Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения"

Пояснительная записка
Урок русского языка "Главные члены предложения" был проведён с обучающейся 10 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На уроке использовалась презентация.
Конспект урока русского языка
«Главные члены предложения»
Пояснительная записка
Предмет | Русский язык |
Класс | 10 (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) |
Предмет | Русский язык |
УМК | “Школа России” |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | Главные члены предложения |
Цель | Актуализация и углубление знаний о предложении |
Задачи | Образовательная: совершенствовать знания о предложении - о главных членах, формировать умение находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое, учить ставить вопросы к главным членам предложения. Коррекционно-развивающая: развивать внимание, память, логику, мышление, воображение, умение делать выводы, совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас. Воспитательная: воспитывать стремление учиться, уважительное отношение к родному языку, к его лексическим запасам через использование ИКТ. |
Планируемые результаты | Предметные: применение на практике знаний о предложении, отработка навыков нахождения главных членов предложения, умение ставить вопросы к подлежащему и сказуемому. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке, признавать важность обучения и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач. Базовые учебные действия: Регулятивные: определение темы и формулировка цели урока, проговариваривание последовательности действий на уроке без помощи учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: выполнение заданий, поиск ответов на вопросы с использование своего жизненного опыта и информации, полученной на предыдущих уроках; применение имеющихся знаний по теме в новых видах работы. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения и объяснять свои действия, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и сотрудничеству с бабушкой и учителем. |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические |
Технологии обучения | Интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение, игровые технологии |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Индивидуальная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Основные образовательные идеи | Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое |
Основные понятия | Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое |
Средства обучения | Мультимедиа, компьютер, экран, колонки, Интернет, видео “Сказка о главных членах предложения”, электронная тетрадь” |
Дата проведения: 28.01.2025
Обучающаяся Дарья Б. имеет умеренную умственную отсталость - интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени. Оно сочетается с нарушениями зрения, опорно-двигательного и речевого аппарата, что значительно осложняет её индивидуальное развитие и обучение.
В связи с заболеванием ДЦП и гиперкинезом конечностей у обучающейся наблюдаются нарушения координации, точности, темпа движений; трудности, связанные со статикой и динамикой тела, навыками, требующими точных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, пользование клавиатурой и др., поэтому на уроках не используются письменные упражнения, она выполняет только устные задания либо печатает текст одним пальчиком, в чём ей помогает бабушка.
В связи с этим презентация создана только для наглядности материала.
Автор шаблона презентации Кохова Ирина Юрьевна.
Иллюстрация на обложке создана с помощью нейросети Шедеврум.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающейся | Формируемые базовые учебные действия (БУД) | |||||||||
1. Организаци- онный момент (0,5 мин.) Цель: эмоциональный настрой на урок. | Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок. - Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Как настроение? - Тогда начинаем. Сегодня мы продолжаем изучение темы. Какой? (Предложение) Слайд 1. - Открывай тетрадочку. Для этого нажми на оранжевый стикер. | Приветствует учителя. | Р: формирование навыка самоорганизации. К: формирование умения слушать и слышать, приветствовать. Л: выражение положительного отношения к учителю, к началу урока. | |||||||||
2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.) Цель: настрой на учебную деятельность | Настраивает обучающуюся на учебную деятельность. Слайд 2. Задание 1. - Тема сегодняшнего урока “Кто-кто в предложении живёт?”. Какую сказку напоминает тебе эта фраза? (Сказку “Теремок”) - Правильно. Нажми на белый фон странички. Появляется иллюстрация к сказке “Теремок”. - В сказке все герои перед входом в теремок произносили фразу: “Кто-кто в теремочке живёт?”, а потом заселялись в домик. Так вот, теремок очень похож на предложение: в теремке живут герои и в предложении тоже живут герои - то есть члены предложения. Нажми на картинку теремка. | Отвечает на вопрос учителя. | Р: нацеливание на успешную деятельность. К: формирование умения слушать и слышать. Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. | |||||||||
3. Постанов- ка цели и задач. Планирование деятельности на уроке (2 мин.) Цель: создание условий для формулирования обучающейся цели, задач урока, планирования деятельности на уроке | Создаёт условия для формулирования обучающейся темы, цели и задач урока и определения плана действий на уроке. - А знаешь ли ты, какие члены предложения бывают? - Значит, какая цель нашего урока, что мы должны будем узнать о предложении? (Мы должны будем узнать, какие бывают члены предложения) - Как мы это будем делать? Составь план урока. (Узнаем новое, выполним задания, сделаем выводы и подведём итоги урока) - Давай проверим, права ли ты. Нажми на последний прямоугольник. Слайд 3. План урока: 1. Узнаем новое. 2. Выполним задания. 3. Сделаем выводы. 4. Подведём итог урока. - Продолжим - нажми на жёлтый стикер. | Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке. | Р: постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий. П: постановка и решение проблемы. К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. | |||||||||
4. Актуализация знаний (7,5 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Слайд 4. Задание 2. - Предложения состоят из слов. У каждого слова своя роль. Только что мы сравнивали предложение с теремком. А ещё предложение можно сравнить с семьёй. Все, кто живёт в семье, это члены семьи. Все слова в предложении - это члены предложения. В семье есть главные члены. Кто является главным в семье? (Родители: мама и папа) - Правильно: это родители. Давай посмотрим сказку о главных членах предложения. Слушай внимательно и запоминай. Видео “Сказка о главных членах предложения” - С чем сравнивается предложение в сказке? (С семьёй) - С кем сравнивают подлежащее? (С папой) - С кем сравнивают сказуемое? (С мамой) - В предложении, как и в семье, есть главные слова. Их называют главными членами предложения. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Переходи на следующую страничку. Для этого нажми на жёлтый стикер. Слайд 5. - Рассмотрим пример: Светит солнце. - Это предложение состоит из главных членов - подлежащего и сказуемого. Сначала найдём подлежащее. Подлежащее - это главный член предлжения, который отвечает на вопросы кто? или что?. Подлежещее - это то, о ком или о чём говорится в предложении. Что? - солнце? Солнце - это подлежащее. Теперь найдём сказуемое. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? что делал? что будет делать? Солнце что делает? - светит. Светит - это сказуемое. Рассмотрим ещё примеры. Поют птицы. - О чём говорится в предложении? (О птицах) - Кто? - птицы. Значит, птицы - это подлежащее. Что длают птицы? - поют. Поют - это сказуемое. Распускаются цветы. - О чём говорится в предложении? (О цветах) - Что? - цветы. Значит, цветы - это подлежащее. Что делают цветы? - распускаются. Распускаются - это сказуемое. Всё ли тебе понятно? Тогда жми на жёлтый стикер. | Слушает учителя, смотрит видео, отвечает на вопросы. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше. К: умение слушать и говорить, строить полные предложения, ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
5. Первичное усвоение новых знаний (3 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму | Проверяет уровень понимания материала. Слайд 6. Задание 3. - Попробуй сформулировать определение подлежащего. - Чтобы проверить, нажми на середину страницы. Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? или что?. - Листай страницу - жми на жёлтый стикер. Слайд 7. - Теперь попробуй сформулировать определение сказуемого. - Проверим - снова нажми на белый фон страницы. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? | Выполняет задание, строит высказывания с опорой на знания, полученные на предыдущем этапе урока. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
6. Физкультми- нутка (1 мин.) Цель: снятие напряжения и настрой на продолжение работы на уроке | Предлагает отдохнуть. - Перед выполнением следующего задания я предлагаю отдохнуть. Так как глаза на нашем уроке постоянно напряжены, именно для глазок и сделаем небольшую гимнастику. Двигай только глазами, лицо должно оставаться на месте. 1. Посмотри вверх. 2. Теперь опусти глазки вниз. 3. А сейчас сначала влево, потом вправо. 4. Посмотри в окно. Далеко-далеко. 5. Попробуй увидеть кончик носа. 6. Повторим всё сначала. (пункты 1 - 5) 7. И наконец, закрой глазки и представь что-нибудь приятное. - Отдохнула. Теперь жми на зелёный стикер. | Выполняет движения глазами. | ||||||||||
7. Первичное усвоение новых знаний (5 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму | Проверяет уровень усвоения нового материала. Слайд 8. Задание 4. - Теперь давай выполним задания, чтобы закрепить полученные знания. Послушай предложение. Даша летом отдыхала на даче. (Даша летом отдыхала на даче) - Найди главные члены предложения. - Проверь, правильно ли ты выполнила задание. Для этого нажми на предложение. - Нажми на середину листа. - Слушай следующее предложение. Мама готовит вкусный обед. (Мама готовит вкусный обед) - Найди подлежашее и сказуемое. - Чтобы узнать, правильно ли ты нашла главные члены предложения, нажми на это предложение. - Снова нажми на белый лист в любом месте. - И третье предложение. У окна сидит моя бабушка. (У окна сидит моя бабушка) - Найди главные члены предложения. - Чтобы узнать, правильно ли ты нашла подлежащее и сказуемое, нажми на это предложение. - Продолжим проверять, как ты разобралась с данной темой. Жми на синий стикер. | Выполняет задание с пояснениеем, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||||
8. Первичная проверка понимания (5 мин.) Цель: установка правильности и осознанности изученного материала | Проверяет уровень понимания нового материала. Слайд 9. Задание 5. - Задание такое: я прочитаю предложение, а ты должна найди главные члены: из трёх предложенных вариантов выбери верный и нажми на него. Если выбор будет правильным, ты перейдёшь на следующую страницу, если неправильным, значит, останешься на этой странице. Дети в лесу собирают грибы. 1. Собирают грибы. 2. Собирают в лесу. 3. Дети собирают. + Слайд 10. Белка готовит запасы на зиму. 1. Готовит запасы. 2. Белка готовит. + 3. Готовит на зиму. Слайд 11. Ветер гонит по небу облака. 1. Ветер гонит. + 2. Гонит по небу. 3. Гонит облака. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом, контролировать процесс и результаты своей деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника- ции; построение логичес- кой цепи рассуждений. Л: оценивание усваиваемого содержания. | |||||||||
9. Подведение итогов урока, оценка работы (5 мин.) Цель: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, оценка достижения цели урока | Создаёт условия для подведения итогов урока и оценивания работы. Слайд 12. - Давай подведём итог сегодняшнего урока. Ты на уроке получила новые знания, выполнила задания. давай теперь сделае выводы. Нажми на первый прямоугольник, на котором написано “Сделаем выводы”. Слайд 13. - Я прочитаю начало определения подлежащего, а ты выберешь правильное продолжение. Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? что? + что делает? что будет делать? Слайд 14. Сказуемое - это главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? что? что делает? что будет делать? + Слайд 12. - Мы вернулись на страничку с подведением итогов. Ты узнала, что в педложении живут члены предложения, познакомилась с главными членами - подлежащим и сказуемым, научилась их находить. Значит, цель урока выполнили. Оцени свою работу на уроке. Для этого нажми на соответствующий прямоугольник на слайде. Слайд 15. - Нажми на нужное суждение или на оценку.
Слайд 12. - План урока мы с тобой тоже выполнили. Осталось только ответить на вопрос: Как ты сможешь использовать полученные на уроке знания в жизни? (Смогу грамотно и правильно формулировать свои мысли, чтобы понимали люди, эти знания пригодятся и на дальнейших уроках) - Отлично! Нажми на фиолетовый стикер. Слайд 16. - Ты умница! Справилась со всеми заданиями. Мы продолжим изучение членов предложения на следующих уроках. А сегодня мы с тобой прощаемся. До следующей встречи! | Отвечает на вопросы, соотносит поставленные учебные задачи и результат урока, делает выводы, оценивает свою работу на уроке. | Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности, владение монологической и диалогической формами речи. Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности. |
Материал может быть использован на уроках русского языка в 3 - 6 классах
Спицына Любовь Ивановна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна