Технологическая карта урока русского языка в 5 классе: Подробное изложение «Хитрый заяц»
Технологическая карта урока
Составила Хабалова Н.А., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Учитель: | Хабалова Н.А. |
Предмет: | русский язык |
Класс: | 5 «А» |
Дата проведения: | |
Количество учащихся: | 32 |
Тема урока: | Подробное изложение «Хитрый заяц» (2ч) |
Цель деятельности учителя: | Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранить повторы |
Тип урока: | урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения: | наблюдение над языком; создание проблемной ситуации; индивидуальная, групповая и фронтальная работа |
Наглядно-демонстративный материал: | презентация, компьютер, мультимедийный проектор |
Основные понятия: | текст, тема и основная мысль текста |
Ход урока
Этапы Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово: Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
2. Актуализация и пробное учебное действие | -Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, понять и использовать слова автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль) - Ребята, вам предстоит написать подробное изложение по тексту Г. Скребицкого. - Прослушайте текст. Хитрый заяц. Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы). | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. | Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Целеполагание | - Ребята, а как вы считаете, каковы цели нашего урока? Цели урока: уметь Составлять план текста; Определять тему и основную мысль; Пересказывать устно и письменно. | Обдумывают ответы на вопрос и озвучивают их. | Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4. Выявление места и причины затруднения | Анализ текста - О чем говорится в тексте (его тема)? - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? - Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите. - От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной…») - Опишите внешний вид зайца. - Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»? - Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника? - При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования? - Как автор связывает предложения? - Подберите синонимы к слову «заяц» - Почему автору стало стыдно убивать зверька? Языковой разбор текста. - Определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»? - Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ. | Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя. Составляют план работы над изложением | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Работа над планом Примерный план Случай на охоте Куда зайцу спрятаться? «Не выдавай меня!» Экзамен на хитрость сдал Учитель повторно читается текст изложения, дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся. | Составляют план изложения совместно с учителем Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Написание изложения Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование нужно вести от 3 лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Самоконтроль После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тесты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления | |||
6.Рефлексия | Теперь я могу… Я научился… Было трудно… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Сегодня я узнал(а)… - Ребята, какие чувства у вас вызвало прослушивание, чтение и написание этого текста? С этим хорошим настроением отправляйтесь на следующий урок. До свидания. | | |
Заместитель директора по УВР Калаева М.А.
8
Абаева Дзера Сослановна
Золина Валентина Васильевна
Хабалова Наталья Асламбековна