Технологическая карта урока по предмету математика в 6 классе на тему «Деление обыкновенных дробей»
Мокина В.С. учитель математики МАОУ гимназия №83
г.Тюмени
Технологическая карта урока по предмету математика в 6-ом классе на тему «Деление обыкновенных дробей».
Тип урока |
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний |
||
Авторы УМК |
Математика: 6 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 |
||
Цели урока |
Создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут вывести правило дения дробей. Сформировать умение делить обыкновенные дроби и смешанные числа. |
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
- Формулировать правила деления обыкновенных дробей и смешанных чисел. - Применять правила деления обыкновенных дробей и смешанных чисел при решении заданий. |
Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: записывать выводы в виде правил, формул. |
формировать устойчивый познавательный интерес, развивать внимание, память, логическое мышление |
|
Оборудование: |
мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал. |
||
Образовательные ресурсы: |
презентация |
||
Организационная структура урока |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Этап мотивации. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
- Добрый день, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать. |
Демонстрируют готовность к уроку |
2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Устная работа. Слайд 2 -Сформулируйте правило умножения дроби на дробь. Вычислить: •3, • , • -Сформулируйте основное свойство дроби, сокращение дробей. -Сократить дроби: , , - Какие числа называют взаимнообратными? Приведите примеры. - Вычислить: :2, 1 • 2, : 4, • 1 - Решить задачу: Слайд 3 За ч мотоциклист проехал 20 км. С какой скоростью ехал мотоциклист? –дети затруднятся решить эту задачу, но могут предположить ответ. |
Дают ответы: -При умножении дробей перемножаются их числители и перемножаются их знаменатели. - 15/19, 8/27, 12/40 . -Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь. -Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби. - ¾ , ½, ½. -Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными,7 и 1/7, 0,2 и 5. ,, , 1 - Не умеем делить дробь на дробь. |
3. Постановка проблемы. Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока. |
-Почему не смогли выполнить деление дробей? -Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет? -Запишите число и тему урока. -Какие цели поставим на сегодняшний урок? Чему вы хотели бы сегодня научиться? - А как мы поймем научились мы делить обыкновенные дроби или нет? Давайте вместе проговорим, чему мы должны научиться на уроке. По мере постановки учащимися учебных задач учитель записывает их на доску. -вывести правила деления обыкновенных дробей и смешанных чисел; -применять это правила при выполнении примеров и решении задач. |
- Не умеем делить обыкновенные дроби. - Деление обыкновенных дробей. - вывести правила деления обыкновенных дробей и смешанных чисел; -применять эти правила при выполнении примеров и решении задач Записывают число и тему урока в тетради. |
4. Открытие учениками нового знания. Цель этапа: организовать решение проблемной ситуации. |
Ребята, я вам предлагаю сегодня поработать в парах. Вы должны будете вывести правило деления обыкновенных дробей сами. У вас на столах лежат рабочие листы с заданиями. Выполните эти задания и попробуйте сформулировать правило деления дроби на дробь. Если это задание у вас вызовёт затруднение, то можно обратиться к учебнику. Задания предлагаются по рядам. Три вида карточек. После работы в парах, формулируем правило. Сравниваем выводы детей с правилом предложенным в учебнике. Ещё раз расскажите правило своему соседу. |
Выполняют задания в рабочих листах. Озвучивают выводы. Читают правило в учебнике. Записывают формулу в тетради. |
5. Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление Цель этапа: организовать решение и объяснение задания. |
А сейчас мы будем закреплять данное правило. Решим №№ 467, 477(г). В последнем номере делаем вывод о том, как можно делить смешанные числа. Каким правилом мы пользовались при делении дробей? Хорошо! Молодцы ребята! |
Учащиеся решают задания у доски с комментарием. Дети проговаривают правило. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения и нахождения ошибок в работе. |
Самостоятельная работа.(по вариантам) 1.Запишите алгоритм деления обыкновенных дробей. Чтобы разделить одну дробь на другую надо: 1. Делимое умножить на ____________________ , 2. Числитель и знаменатель первой дроби умножить на ____________________ 3. если можно ____________________, 4. Запишите это правило на математическом языке (формулой). 1.Запишите алгоритм деления смешанных чисел. Чтобы разделить смешанное число на смешанное число надо: Перевести смешанные числа в ____________________ ,
Делимое умножить на ____________________ ,
Числитель и знаменатель первой дроби умножить на __________,
если можно ____________________. 2. Используя правила, выполните деление обыкновенных дробей и смешанных чисел. Математический диктант. Слайд 4 |
Выполняют самостоятельную работу и математический диктант |
7.Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
-Какая задача стояла перед нами в начале урока? - Можно ли считать, что мы сами вывели это правило? -Что нам помогло? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. |
Дают ответы на вопросы -Да Рабочие листы и учебник. Анализируют работу на уроке через самооценку Заполняют листы самооценки |
Домашнее задание |
1.Выучить правило деления обыкновенных дробей. 2. Прочитать материал § 15, выполнить контрольные задания на стр.112. 3.Выполнить № 463, № 468(а,е), № 491(а,в). |
Записывают домашнее задание |
Приложение.
Рабочий лист №1.
Решите задачи.
Площадь приусадебного участка равна , а его длина - 3 а. Определите ширину приусадебного участка.
Площадь приусадебного участка равна га, а его длина - м. Определите ширину приусадебного участка.
Похожи ли условия задачи? Сравни алгоритм решения. Если затрудняетесь решить вторую задачу, то прочитай вывод на странице 111-112.
Ответьте на вопрос: как выполнить деление обыкновенных дробей?
Рабочий лист №2.
Решите задачи.
Найдите ширину куска ткани прямоугольной формы, если его площадь - м и длинна - 5 м.
Найдите ширину листа бумаги прямоугольной формы, если его площадь - м и длина - м.
Похожи ли условия задачи? Сравни алгоритм решения. Если затрудняетесь решить вторую задачу, то прочитай вывод на странице 111-112.
Ответьте на вопрос: как выполнить деление обыкновенных дробей?
Карточки с самостоятельной работой.
1.Запишите алгоритм деления обыкновенных дробей.
Чтобы разделить одну дробь на другую надо:
1. Делимое умножить на ____________________
2. Числитель и знаменатель первой дроби умножить на ____________________
3. если можно ____________________
4. Запишите это правило на математическом языке (формулой).
1.Запишите алгоритм деления смешанных чисел.
Чтобы разделить смешанное число на смешанное число надо:
Перевести смешанные числа в ____________________
Делимое умножить на ____________________
Числитель и знаменатель первой дроби умножить на ________________
если можно __________.
презентация
лист самооценки
Вид работы |
Оценка (+, -) |
1.Я сам(а) вывела правило |
|
2.Я вывел(а) правило с помощью учебника |
|
3.Решение самотоятельной рабты №1. |
|
4.Решение математического диктанта. |
|
5. Я активно рабтал(а) на уроке, правильно решал(а) задания. |