Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Народные праздники» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 15 June 2020 в группе



Урок Изобразительного искусства

Класс 4 «А» (УМК Школа России)

Тема

«Народные праздники»

Педагогическая цель

Развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Уметь применять художественные умения, знания и представления в процессе художественно-творческих работ; научиться выполнять сюжетные композиции.

Личностные результаты

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осуществляют контроль по результату учебной деятельности;

Познавательные: получают представление о проведении ярмарки; обобщают знания по изученным ранее темам;

Коммуникативные: развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

Образовательные ресурсы

Листы А4, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для воды, палитры.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Доброе утро, ребята. Присаживайтесь.

- Проверьте, готовы ли вы к уроку.

- Доброе утро.

- Проверяют свою готовность к уроку.


1. Актуализация опорных знаний

- Ребята, подумайте, как называется день, когда все радуются и поздравляют друг друга с каким-либо событием?

- Вы абсолютно правы. У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.

- Скажите, какие праздники традиционны для русского народа?

- Послушаем сообщения учащихся о праздниках.

- Святки длились две недели, начинались в рождественский сочельник 6 января (24 декабря) и завершались в день крещения.

- Основными праздниками Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы.

- Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица издавна была общенародным праздником.

- Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света на зло и тьмой.

- Молодцы ребята, отличный материал.

- Скажите, что традиционно для каждого праздника?

- Как вы считаете, для каждого праздника готовят свои праздничные блюда или общие для всех?

- Докажите, что это не так.

- Праздники.
















-Дети читают сообщения.












- Поздравления, праздничный стол.

- Нет.

- На Пасху готовят куличи и красят яйца.

- На Рождество носят угощение из риса или перловки.

Познавательные УУД:-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других;-строить понятные для собеседника высказывания;-высказывать свое мнение(точку зрения), -дополнять, уточнять высказанные мнения;-отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;-организовать выполнение заданий учителя

2. Постановка учебной задачи

- Молодцы. ребята, а для того, чтобы узнать, что вы сегодня будете изображать, послушайте стихотворение:

Народ собрался на площади.

Шум, веселье вокруг.

На карусели лошади

Мчат нас за кругом круг.

Куклы, медведь дрессированный,

Цыганки пестрый наряд.

Смех, на ходулях клоуны,

Вверх качели летят.

Гогот, писк и мычание.

У коров грустный взгляд.

Лает пес и отчаянно

Поросята визжат.

Можно здесь купить семечки,

Сапоги и парчу.

Развеселое времечко.

Эх! Гуляй! Не хочу!

- О чем говорится в стихотворении?

- Вы правы, это стихотворение называется ярмарка.

- Подумайте, какой сюжет вы будете сегодня изображать?

- А как вы считаете, кто будет главным объектом вашего сюжета?

- Подумайте, в чем сложность изображения сюжета ярмарки?

- Какая цель у нашего урока?

- Слушают стихотворение.

















- Рассказывается о ярмарке.

- Мы будем изображать ярмарку.

- Люди, которые пришли на ярмарку.

- Научиться рисовать людей на ярмарке.

Познавательные УУД:-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);-определять и формулировать проблему;-осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других;-строить понятные для собеседника высказывания;-высказывать свое мнение(точку зрения);-анализировать и делать выводы;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и/ или письменной форме по теме;-воспринимать информацию на слух. Регулятивные УУД:-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;-выполнять пробные учебные действия;-фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;-применять установленные правила в планировании способа действия;-принимать и сохранять учебную задачу;-оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;-самостоятельно формулировать цель и задачи урока;-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);-организовать выполнение заданий учителя.

3. Ввод нового знания

- Праздники символизируются не только особыми угощениями, но и костюмами.

На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы.

- Как вы думаете, зачем люди приходили на ярмарку?

- А еще зачем люди приходили? Ведь не всем были нужны какие-то продукты?

- На ярмарке было множество развлечений, о которых в будни можно было только мечтать. На карусели катались не только дети, но и молодежь.

- Ребятня замирала возле райка. Райка – это такое приспособление, куда вставлялась картинка и ее можно было увеличить.

- Не обходилось на ярмарке и без шарманки, под звуки которой разыгрывались целые кукольные представления. Что такое шарманка?

- Обычно торговцы и ремесленники расставляли свои изделия рядами. Над торговыми рядами витал стойкий запах съестного. А еще стоял невообразимый гул. А у нас сегодня тоже будет ярмарка.

-Давайте вспомним основные пропорциональные соотношения частей тела человека.

-Какую часть всей фигуры занимает голова?

-Какую часть фигуры занимает туловище и голова?

-Какую часть фигуры занимают ноги?

-На каком уровне фигуры расположена талия?

-На каком уровне находятся колени?

-Длина рук в опущенном положении достигает середины бедра.

-Посмотрите, ребята, как правильно работать над сюжетной композицией.

-Сначала располагаем лист (вертикально или горизонтально). Начинаем рисовать линию горизонта чуть выше середины листа. Намечаем силуэты людей, прилавки с продуктами, мешки и корзины с урожаем.

-Округляем силуэты людей, намечаем на заднем плане дома, деревья, забор и вывеску ярмарки, прорисовываем бочки с продуктами. Следите за линией симметрии.

- Слушают рассказ учителя.


- Чтобы купить продукты и предметы.

- Люди развлекались.






- Музыкальный духовой инструмент.





- 8 часть взрослого человека, 6 часть подростка

- Половину.

- Чуть выше середины.

- По середине отрезка от середины до стопы

Познавательные УУД:-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -соотносить информацию, представленную в разных формах; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;-анализировать и действовать с позиции содержания предмета;-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;-осуществлять синтез как составление целого из частей;-планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;- Коммуникативные УУД:-строить монологическую и диалогическую речь;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-слушать и понимать речь других;-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;- -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-оценивать свои учебные достижения, поведение;-работать по плану;-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;-принимать и сохранять учебную задачу;-отличать верно выполненное задание от неверного;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;-определять способы для достижения поставленной цели;-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу;-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

4. Решение педагогической задачи

- Вспомните, какая цель нашего урока?

Вы все должны проявить свою творческую фантазию и изобразить свою «Осеннюю ярмарку», на которой вы бы хотели побывать. И прежде, чем вы приступите к выполнению, немного отдохнем:

Музыкальный фон: В. Леонтьев «Разноцветные ярмарки»

Физкультминутка

Ярмарка огневая, яркая!

(Поднять руки вверх.)

Ярмарка плясовая, жаркая!

(Руки на пояс.)

Гляньте налево – лавки с товаром!

(Поворот налево за рукой.)

Гляньте направо – веселье даром!

(Поворот направо за рукой.)

Подходи, честной народ!

(Прямо, руки развести в стороны.)

Ярмарка к себе зовет!

(Прямо, руки на пояс.)

Ярмарка не даст скучать!

(Руки вытянуть вперед.)

Петь заставит, танцевать!

(Опустить руки вниз.)

- Изобразить сюжет ярмарки.

- Слушают учителя.




- выполняют движения под музыку.

Познавательные УУД:-ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;- Коммуникативные УУД:-высказывать суждения по результатам сравнения;-аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД:-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу

5. Выполнение практической деятельности

1-й этап – рисуем на листах пейзаж, где будет проходить народное гуляние.

После полной компоновки дорисовываются деревья и другие детали.

2-й этап - рисуем избы, колодец, карусели, потешные балаганчики и размещая их так, чтобы можно было изобразить гуляние, учитывая, что предметы вдали должны быть меньше по размерам.

3-й этап - выполнение фигурок людей в праздничных костюмах.

4-й этап – работаем фоном. Для работы лучше подбирать яркие и веселые оттенки, так как праздник не состоится, если погода хмурится. Для веселья, состояние погоды нужно радостное. Ярмарка может проходить на главной улице или окраине деревни.

Учащимся предоставляется полная творческая свобода в исполнении рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда.

- изображают по плану, которой представил учитель.

Познавательные УУД :-ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;-

Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД:-самостоятельно контролировать время при выполнении задания;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять взаимный контроль в парах;-осуществлять анализ учебного материала

6. Анализ

Анализ работ каждый должен провести по следующим пунктам:

1. Удалось ли передать настроение ярмарки?

2. Получилось ли изобразить людей?

3. Выполнена ли работа аккуратно?

4. Соблюдены ли пропорции сюжета?

- анализируют свои работы.

Регулятивные УУД:-оценивать правильность выполненных действий;-анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

7. Рефлексия

- Оцените свою деятельность, закончив предложения:

- Мне сегодня удалось……

- Мне бы хотелось…..

- Я не сумел…..

- выполняют рефлексию своей деятельность.

Регулятивные УУД:-оценивать правильность выполненных действий;-анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

8. Подведение итогов

– Ребята, что нового вы узнали на уроке?

– Чем славилась ярмарка?

- О каких народных праздниках вы узнали?

– Рассмотрите выполненные работы и подумайте, все ли удалось ли вам передать атмосферу народного праздника?

- Мы узнали о развлечениях на ярмарке.

- Ярмарка славилась товарами и развлечениями.

Познавательные УУД:-систематизировать, обобщить изученное; -соотносить имеющиеся знания с новым материалом;-использовать схемы (правило)для решения задач; -использовать алгоритм для решения задач; -работать с информацией в разной форме;-устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:-самостоятельно контролировать время при выполнении задания;-осуществлять взаимный контроль;-логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;-формировать навыки речевой деятельности;-учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД:-включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;-выделять в системе знаний изученную единицу;-планировать своё действие;-прогнозировать результаты уровня усвоения;-осуществлять контроль, различать результат и способ действия;-осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации