Технологическая карта урока по литературному чтению «Д. Биссет "Дракон Комодо"» (1 класс)
ФИО: Тивина Валерия Владимировна
Класс: 1
Тема: Д. Биссет «Дракон Комодо»
Цель: Познакомить учащихся с произведением Д. Биссета «Дракон Комодо»
Задачи:
Дидактические: содействовать полноценному восприятию сказки учащимися; формированию читательских умений по анализу художественного произведения.
Развивающие: развивать речевую культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности; умение передавать личностное отношение к прочитанному.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения;
Метапредметные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Личностные: Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания.
Дидактические материалы: Буктрейлер, презентация, карточки, учебник.
Ход урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | УУД |
Орг. момент | | Словестный | | - Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели И работать захотели. | Приветствуют учителя. | Фронтальная | Личностные |
Целеполагание | - создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность - Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Словестный, наглядный | Буктрейлер , план работы | -Ребята, что бы узнать, что мы сегодня будем изучать, посмотрим видеоролик, а вы попробуете сказать, чем мы сегодня на уроке будем заниматься, с каким автором познакомимся, и какое его произведение будем читать. (Буктрейлер к сказке «Дракон Комодо») - Ребята, откройте учебник на стр.96, и скажите, с каким автором мы сегодня познакомимся? - Совершенно верно. - Исходя из видематериала, кто-нибудь догадался, как называется произведение, с которым мы с вами будем сегодня знакомиться? - Совершенно верно. - Исходя из выше сказанного, скажите, какова цель нашего урока? - Очень хорошо! - Чтобы достичь цели, мы должны поставит задачи. Они будут состоять из пунктов плана, но пункты перепутаны, помогите их восстановить: 1. Познакомиться с биографией Д. Биссета. 2. Познакомиться с сюжетом произведения «Дракон Комодо» 3. Выполнить анализ текста и отметить чему нас учит произведение «Дракон Комодо». (план урока представлен на доске и всегда перед глазами у детей). | - Дональд Биссет. - «Дракон Комодо» - Познакомиться с данным произведением. | Фронтальная | Познавательные, регулятивные |
Первичный синтез - подготовка к первичному восприятию текста Первичное восприятие текста Эмоционально-оценочная беседа | - Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, расширить, активизировать словарный запас учащихся. | Словестный, практический | Учебник, информация об авторе | - Итак, вспоминаем наш план работы, и первое, с чем мы должны познакомиться? - Верно! С автором этого замечательного произведения! - Обратите внимание на слайд, на нём представлен портрет Дональда Биссета - Дональд Биссет родился в 1910 году. Большой популярностью и в Англии, и в нашей стране пользуются забавные истории Д. Биссета. Читая эти остроумные, причудливые сказки, можно подумать, что судьба всегда улыбалась их автору. Но так было не всегда. В десять лет, после смерти отца, Дональд вместе со старшей сестрой оказался в сиротском доме. Позже он вспоминал об этом времени: «В детстве я не знал сердечности и тепла, но именно люди смягчили мое сердце, и я подобрел душой». Биссет рассказывал с телеэкрана сказки. Он играл в театре и кино. - Ребята, прежде чем познакомиться с произведением, давайте вспомним, что вы увидели в виде в начале урока, как вы думаете, о чём будет данное произведение, чем вас оно заинтересовало? - А как вы думаете какой жанр имеет произведение «Дракон Комодо»? - Совершенно верно, а по каким признакам, вы так решили? - Очень хорошо, молодцы! - Скажите, на каком моменте остановилось видео, которое я показала вам в начале урока? - Вам интересно, что произошло дальше? - Очень хорошо, что бы узнать, мы с вами приступим к чтению сказки. - Я буду читать, а вы внимательно слушаете, затем обсудим, чему же нас учит данное произведение. - Итак, ребята, скажите, вам понравилась сказка? - Какие эмоции у вас появились при знакомстве с произведением? - Скажите, какую задачу урока мы с вами сейчас выполнили? - А перед этим, с чем мы познакомились? - Очень хорошо, переходим к следующей задаче, а это? | - Нам нудно познакомиться с автором произведения. Слушают информацию об авторе. Отвечают на вопросы учителя. - Сказка. - В сказке есть животные, которые разговаривают, есть зачин, а так же волшебство. - Как дракон Комодо, познакомился с девочкой Сьюзи. - Да! - Да! Делятся своими эмоциями. - Познакомились с сюжетом произведения «Дракон Комодо» - С биографией автора сказки Д. Биссетом. - Выполнить анализ текста и отметить чему нас учит произведение «Дракон Комодо». | Фронтальная | Познавательные, личностные, регулятивные |
Словарная работа | - познакомить детей с новыми словами, помочь разобраться и лучше понять текст басни | Словестный, практический | Карточки со словами | - Отлично, но перед этим, познакомимся со сложными словами, которые встретились у нас на пути при знакомстве с произведением. - У вас на столах лежат карточки, на них написаны слова, а вы должны попробовать в паре дать им определение, то есть объяснить, что они означают, затем все вместе проверим, правильно ли вы догадались. - Дам вам подсказку, что в учебнике вы можете найти толкование некоторых слов. - Итак, прочитайте, пожалуйста, слова, и пояснение к ним. - Очень хорошо, вы большие молодцы. | Работают карточками. Накануне – за день до. Мэр – глава города. Сэр – так называли мужчину в старые времена Извергать – выпускать наружу. Фонарщик – человек, который включает и выключает фонари на улице. Мудрено – удивительно. | Парная, фронтальная | Познавательные, регулятивные, личностные |
Анализ | - познакомить детей с глубиной смысла сказки - проанализировать персонажей сказки - понять отношение автора к героям - понять чем нас учит сказка | Словестный, практический | Учебник | - Итак, ещё раз вспомним, какая стоит перед нами задача? - Для того что бы проанализировать текст сказки и понять чему она учит, нужно вспомнить сюжет. Кто может сказать, что такое сюжет? -Кто действующие лица сказки? -Как звали главного героя? -Как вы представляете себе этого героя? -Можем ли мы сопоставить образ дракона и образ автора, и его судьбу? -Кого встретил однажды Комодо? -Что спросила у Комодо девочка Сьюзи? -Что пообещал Комодо девочке? -Почему Сьюзи запросто начала общаться с Комодо, не боясь его? -Проанализировав историю происхождения имени Сьюзи, было выявлено, что люди с именем Сьюзи отличаются смелостью и независимостью. Дословный перевод значения данного имени стал еще одним женским именем – Лилия. Как цветок лилия часто встречается в различных легендах. Как ни странно, но именно в Англию в XX веке впервые были привезены луковицы лилии, откуда она и начала свое триумфальное шествие по садам и паркам мира. - Рассмотрите иллюстрацию к тексту на странице 97 и найдите отрывок, к которому она подходит по содержанию. - Отлично, давайте сделаем вывод: чему учит нас эта история? - Умнички, совершенно верно. - А мы переходим к следующему этапу нашего урока. | Выполнить анализ текста и отметить чему нас учит произведение «Дракон Комодо». Отвечают на вопрос. - Дракон Комодо, Сьюзи, фонарщик, мэр города. - Комодо. Отвечают на вопрос. - Девочку Сьюзи. - Девочка спросила дракона, зачем он извергает огонь. - Что больше не будет извергать огонь. - Потому что, она знала, что дракон не злой. Работают с иллюстрацией. - Что ненужно судить о ком-либо по внешнему виду, по «обложке». | Фронтальная | Познавательные, регулятивные, личностные. |
Вторичный синтез | - создать условия для большего углубления детей в идею произведения | Словестный, практический | Учебник, карточки с ролями, шляпа | - Ребята, сейчас мы с вами займёмся чтением сказки по ролям. - Для этого распределим роли, у меня в шляпе есть карточки с ролями, я буду подходить к некоторым из вас и так мы поймём, кому какая роль достанется. - Отлично, вы очень хорошо передали и сыграли свои роли. - -Какой вы представляете себе Сьюзи? Комодо? -Какая мысль пришла в голову к Сьюзе? -Почему жители города перестали бояться Комодо? -Зачем жители города звали Комода каждый год в город? -Чему учит эта история? -Правильно ли оценивать людей по внешнему виду? -Если бы вы были драконом, прислушались бы к совету Сьюзи? | Читают по ролям. Отвечают на вопросы учителя. - Человек, который выглядит устрашающе, на самом деле абсолютно противоположный своему внешнему виду характер. - Да. | Фронтальная, групповая | Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Рефлексия | - создать условия для самоанализа | Словестный, практический | Карточки для самоанализа | - На ваших столах лежат карточки со смайликами, проанализируйте свою работу на уроке. Обведите зелёный смайлик, если вы поняли смысл произведения, успешно выполнили все задания, и у вас не осталось вопросов, жёлтый, если вы выполнили все задания, но у вас ещё остались вопросы по содержанию романа, и красным, если у вас осталась масса вопросов, и были ошибки в выполнении заданий. - Очень хорошо, я вижу, что большинство обводит зелёный смайлик. | Анализируют свою работу. | Самостоятельная | Личностные |
Итог урока | | | | - Ребята, вы очень хорошо поработали, я бы хотела оценить, некоторых учеников, которые активно отвечали на вопросы, а так же тех кто читал по ролям. - Домашнее задание у вас будет такое: Придумать и написать свой короткий рассказ с драконом Комодо. - Спасибо вам за урок, можете быть свободны. | Записали домашнее задание. | Фронтальная | |