12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Демидова Екатерина Васильевна693 Россия, Калининградская обл., Багратионовск |
Технологическая карта урока по теме "Алгоритмизация" (первый урок в теме)
Тема «Алгоритмы»
Структура и ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов) | Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность обучающегося | Время (в мин.) |
Мотивационный этап (организационный момент) | | Приветствие учащихся. | Готовят рабочее пространство к уроку, настраиваются на работу. | 2 мин. | |
Этап актуализации знаний | | Демонстрирует ролик (урока «Час кода») Задаёт вопросы. Помогает сделать вывод. | Смотрят ролик Отвечают на вопросы. Делают вывод | 6 мин | |
Этап открытий новых знаний: - Проектная деятельность - Постановка проблемы - Выдвижение гипотезы | | Помогает сформулировать гипотезу. Делит на команды (группы). Следит и направляет процесс составления инструкций. Говорит, что необходимо записать в тетрадь | Ведут диалог с учителем, затем групповая работа Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах. Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по определенным вопросам. Записывают новую информацию. | 15 мин. | |
Закрепление знаний обучающихся | | Раздаёт карточки, на которых написаны алгоритмы, детям необходимо определить его исполнителя | Выполняют задание | 5 мин. | |
Практическая работа | В среде КОДВАРДС пройти игру | Проходят игру в тренажёре сайта (в зависимости от своего уровня) | 13 мин. | ||
Рефлексия | Пликерс | Опрос, с помощью сайта Plickers | Отвечают на вопросы с помощью специальных карточек. | 2 мин. | |
Подведение итогов занятия педагогом | | Похвалить учеников Выдать домашнее задание Ещё раз повторить понятие алгоритма | Слушают | 2 мин. |
Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Пликерс | Сайт для проведения быстрых опросов, тестов в фронтальной форме с применением телефона, компьютера, проектора | Сайт | |
2 | Кодвардс | Сайт, на котором дети знакомятся с построением алгоритмов для конкретного исполнителя | Сайт | |
3 | YouTube | Видеохостинг | Видео | |
Структура и ход занятия:
1. Организационный момент:
- приветствие;
- заполнение журнала учета работы;
- проверка готовности обучающихся к занятию;
- настрой обучающихся на работу.
2. Этап актуализация знаний обучающихся.
Вопросы учителя:
1. Есть ли у вас режим дня?
2. А есть ли у вас какие-то действия, которые вы выполняете в определенном порядке утром? Расскажите.
3. Всегда вы выполняете их в определенном порядке (последовательности)?
Вывод о том, что в обычной жизни есть повторяющиеся последовательности действий.
Предлагаю вам посмотреть ролик.
Просмотр ролика
Вопросы после ролика:
Думал ли кто-нибудь из вас связать свою жизнь с миром IT-технологий?
Есть ли в этой сфере у вас знакомые?
3. Этап открытий новых знаний.
Учитель задаёт вопросы:
1. Есть, что вокруг нас уже есть алгоритмы? (есть)
2. Приведите примеры. (приготовление супа, бутерброда, переход улицы, звукобуквенный анализ слова и т.д.)
То есть алгоритмы уже вокруг нас!
Учитель предлагает поделиться на команды (группы), для составления алгоритмов по примерам ребят (если таковых не было, то предлагает свои примеры: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофор, приготовление салата, замена колеса у машины, переход улицы без светофора, но с пешеходным переходом и др)
Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах.
Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:
Что общего во всех инструкциях, алгоритмах?(Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)
Что получается после выполнения алгоритма?(Конкретный результат - свойство результативности.)
Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?(Свойство массовости.)
Все ли инструкции просты и понятны?(Свойство выполнимости и понятности команд.)
Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности?(Свойство детерминированности.)
Учитель: Процесс создания алгоритмов называется – алгоритмизацией.
Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.
Исполнитель алгоритма – это человек, животное или автоматическое устройство, которое способно исполнять алгоритм. (запишите себе это определение)
Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.
Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может выполнить. (запишите себе это определение)
4. Закрепление знаний обучающихся.
Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ (карточки):
Карточка №1
Уборка мусора во дворе | Перевозка пассажиров в поезде | Приём экзаменов в школе |
Приготовление еды в ресторане | Выполнение домашнего задания | Перевозка грузов |
– дворник
– машинист
– учитель
– повар
– ученик
– водитель
Запишите 3 команды которые данный исполнитель может выполнить (карточки), и три команды, которые не входят в его систему команд.
Карточка №2
Дворник | Продавец | Учитель | |||
Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ |
| | | | | |
Повар | Ученик | Водитель | |||
Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ |
| | | | | |
5. Практическая работа (название):
Ребята садимся за компьютеры и открываем браузер.
В поисковую строку вводим «Кодвардс» (если класс плохо работает за компьютером или мало времени, то можно заранее открыть необходимы сайт для работы
Заходим на сайт, листаем вниз до блока (Попробуйте Час Кода с C.A.T.S.)
Нажмите кнопку «Попробовать»
Выбираем уровень (6-9 лет / 10-13 лет / 14-17 лет)
Читаем внимательно инструкции.
Учитель в процесс практической работы индивидуально помогает пройти сложные места в игре, комментирует если дети что-то не понимают.
6. Рефлексия (с помощью Plickers)
|
|
|
7. Подведение итогов занятия педагогом:
- сообщение педагогом о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;
- сообщение о теме следующего занятия;
- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию (выучить все определения, заполнить карточку)
Карточка №3
Исполнитель | Собака | Компьютер |
СКИ (3-5 действий) | | |
Действия не входящие в СКИ | | |
Карточка №4
Задача | СКИ | Ваш алгоритм |
Напишите для чертёжника программу рисования следующей картинки (используем координаты точек, обязательно указываем начальную точку вашего алгоритма) | Поднять перо Опустить перо Сместиться в точку (х, у) | Начальная точка имеет координаты ( ; ) |
Уборка рабочих мест.
Методы: весь урок – словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные; во время практической работы за компьютером – практические, методы контроля, исследовательские; во время выполнения проекта – проблемные, продуктивные.
Средства: наглядные (видео), дидактические карточки для отработки и выполнения д/з, игра (практическая работа (составление алгоритма для робота)), ТСО: компьютер, проектор, колонки.
Личностные УУД
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды (смена деятельности, двигательная активность в процессе урока);
- Условия для самопознания и самореализации (создание проекта);
- Условия для получения знаний и навыков (практическая работа - изучение СКИ робота);
Регулятивные УУД
- Умение ставить личные цели и определять учебные цели.
- Умение принимать решение
- Осуществление индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД
- Планирование, анализ, рефлексия (проект, практическая работа)
- Навыки владения техникой (праткическая работа)
Коммуникативные УУД
- Владение формами устной речи (ученики выступают с защитами проектов)
- Диалог «человек» – «техническая система». (Работа с диалоговыми окна при выполнении практической работы)
- Умение работать в группе. (Выполнение проекта)