Технологическая карта урока по русскому языку (6 класс, «Школа России») Тема: Общеупотребительные слова. Диалектизмы

0
0
Материал опубликован 5 November

Технологическая карта урока по русскому языку (6 класс, «Школа России»)

Тема: Общеупотребительные слова. Диалектизмы
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: сформировать представление об общеупотребительных словах и диалектизмах; научить различать их в речи и тексте, понимать функцию диалектизмов в языке и художественной литературе.


Планируемые результаты

Предметные:

знают понятия «общеупотребительные слова» и «диалектизмы»;

умеют находить диалектизмы в тексте, подбирать к ним общеупотребительные синонимы;

понимают, почему диалектизмы важны для языка и литературы.

Метапредметные:

познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают, работают с текстом и словарём;

регулятивные: планируют действия, оценивают результат;

коммуникативные: ведут диалог, аргументируют мнение, работают в паре/группе.

Личностные:

проявляют интерес к народному языку и культуре;

осознают богатство и разнообразие русского языка.


Оборудование

учебник русского языка для 6 класса (программа «Школа России»);

раздаточные материалы: тексты с диалектизмами, таблицы для заполнения;

толковый словарь С. И. Ожегова или В. И. Даля (в печатном или электронном виде);

презентация с иллюстрациями и примерами;

карта диалектов русского языка (опционально).

Что можно использовать в работе

Приёмы и методы

эвристическая беседа (вопросы‑ответы);

работа в парах (классификация слов);

анализ текста (поиск диалектизмов);

использование словаря (проверка значений);

рефлексия через завершение предложений.

Какие критерии успеха

Ученик может объяснить, что такое общеупотребительные слова и диалектизмы.

Умеет найти диалектизм в тексте и подобрать к нему общеупотребительный синоним.

Понимает, зачем писатели используют диалектизмы в художественной литературе.


Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Учитель:
— Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Общеупотребительные слова. Диалектизмы».

Ученики записывают.

2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин)

Учитель:
— Вспомните: все ли слова в русском языке знают и используют все люди? Приведите примеры слов, которые вы слышали от бабушек/дедушек или в деревне, но не используете в школе.

Ученики (примеры):
— «Кочет» (петух), «бурак» (свёкла), «закут» (хлев), «голицы» (рукавицы).

Учитель:
— Почему эти слова не все понимают? Где они чаще встречаются?
Ученики:
— Их знают в определённой местности, в городе так не говорят.

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Учитель:
— Сегодня мы узнаем:

что такое общеупотребительные слова и диалектизмы;

как их различать;

зачем диалектизмы нужны в языке и литературе.
— Сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ к концу урока.
Ученики (варианты):
— Как понять, что слово — диалектизм?
— Почему писатели используют диалектизмы?
— Можно ли заменить диалектизм на обычное слово?

4. Открытие нового знания (10 мин)

Учитель (через презентацию/доску):
— Общеупотребительные слова — это слова, которые понимают и используют все носители языка в любой ситуации (дом, вода, идти, красный).
— Диалектизмы — слова, характерные для речи жителей определённой местности. Они могут обозначать:

предметы быта (закутголицы);

природные явления (пургасуховей);

действия (баить — говорить, шуметь — кричать).

Учитель:
— Посмотрим на примеры. Сравните:

петух (общеупотребительное) — кочет (диалектизм);

свёкла — бурак;

рукавицы — голицы.

Учитель:
— Как проверить, является ли слово диалектизмом?
Ученики:
— Посмотреть в толковом словаре: если есть пометка «обл.» (областное), значит, это диалектизм.

Учитель:
— Верно! Ещё можно спросить у людей из разных регионов: если слово знают не все, скорее всего, это диалектизм.

5. Первичное закрепление (8 мин)

Учитель (раздаёт карточки с парами слов):
— Разделите слова на две группы: общеупотребительные и диалектизмы. Для диалектизмов подберите синоним из литературного языка.

Слова на карточке: дом, кочет, вода, бурак, идти, баить, красный, голицы, солнце, заулок.

Ученики (работа в парах, затем озвучивают):

Общеупотребительные: дом, вода, идти, красный, солнце.

Диалектизмы:

кочет → петух;

бурак → свёкла;

баить → говорить;

голицы → рукавицы;

заулок → переулок.

Учитель:
— Почему вы отнесли 
заулок к диалектизмам?
Ученики:
— Мы не используем это слово в городе, его знают в сельской местности.

6. Работа с текстом (7 мин)

Учитель (даёт отрывок из художественного текста, напр. из произведений В. П. Астафьева или М. А. Шолохова):
— Найдите в тексте диалектизмы. Подберите к ним общеупотребительные синонимы. Зачем автор их использует?

Пример отрывка:

«Бабушка сказала: „Сходи-ка на огород, нарви бураков да щавелю. А потом затопи печь, испечём шаньги“».

Ученики (анализируют, записывают):

бураки → свёклы;

щавель (общеупотребительное, но в некоторых регионах — диалектизм);

шаньги → пирожки.

Учитель:
— Зачем автор пишет бураки, а не свёклы?
Ученики:
— Чтобы передать речь бабушки, показать деревенский колорит, сделать текст живым.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Учитель (задание в учебнике или на карточке):
— Выпишите из предложенного текста 3 диалектизма и 3 общеупотребительных слова. Для каждого диалектизма укажите синоним.

Ученики (выполняют, сверяют с образцом на доске).

8. Рефлексия (5 мин)

Учитель:
— Что нового узнали на уроке?
— Как отличить диалектизм от общеупотребительного слова?
— Приведите свой пример диалектизма и его синонима.
— Было ли что‑то сложным?

Ученики (ответы):
— Узнали, что диалектизмы — это местные слова, их можно заменить на общеупотребительные.
— Диалектизм часто имеет пометку «обл.» в словаре.
— Пример: 
кочет — петух.
— Сначала было трудно находить диалектизмы в тексте, но потом разобрались.

Учитель (предлагает завершить предложения):

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно…»

«Теперь я могу…»

9. Домашнее задание (2 мин)

Обязательное:

выучить определения «общеупотребительные слова» и «диалектизмы»;

выполнить упражнение из учебника (найти диалектизмы в тексте, подобрать синонимы).

По желанию:

записать 2–3 диалектизма, которые слышали от старших, указать их значение и регион употребления;

придумать небольшой текст (5–6 предложений) с 2–3 диалектизмами, чтобы передать колорит деревенской речи.


Задания по теме «Общеупотребительные слова. Диалектизмы»

Задание 1. Распределите слова по группам

Распределите слова на две группы: общеупотребительные и диалектизмы. Объясните, почему вы отнесли слова к той или иной группе.

Слова: рушник, балакать, волна, вечерять, вязёнки, страна, малый, фельетон, чувствовать, кортик, певень, полк, воин, рыбалка, дролиться, трещотка, бучило, бордовый, дыхало.

Ответ:

Общеупотребительные слова

Диалектизмы

волна, страна, малый, чувствовать, фельетон, рыбалка, полк, воин, трещотка, бордовый

рушник, балакать, вечерять, вязёнки, певень, дролиться, бучило, дыхало

Пояснение: общеупотребительные слова понятны всем носителям языка, независимо от места проживания и профессии. Диалектизмы используются только в определённых регионах и могут быть непонятны людям из других мест.

Задание 2. Найдите диалектизмы в тексте

Прочитайте текст и выпишите все диалектизмы. Подберите к ним общеупотребительные синонимы.

Текст: «А ехали сутемень я да отец мой, Фёдор, в Верхнюю Пучугу храм писать. Нас настигли трое-пятеро гулевых, вроде как бы Ипатовых. Хоть ноне про Ипата и не слышно стало. Говорят, молоньей их сожгло враз… Во всю конску пору гнали мы, а сугнали нас. Да шибанул один, плешак озорной, отца-то ногой в утробу. Отец пал, а я бегом ушёл, узелок схватив. У меня в нём и прибор весь, и пищи кусочек…». 

Ответ:

Диалектизм

Общеупотребительный синоним

сутемень

темнота, ночь

гулевых

бродяги, бездельники

ноне

сейчас, теперь

молоньей

молнией

конску

лошадиную

сугнали

догнали, настигли

шибанул

ударил

плешак

озорник, хулиган

утробу

живот

Задание 3. Соотнесите общеупотребительные слова и диалектизмы

Соотнесите общеупотребительные слова с их диалектными аналогами. Объясните, в чём разница между этими словами.

Общеупотребительные слова: полотенце, белка, петух, овраг, ужинать.

Диалектизмы: утирка, векша, кочет, балка, вечерять.

Ответ:

Общеупотребительное слово

Диалектизм

Разница

полотенце

утирка

Диалектизм характерен для определённого региона, общеупотребительное слово понятно всем

белка

векша

Диалектизм используется в местных говорах, общеупотребительное слово — в литературном языке

петух

кочет

Диалектизм отражает региональную специфику, общеупотребительное слово универсально

овраг

балка

Диалектизм может быть непонятен за пределами региона, общеупотребительное слово известно всем

ужинать

вечерять

Диалектизм связан с местными традициями, общеупотребительное слово нейтрально

Задание 4. Тест на знание темы

Выберите правильный вариант ответа:

Общеупотребительные слова — это:

слова, ограниченные в употреблении территориально;

слова, которыми пользуются определённые группы лиц по профессии;

слова, употребление которых не ограничено, они нейтральны.

Ответ: слова, употребление которых не ограничено, они нейтральны.

Диалектизмы — это:

слова, которыми пользуются все жители России;

слова, которыми пользуются жители определённой местности;

слова, которые используют жители села или деревни.

Ответ: слова, которыми пользуются жители определённой местности.

В толковых словарях диалектизмы обычно сопровождаются пометой:

спец.;

обл.;

жарг.

Ответ: обл.

Какое из этих слов является диалектизмом?

сиверко;

литера;

заяц;

матрица.

Ответ: сиверко.

Эти задания помогут ученикам закрепить знания о различиях между общеупотребительными словами и диалектизмами, а также научиться находить и анализировать диалектные слова в текстах.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации