Технологическая карта урока «Профессии будущего» (8 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЧАСТЬ 1: Общая информация об уроке | ||
Ф.И.О. автора (педагога) | Чазова Елена Михайловна (педагог-психолог) ГБОУ СО "СОШ №2" г.Верхотурье Свердловской области | |
Класс | 8 класс | |
Внеурочный предмет | В мире профессий | |
Тема занятия (урока, классного часа) | Профессиональные горизонты или профессии будущего | |
Тип занятия | Комбинированный тип (изложение нового материала, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний). Рассчитан на 1 акад.часа. | |
Применяемые на уроке образовательные технологии и методические приемы деятельностного типа | Информационно-коммуникационная технология. Технология проблемного обучения (проблемные и подводящие вопросы). Технология критического мышления (анализ профессиограммы).Творческая работа (составление профессиограммы будущего). | |
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий | ||
Личностные универсальные учебные действия | - осознание себя как ученика, заинтересованного в успешном профессиональном будущем. - повышение уровня развития навыков самоанализа и саморазвития; - повышение уровня умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; - повышение уровня развития критического мышления | |
Познавательные универсальные учебные действия | - умение лаконично и точно выражать свои мысли; - умение критически мыслить; - умение творчески подходить к выполнению задания, используя образное мышление и воображение. | |
Регулятивные универсальные учебные действия | - умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (приветствовать стоя учителя, соблюдать дисциплину на уроке); - готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности в т.ч. контролировать свои эмоции и поведение (произвольность действия); - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность; - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | - умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; - умение слушать собеседника, вступать в диалог, поддерживать его, высказывать свою точку зрения, приходить к одному общему решению; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
Предметные результаты | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Уметь определять тип профессии по составленной профессиограмме | Уметь самостоятельно составлять профессиограммы | |
Средства обучения | Средства наглядности: презентация Microsoft PowerPoint «Профессиональные горизонты» Видеоролик «Отрасли профессиональной деятельности» Сигнальные таблички с надписями «правда, вымысел, реальность, будущее» Карточки «Профессиограммы» | |
Используемые источники | Конструктор квестов. Квестодел. URL: http://kvestodel.ru/ Корзун А., Абрамов А. 100 профессий будущего // РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6e48529a7947777002717b Методический кабинет профориентации Г.В. Резапкиной: http://metodkabi.net.ru/ Проект ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее» URL: https://bvbinfo.ru/ Федотова А. Профессии будущего // Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/useful/professii-budushego |
ЧАСТЬ 2: Содержание урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Формируемые личностные результаты и УУД |
Организационный | Приветствует обучающихся, настраивает на рабочий лад, оценивает готовность учеников к началу занятия, их рабочие места и внешний вид. | Эмоционально настраиваются на работу. | Л УУД: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; формирование ответственного отношения к учению. П УУД: - Р УУД: - умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (приветствовать стоя учителя); - умение контролировать свои эмоции и поведение (произвольность действия) К УУД: - умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; т.е. формирование готовности к совместной работе (невербальный эмоциональный отклик на приветствие) |
Мотивационный, или актуализационный: определение темы, целей и задач урока | Повышает интерес участников на изучение темы. «Ребята отгадав ребус, Вы сможете назвать тему нашего урока. Ребус показан на слайде». Организует подводящий диалог: Учитель выслушивая ответы учеников подводит их к тому, что цель их сегодняшнего занятия – это определить какие профессии в будущем будут востребованы. | Ученики смотрят на слайд с ребусом и отгадывают. Формулируют тему урока “Профессиональные горизонты” | П УУД: - умение использовать логические действия (анализ, выделение главного) - умение выслушать информацию, выделив главное (основное) Р УУД : - готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. К УУД :- умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - умение слушать собеседника. |
Первичное усвоение новых знаний | Учитель предлагает поделиться участников на 4 группы по способностям: математические, творческие, коммуникативные (организаторские), спортивные. Учитель задает проблемный вопрос: «как Вы считаете, возможно ли не зная общую ситуацию в данный момент в мире (что развивается, что существует, что отходит на второй план) суметь спрогнозировать какие профессии будут востребованы в будущем?» Учитель, выслушав ответы учеников, предлагает поучаствовать в мини – игре «Правда или вымысел». С использованием средства наглядности «презентация». Ребятам предлагается утверждение, каждой команде необходимо оценить реальность данного утверждения. После совещания в группах (5-10 сек) каждая команда поднимает сигнальную табличку с надписью (правда или ложь) Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Отрасли профессиональной деятельности». Сейчас предлагаю Вам посмотреть ролик про Васю, который также как и Вы встал перед выбором: с какой профессиональной отраслью ему связать свою профессиональную деятельность. Мотивация обучающихся на выполнение задания: для того, чтобы правильно выбрать профессию необходимо понимать, что именно будет востребовано в будущем. А следовательно уметь анализировать сегодняшний рынок и уметь спрогнозировать, что будет актуально через несколько лет. Давайте попытаемся с Вами заглянуть в будущее, при помощи игры «реальность – будущее». Ребятам предлагается утверждение, каждой команде необходимо оценить реальность данного утверждения. После совещания в группах (5-10 сек) каждая команда поднимает табличку с надписью (настоящее или будущее). Учитель подводит анализ игры: Вот так с помощью игры мы с Вами узнали об интересных фактах, знания которых позволят Вам сориентироваться в мире будущих профессий. Учитель предлагает познакомиться с некоторыми профессиями, которые будут востребованы в будущем. Ученикам предлагается профессиограмма, по описанию которой участники должны догадаться о каком виде профессии идет речь. | Ученики анализируют свои способности и делятся на группы. Думают над вопросом, предлагая свои ответы. Ученики участвуют в игре, думают над вопросами, обсуждают вопросы в группе. Аргументируют свою точку зрения. Ученики смотрят обучающий видеоролик Участники слушают, проявляют познавательный интерес Ученики участвуют в игре, думают над вопросами, обсуждают вопросы в группе. Аргументируют свою точку зрения. Участники слушают, проявляют познавательный интерес Ученики участвуют в игре, думают над вопросами, обсуждают карточки в группе. Аргументируют свою точку зрения. | Л УУД: - повышение уровня развития навыков самоанализа и саморазвития; П УУД: умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале. - умение лаконично и точно выражать свои мысли - умение критически мыслить. Р УУД- готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. К УУД :- умение вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях социального (группового) взаимодействия - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; |
Первичное закрепление материала | Учитель предлагает творческое задание, составление профессиограммы будущего. | Ученики участвуют в игре, обсуждают задание, заполняют карточки «профессиограмма УУДущего». Выступают, представляют свою работу. Аргументируют свою точку зрения. | Л УУД: - умение уважительно относится к одноклассникам и учителям П УУД: - умение творчески подходить к выполнению задания, используя логическое мышление и воображение. - Анализ информации, вычленение главного, визуализация и наглядное представление полученных знаний. Р УУД: - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; К УУД: - умение вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия; - умение сотрудничать с одноклассниками в разных социальных ситуациях; |
Рефлексия учебной деятельности на занятии (подведение итогов, что узнали, как усвоили материл) | Стимулирует учащихся на озвучивание знаний, полученных на занятии. Продемонстрировать свое отношение к ним. Предлагает оценить полезность полученных знаний | Озвучивают новые знания, полученные в процессе занятия. Демонстрируют свое отношение к новой информаци | Л УУД: - повышение уровня развития навыков самоанализа и саморазвития; Р УУД: - умение оценить, выделить и осознать то, что усвоено; П УУД: - умение структурировать знания, оценить результаты деятельности; К УУД: - умение выражать свои мысли |
Презентация к уроку:
презентация к уроку "Профессии будущего"PPTX / 19.06 МбВидеоролик: Отрасли