Технологическая карта урока русского языка "Что такое предложение" (10 кл. УО)

Пояснительная записка
Урок был проведён с обучающейся 10 кл. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). а уроке используется электронная тетрадь. Материал можно использовать для обучающихся 3 - 6 классов.
Конспект урока русского языка
«Что такое предложение?»
Дата проведения: 24.12.2024
Класс: 10 (УО)
Обучающаяся: Дарья Б.
Тема урока: «Что такое предложение?».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организация деятельности по формированию знаний о предложении.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о предложении, помочь сформулировать определение “предложения”, совершенствовать умения распознавать предложения.
Коррекционно-развивающая: развивать внимание, память, логику, мышление, воображение, умение делать выводы, вырабатывать внимательность и наблюдательность, совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательная: воспитывать стремление учиться, уважительное отношение к родному языку, к его лексическим запасам через использование сказочного и краеведческого материала на примере Флёновского Теремка.
Планируемые результаты:
Предметные: применение на практике знаний о предложении, отработка навыков определения и различения предложений и непредложений, умение приводить примеры свои примеры предложений.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке, признавать важность обучения и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели урока, проговариваривание последовательности действий на уроке без помощи учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: выполнение заданий, поиск ответов на вопросы с использование своего жизненного опыта и информации, полученной на предыдущих уроках; применение имеющихся знаний по теме в новых видах работы.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения и объяснять свои действия, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и сотрудничеству с бабушкой и учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь, Аудиозапись песни "Зимняя сказка".
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающейся | Формируемые базовые учебные действия (БУД) | |||||||||
1. Организаци- онный момент (0,5 мин.) Цель: эмоциональный настрой на урок. | Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок. - Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Как настроение? - Даша, к уроку готова? - Хорошо, тогда начнём. | Приветствует учителя. | Р: формирование навыка самоорганизации. К: формирование умения слушать и слышать, приветствовать. Л: выражение положительного отношения к учителю, к началу урока. | |||||||||
2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.) Цель: настрой на учебную деятельность | Настраивает обучающуюся на учебную деятельность. - Прочитай тему урока. (“Кто-кто в предложении живёт?”) - Не напоминает ли тебе эта тема фразу из известной сказки? (Да) - Из какой? (“Теремок”) - Когда возле теремка появлялся сказочный герой, он спрашивал: “Кто-кто в теремочке живёт?”. В сказке в теремочке поселилось несколько животных. Как ты думаешь, почему тема урока звучит именно так: “Кто-кто в предложении живёт?”. - Потому что предложение похоже на теремок. В предложении тоже живут герои - разные члены предложения. | Отвечает на вопрос учителя, предполагая результат эксперимента. | Р: нацеливание на успешную деятельность. К: формирование умения слушать и слышать. Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. | |||||||||
3. Постанов- ка цели и задач. Планирование деятельности на уроке (1 мин.) Цель: создание условий для формулирования обучающейся цели, задач урока, планирования деятельности на уроке | Создаёт условия для формулирования обучающейся темы, цели и задач урока и определения плана действий на уроке. Задание 1. О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О предложении) - Правильно, мы сегодня поговорим о предложении. Можешь ли ты сказать, что такое предложение? - Не беда. Что такое предложение, ты узнаешь на уроке. Но урок у нас необычный, потому что ты сама, имея некоторые знания, должна будешь в конце урока сформулировать определение предложения. А сейчас назови цель урока - что мы должны будем узнать о предложении. (Мы должны будем узнать, что такое предложение) - Как мы это будем делать? Составь план урока. (Будем вспоминать то, что уже известно по теме урока, потом выполним задания, сделаем выводы, подведём итоги урока) | Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке. | Р: постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий. П: постановка и решение проблемы. К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. | |||||||||
4. Актуализация знаний (3 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Задание 2. - Давай начнём. Прочитай записи:
- Это предложения? (Да) - Почему ты так решила? (Понятно, о чём говорится в предложениях) - И чего они состоят? (Из слов) - Ты права - хоть первое предложение состоит из одного слова, однако, мы понимаем, что имеется ввиду “Наступила зима”. Итак, ты уже можешь сказать, что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов) - Отлично! | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит предположения с опорой на наглядность и вопросы учителя, делает вывод.. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше. К: умение слушать и говорить, строить полные предложения, ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
5. Первичное усвоение новых знаний (2 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму | Проверяет уровень понимания материала. Задание 3. - А сейчас давай проверим, на сколько ты запомнила первую часть правила. Прочитай. 1. Ёлка, новый год, украшения, наряжать. 2. Скоро наступит Новый год. Все будут украшать ёлочки. - Под каким номером строчка, в которой есть предложения? (2) - Докажи. (В первой строчке набор слов, а во второй строчке предложения, так как понятно, о чём в них говорится) - Молодец! Сегодня я познакомлю тебя с одним теремком, но не со сказочным, а с настоящим. Флёновский теремок - историко-краеведческий музей, который находится в Талашкино Смоленской области. «Теремок» - это историко-архитектурный комплекс. Он включает в себя двухэтажный резной деревянный терем, украшенный узорчатой резьбой и расписанный по мотивам русских народных сказок и былин. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Построен он был в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Экскурсию по Флёновскому теремку мы обязательно продолжим. | Выполняет задание, строит высказывания с опорой на выводы, сделанные на предыдущем этапе урока. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
6. Физкультми- нутка (1 мин.) Цель: снятие напряжения и настрой на продолжение работы на уроке | Предлагает отдохнуть. - Перед выполнением следующего задания я предлагаю отдохнуть. Минутка релаксации поможет расслабиться и настроиться на продолжение урока. | С закрытыми глазами слушает песню. | ||||||||||
7. Актуализация знаний (продолжение работы) (3 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Задание 4. - А мы продолжим работать над определением. Прочитай. Кошка ароматно жужжит. - Ты прочитала предложение или нет? (Нет) - Докажи. (Это не предложение, так как нет смысла в том, что мы прочитали) - Это не предложение, так как слова не связаны между собой по смыслу. Что же такое предложение, исходя из того, что ты уже узнала? (Предложение - это слово или слова, связанные между собой по смыслу) - Приведи пример предложения, в котором слова связаны по смыслу. (Солнце ярко светит) - Отлично! Вернёмся во Флёново. Кроме сказочного теремка на территории расположен храм Святого Духа с фрагментами росписей художника Репина. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит предположения с опорой на наглядность и вопросы учителя, делает вывод.. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
8. Актуализация знаний (продолжение работы) (2 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Задание 5. - Возвращаемся из путешествия по Флёновскому Теремку и продолжаем. Прочитай. Я оглядела комната в поиск чемодан. - Что ты прочитала? Это предложение? (Нет) - Докажи. (Мы так не говорим) - То есть мы должны говорить грамотно. А что для этого нужно сделать? (Поменять окончания) - Прочитай фразу ещё раз и измени слова так, чтобы оно стало грамотным и понятным. (Я оглядела комнату в поисках чемодана) - Такая связь слов в предложении называется грамматической. Попробуй дать определение предложения, используя полученные знания. (Предложение - это слово или слова, связанные между собой по смыслу и грамматически) | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит предположения с опорой на наглядность и вопросы учителя, делает вывод. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
9. Первичное усвоение новых знаний (3 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму | Проверяет уровень усвоения нового материала. Задание 6. - Прочитай предложения и выдели лишнее. Дети дружно петь песня. Даша любит маму и бабушку. Шапка был жёлтый цвет. - Почему это предложение лишнее? (В нём все слова связаны грамматически) - А как бы ты прочитала эти предложения, чтобы это звучало грамотно? (Дети дружно поют песню; Шапка была жёлтого цвета) - Замечательно! А я снова приглашаю тебя в историко-архитектурный комплекс “Теремок”. Все посетители заходят на территорию через красиво оформленные ворота. Встречает гостей бронзовая фигура бывшей хозяйки этого имения - княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
10. Актуализация знаний (продолжение работы) (3 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Задание 7. - Прочитай.
- Скажи, является ли эта запись предложением. (Нет) - Почему? (Не понятно, возле чего лежит щенок) - То есть мысль предложения не закончена. Значит, какой вывод ты сделаешь? (В предложении мысль должна быть закончена) - То есть в предложении мысль обязательно должна быть закончена. Попробуй закончить предложение. (Щенок лежит возле кровати) - Попробуй сказать, что такое предложение из всего того, что ты о нём узнала, выполняя задания. (Предложение - это слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически и иметь законченную мысль) - Умница! | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит предположения с опорой на наглядность и вопросы учителя, делает вывод. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
11. Первичное усвоение новых знаний (3 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму | Проверяет уровень усвоения нового материала. Задание 8. - Давай закрепим последнюю часть правила. Прочитай и определи предложения с незаконченной мыслью. Подбери и вставь в них недостающие слова. Скоро наступит Новый год. Мы нарядим пушистую. Дед Мороз и Снегурочка подарки. - Какое слово ты бы вставила в эти предложения, чтобы мысль была закончена? Слова для справок: девочка, ёлочка; заберут, подарят. - Вернёмся в “Теремок”. - Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки и многое другое. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
12. Первичная проверка понимания (2 мин.) Цель: установка правильности и осознанности изученного материала | Проверяет уровень понимания нового материала. Задание 9. - Ну вот ты и познакомилась с Флёновским теремком. Конечно, я тебе не всё рассказала и показала. Но в ближайшее время я обязательно тебя снова приглашу в это интересное место. Вернёмся к теме урока. Тебе осталось только вспомнить всё, что мы говорили о предложении, и выбрать правильную формулировку понятия “предложение”. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом, контролировать процесс и результаты своей деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника- ции; построение логичес- кой цепи рассуждений. Л: оценивание усваиваемого содержания. | |||||||||
13. Подведение итогов урока, оценка работы (2,5 мин.) Цель: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, оценка достижения цели урока | Создаёт условия для подведения итогов урока и оценивания работы. - О чём мы сегодня говорили? (О предложении) - Какую цель ты поставила в начале урока? (Определить, что такое предложение) - Ты узнала? (Да) - Что же такое “предложение”? (Предложение - это слово или слова, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие законченную мысль) - Значит, цель урока выполнили. Оцени свою работу на уроке. Какую оценку бы ты себе поставила? Для этого воспользуйся таблицей с теремами.
- Пригодятся ли тебе знания, полученные на уроке? (Да) - Как? (Помогут грамотно говорить, правильно выражать свои мысли, чтобы меня понимали люди) - Ты справилась со всеми заданиями. Молодец! На следующем уроке мы с тобой продолжим экскурсию знакомство с предложением: будем заселять наше предложение героями - членами предложения, как в сказке теремок заселялся сказочными героями. Так и узнаем, кто-кто в предложении живёт. А сегодня мы с тобой прощаемся! До встречи на следующем уроке. | Отвечает на вопросы, соотносит поставленные учебные задачи и результат урока, оценивает свою работу на уроке. | Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности, владение монологической и диалогической формами речи. Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности. |
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна