Технологическая карта урока по теме «Алгоритмизация» (первый урок в теме, информатика и ИКТ, 7-8 класс)
Тема «Алгоритмы»
Структура и ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов) | Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность обучающегося | Время (в мин.) |
Мотивационный этап (организационный момент) | | Приветствие учащихся. | Готовят рабочее пространство к уроку, настраиваются на работу. | 2 мин. | |
Этап актуализации знаний | https://www.youtube.com/watch?v=X42dOVPzKQE | Демонстрирует ролик (урока «Час кода») Задаёт вопросы. Помогает сделать вывод. | Смотрят ролик Отвечают на вопросы. Делают вывод | 6 мин | |
Этап открытий новых знаний: - Проектная деятельность - Постановка проблемы - Выдвижение гипотезы | | Помогает сформулировать гипотезу. Делит на команды (группы). Следит и направляет процесс составления инструкций. Говорит, что необходимо записать в тетрадь | Ведут диалог с учителем, затем групповая работа Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах. Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по определенным вопросам. Записывают новую информацию. | 15 мин. | |
Закрепление знаний обучающихся | | Раздаёт карточки, на которых написаны алгоритмы, детям необходимо определить его исполнителя | Выполняют задание | 5 мин. | |
Практическая работа | https://codewards.ru/hourofcode | В среде КОДВАРДС пройти игру | Проходят игру в тренажёре сайта (в зависимости от своего уровня) | 13 мин. | |
Рефлексия | Пликерс https://www.plickers.com | Опрос, с помощью сайта Plickers | Отвечают на вопросы с помощью специальных карточек. | 2 мин. | |
Подведение итогов занятия педагогом | | Похвалить учеников Выдать домашнее задание Ещё раз повторить понятие алгоритма | Слушают | 2 мин. |
Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Пликерс | Сайт для проведения быстрых опросов, тестов в фронтальной форме с применением телефона, компьютера, проектора | Сайт | https://www.plickers.com |
2 | Кодвардс | Сайт, на котором дети знакомятся с построением алгоритмов для конкретного исполнителя | Сайт | https://codewards.ru/hourofcode |
3 | YouTube | Видеохостинг | Видео | https://www.youtube.com/watch?v=X42dOVPzKQE |
Структура и ход занятия:
1. Организационный момент:
- приветствие;
- заполнение журнала учета работы;
- проверка готовности обучающихся к занятию;
- настрой обучающихся на работу.
2. Этап актуализация знаний обучающихся.
Вопросы учителя:
1. Есть ли у вас режим дня?
2. А есть ли у вас какие-то действия, которые вы выполняете в определенном порядке утром? Расскажите.
3. Всегда вы выполняете их в определенном порядке (последовательности)?
Вывод о том, что в обычной жизни есть повторяющиеся последовательности действий.
Предлагаю вам посмотреть ролик.
Просмотр ролика
Вопросы после ролика:
Думал ли кто-нибудь из вас связать свою жизнь с миром IT-технологий?
Есть ли в этой сфере у вас знакомые?
3. Этап открытий новых знаний.
Учитель задаёт вопросы:
1. Есть, что вокруг нас уже есть алгоритмы? (есть)
2. Приведите примеры. (приготовление супа, бутерброда, переход улицы, звукобуквенный анализ слова и т.д.)
То есть алгоритмы уже вокруг нас!
Учитель предлагает поделиться на команды (группы), для составления алгоритмов по примерам ребят (если таковых не было, то предлагает свои примеры: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофор, приготовление салата, замена колеса у машины, переход улицы без светофора, но с пешеходным переходом и др)
Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах.
Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:
Что общего во всех инструкциях, алгоритмах?(Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)
Что получается после выполнения алгоритма?(Конкретный результат - свойство результативности.)
Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?(Свойство массовости.)
Все ли инструкции просты и понятны?(Свойство выполнимости и понятности команд.)
Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности?(Свойство детерминированности.)
Учитель: Процесс создания алгоритмов называется – алгоритмизацией.
Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.
Исполнитель алгоритма – это человек, животное или автоматическое устройство, которое способно исполнять алгоритм. (запишите себе это определение)
Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.
Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может выполнить. (запишите себе это определение)
4. Закрепление знаний обучающихся.
Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ (карточки):
Карточка №1
Уборка мусора во дворе | Перевозка пассажиров в поезде | Приём экзаменов в школе |
Приготовление еды в ресторане | Выполнение домашнего задания | Перевозка грузов |
– дворник
– машинист
– учитель
– повар
– ученик
– водитель
Запишите 3 команды которые данный исполнитель может выполнить (карточки), и три команды, которые не входят в его систему команд.
Карточка №2
Дворник | Продавец | Учитель | |||
Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ |
| | | | | |
Повар | Ученик | Водитель | |||
Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ | Может выполнить | Не входит в СКИ |
| | | | | |
5. Практическая работа (название):
Ребята садимся за компьютеры и открываем браузер.
В поисковую строку вводим «Кодвардс» (если класс плохо работает за компьютером или мало времени, то можно заранее открыть необходимы сайт для работы https://codewards.ru/hourofcode)
Заходим на сайт, листаем вниз до блока (Попробуйте Час Кода с C.A.T.S.)
Нажмите кнопку «Попробовать»
Выбираем уровень (6-9 лет / 10-13 лет / 14-17 лет)
Читаем внимательно инструкции.
Учитель в процесс практической работы индивидуально помогает пройти сложные места в игре, комментирует если дети что-то не понимают.
6. Рефлексия (с помощью Plickers)
|
|
|
7. Подведение итогов занятия педагогом:
- сообщение педагогом о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;
- сообщение о теме следующего занятия;
- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию (выучить все определения, заполнить карточку)
Карточка №3
Исполнитель | Собака | Компьютер |
СКИ (3-5 действий) | | |
Действия не входящие в СКИ | | |
Карточка №4
Задача | СКИ | Ваш алгоритм |
Напишите для чертёжника программу рисования следующей картинки (используем координаты точек, обязательно указываем начальную точку вашего алгоритма) | Поднять перо Опустить перо Сместиться в точку (х, у) | Начальная точка имеет координаты ( ; ) |
Уборка рабочих мест.
Методы: весь урок – словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные; во время практической работы за компьютером – практические, методы контроля, исследовательские; во время выполнения проекта – проблемные, продуктивные.
Средства: наглядные (видео), дидактические карточки для отработки и выполнения д/з, игра (практическая работа (составление алгоритма для робота)), ТСО: компьютер, проектор, колонки.
Личностные УУД
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды (смена деятельности, двигательная активность в процессе урока);
- Условия для самопознания и самореализации (создание проекта);
- Условия для получения знаний и навыков (практическая работа - изучение СКИ робота);
Регулятивные УУД
- Умение ставить личные цели и определять учебные цели.
- Умение принимать решение
- Осуществление индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД
- Планирование, анализ, рефлексия (проект, практическая работа)
- Навыки владения техникой (праткическая работа)
Коммуникативные УУД
- Владение формами устной речи (ученики выступают с защитами проектов)
- Диалог «человек» – «техническая система». (Работа с диалоговыми окна при выполнении практической работы)
- Умение работать в группе. (Выполнение проекта)