еще раз, и Егор с братьями очутились в родной деревне богатыря. Там было тепло. Заканчивалось лето. Целый год странствовал богатырь. Но теперь люди не боялись внезапной зимы, с этого времени в их крае поселились три осенних месяца.