Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. |
|||
Предмет: Химия |
|||
Класс: 8 |
|||
Тип урока: комбинированный урок |
|||
Тема: «Соли» 1/26 |
|||
Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о солях, классификации и особенностях строения; 2) развития – сформировать умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать соли по растворимости в воде, описывать свойства веществ, различать заряды ионов и степень окисления; 3) воспитания – продолжить развивать химическую речь, обогащать её словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях; воспитывать у обучающихся такие личностные качества, как сосредоточенность, внимательность. развивать мотивацию изучения химии при обращении к жизненному опыту обучающихся и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе. |
|||
Термины и понятия: соли, номенклатура солей |
|||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей и оснований», плакат «Названия кислот и солей», карточки с заданиями |
|||
Межпредметные связи: математика (наименьшее общее кратное) |
|||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
УУД |
||
Знать: определения изученных понятий: «соли», правила ТБ при выполнении лабораторных работ Уметь: определять принадлежность неорганических веществ к классу солей по формуле, степень окисления элементов в солях; описывать свойства отдельных представителей солей; составлять формулы и названия солей; использовать таблицу растворимости для определения растворимости солей |
Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; принимать участие в работе группами; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. |
||
Организация пространства |
|||
Этап урока, цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. |
Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок |
|
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала |
Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний: Какие вещества относятся кислотам? (Кислоты – это сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка) Выполните задание «Найди кислоту». (См. Ресурсный материал к уроку) Что означает слово «водород» в определении понятия «кислота» - простое вещество или химический элемент? Как классифицируют кислоты? Как можно определить раствор кислоты? (С помощью индикатора) Какую кислоту нельзя распознать с помощью индикаторов? Почему? (Кремневую, т.к. она не растворяется в воде) Назовите несколько кислот, придающих плодам или растениям характерный кислый вкус. (Лимонная, яблочная, муравьиная, уксусная, молочная) Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами? (При работе с кислотами нужно помнить следующие правила ТБ: концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей, поэтому при попадании кислоты на руки или одежду следует промыть их в большом количестве воды) Какое правило нужно соблюдать при растворении серной кислоты в воде? (При растворении серной кислоты в воде нужно вливать её тонкой струйкой в воду и перемешивать) Упр.4, с. 126 (а) n(H2SO4) = 5 моль, б) n(H3PO4) = 0,1 моль) Распределите по классам (оксиды, основания, кислоты) следующие соединения: NO2, CaSO4, Ba(OH)2, SO2, Mn(OH)2, HNO3, NaCl, Fe2(SO4)3, CaO, KNO3, MgO, Fe2O3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, CuO, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3, Na2CO3. Дайте им названия. (Оксиды: NO2, SO2, CaO, MgO, Fe2O3, CuO. Основания: Ba(OH)2, Mn(OH)2, KOH, Fe(OH)3. Кислоты: HNO3, H2CO3, H2SO4.) Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания. Организует работу по индивидуальным карточкам с заданиями. (См. Ресурсный материал к уроку) Контролирует выполнение работы. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.
Выполняют задание, анализируют полученные результаты
Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы
Осуществляют коллективную проверку
Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы. |
|
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - Какие вещества вы не смогли распределить ни к одной из изученной нами группе? (CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3) - Какие особенности строения можно выделить для всех этих веществ? (Они так же, как и кислоты, содержат кислотные остатки) - Что вы представляете, услышав слово «соль»? (Поваренная соль, соль для посыпания дороги зимой, мелкая, белая, каменная и др.) - Многие соли на самом деле белые, но встречаются и соли других цветов. Известняк, мрамор – эти вещества также относятся к классу солей. Сегодня мы познакомимся с ещё одним классом неорганических соединений. |
Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Отвечают на вопросы учителя.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. |
|
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Давайте вернёмся к формулам, которые мы с вами не смогли отнести к классам соединений: CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3. Мы уже определили, что данные вещества имеют одну особенность: содержат кислотные остатки. Какие особенности можно ещё выделить? (Во всех солях имеются атомы металлов) - Сформулируйте определение солей. Соли – это сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и кислотных остатков. - Соли – это вещества, которые образуются в результате замещения атомов водорода металлами, т.е. соли это производные кислот. Организует работу с учебным материалом, поиск и обработку информации (таблица 5 на с.128 учебника): - Названия солей составляют из двух слов: названия иона, образованного кислотным остатком, в именительном падеже и названия металла в родительном падеже. Пример: K2SO4 – сульфат калия. - Используя таблицу 5 «Номенклатура солей», дайте названия солям: CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3. - Как нам быть, если валентность и степень окисления элемента переменные? (Валентность необходимо называть в конце названия, как в случае с сульфатом железа) - Переменную степень окисления обозначают римской цифрой после названия металла. Например, Fe2(SO4)3 – сульфат железа (III). - Какие виды ионов входят в состав солей? (Ионы металлов будут положительными и простыми, а ионы кислотных остатков будут отрицательными, а по составу – и простыми (остатки бескислородных кислот) и сложными (остатки кислородсодержащих кислот). Организует работу по составлению формул солей. - Составить формулу: а) сульфида алюминия; б) сульфата алюминия. Порядок составления формул солей бескислородных кислот. Вначале записывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Al3+S2- Находим наименьшее общее кратное двух чисел: 3 ∙ 2 = 6 В целом соль электронейтральна! Число отрицательных зарядов равно числу отрицательных зарядов в молекуле! Делим наименьшее общее кратное на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы: для Al – 6 : 3 = 2 (индекс); для S – 6 : 2 = 3 (индекс) Составляем химическую формулу сульфида алюминия, выписывая индексы возле знака химических элементов: Al2S3 Читается: «Алюминий-два-эс-три» Порядок составления формул солей кислородсодержащих кислот. Алгоритм составления формулы соли тот же, отличие проявляется только в том, что сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1, т.к. индекс относится к обоим элементам, образующим этот ион. 6 Al3+SO42- → Al3+SO42- → Al2(SO4)3 Читается: «Алюминий-два-эс-о-четыре-трижды» |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Формулируют определение, записывают в тетрадь
Находят в тексте информацию, выделяют группы классификации кислот
Отвечают на вопросы
Составляют формулы солей
|
|
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. |
Организует фронтальную работу обучающихся (выполнение упражнения 2, на с.132 учебника). Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости знания названий кислот и кислотных остатков, чтобы дать название солям. |
Выполняют задание Осуществляют коллективную проверку
|
|
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели. - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. |
Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя |
|
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з |
Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §22, с.126-128, упр.3, с.132 |
Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |