12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Краснолобова155
Россия, Омская обл., Омск

Технологическая карта урока по обществознанию

Тема урока: Социальная мобильность: из «грязи в князи» и обратно

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Ведущий метод: практический – «мозговой штурм» + устный - рассказ с элементами беседы

Цель: узнать о социальной мобильности, её видах и формах проявления как об основном механизме изменения социальной позиции и статуса человека.

Личностный результат: создать условия для осознания возможности изменения социального положения человека в обществе для его самореализации и улучшения жизненного благосостояния.

Эмпирический уровень

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Представление о неравенстве людей в обществе в зависимости от занимаемого социального статуса

Объясняет особенности каждого вида социальной мобильности


Устанавливает причинно-следственные связи между видом социальной мобильности и занимаемым статусом как результатом подвижности человека в социальной структуре общества

Регулятивный блок – организует свою работу на уроке в работе с текстом параграфа,


Коммуникативный блок – отвечает на вопросы учителя, рассуждает, вступает в спор/ дискуссию, доказывает свою точку зрения


Познавательный блок – способен проанализировать жизненные ситуации, связанные с социальной мобильностью и назвать соответствующий её вид; рассуждает о том, как и в каких случая социальная мобильность имеет положительные, а в каких отрицательные последствия, приводит примеры

создать условия для осознания возможности изменения социального положения человека в обществе для его самореализации и улучшения жизненного благосостояния.






Структурный компонент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствие детей: « Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем очередном увлекательном, интересном и полезном занятии. Сегодня нам предстоит очень хорошо поработать и пополнить наш чемодан знаний еще более занимательными и значимыми фактами »

Приветствуют учителя

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Вызывает по желанию учащихся к доске двух человек, один из которых составляет схему «Компоненты социальной структуры общества», второй составляет схему «Виды социальных групп».Тем временем учитель проводит фронтальный опрос класса:

Проанализируйте значение понятий «страта» и «социальная группа» и ответьте на вопрос, чем социальная группа отличается от страты или же это тождественные понятия?

Если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?







Отлично. Молодцы! Теперь давайте обратим внимание на доску, где ребята нам представят свои схемы


По желанию двое учащихся выходят к доске и составляют схемы.




Понятие страта гораздо шире и объемнее понятия социальная группа, поскольку представляет собой группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев

Потому что несмотря на равный объем возможностей, присущих человеку при рождении, не каждый может разумно ими распорядиться и направить в нужное русло.


Комментируют полученные схемы на доске



Актуализация

На прошлом уроке мы с вами изучали различные социальные группы и статусы. Как мы уже выяснили, основным фактором, побудившим к такому многообразию, является социальное неравенство. Как вы считаете, способен ли человек, занимающий низкий социальный статус в обществе, самостоятельно противостоять неравенству и достичь новых высот? Опережая Ваш ответ, хочу продемонстрировать фрагмент м/ф «Зверополис», который поможет вам сформулировать ответ на вопрос. Внимательно проследите, какой социальный статус главная героиня занимала вначале мультфильма, и кем стала в конце.

Показывает фрагмент м/ф


Итак, давайте теперь ответим на наши вопросы.


Отлично, вы блестяще справились с заданием. Действительно на примере главной героини, мы убедились, что можно изменить свой социальный статус, если приложить усилия. Как говорит известный немецкий писатель, мыслитель и философ: «Люди взбираются до высокого положения в жизни как трубочисты, проползши через темные, удушливые и грязные каналы и сплошь покрывшись копотью и сажей.»

Опираясь на всё вышесказанное, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


Вы абсолютно правы, сегодня мы познакомимся с таким понятием как «социальная мобильность», узнаем о её видах и функциях и значении в жизни человека.

Слушают учителя, задают вопросы













- Если судить по примеру главной героини мультфильма «Зверополис», то можно изменить своё положение в обществе, так как зайка из детей фермеров пробилась в полицейские.







- Сегодня мы будем говорить о том, как можно повысить свой социальный статус в обществе, а также, наоборот, узнаем какие факторы влияют на его понижение

Изучение нового

Для начала давайте запишем определение нового понятия, с которым вы еще никогда не сталкивались в курсе обществознание - «социальная мобильность – это….»


Чтобы более детально разобраться в данном понятии, давайте рассмотрим его виды, а для этого откройте учебник на стр.106, ознакомьтесь с первыми двумя абзацами. Ваша задача составить схему «Виды социальной мобильности» на основе прочитанного текста.


Итак, кто-нибудь готов продемонстрировать свою схему на доске?


Молодец! Абсолютно верно. Давайте теперь разберемся в видах.


Горизонтальная мобильность – это мобильность, связанная с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты. Например, учитель биологии стал учителем географии.


Вертикальная мобильность – это….


У вас у всех на столах я вижу гаджеты, ваша задача найти 10 примеров проявления горизонтальной и вертикальной мобильности в различных сферах жизни общества и зафиксировать в тетрадь. I вариант ищет проявления горизонтальной мобильности, II вариант – вертикальной. Затем мы поделимся друг с другом результатами проделанной работы.


Прошло достаточное количество времени, чтобы запастись примерами. Давайте обсудим, что у вас получилось, при этом каждый дописывает наиболее понравившийся пример недостающего вида социальной мобильности, чтобы у каждого в тетради оказались примеры на оба вида социальной мобильности.


Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании?


Абсолютно верно, только в обществознании такие лифты называют социальными. Из текста параграфа выпишите определение данного термина.

А теперь прослушайте фрагменты песен и определите, о каких социальных лифтах поётся в песне ( Верка Сердючка – брак; Песня студента – образование; Песня про президента – политическая карьера)





Теперь, когда мы изучили с Вами теоретический материал нашей темы урока, давайте попробуем применить наши знания на практике. Для этого нам необходимо разделиться на мини-группы для выполнения заданий в кейсе – устроим мозговой штурм по решению некоторых задач.


Делит класс на мини-группы, раздает задание в кейсе, озвучивает критерии оценивания и само задание.


Каждая мини-группа получила задание. Теперь ваша задача разобрать и решить ситуации, предложенные в тексте, а точнее верно определить виды социальной мобильности по примерам героев сказок и мультфильмов.






Слушает выступления мини-групп, оценивает, задает конкретизирующие вопросы.


Итак, ребята, мы провели с Вами огромную работу

Записывают в тетрадь понятие




Читают текст параграфа, составляют схему в тетради.






По желанию выходит к доске и чертит схему.



Слушают учителя и фиксируют в тетрадях виды социальной мобильности.







Ищут с помощью гаджетов в интернете проявления горизонтальной и вертикальной мобильности и записывают примеры в тетрадь.






Отвечают на вопросы учителя, делятся полученными результатами работы, фиксируют недостающий материал в тетрадь.









- Процесс можно ускорить, если воспользоваться лифтом



С помощью текста параграфа выписывают в тетрадь определение понятия «социальные лифты»


Слушают фрагменты песен, предлагают возможные варианты ответов:

Брак;

Образование;

Политическая карьера.










Делятся на мини-группы.



Решают задания в кейсах. Представляют работы в форме таблицы  (Характеристика исходного социального статуса героя - Вид социальной мобильности - Характеристика измененного социального статуса - Личностные черты и качества; социальные «лифты», способствующие данной мобильности)

Например:

Сказка Шарля Пьеро «Золушка». Главная героиня сказки изначально имела низкий социальный статус, выполняла тяжелую и грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела никаких прав. В конце сказки она совершила восходящую социальную мобильность и приобрела высочайший статус, став женой принца. То есть был использован социальный лифт «удачный брак», но помогли этому такие личностные качества, как терпение, трудолюбие, доброта.




Первичное закрепление





















Вначале урока мы с вами сформулировали цель занятия. Давайте, вернемся к ней и оценим насколько мы справились с работой.


Давайте вернемся к составленной нами на уроке схеме «Виды социальной мобильности». Чем она может нам полезна? На какие вопросы она позволяет ответить? Проанализируем вместе.


Вы абсолютно правы.

Возможность изменять свой социальный статус, влечет за собой и многие другие изменения – образа жизни, условий, окружения, манере общения, поведения. Как вы думаете, каждый ли человек может эффективно адаптироваться к этому? А если не каждый, то какой? Какие качества помогают ему это сделать?


Замечательно! Благодаря нашей совместной и плодотворной работе, мы узнали сегодня много важных и интересных фактов.


Возвращаются к цели урока, убеждаются, что изучили понятие мобильность, знают признаки и её виды.



Отвечают на вопросы учителя, анализируя схему, приводя свои рассуждения по этому поводу.




Отвечают на вопрос учителя: « Нет, не каждый человек в силе справиться с таким явлением. Качества, которые позволяют человеку адаптировать ко вновь изменяющимся условиям - гибкость, не боязнь новизны, способность идти на риски и брать ответственность на свои плечи.»

Систематизация и обобщение













Итак, одной из наших задач было – определить роль и значение социальной мобильности в жизни человека. Но решать данную задачу, мы будем путем составления кластера, где нами будут выделены плюсы и минусы социальной мобильности.


Плюсы социальной мобильности

-  возможность продвижения вверх, т.е. увеличение количества получаемых им социальных благ, реализация личных данных индивида, делает его более пластичным и многосторонним.

- возможность создания новых групп, идей, приобретение нового опыта.

-  Двиижение вниз, т.е. рост самосознания, более реалистическая самооценке индивида и соответственно более реалистический выбору цели, включая менее оплачиваемую, но более интересную работ.

Минусы социальной мобильности:

-  к отрицательным результатам мобильности как вертикальной, так горизонтальной относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, но именно этот процесс способствует вступлению в новую группу.


Какой вывод можно сделать, опираясь на данные нашего кластера?




Отлично. Надеюсь, вы также как и я довольны нашей работой и каждый из вас вынесет для себя важный урок.


Что было самым полезным для вас сегодня на уроке? Что вызывало трудности? С чем мы справились, по вашему мнению, на 100 %? Чему нам нужно еще подучиться?


Слушают учителя, совместно составляют кластер «Плюсы и минусы социальной мобильности»


Оформляют у себя в тетради в виде кластера
























- Можно сказать, что несмотря на названные минусы социальной мобильности, плюсов значительно больше. Это позволяет данному социальному явлению играть исключительно положительную роль в обществе. Трудности, которые переживает общество в связи с социальной мобильностью временны и, как правило, ведут в основном к улучшению жизнедеятельности, делают человека более гибким, коммуникабельным, мобильным, адекватно оценивающим свои способности и возможности.





Рефлексируют, отвечая на вопросы учителя

Домашнее задание

Самостоятельное закрепление изученного материала и параграфа учебника.


Выписать в словарик и выучить новые понятия: социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная и т.д.


С опорой на проделанную работу на уроке, самостоятельно привести по 3 примера социальной мобильности героев сказок/ мультфильмов/ фильмов (которые не были озвучены на уроке) на каждый вид социальной мобильности или придумывает фрагменты своих сказок (на выбор); к каждому примеру необходима пояснительная записка в форме аргументов и доказательств своей точки зрения.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.





Таблица к этапу «Изучение нового» 

Социальная мобильность героев сказок

Характеристика исходного социального статуса героя


Вид социальной мобильности


Характеристика измененного социального статуса


Личностные черты и качества; социальные «лифты», способствующие данной мобильности




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.