Технологическая карта урока «Соли» (Химия, 8 класс)

2
0
Материал опубликован 18 May 2019 в группе

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Соли» 1/26

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о солях, классификации и особенностях строения; 2) развития – сформировать умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать соли по растворимости в воде, описывать свойства веществ, различать заряды ионов и степень окисления; 3) воспитания – продолжить развивать химическую речь, обогащать её словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях; воспитывать у обучающихся такие личностные качества, как сосредоточенность, внимательность. развивать мотивацию изучения химии при обращении к жизненному опыту обучающихся и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Термины и понятия: соли, номенклатура солей

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей и оснований», плакат «Названия кислот и солей», карточки с заданиями

Межпредметные связи: математика (наименьшее общее кратное)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «соли», правила ТБ при выполнении лабораторных работ

Уметь: определять принадлежность неорганических веществ к классу солей по формуле, степень окисления элементов в солях; описывать свойства отдельных представителей солей; составлять формулы и названия солей; использовать таблицу растворимости для определения растворимости солей

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; принимать участие в работе группами; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний:

Какие вещества относятся кислотам? (Кислоты – это сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка)

Выполните задание «Найди кислоту». (См. Ресурсный материал к уроку)

Что означает слово «водород» в определении понятия «кислота» - простое вещество или химический элемент?

Как классифицируют кислоты?

Как можно определить раствор кислоты? (С помощью индикатора)

Какую кислоту нельзя распознать с помощью индикаторов? Почему? (Кремневую, т.к. она не растворяется в воде)

Назовите несколько кислот, придающих плодам или растениям характерный кислый вкус. (Лимонная, яблочная, муравьиная, уксусная, молочная)

Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами? (При работе с кислотами нужно помнить следующие правила ТБ: концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей, поэтому при попадании кислоты на руки или одежду следует промыть их в большом количестве воды)

Какое правило нужно соблюдать при растворении серной кислоты в воде? (При растворении серной кислоты в воде нужно вливать её тонкой струйкой в воду и перемешивать)

Упр.4, с. 126 (а) n(H2SO4) = 5 моль, б) n(H3PO4) = 0,1 моль)

Распределите по классам (оксиды, основания, кислоты) следующие соединения: NO2, CaSO4, Ba(OH)2, SO2, Mn(OH)2, HNO3, NaCl, Fe2(SO4)3, CaO, KNO3, MgO, Fe2O3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, CuO, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3, Na2CO3. Дайте им названия.

(Оксиды: NO2, SO2, CaO, MgO, Fe2O3, CuO.

Основания: Ba(OH)2, Mn(OH)2, KOH, Fe(OH)3.

Кислоты: HNO3, H2CO3, H2SO4.)

Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания.

Организует работу по индивидуальным карточкам с заданиями. (См. Ресурсный материал к уроку) Контролирует выполнение работы.

 

 

 

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

 

 

Выполняют задание, анализируют полученные результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы

 

 

 

 

 

Осуществляют коллективную проверку

 

Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы.

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- Какие вещества вы не смогли распределить ни к одной из изученной нами группе? (CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3)

- Какие особенности строения можно выделить для всех этих веществ? (Они так же, как и кислоты, содержат кислотные остатки)

- Что вы представляете, услышав слово «соль»? (Поваренная соль, соль для посыпания дороги зимой, мелкая, белая, каменная и др.)

- Многие соли на самом деле белые, но встречаются и соли других цветов. Известняк, мрамор – эти вещества также относятся к классу солей. Сегодня мы познакомимся с ещё одним классом неорганических соединений.

Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- Давайте вернёмся к формулам, которые мы с вами не смогли отнести к классам соединений: CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3. Мы уже определили, что данные вещества имеют одну особенность: содержат кислотные остатки. Какие особенности можно ещё выделить? (Во всех солях имеются атомы металлов)

- Сформулируйте определение солей.

Соли – это сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и кислотных остатков.

- Соли – это вещества, которые образуются в результате замещения атомов водорода металлами, т.е. соли это производные кислот.

Организует работу с учебным материалом, поиск и обработку информации (таблица 5 на с.128 учебника):

- Названия солей составляют из двух слов: названия иона, образованного кислотным остатком, в именительном падеже и названия металла в родительном падеже.

Пример: K2SO4 – сульфат калия.

- Используя таблицу 5 «Номенклатура солей», дайте названия солям: CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3.

- Как нам быть, если валентность и степень окисления элемента переменные? (Валентность необходимо называть в конце названия, как в случае с сульфатом железа)

- Переменную степень окисления обозначают римской цифрой после названия металла. Например, Fe2(SO4)3 – сульфат железа (III).

- Какие виды ионов входят в состав солей? (Ионы металлов будут положительными и простыми, а ионы кислотных остатков будут отрицательными, а по составу – и простыми (остатки бескислородных кислот) и сложными (остатки кислородсодержащих кислот).

Организует работу по составлению формул солей.

- Составить формулу: а) сульфида алюминия; б) сульфата алюминия.

Порядок составления формул солей бескислородных кислот.

Вначале записывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Al3+S2-

Находим наименьшее общее кратное двух чисел: 3 ∙ 2 = 6

В целом соль электронейтральна! Число отрицательных зарядов равно числу отрицательных зарядов в молекуле!

Делим наименьшее общее кратное на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы: для Al – 6 : 3 = 2 (индекс); для S – 6 : 2 = 3 (индекс)

Составляем химическую формулу сульфида алюминия, выписывая индексы возле знака химических элементов: Al2S3 Читается: «Алюминий-два-эс-три»

Порядок составления формул солей кислородсодержащих кислот.

Алгоритм составления формулы соли тот же, отличие проявляется только в том, что сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1, т.к. индекс относится к обоим элементам, образующим этот ион.

6

Al3+SO42- → Al3+SO42- → Al2(SO4)3

Читается: «Алюминий-два-эс-о-четыре-трижды»

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

 

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

Формулируют определение, записывают в тетрадь

 

 

 

Находят в тексте информацию, выделяют группы классификации кислот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют формулы солей

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует фронтальную работу обучающихся (выполнение упражнения 2, на с.132 учебника). Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости знания названий кислот и кислотных остатков, чтобы дать название солям.

 

Выполняют задание

Осуществляют коллективную проверку

 

 

 

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели.

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§22, с.126-128, упр.3, с.132

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.