Технологическая карта урока по теме «Письменный прием сложения вида 87+13»
Технологическая карта урока по теме «Письменный прием сложения вида 87+13»
Тема | Письменный прием сложения вида 87+13 | ||
Цель деятельности учителя | Создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по приему вычислений для случаев вида 87+13, постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней мотивации учения школьников. | ||
Задачи | Познакомить с письменным приемом сложения двузначных чисел в случаях вида: 87 + 13, показать место расположения сотен, десятков и единиц при решении выражений в столбик. Закреплять умение применять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел. Продолжать работу над задачами; развивать навыки устного счета, умение читать выражения разными способами. Формировать умение работать в группе. Развивать внимание, логическое мышление, анализирующее восприятие, любознательность. Воспитание позитивного отношения к урокам, трудолюбия. | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные выполнять письменный прием сложения с переходом через десяток, в результате которого получается число 100; читать разными способами равенства на сложение и вычитание; в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач, использовать знаково-символические средства. | Метапредметные понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность под руководством учителя; искать разные способы решения задач; работать в группе, оценивать себя и товарищей под руководством учителя; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования; включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем. | Личностные осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к математике; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний способов деятельности. | |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый. | ||
Основные понятия и термины | Письменные приемы сложения. Компоненты действия сложения, вычитания. Выражения, равенства. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник М.И.Моро «Математика», 2 кл., 2ч., Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков:2 класс. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 2012. | ||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор. |
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную работу Психологический настрой Если вы готовы работать — потопайте ногами. Если у вас хорошее настроение — похлопайте в ладоши. Если вы дружны — пожмите друг другу руки. Если вы любите себя — погладьте себя по голове. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л –понимают и принимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Устный счет а) Вычисление значений выражений в) чтение выражений разными способами | Проверяет наличие карточек 18+9=27 25+7=32 52-4= 48 87-3=84 91-4= 87 24+9=33 37+6=43 74+26=100 Назовите все разности, прочитайте их разными способами. Назовите все суммы, прочитайте их разными способами. Найдите «лишнее» выражение? (74+26=100, в ответе трехзначное число) | Выполняют задание Называют разности, читают разными способами Называют суммы, читают разными способами Находят «лишнее» выражение, объясняют свой выбор. Оцените себя в листе достижений (правильность)
| Фронтальная, индивидуальная | П- владеют способами устных вычислений, базовыми предметными понятиями. Р- принимают и сохраняют учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К – умеют слушать друг друга, признают возможность существования различных точек зрения. Л – осознают свои возможности в учении, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Наблюдение учителя, устные вычисления в пределах 100. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | Творческое задание (проблемное) Дорисуйте недостающий предмет □ ○+□ ○ = ⌂ □ ○ | Давайте определим тему урока и поставим цели Сегодня вы узнаете еще один письменный прием сложения двузначных чисел, в сумме которых получается число 100. | Определяют тему и цель урока Т – Письменный прием сложения двузначных чисел, в результате которого получается число 100. Ц – учиться складывать двузначные числа, в сумме, которых получается число 100. | Фронтальная | Р- принимают и сохраняют учебные задачи. | Наблюдение учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний | Работа в группах | Организует работу в группе Знакомство с новым приемом сложения Задания для исследования:
1.Слагаемые – однозначные или двухзначные числа? _________ 2.Можно ли утверждать, что при сложении этих слагаемых получилось трёхзначное число?_______ 3.Сколько клеток нужно использовать для записи числа 100? _______ 4.Что можно сказать про число 100? - Это сотня? _______ - Это 10 десятков? _______ - Это 100 единиц? _______ 5.100 - самое маленькое 3-хзначное число? _______ 2.Запишите алгоритм сложения двузначных чисел: Единицы пишу под _____________ Десятки пишу под _____________ Складываю _____________ 7 + 3 =10 10 единиц - это 1 десяток и _____ единиц. Пишу под единицами ______, а десяток запоминаю Складываю _____________, 8+1 = 9, да ещё 1десяток, получится ____, 10 десятков – это __ сотня. ___ пишу под десятками, а ___ сотню под сотнями. Читаю ответ, получилось 100. | Выполняют задание Работают в группах. Распределяют обязанности, читают инструкцию, выполняют задание. Проверка выполнения Оцените (свою работу) в группе в листе достижений | Групповая | П- проводят анализ, синтез, осуществляют поиск необходимой информации, владеют способами выполнения задания исследовательского характера. Р- принимают и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и контролируют учебные действия. К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в группе, осуществляют учет разных мнений. Л - осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | Выполнение действий согласно инструкции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление знаний | Отработка изученного приема Работа в тетради ( дата, классная работа) Нахождение значений выражений | Нахождение значений выражений
| Один ученик работает у доски, остальные - самостоятельно. Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают. Оцените себя в листе достижений (правильность записи, решения) | Фронтальная, индивидуальная | П- создают алгоритм деятельности; структурируют знания. К-слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса. Л- понимают важность приобретаемых знаний и умений. | Выполнение заданий на доске | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии в текстом стихотворе- ния), повторяя их за учителем | Фронтальная | Р- принимают и сохраняют учебную задачу. К- проявляют готовность слушать. Л- имеют установку на здоровый образ жизни. | Наблюдение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов (практическая деятельность) | Решение задачи | Организует работу по задаче со слайда. /data/files/i1589624635.ppt (Презентация Реши задачу) Докажем, является ли этот текст задачей. Вывод: есть условие, есть вопрос, значит это задача. Но вопрос задачи не связан с условием, значит, его нужно заменить. – Что в задаче известно? - Сколько ракушек собрала Катя? - Что сказано про Таню? - Назовите вопрос? – Какая это задача: простая или составная? - Почему? – Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач). – Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче? – Запишите задачу кратко. – Решите задачу по действиям, с пояснениями. Решение: 1) 48+4=52 (р.) – у Тани. 2) 48+52=100 (р.) – всего. – Запишите решение задачи выражением. 48+ (48 + 4) = 100 (р.) – Сформулируйте и запишите ответ задачи | Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись; объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос. Оцените себя в листе достижений (самостоятельность, правильность решения) | Фронтальная, индивидуальная | П- проводят анализ, синтез, осуществляют поиск необходимой информации, используют знаково-символические средства, осуществляют моделирование; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждения, доказательство. Р- осуществляют контроль. К- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. | Устные ответы, записи в тетради (решение задачи) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие навыков счета | Работа в парах | Предлагает учащимся работать в парах. Выполнить задание (перевод информации из одного вида в другой – работа с таблицей), которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания. Четыре друга решили заняться спортивными упражнениями, а результаты — кто сколько раз подтянулся, присел и отжался — записали в таблицу. Ответь на вопросы. Сколько отжиманий сделал Илья? Ответ: _____16______ Сколько всего приседаний сделали Саша и Денис вместе? Ответ: _____100______
Запишите решение в тетрадь столбиком.
Объясните прием сложения. | Работают с таблицей в парах; осуществляют самоконтроль. Оцените себя в листе достижений | Парная | Р-прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. П-строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. К- умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. | Наблюдение, устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие навыков счета | Работа с разноуровневыми карточками | Предлагает учащимся работать с карточкой по выбору. | Работают с карточкой по выбору | Индивидуальная | П- создают алгоритм деятельности; структурируют знания. Р-контролируют свои действия. | Наблюдение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги урока Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Оценивание | Вспомните нашу цель урока. - Удалось ли нам выполнить, поставленные на урок цели? – С каким настроением заканчиваем урок? - У вас на столе картинки (чемодан, мясорубка, корзина) - Если знания пригодятся в дальнейшем, возьмите «Чемодан». - Если информация перерабатывается, возьмите «Мясорубку» - Если не пригодится, все выброшу, то возьмите «Корзину». | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная, индивидуальная | П- ориентируются в своей системе знаний. Р- оценивают собственную деятельность на уроке. К –уважительно ведут диалог с товарищами, принимают любое мнение. Л- проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. | Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.