Технологическая карта урока русского языка на тему «Словообразование» (7 класс)
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Автор УМК (программы учебного курса): Разумовская М. М., Львова С. И.
Тема урока: «Словообразование»
цель | ученик научится - определять способ образования указанных слов (морфологический и неморфологический) - составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; Ученик получит возможность научиться- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий, причастий и деепричастий; - восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки |
планируемые результаты | предметные: Определяют морфемный состав слов. Характеризуют слово с точки зрения образования. Знают морфологические способы словообразования. Учатся определять неморфологические способы образования слов. метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. личностные: умение проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. |
тип урока | урок актуализации знаний и способов деятельности |
приёмы, методы и формы обучения | метод наблюдения, метод частично - поисковый, проблемный, наглядный; проблемно – поисковая работа, самостоятельная работа; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
оборудование | |
наглядно-демонстрационный материал | таблица образования сложных слов. |
Характеристика деятельности (предметный результат) | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные УУД |
Определяют морфемный состав слов. Характеризуют слово с точки зрения образования. Знают морфологические способы словообразования. Учатся определять неморфологические способы образования слов. | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают свой способ действия с эталоном | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||||
Мотивация, постановка целей и задач урока | ||||||||
На доске: Собери слово Приставка со-, корень -звезд-, суффикс –ий-. Какой раздел лингвистики мы будем сегодня повторять? | Самостоятельно формулируют познавательную цель | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | ||||||
Актуализация комплекса знаний и способов действий | ||||||||
Фронтальная проверка домашнего задания -Что изучает словообразование? - Что такое морфема? - Какие морфемы мы знаем? Дайте характеристику каждой из морфем. Приведите примеры. - Какие способы образования слов нам известны? Дайте характеристику каждому способу. Приведите примеры. | Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: систематизировать материал Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | ||||||
Самостоятельное применение знаний (творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания), решение лингвистических задач) | ||||||||
-Записать названия способов образования слов и слова, образованные с их помощью Выход, перерегистрация, зелень, серебряный, безопасный, сбросить, пришкольный, бессмыслица, перекрёсток, уличный, подосиновик, спорщик, безделушка, автомобилист. - Расположить однокоренные слова в последовательности их образования Радостный, рад, радость; побелка, белый, побелить; накипеть, кипеть, накипь; светлый, свет, посветлеть; столовый, стол, столик. -Вы знаете, что кроме морфологических способов образования слов существуют и неморфологические. Рассмотрим материал учебника стр 45. Запись в тетрадь: Неморфологические 1.способы образования слов: переход одной части речи в другую; 2.слияние словосочетаний. Запишите свои примеры | Определяют способы образования слов Чтение материала учебника, подбор своих примеров для неморфологических способов образования слов. | Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними систематизировать материал, ориентироваться в учебнике. Регулятивные УУД: . Сличают свой способ действия с эталоном | ||||||
Контроль и самоконтроль | ||||||||
Самостоятельная работа (текст проецируется на доску). Перепишите текст, заполните орфографические и пунктуационные пропуски. На Сенатской площади господствуют стелющиеся г_ризонтали открывает_ся ш_рокая п_рспектива Невы. Над ними царит с_луэт всадника на крутом гребне в_лны. Ничто не засл_няет памятник не мешает его круговому о(п,б)ходу и во(с,з)приятию всего б_гатства его пл_стических аспектов. В посредственных памятниках бывает так что смотрятся они только с какой-нибудь одной, много – с двух точек зрения, а с других выглядят бе_характерно, бе_форменно. «Медный всадник» не имеет невыгодных и неинтересных аспектов. Все его с_луэты выр_зительны, и в их изменениях – жизнь ________ Петра. То он видит_ся в коло(с,сс)альном напряжении берущим крутой подъем то уже од_левшим подъем и над бездной ос_дившим коня то всадник выглядит благосклонным то гневно гр_зящим врагам а то в нем чудит_ся бе(сж, зж, жж)алос_ная деспотическая сила: самый жест простертой длани неоднозначен в производимом им впеч_тлении. Впеч_тления м_няются не только при круговом о(п,б)ходе м_нумента – они зависят и от того, смотреть ли на него изд_ли или вплотную, виден он сквозь п_лену падающего снега, или сквозь туман, или при лунном свете, спокойна Нева или бурлива. (Н.Дмитриева. Краткая история искусства) Вставьте на месте пропущенного слова производное прилагательное от исходного Фальконе – итальянского скульптора, автора памятника Петру I. Можно ли говорить о производности слов: всадник, перспектива, бездна, горизонталь, восприятие? Какое значение придает приставка без- (бес-) словам бе_характерно, бе_форменно, бе_жалостный? Как вы объясните разницу в их написании? Определите способы образования словобход, господствовать, богатство, подъем, издали, вплотную, пластический. Сколько словообразовательных типов представлено в данном ряду: счастливый, назойливый, талантливый, бурливый, крикливый? | Списывают текст. Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания .Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: систематизировать материал Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | ||||||
Коррекция | ||||||||
Проверка по образцу, который тоже спроецирован | Самооценивание и взаимооценивание | |||||||
Рефлексия | ||||||||
Графическая в виде таблицы
| Заполняют таблицу | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. | ||||||
Домашнее задание а) Девочкам. Совершите «экскурсию» по кухне, обращая внимание на предметы и приборы, названные сложными словами (мясорубка, соковыжималка...). Запишите их. А теперь напишите сочинение, как вы (или с помощью взрослых) готовили праздничный обед. Кто больше использовал «кухонных» сложных слов? б) Мальчикам. Существует много сложных слов, обозначающих средства передвижения, сельскохозяйственные орудия. Вспомните их (бензовоз, луноход, картофелекопалка...). Попробуйте придумать с ними историю о необычном ралли (это такие гонки на специальных спортивных машинах) или расскажите об особенностях их назначения и работы. |