12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Наталья Николаевна76
26 лет преподаю в сельской школе русский язык и литературу.
Россия, Хабаровский край, с. Тополево

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 7

Автор УМК (программы учебного курса): Разумовская М. М., Львова С. И.

Тема урока: «Словообразование»


цель

ученик научится - определять способ образования указанных слов (морфологический и неморфологический) - составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Ученик получит возможность научиться- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий, причастий и деепричастий; - восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки

планируемые результаты

предметные: Определяют морфемный состав слов. Характеризуют слово с точки зрения образования. Знают морфологические способы словообразования. Учатся определять неморфологические способы образования слов.

метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

личностные: умение проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

тип урока

урок актуализации знаний и способов деятельности

приёмы, методы и формы обучения

метод наблюдения, метод частично - поисковый, проблемный, наглядный;

проблемно – поисковая работа, самостоятельная работа;

фронтальная, индивидуальная, коллективная

оборудование


наглядно-демонстрационный материал

таблица образования сложных слов.



Характеристика
основных видов

деятельности (предметный результат)

Познавательные
УУД

Регулятивные
УУД

Коммуникативные УУД

Определяют морфемный состав слов. Характеризуют слово с точки зрения образования. Знают морфологические способы словообразования. Учатся определять неморфологические способы образования слов.

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней. Сличают свой способ действия с эталоном

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивация, постановка целей и задач урока

На доске: Собери слово

Приставка со-, корень -звезд-, суффикс –ий-.

Какой раздел лингвистики мы будем сегодня повторять?

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель.

Коммуникативные УУД:

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Актуализация комплекса знаний и способов действий

Фронтальная проверка домашнего задания

-Что изучает словообразование?

- Что такое морфема?

- Какие морфемы мы знаем? Дайте характеристику каждой из морфем. Приведите примеры.

- Какие способы образования слов нам известны? Дайте характеристику каждому способу. Приведите примеры.

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД: систематизировать материал

Коммуникативные УУД:

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные УУД:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Самостоятельное применение знаний (творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания), решение лингвистических задач)

-Записать названия способов образования слов и слова, образованные с их помощью

Выход, перерегистрация, зелень, серебряный, безопасный, сбросить, пришкольный, бессмыслица, перекрёсток, уличный, подосиновик, спорщик, безделушка, автомобилист.

- Расположить однокоренные слова в последовательности их образования

Радостный, рад, радость; побелка, белый, побелить; накипеть, кипеть, накипь; светлый, свет, посветлеть; столовый, стол, столик.

-Вы знаете, что кроме морфологических способов образования слов существуют и неморфологические. Рассмотрим материал учебника стр 45.

Запись в тетрадь:

Неморфологические 1.способы образования слов:

переход одной части речи в другую;

2.слияние словосочетаний.

Запишите свои примеры

Определяют способы образования слов

Чтение материала учебника, подбор своих примеров для неморфологических способов образования слов.

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

систематизировать материал, ориентироваться в учебнике.

Регулятивные УУД:

. Сличают свой способ действия с эталоном

Контроль и самоконтроль

Самостоятельная работа (текст проецируется на доску).

Перепишите текст, заполните орфографические и пунктуационные пропуски.

На Сенатской площади господствуют стелющиеся г_ризонтали открывает_ся ш_рокая п_рспектива Невы. Над ними царит с_луэт всадника на крутом гребне в_лны. Ничто не засл_няет памятник не мешает его круговому о(п,б)ходу и во(с,з)приятию всего б_гатства его пл_стических аспектов. В посредственных памятниках бывает так что смотрятся они только с какой-нибудь одной, много – с двух точек зрения, а с других выглядят бе_характерно, бе_форменно. «Медный всадник» не имеет невыгодных и неинтересных аспектов. Все его с_луэты выр_зительны, и в их изменениях – жизнь ________ Петра. То он видит_ся в коло(с,сс)альном напряжении берущим крутой подъем то уже од_левшим подъем и над бездной ос_дившим коня то всадник выглядит благосклонным то гневно гр_зящим врагам а то в нем чудит_ся бе(сж, зж, жж)алос_ная деспотическая сила: самый жест простертой длани неоднозначен в производимом им впеч_тлении. Впеч_тления м_няются не только при круговом о(п,б)ходе м_нумента – они зависят и от того, смотреть ли на него изд_ли или вплотную, виден он сквозь п_лену падающего снега, или сквозь туман, или при лунном свете, спокойна Нева или бурлива.

(Н.Дмитриева. Краткая история искусства)

Вставьте на месте пропущенного слова производное прилагательное от исходного Фальконе – итальянского скульптора, автора памятника Петру I.

Можно ли говорить о производности слов: всадник, перспектива, бездна, горизонталь, восприятие?

Какое значение придает приставка без- (бес-) словам бе_характерно, бе_форменно, бе_жалостный? Как вы объясните разницу в их написании?

Определите способы образования словобход, господствовать, богатство, подъем, издали, вплотную, пластический.

Сколько словообразовательных типов представлено в данном ряду: счастливый, назойливый, талантливый, бурливый, крикливый?

Списывают текст. Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания .Отвечают на вопросы

Познавательные УУД: систематизировать материал

Коммуникативные УУД:

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные УУД:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Коррекция

Проверка по образцу, который тоже спроецирован

Самооценивание и взаимооценивание

Рефлексия

Графическая в виде таблицы

Все понятно

Ничего не понял

Хочу узнать больше





Заполняют таблицу

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Домашнее задание

а) Девочкам.

Совершите «экскурсию» по кухне, обращая внимание на предметы и приборы, названные сложными словами (мясорубка, соковыжималка...). Запишите их. А теперь напишите сочинение, как вы (или с помощью взрослых) готовили праздничный обед. Кто больше использовал «кухонных» сложных слов?

б) Мальчикам.

Существует много сложных слов, обозначающих средства передвижения, сельскохозяйственные орудия. Вспомните их (бензовоз, луноход, картофелекопалка...). Попробуйте придумать с ними историю о необычном ралли (это такие гонки на специальных спортивных машинах) или расскажите об особенностях их назначения и работы.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.