12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина61
Россия, Самарская обл., кинель-черкассы

Технологическая карта урока литературы для 6 класса

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: Изучение сказки Юрия Михеева «Егор-богатырь».

Цели: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта учащихся; воспитание чувства гордости за родной край; развивать умение работать с текстом, внимание к слову, языковое чутьё; воспитывать уверенность в себе и в своих поступках, стремление преодолевать трудности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осмысленно читать художественный текст, выделять существенную информацию из текста.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование (или оснащение) урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Домашнее задание: предлагается творческая работа на выбор учащихся: 1) создание рисунков по сказке Ю.Михеева «Егор-богатырь» (все рисунки будут размещены на сайте www.наши-истоки.рф; 2) написание отзыва на сказку Ю.Михеева «Егор-богатырь».

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Эмоционально настраиваются на работу.

Методы обучения: словесный, мотивация учебной деятельности.

Форма работы: беседа.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование.

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2. Стадия вызова.

Цель этапа: актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся

-мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.

Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный – мир сказок.

Перечень вопросов:

Но прежде давайте вспомним, что такое сказка?

(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях). Они бывают народные и авторские.

Вопрос:

Чему нас учит сказка?

Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.

Определение цели урока:

Как вы считаете, что мы сегодня будем с вами изучать?

Учащиеся формулируют цель урока.

Но сегодня мы будем работать на уроке со сказкой нашего замечательного писателя Кинель-Черкасского района – Юрия Борисовича Михеева.

Рассказ учителя об авторе произведения (материалы сайта www.наши-истоки.рф).

Отвечают на вопросы учителя

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль.

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

3. Стадия осмысления.

Цели этапа:

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

помочь учащимся активно воспринимать материал.

Прием «Чтение текста с отрывками» с элементами прогнозирования сюжета сказки.

Предлагается учащимся текст, разбитый на отрывки. Договариваемся о том, что читаем до определенного абзаца, не заглядывая дальше в текст.

Перечень примерных вопросов:

1 остановка:

Какие времена года были в данной сказке?

По какой причине и куда отправился Егор?

Что произошло с Егором?

2 остановка:

Чем отличался тот мир, в который попал Егор, от его деревни?

Почему Егор решил отправиться к Осени, не смотря на предупреждения людей?

3, 4, 5 остановка:

Какого врага повстречал Егор на своем пути?

Как вы считаете, кого освободил Егор?

Как вы считаете, чем закончится сказка?

6 остановка:

Как заканчивается сказка?

-В чем неожиданность финала?

- Оправдался ли ваш прогноз?

Прием «Кластер»:

Чему учит данная сказка?

- труду

- терпению

- добру

- взаимопомощи

Работа по группам.

группа: Какую роль в сказке играют персонажи? Как они повлияли на ход событий?

группа: Дать определение следующим понятиям: сострадание, благодарность, самоотверженность. Пояснить примерами из сказок.

Методы обучения: словесный, практический, поисковый.

Форма работы: беседа, ответы на вопросы, дискуссия.

Средства: текст сказки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

Ученики поэтапно читают и анализируют части текста, частично прогнозируют дальнейшее развитие событий.

 

Коллективная работа по составлению кластера.

Работа в группах.

Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, контроль.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

4. Рефлексия.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оценивание результатов работы.

-Какие впечатления остались от сказки?

Что понравилось в сказке? И т.д.

Оценивание учителем результатов работы учащихся, а также учащиеся оценивают результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками?

Метод обучения: словесный.

Форма работы: беседа, дискуссия.

Средства: текст сказки, рабочая тетрадь, ручка.

Ответы учащихся на вопросы учителя,

рассказывают об эмоциональном восприятии учениками данного текста.

Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, контроль.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

5. Домашнее задание.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Предлагается творческая работа на выбор учащихся:

создание рисунков к сказке Ю.Михеева «Егор-богатырь»;

написание отзыва на сказку Ю.Михеева «Егор-богатырь».

Выбор дом.задания

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текст сказки Ю. Михеева «Егор-богатырь»

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

В ДАВНИЕ-ДАВНИЕ времена в наших местах осени совсем не было. Пос­ле лета сразу наступала зима. Всякий раз при этом гибли люди, животные, птицы.

В одном из селений жил молодой богатырь Егор. Лето в ту пору было жаркое, знойное. Травы на лугах, хлеба на полях выгорели. В деревне начинал­ся голод. К вечеру неожиданно ударил крепкий мороз. Утром Егор оделся теплее, взял пешню (лом с деревянной ручкой) и пошел на озеро рыбачить.

Час рубит прорубь Егор, другой, а воды все нет и нет. Дивится он, никогда такого не бывало. До дна промерзло озеро. В сердцах воткнул Егор пешню в дно и с удивлением увидел, что она тут же исчезла под землей. Топнул он ногой по замерзшему дну и сам провалился под землю. Долго падал он в темноте и, наконец, почувствовал под ногами твер­дую почву.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Огляделся. Небо, как и на земле, и леса, и реки, и лужайки такие же. Все было похожим и в то же время не таким, как в родной деревне. Тепло грело солнце, пели птицы, а самое удивительное - необычные листья на деревьях - желтые, красные, черные, никогда таких не видел. Пушистые паутинки летают, радостно, на ниве люди трудятся.

- Здравствуйте, люди добрые. Что за праздник у вас? - спросил Егор.

- Осень наступила, -ответили жнецы. -Хлеб уродился хороший.

- Осень? - переспросил Егор. - А где ее найти?

- Вон на той горе, - Показали жнецы. - Только не ходи туда, добрый молодец. Поселилась там, вокруг Осени, чудовища, погибнешь понапрасну.

Егор опустил голову и задумался.

- Эх, чему быть суждено, того не миновать! — воскликнул он и, устроив  поудобнее пешню на плече, пошел к горе.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

Скоро стало совсем темно, и Егор почувствовал вдруг на шее холодное,  скользкое тело змеи. Кольцо сжималось теснее и теснее, богатырь начал зады­хаться. С трудом освободился он от опасного врага, бросил тело змеи на землю,  добил ее ударом пешни. Тут внезапно стало светло. Егор огляделся и увидел прикованного к дереву юношу в желтом плаще.

- Спасибо тебе, добрый человек, - сказал юноша. - Ты освободил меня, я в долгу перед тобой не останусь.

Сказал - и исчез, будто его и не было.

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

Пошел Егор дальше. Лес становился реже. Вскоре он вышел на опушку и вдруг услышал из-под земли гулкий голос.

- Ох, тяжко мне, помогите!

Егор вонзил пешню в землю, она внезапно разверзлась, и он очутился в подземелье. Богатырь увидел прикованного к стене юношу в красном плаще, которого мучил огромный медведь. Увидев Егора, медведь, переваливаясь с ноги на ногу, медленно направился к богатырю, расставив передние лапы. Едва увернулся богатырь от объятий зверя и сзади поразил его пешней. Медведь  глухо зарычал и упал бездыханным. Егор освободил из цепей юношу, земля вновь раздвинулась, и они очутились на поляне.

- Благодарю тебя, добрый богатырь, - сказал юноша, - я тебе еще пригожусь.

И исчез.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА

Пошел Егор дальше. Вскоре путь ему преградила бурная река. Воды ее неслись с вершины горы бешеным потоком, и Егор остановился, раздумывая, как перебраться на другой берег. Вдруг он увидел маленький плот, который летел стремглав на быстрых волнах. На нем в железной клетке, закованный по рукам и ногам, стоял юноша в черном плаще. Плот то и дело ударялся о под­водные валуны, скрипел, трещал, готовый вот-вот развалиться. Над клеткой низко летел, громко каркая, огромный ворон. Плот наскочил на большой ка­мень, торчавший из воды, клетка сорвалась и упала в воду, а плот понесся дальше. Юноша в клетке стал тонуть, ворон летал над ним и подталкивал клетку к водопадной пропасти.

Увидев это, Егор бросился в реку, выволок клетку на берег. Ворон бросился на него, но богатырь предупредил нападение, ударил первый, и волны умчали мертвое тело ворона... Егор освободил юношу из клетки.

-  Спасибо, добрый молодец, - сказал юноша, - пойдем со мной.

ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА

Он взял Егора за руку, и они тут же очутились на вершине горы. Посреди небольшой уютной поляны на золотом троне сидела прекрасная царица Осень в желтом парчовом наряде, золотой короне. Поляна была усеяна золотыми листьями. Царица посмотрела на Егора и с улыбкой сказала:

-  Спасибо тебе, богатырь, что спас от врагов моих сыновей. В награду за доброе слово они пойдут с тобой и будут помогать тебе и всем людям.

Она взмахнула рукой, и рядом с Егором появились Сентябрь Месяцевич, Октябрь Месяцевич и Ноябрь Месяцевич. Махнула еще раз, и Егор с братьями очутились в родной деревне богатыря. Там было тепло. Заканчивалось лето. Целый год странствовал богатырь. Но теперь люди не боялись внезапной зимы, с этого времени в их крае поселились три осенних месяца.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.