Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Народные праздники» (4 класс)
Урок Изобразительного искусства Класс 4 «А» (УМК Школа России) | |
Тема | «Народные праздники» |
Педагогическая цель | Развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Уметь применять художественные умения, знания и представления в процессе художественно-творческих работ; научиться выполнять сюжетные композиции. |
Личностные результаты | Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют контроль по результату учебной деятельности; Познавательные: получают представление о проведении ярмарки; обобщают знания по изученным ранее темам; Коммуникативные: развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества; |
Образовательные ресурсы | Листы А4, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для воды, палитры. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | - Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. - Проверьте, готовы ли вы к уроку. | - Доброе утро. - Проверяют свою готовность к уроку. | |
1. Актуализация опорных знаний | - Ребята, подумайте, как называется день, когда все радуются и поздравляют друг друга с каким-либо событием? - Вы абсолютно правы. У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться. Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы. - Скажите, какие праздники традиционны для русского народа? - Послушаем сообщения учащихся о праздниках. - Святки длились две недели, начинались в рождественский сочельник 6 января (24 декабря) и завершались в день крещения. - Основными праздниками Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы. - Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица издавна была общенародным праздником. - Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света на зло и тьмой. - Молодцы ребята, отличный материал. - Скажите, что традиционно для каждого праздника? - Как вы считаете, для каждого праздника готовят свои праздничные блюда или общие для всех? - Докажите, что это не так. | - Праздники. -Дети читают сообщения. - Поздравления, праздничный стол. - Нет. - На Пасху готовят куличи и красят яйца. - На Рождество носят угощение из риса или перловки. | Познавательные УУД:-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других;-строить понятные для собеседника высказывания;-высказывать свое мнение(точку зрения), -дополнять, уточнять высказанные мнения;-отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;-организовать выполнение заданий учителя |
2. Постановка учебной задачи | - Молодцы. ребята, а для того, чтобы узнать, что вы сегодня будете изображать, послушайте стихотворение: Народ собрался на площади. Шум, веселье вокруг. На карусели лошади Мчат нас за кругом круг. Куклы, медведь дрессированный, Цыганки пестрый наряд. Смех, на ходулях клоуны, Вверх качели летят. Гогот, писк и мычание. У коров грустный взгляд. Лает пес и отчаянно Поросята визжат. Можно здесь купить семечки, Сапоги и парчу. Развеселое времечко. Эх! Гуляй! Не хочу! - О чем говорится в стихотворении? - Вы правы, это стихотворение называется ярмарка. - Подумайте, какой сюжет вы будете сегодня изображать? - А как вы считаете, кто будет главным объектом вашего сюжета? - Подумайте, в чем сложность изображения сюжета ярмарки? - Какая цель у нашего урока? | - Слушают стихотворение. - Рассказывается о ярмарке. - Мы будем изображать ярмарку. - Люди, которые пришли на ярмарку. - Научиться рисовать людей на ярмарке. | Познавательные УУД:-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);-определять и формулировать проблему;-осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других;-строить понятные для собеседника высказывания;-высказывать свое мнение(точку зрения);-анализировать и делать выводы;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и/ или письменной форме по теме;-воспринимать информацию на слух. Регулятивные УУД:-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;-выполнять пробные учебные действия;-фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;-применять установленные правила в планировании способа действия;-принимать и сохранять учебную задачу;-оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;-самостоятельно формулировать цель и задачи урока;-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);-организовать выполнение заданий учителя. |
3. Ввод нового знания | - Праздники символизируются не только особыми угощениями, но и костюмами. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. - Как вы думаете, зачем люди приходили на ярмарку? - А еще зачем люди приходили? Ведь не всем были нужны какие-то продукты? - На ярмарке было множество развлечений, о которых в будни можно было только мечтать. На карусели катались не только дети, но и молодежь. - Ребятня замирала возле райка. Райка – это такое приспособление, куда вставлялась картинка и ее можно было увеличить. - Не обходилось на ярмарке и без шарманки, под звуки которой разыгрывались целые кукольные представления. Что такое шарманка? - Обычно торговцы и ремесленники расставляли свои изделия рядами. Над торговыми рядами витал стойкий запах съестного. А еще стоял невообразимый гул. А у нас сегодня тоже будет ярмарка. -Давайте вспомним основные пропорциональные соотношения частей тела человека. -Какую часть всей фигуры занимает голова? -Какую часть фигуры занимает туловище и голова? -Какую часть фигуры занимают ноги? -На каком уровне фигуры расположена талия? -На каком уровне находятся колени? -Длина рук в опущенном положении достигает середины бедра. -Посмотрите, ребята, как правильно работать над сюжетной композицией. -Сначала располагаем лист (вертикально или горизонтально). Начинаем рисовать линию горизонта чуть выше середины листа. Намечаем силуэты людей, прилавки с продуктами, мешки и корзины с урожаем. -Округляем силуэты людей, намечаем на заднем плане дома, деревья, забор и вывеску ярмарки, прорисовываем бочки с продуктами. Следите за линией симметрии. | - Слушают рассказ учителя. - Чтобы купить продукты и предметы. - Люди развлекались. - Музыкальный духовой инструмент. - 8 часть взрослого человека, 6 часть подростка - Половину. - Чуть выше середины. - По середине отрезка от середины до стопы | Познавательные УУД:-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -соотносить информацию, представленную в разных формах; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;-анализировать и действовать с позиции содержания предмета;-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;-осуществлять синтез как составление целого из частей;-планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;- Коммуникативные УУД:-строить монологическую и диалогическую речь;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-слушать и понимать речь других;-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;- -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-оценивать свои учебные достижения, поведение;-работать по плану;-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;-принимать и сохранять учебную задачу;-отличать верно выполненное задание от неверного;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;-определять способы для достижения поставленной цели;-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу;-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. |
4. Решение педагогической задачи | - Вспомните, какая цель нашего урока? Вы все должны проявить свою творческую фантазию и изобразить свою «Осеннюю ярмарку», на которой вы бы хотели побывать. И прежде, чем вы приступите к выполнению, немного отдохнем: Музыкальный фон: В. Леонтьев «Разноцветные ярмарки» Физкультминутка Ярмарка огневая, яркая! (Поднять руки вверх.) Ярмарка плясовая, жаркая! (Руки на пояс.) Гляньте налево – лавки с товаром! (Поворот налево за рукой.) Гляньте направо – веселье даром! (Поворот направо за рукой.) Подходи, честной народ! (Прямо, руки развести в стороны.) Ярмарка к себе зовет! (Прямо, руки на пояс.) Ярмарка не даст скучать! (Руки вытянуть вперед.) Петь заставит, танцевать! (Опустить руки вниз.) | - Изобразить сюжет ярмарки. - Слушают учителя. - выполняют движения под музыку. | Познавательные УУД:-ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;- Коммуникативные УУД:-высказывать суждения по результатам сравнения;-аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД:-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу |
5. Выполнение практической деятельности | 1-й этап – рисуем на листах пейзаж, где будет проходить народное гуляние. После полной компоновки дорисовываются деревья и другие детали. 2-й этап - рисуем избы, колодец, карусели, потешные балаганчики и размещая их так, чтобы можно было изобразить гуляние, учитывая, что предметы вдали должны быть меньше по размерам. 3-й этап - выполнение фигурок людей в праздничных костюмах. 4-й этап – работаем фоном. Для работы лучше подбирать яркие и веселые оттенки, так как праздник не состоится, если погода хмурится. Для веселья, состояние погоды нужно радостное. Ярмарка может проходить на главной улице или окраине деревни. Учащимся предоставляется полная творческая свобода в исполнении рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда. | - изображают по плану, которой представил учитель. | Познавательные УУД :-ориентироваться в содержании предмета;-использовать информацию для решения учебной задачи;-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;- Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД:-самостоятельно контролировать время при выполнении задания;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять взаимный контроль в парах;-осуществлять анализ учебного материала |
6. Анализ | Анализ работ каждый должен провести по следующим пунктам: 1. Удалось ли передать настроение ярмарки? 2. Получилось ли изобразить людей? 3. Выполнена ли работа аккуратно? 4. Соблюдены ли пропорции сюжета? | - анализируют свои работы. | Регулятивные УУД:-оценивать правильность выполненных действий;-анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; |
7. Рефлексия | - Оцените свою деятельность, закончив предложения: - Мне сегодня удалось…… - Мне бы хотелось….. - Я не сумел….. | - выполняют рефлексию своей деятельность. | Регулятивные УУД:-оценивать правильность выполненных действий;-анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД:-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; |
8. Подведение итогов | – Ребята, что нового вы узнали на уроке? – Чем славилась ярмарка? - О каких народных праздниках вы узнали? – Рассмотрите выполненные работы и подумайте, все ли удалось ли вам передать атмосферу народного праздника? | - Мы узнали о развлечениях на ярмарке. - Ярмарка славилась товарами и развлечениями. | Познавательные УУД:-систематизировать, обобщить изученное; -соотносить имеющиеся знания с новым материалом;-использовать схемы (правило)для решения задач; -использовать алгоритм для решения задач; -работать с информацией в разной форме;-устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:-самостоятельно контролировать время при выполнении задания;-осуществлять взаимный контроль;-логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;-формировать навыки речевой деятельности;-учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД:-включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;-выделять в системе знаний изученную единицу;-планировать своё действие;-прогнозировать результаты уровня усвоения;-осуществлять контроль, различать результат и способ действия;-осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов. |