Технологическая карта урока по русскому языку (6 класс, «Школа России») Тема: Общеупотребительные слова. Диалектизмы
Технологическая карта урока по русскому языку (6 класс, «Школа России»)
Тема: Общеупотребительные слова. Диалектизмы
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: сформировать представление об общеупотребительных словах и диалектизмах; научить различать их в речи и тексте, понимать функцию диалектизмов в языке и художественной литературе.
Планируемые результаты
Предметные:
знают понятия «общеупотребительные слова» и «диалектизмы»;
умеют находить диалектизмы в тексте, подбирать к ним общеупотребительные синонимы;
понимают, почему диалектизмы важны для языка и литературы.
Метапредметные:
познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают, работают с текстом и словарём;
регулятивные: планируют действия, оценивают результат;
коммуникативные: ведут диалог, аргументируют мнение, работают в паре/группе.
Личностные:
проявляют интерес к народному языку и культуре;
осознают богатство и разнообразие русского языка.
Оборудование
учебник русского языка для 6 класса (программа «Школа России»);
раздаточные материалы: тексты с диалектизмами, таблицы для заполнения;
толковый словарь С. И. Ожегова или В. И. Даля (в печатном или электронном виде);
презентация с иллюстрациями и примерами;
карта диалектов русского языка (опционально).
Что можно использовать в работе
Приёмы и методы
эвристическая беседа (вопросы‑ответы);
работа в парах (классификация слов);
анализ текста (поиск диалектизмов);
использование словаря (проверка значений);
рефлексия через завершение предложений.
Какие критерии успеха
Ученик может объяснить, что такое общеупотребительные слова и диалектизмы.
Умеет найти диалектизм в тексте и подобрать к нему общеупотребительный синоним.
Понимает, зачем писатели используют диалектизмы в художественной литературе.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Учитель:
— Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Общеупотребительные слова. Диалектизмы».
Ученики записывают.
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин)
Учитель:
— Вспомните: все ли слова в русском языке знают и используют все люди? Приведите примеры слов, которые вы слышали от бабушек/дедушек или в деревне, но не используете в школе.
Ученики (примеры):
— «Кочет» (петух), «бурак» (свёкла), «закут» (хлев), «голицы» (рукавицы).
Учитель:
— Почему эти слова не все понимают? Где они чаще встречаются?
Ученики:
— Их знают в определённой местности, в городе так не говорят.
3. Постановка учебной задачи (3 мин)
Учитель:
— Сегодня мы узнаем:
что такое общеупотребительные слова и диалектизмы;
как их различать;
зачем диалектизмы нужны в языке и литературе.
— Сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ к концу урока.
Ученики (варианты):
— Как понять, что слово — диалектизм?
— Почему писатели используют диалектизмы?
— Можно ли заменить диалектизм на обычное слово?
4. Открытие нового знания (10 мин)
Учитель (через презентацию/доску):
— Общеупотребительные слова — это слова, которые понимают и используют все носители языка в любой ситуации (дом, вода, идти, красный).
— Диалектизмы — слова, характерные для речи жителей определённой местности. Они могут обозначать:
предметы быта (закут, голицы);
природные явления (пурга, суховей);
действия (баить — говорить, шуметь — кричать).
Учитель:
— Посмотрим на примеры. Сравните:
петух (общеупотребительное) — кочет (диалектизм);
свёкла — бурак;
рукавицы — голицы.
Учитель:
— Как проверить, является ли слово диалектизмом?
Ученики:
— Посмотреть в толковом словаре: если есть пометка «обл.» (областное), значит, это диалектизм.
Учитель:
— Верно! Ещё можно спросить у людей из разных регионов: если слово знают не все, скорее всего, это диалектизм.
5. Первичное закрепление (8 мин)
Учитель (раздаёт карточки с парами слов):
— Разделите слова на две группы: общеупотребительные и диалектизмы. Для диалектизмов подберите синоним из литературного языка.
Слова на карточке: дом, кочет, вода, бурак, идти, баить, красный, голицы, солнце, заулок.
Ученики (работа в парах, затем озвучивают):
Общеупотребительные: дом, вода, идти, красный, солнце.
Диалектизмы:
кочет → петух;
бурак → свёкла;
баить → говорить;
голицы → рукавицы;
заулок → переулок.
Учитель:
— Почему вы отнесли заулок к диалектизмам?
Ученики:
— Мы не используем это слово в городе, его знают в сельской местности.
6. Работа с текстом (7 мин)
Учитель (даёт отрывок из художественного текста, напр. из произведений В. П. Астафьева или М. А. Шолохова):
— Найдите в тексте диалектизмы. Подберите к ним общеупотребительные синонимы. Зачем автор их использует?
Пример отрывка:
«Бабушка сказала: „Сходи-ка на огород, нарви бураков да щавелю. А потом затопи печь, испечём шаньги“».
Ученики (анализируют, записывают):
бураки → свёклы;
щавель (общеупотребительное, но в некоторых регионах — диалектизм);
шаньги → пирожки.
Учитель:
— Зачем автор пишет бураки, а не свёклы?
Ученики:
— Чтобы передать речь бабушки, показать деревенский колорит, сделать текст живым.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)
Учитель (задание в учебнике или на карточке):
— Выпишите из предложенного текста 3 диалектизма и 3 общеупотребительных слова. Для каждого диалектизма укажите синоним.
Ученики (выполняют, сверяют с образцом на доске).
8. Рефлексия (5 мин)
Учитель:
— Что нового узнали на уроке?
— Как отличить диалектизм от общеупотребительного слова?
— Приведите свой пример диалектизма и его синонима.
— Было ли что‑то сложным?
Ученики (ответы):
— Узнали, что диалектизмы — это местные слова, их можно заменить на общеупотребительные.
— Диалектизм часто имеет пометку «обл.» в словаре.
— Пример: кочет — петух.
— Сначала было трудно находить диалектизмы в тексте, но потом разобрались.
Учитель (предлагает завершить предложения):
«Сегодня я узнал…»
«Мне было интересно…»
«Теперь я могу…»
9. Домашнее задание (2 мин)
Обязательное:
выучить определения «общеупотребительные слова» и «диалектизмы»;
выполнить упражнение из учебника (найти диалектизмы в тексте, подобрать синонимы).
По желанию:
записать 2–3 диалектизма, которые слышали от старших, указать их значение и регион употребления;
придумать небольшой текст (5–6 предложений) с 2–3 диалектизмами, чтобы передать колорит деревенской речи.
Задания по теме «Общеупотребительные слова. Диалектизмы»
Задание 1. Распределите слова по группам
Распределите слова на две группы: общеупотребительные и диалектизмы. Объясните, почему вы отнесли слова к той или иной группе.
Слова: рушник, балакать, волна, вечерять, вязёнки, страна, малый, фельетон, чувствовать, кортик, певень, полк, воин, рыбалка, дролиться, трещотка, бучило, бордовый, дыхало.
Ответ:
Общеупотребительные слова | Диалектизмы |
волна, страна, малый, чувствовать, фельетон, рыбалка, полк, воин, трещотка, бордовый | рушник, балакать, вечерять, вязёнки, певень, дролиться, бучило, дыхало |
Пояснение: общеупотребительные слова понятны всем носителям языка, независимо от места проживания и профессии. Диалектизмы используются только в определённых регионах и могут быть непонятны людям из других мест.
Задание 2. Найдите диалектизмы в тексте
Прочитайте текст и выпишите все диалектизмы. Подберите к ним общеупотребительные синонимы.
Текст: «А ехали сутемень я да отец мой, Фёдор, в Верхнюю Пучугу храм писать. Нас настигли трое-пятеро гулевых, вроде как бы Ипатовых. Хоть ноне про Ипата и не слышно стало. Говорят, молоньей их сожгло враз… Во всю конску пору гнали мы, а сугнали нас. Да шибанул один, плешак озорной, отца-то ногой в утробу. Отец пал, а я бегом ушёл, узелок схватив. У меня в нём и прибор весь, и пищи кусочек…».
Ответ:
Диалектизм | Общеупотребительный синоним |
сутемень | темнота, ночь |
гулевых | бродяги, бездельники |
ноне | сейчас, теперь |
молоньей | молнией |
конску | лошадиную |
сугнали | догнали, настигли |
шибанул | ударил |
плешак | озорник, хулиган |
утробу | живот |
Задание 3. Соотнесите общеупотребительные слова и диалектизмы
Соотнесите общеупотребительные слова с их диалектными аналогами. Объясните, в чём разница между этими словами.
Общеупотребительные слова: полотенце, белка, петух, овраг, ужинать.
Диалектизмы: утирка, векша, кочет, балка, вечерять.
Ответ:
Общеупотребительное слово | Диалектизм | Разница |
полотенце | утирка | Диалектизм характерен для определённого региона, общеупотребительное слово понятно всем |
белка | векша | Диалектизм используется в местных говорах, общеупотребительное слово — в литературном языке |
петух | кочет | Диалектизм отражает региональную специфику, общеупотребительное слово универсально |
овраг | балка | Диалектизм может быть непонятен за пределами региона, общеупотребительное слово известно всем |
ужинать | вечерять | Диалектизм связан с местными традициями, общеупотребительное слово нейтрально |
Задание 4. Тест на знание темы
Выберите правильный вариант ответа:
Общеупотребительные слова — это:
слова, ограниченные в употреблении территориально;
слова, которыми пользуются определённые группы лиц по профессии;
слова, употребление которых не ограничено, они нейтральны.
Ответ: слова, употребление которых не ограничено, они нейтральны.
Диалектизмы — это:
слова, которыми пользуются все жители России;
слова, которыми пользуются жители определённой местности;
слова, которые используют жители села или деревни.
Ответ: слова, которыми пользуются жители определённой местности.
В толковых словарях диалектизмы обычно сопровождаются пометой:
спец.;
обл.;
жарг.
Ответ: обл.
Какое из этих слов является диалектизмом?
сиверко;
литера;
заяц;
матрица.
Ответ: сиверко.
Эти задания помогут ученикам закрепить знания о различиях между общеупотребительными словами и диалектизмами, а также научиться находить и анализировать диалектные слова в текстах.