Технологическая карта урока математики в 6 классе «Письменное сложение в пределах 10000»
Технологическая карта урока по предмету: математика
Учитель: Багиева Светлана Валентиновна учитель математики 1 категории
ГБОУ школа – интернат № 111. г.о. Самара
Тема: «Письменное сложение в пределах 10000»
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Форма проведения урока: Урок - соревнование
Время проведения: 18 ноября 2014 года, 4 урок
Участники: учащиеся 6 класса
Деятельностная цель: создать условия для выведения алгоритма поразрядного сложения четырехзначных чисел; формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов по теме «Сложение в пределах 10000»
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности
Познавательные УУД: закрепить, углубить, структурировать знания о позиционной записи многозначных чисел; усиленно фиксировать внимание на существенных признаках письменного сложения многозначных чисел; сопоставлять, сравнивать сходные понятия, действия; выработать у учащихся способы действий в комплексе; анализировать объекты с целью выделения признаков; применять полученные знания при решении задач; анализа истинности утверждений; доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности.
Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать и слышать, дисциплинированность, самостоятельность мышления; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; контроль, коррекция, оценка действий партнеров.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры; адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Межпредметные связи: окружающий мир
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, презентация, листы индивидуального оценивания, индивидуальные карточки с заданиями
Ресурсы: 1. Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. 6 класс: учебник для специализированных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / М.: Издательство «Просвещение», 2005.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.:
«Гуманитарный издательский центр Владос», 2001
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФСД |
УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мотивацион-ный |
Психологичес-кий настрой на продуктивную работу |
Приветствует учащихся. -Проверим готовность к уроку. Прозвенел и смолк - …звонок, Начинаем наш - … урок. А какой урок по счету? Наш урок уже –… четвертый. Подскажите мне тотчас А урок, какой сейчас? Чтение, грамматика? Это – …математика! Тут затеи и задачи, игры, шутки – все для вас. Пожелаю всем удачи- за работу! В добрый час! Учитель проверяет готовность класса к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся -Ребята, сегодня у нас урок – соревнование. Вы уже разделены на 2 команды. Выберите себе капитана команды. И так соревнование начинается!!! За верные ответы команда получает баллы. |
Слушают речь учителя, вслух заканчивают предложения. Выбирают капитана. |
Ф |
Личностные: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
Организацион-ный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
Сегодня 18.11.14. Запишите дату, классная работа в тетради. Задает ученикам вопросы: как называются числа 18 и 14, а число 11? Почему? Какая орфограмма в слове «классная»? Организует работу класса. Проверяет правильность, аккуратность записей. |
Запись даты 18.11.14. Классная работа. Устные ответы учащихся. Подчеркивают орфограмму |
Ф |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний обучающихся |
Математический диктант. |
Ребята, а вы знаете, что 18 ноября не совсем обычный день. Сегодня день рождения самого лучшего друга каждого из вас. Но не все знают, что у него сегодня день рождения, не знают, потому что он очень стеснительный… Давайте мы узнаем кто празднует сегодня свой день рождения. А поможет нам в этом математический диктант! 1. Первое слагаемое 7, второе слагаемое 8. Найдите сумму. (15) 2.Запишите число, которое на 1 больше, чем 9. (10) 3.Найдите сумму чисел 6 и 9. (15) 4.Запишите число, в котором 1 десяток и 2 единицы. (12) 5.Запишите предыдущее число к числу 101. (100) 6.Уменьшаемое 20, вычитаемое 2. Найдите разность. (18) 7.Даны два числа 100 и 1000. Какое число меньше? Запишите его. (100) 8.Найдите разность чисел 18 и 1. (17) Возьмите друг у друга тетради и проверьте результаты математического диктанта. Ответ: 15, 10, 15, 12, 100, 18, 100, 17 . Расшифруйте, напишите сверху над числами буквы: 10 – е, 12 – м, 15 – д, 17 – з, 18 – р, 100 –о Кто отмечает сегодня день рождения? Правильно - … Дед Мороз |
Решают в тетрадях. Проверяют себя по эталону. Работают в парах. Проверяют математический диктант в парах. Устно отвечают на вопрос. |
Ф И П |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Общеучебные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, находят закономерности Коммуникативные: участвуют в диалоге. |
Проблема |
Определение темы и целей урока. |
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Активизирует работу класса. Задает вопросы. Комментирует ответы. Подводит к формулированию детьми темы урока. Ну, вот урок уже идет и даже Дед Мороз удивлён, почему же до сих пор нет темы урока?! Помогите мне определить тему урока. Для этого нужно определить, какой из столбиков примеров лишний. А чем отличаются 1, 2 столбики примеров от 3 столбика? В 1, 2 столбиках нужно выполнить сложение четырехзначных чисел, а в 3 столбике примеры на вычитание, деление и умножение. Значит 3 столбик примеров лишний. Рассмотрим примеры оставшихся столбиков. Скажите, пожалуйста, а можно ли решить эти примеры устно? А как нужно решать такие примеры? ( Письменно). Какая же тема нашего урока? Тема: Письменное сложение чисел. Какие же цели у нашего урока? Вывести правила (алгоритм) сложения четырехзначных чисел. Запишите тему урока. А девизом урока сегодня, будут слова американского математика Д.Пойа: «Лучший способ изучить что- либо – это открыть самому» |
Устно отвечают на вопросы. Устно отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают в тетрадях тему урока. |
Ф
И |
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока,последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Физминутка для глаз |
Эмоциональная поддержка. |
Выполняют зарядку для глаз. |
Ф |
Личностные: осознают необходимость зарядки для глаз, ее общеукрепляющей роли. Заботятся о своем здоровье. Коммуникативные: 1. Осуществляют взаимный контроль; 2. Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
|
Актуализация опорных знаний |
Устная работа |
Ребята, скажите, какими знаками записываются числа? (Цифрами) Как называется первый класс чисел? Второй класс? Сколько разрядов в каждом классе? Назовите 1 разряд, второй, третий, четвёртый и т.д. Сколько будет цифр в числе, если это число относится к 1 классу? А ко 2 классу? Что пишут, если отсутствует какая – либо разрядная единица? Рассмотрите примеры. - Какие ошибки были допущены в вычислениях? Что надо знать, чтобы не ошибиться в подобных вычислениях? |
Устно отвечают на вопросы. |
Ф |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Общеучебные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, находят закономерности Коммуникативные: участвуют в диалоге. |
Изучение нового материала. |
Устная и письменная работа по карточкам |
Ребята, скажите, а вы можете письменно решать примеры на сложение двузначных чисел? Трехзначных чисел? Давайте вспомним, как мы выполняли сложение. По 1 человеку от команды к доске.
Какие правила соблюдали при записи примеров в столбик, при решении? С какого разряда начинали считать? Потом к какому разряду переходили? Что вы заметили? Соблюдается ли одни и те же правила при сложении двузначных и трехзначных чисел? Как называется такое сложение? Что мы соблюдали при сложении чисел в столбик? Кто сможет решить пример на сложение четырехзначных чисел и объяснит, как это делать? А теперь все вместе составим алгоритм сложения четырехзначных чисел. Учитель раздает алгоритм сложения на карточках. |
2 ученика решают с объяснением у доски, остальные в тетрадях. 1 учащийся у доски, остальные слушают объяснение, корригируют его по мере необходимости. Записывают пример в тетрадь. Устно составляют алгоритм сложения четырехзначных чисел. |
Ф И Ф И |
Личностные: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; имеют адекватную самооценку, понимают необходимость приобретения новых знаний. Познавательные: сопоставляют, сравнивают сходные понятия, действия; анализируют объекты с целью выделения признаков Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; слушают и понимают других , высказывают свою точку зрения. |
Первичное осмысление и закрепление изученного материала. |
Письменная работа по карточкам. |
А сейчас ребята вы будете работать в группах. Решив примеры, вы узнаете, где живет Дед Мороз. Давайте проверим, что же получилось в группах. Так, где же живет Дед Мороз? В Великом Устюге. Учитель проверяет правильность решения примеров, оказывает индивидуальную помощь. Эмоционально поддерживает учеников. |
Письменно решают примеры по алгоритму и составляют слово. Работая в группе ученики проверяют правильность решения примеров у других. Если же у кого-то возникает потребность в помощи - помогает капитан или другие помощники. |
Г |
Личностные: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; имеют адекватную самооценку, понимают необходимость приобретения новых знаний. Познавательные: сопоставляют, сравнивают сходные понятия, действия; анализируют объекты с целью выделения признаков Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с пос-тавленной задачей.Формируют способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной зада-чи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют точно выражать свои мысли в соответствии с задачами комму-никации; слушают и понимают других , высказывают свою точку зрения. |
Физминутка |
Обеспечивает мотивацию выполнения зарядки. |
Выполняют зарядку. |
Ф |
Личностные: осознают необходимость зарядки, ее общеукрепляющей роли. Заботятся о своем здоровье. Коммуникативные: 1. Осуществляют взаимный контроль; 2. Управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
|
Включение в систему знаний и повторение |
Решение задачи. |
Там в 15 км от Великого Устюга живет Дед мороз и каждый день к нему приходят письма от детворы. Мы сейчас решим задачу и узнаем, сколько писем получает Дед Мороз. Организует решение задачи. Задача. В 1 день почтальон принес Деду Морозу 1174 письма, во второй день на 20 писем больше, чем в первый день, а в 3 день на 34 письма меньше, чем во второй день. Сколько писем всего он получил за 3 дня? Составим краткую запись. О чем говорилось в задаче? Выделите главные слова. Сколько писем получил Дед Мороз в 1 день? Во 2 день? В 3 день? Что нужно узнать? -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет, т.к., мы не знаем сколько писем Дед Мороз получил во 2 день и в 3 день) Как это узнать? Составление плана и решение задачи. План и решение; Сколько писем получил во 2 день? 2) Сколько писем получил в 3 день? 3) Сколько писем получил всего? Ответ: 3528 писем всего. |
Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. Составляют краткую запись. 1 ученик у доски, остальные в тетрадях письменно выполняют решение задачи. |
Ф И |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Общеучебные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, находят закономерности Коммуникативные: участвуют в диалоге. |
Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Обобщение полученных сведений. |
Учитель подводит вместе с детьми итоги урока. Корригирование по мере необходимости ответов. - Ребята, чем занимались сегодня на уроке? Что мы составили? Расскажите алгоритм сложения четырехзначных чисел. Отличается ли этот алгоритм от алгоритма сложения двузначных, трехзначных чисел? Какое задание на уроке было самым интересным? Все ли вам удалось? Понравился урок? Оцените свои знания в листе самооценки и повесьте на елочку знаний оценку уроку. |
Устные ответы учащихся. Осознание уча-щимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов сво-ей коррекци-онной, самосто-ятельной дея-тельности. За-вершают запол-нение листа самооценки |
Ф |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, структурируют знания, выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы. |