Технологическая карта урока по теме «Алгоритмизация» (первый урок в теме, информатика и ИКТ, 7-8 класс)

2
0
Материал опубликован 18 October 2020

Тема «Алгоритмы»

Структура и ход занятия

п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время (в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)


Приветствие учащихся.


Готовят рабочее пространство к уроку, настраиваются на работу.


2 мин.

Этап актуализации знаний

https://www.youtube.com/watch?v=X42dOVPzKQE

Демонстрирует ролик (урока «Час кода»)

Задаёт вопросы. Помогает сделать вывод.

Смотрят ролик

Отвечают на вопросы.

Делают вывод




6 мин

Этап открытий новых знаний:

- Проектная деятельность

- Постановка проблемы

- Выдвижение гипотезы


Помогает сформулировать гипотезу.

Делит на команды (группы).

Следит и направляет процесс составления инструкций.

Говорит, что необходимо записать в тетрадь

Ведут диалог с учителем, затем групповая работа

Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах.

Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по определенным вопросам.

Записывают новую информацию.

15 мин.

Закрепление знаний обучающихся


Раздаёт карточки, на которых написаны алгоритмы, детям необходимо определить его исполнителя

Выполняют задание

5 мин.

Практическая работа

https://codewards.ru/hourofcode

В среде КОДВАРДС пройти игру

Проходят игру в тренажёре сайта (в зависимости от своего уровня)

13 мин.

Рефлексия

Пликерс

https://www.plickers.com

Опрос, с помощью сайта Plickers




Отвечают на вопросы с помощью специальных карточек.

2 мин.

Подведение итогов занятия педагогом


Похвалить учеников

Выдать домашнее задание

Ещё раз повторить понятие алгоритма

Слушают

2 мин.



Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)


п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Пликерс

Сайт для проведения быстрых опросов, тестов в фронтальной форме с применением телефона, компьютера, проектора

Сайт

https://www.plickers.com

2

Кодвардс

Сайт, на котором дети знакомятся с построением алгоритмов для конкретного исполнителя

Сайт

https://codewards.ru/hourofcode

3

YouTube

Видеохостинг

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=X42dOVPzKQE

Структура и ход занятия:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- заполнение журнала учета работы;

- проверка готовности обучающихся к занятию;

- настрой обучающихся на работу.


2. Этап актуализация знаний обучающихся.

Вопросы учителя:

1. Есть ли у вас режим дня?

2. А есть ли у вас какие-то действия, которые вы выполняете в определенном порядке утром? Расскажите.

3. Всегда вы выполняете их в определенном порядке (последовательности)?

Вывод о том, что в обычной жизни есть повторяющиеся последовательности действий.


Предлагаю вам посмотреть ролик.

Просмотр ролика

Вопросы после ролика:

Думал ли кто-нибудь из вас связать свою жизнь с миром IT-технологий?
Есть ли в этой сфере у вас знакомые?


3. Этап открытий новых знаний.

Учитель задаёт вопросы:

1. Есть, что вокруг нас уже есть алгоритмы? (есть)

2. Приведите примеры. (приготовление супа, бутерброда, переход улицы, звукобуквенный анализ слова и т.д.)

То есть алгоритмы уже вокруг нас!


Учитель предлагает поделиться на команды (группы), для составления алгоритмов по примерам ребят (если таковых не было, то предлагает свои примеры: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофор, приготовление салата, замена колеса у машины, переход улицы без светофора, но с пешеходным переходом и др)

Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах.

Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:

Что общего во всех инструкциях, алгоритмах?(Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)

Что получается после выполнения алгоритма?(Конкретный результат - свойство результативности.)

Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?(Свойство массовости.)

Все ли инструкции просты и понятны?(Свойство выполнимости и понятности команд.)

Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности?(Свойство детерминированности.)

Учитель: Процесс создания алгоритмов называется – алгоритмизацией.

Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.

Исполнитель алгоритма – это человек, животное или автоматическое устройство, которое способно исполнять алгоритм. (запишите себе это определение)

Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.

Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может выполнить. (запишите себе это определение)


4. Закрепление знаний обучающихся.

Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ (карточки):

Карточка №1

Уборка мусора во дворе


Перевозка пассажиров в поезде

Приём экзаменов в школе

Приготовление еды в ресторане


Выполнение домашнего задания

Перевозка грузов

дворник

машинист

учитель

повар

ученик

водитель

Запишите 3 команды которые данный исполнитель может выполнить (карточки), и три команды, которые не входят в его систему команд.


Карточка №2


Дворник


Продавец


Учитель

Может выполнить

Не входит в СКИ

Может выполнить

Не входит в СКИ

Может выполнить

Не входит в СКИ










Повар


Ученик


Водитель

Может выполнить

Не входит в СКИ

Может выполнить

Не входит в СКИ

Может выполнить

Не входит в СКИ










5. Практическая работа (название):

Ребята садимся за компьютеры и открываем браузер.

В поисковую строку вводим «Кодвардс» (если класс плохо работает за компьютером или мало времени, то можно заранее открыть необходимы сайт для работы https://codewards.ru/hourofcode)

Заходим на сайт, листаем вниз до блока (Попробуйте Час Кода с C.A.T.S.)

Нажмите кнопку «Попробовать»

Выбираем уровень (6-9 лет / 10-13 лет / 14-17 лет)

Читаем внимательно инструкции.


Учитель в процесс практической работы индивидуально помогает пройти сложные места в игре, комментирует если дети что-то не понимают.


6. Рефлексия (с помощью Plickers)

t1603021914aa.png

t1603021914ab.png

t1603021914ac.png


7. Подведение итогов занятия педагогом:

- сообщение педагогом о достижении целей занятия;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;

- сообщение о теме следующего занятия;

- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию (выучить все определения, заполнить карточку)


Карточка №3

Исполнитель

Собака

Компьютер

СКИ (3-5 действий)






Действия не входящие в СКИ







Карточка №4

Задача

СКИ

Ваш алгоритм

Напишите для чертёжника программу рисования следующей картинки (используем координаты точек, обязательно указываем начальную точку вашего алгоритма)

t1603021914ad.png

Поднять перо

Опустить перо

Сместиться в точку (х, у)

Начальная точка имеет координаты ( ; )



Уборка рабочих мест.


Методы: весь урок – словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные; во время практической работы за компьютером – практические, методы контроля, исследовательские; во время выполнения проекта – проблемные, продуктивные.


Средства: наглядные (видео), дидактические карточки для отработки и выполнения д/з, игра (практическая работа (составление алгоритма для робота)), ТСО: компьютер, проектор, колонки.


Личностные УУД

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (смена деятельности, двигательная активность в процессе урока);
  • Условия для самопознания и самореализации (создание проекта);
  • Условия для получения знаний и навыков (практическая работа - изучение СКИ робота);

Регулятивные УУД

  • Умение ставить личные цели и определять учебные цели.
  • Умение принимать решение
  • Осуществление индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД

  • Планирование, анализ, рефлексия (проект, практическая работа)
  • Навыки владения техникой (праткическая работа)

Коммуникативные УУД

  • Владение формами устной речи (ученики выступают с защитами проектов)
  • Диалог «человек» – «техническая система». (Работа с диалоговыми окна при выполнении практической работы)
  • Умение работать в группе. (Выполнение проекта)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации