Технологическая карта урока русского языка и презентация к уроку

2
2
Материал опубликован 28 October в группе

​​​​​​​
Русский язык презентацияPPTX / 3.18 Мб



Урок русского языка в 3 классе

УМК «Планета знаний»







Автор учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза Пименова Ивана Ивановича»

Огурцова Надежда Сергеевна 




2024 г

ФИО участника

Огурцова Надежда Сергеевна

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ №6»

Предмет

Русский язык

Класс

3



УМК

«Планета знаний»

Тема урока

«Второстепенные члены предложения»

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Место урока в изучении темы, раздела

Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения»

Используемые формы работы в обосновании их целесообразности

Фронтальная, индивидуальная, парная

Используемые методы работы в обосновании их целесообразности

Словесный, наглядный

Используемое оборудование

Учебник, мультимедийная презентация

Цели:

Задачи

Планируемый результат:

Специфические

Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении.

- формировать представлений о распространённых и нераспространённых предложениях;

Личностные:

- осознавать богатство выразительных средств русского языка, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий;

Метапредметные:

- уметь выделять главные и второстепенные члены предложения;

- показывать связь членов предложения с помощью схем;

Предметные:

- знать понятие «второстепенные члены предложения», понятие «распространённое и нераспространённое предложение».

- обогащать и развивать словарный запас;

- развивать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- воспитывать умение работать в паре; правильно формулировать мысли.


Постоянные

углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью.



Название этапа

Описание содержания этапа


В деятельности учителя

В деятельности обучающегося

Воспитательный потенциал урока

1.Организа-ционный момент.

Здравствуйте! Рада видеть вас, ребята, в хорошем настроении!

В каком регионе мы живём?

Вологодчина славится лесами. Люди каких профессий трудятся в лесу? Надо ли учиться этому?

Мы живём в селе Молочное, известное всей России. Именно у нас расположена молочно-хозяйственная академия, где готовят кадры для сельского и лесного хозяйства.

Кафедра лесного хозяйства создана с целью подготовки специалистов для предприятий лесного комплекса Вологодской области и является единственным в регионе подразделением, осуществляющим такой вид деятельности. Подготовка высококвалифицированных специалистов ведётся с учетом современных требований всех уровней высшего образования;

"Охотоведение и звероводство" Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств профиль "Лесоинженерное дело" Перейдя по кюар коду можно подробней ознакомиться с профессиями.

Обратите внимание на дерево на доске. На улице весна, а наше дерево без листьев (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас на парте лежат зелёные листья разного размера. Вам нужно спрогнозировать свою деятельность. Вот каковы значения листьев: маленький лист- успех, средний – общение, большой– активность. Выходят и прикрепляют листья сначала маленькие, затем средние, а потом большие.

(После того, как ребята прикрепили листочки)

Красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий, а мои ожидания будут зависеть от качества вашей работы.

От писателя остаются книги, от художника — картины. От учителя остается работа его учеников. А качество выполненной работы на уроке будет зависеть от вас?



Надеюсь, что вы приложите максимум старания при выполнении работы, чтобы оказаться на самой высокой ступеньке лесенки успеха. Итак, за дело!


Дети рассаживаются по местам.

Настраиваются на предстоящую работу.

Вологодская область


Лесники, егеря…

Да.





Прогнозируют деятельность.




t1730116054ad.png







-Да









     t1730116054ab.gif t1730116054ac.gift1730116054ac.gif                                       

-Умение прогнозировать деятельность, зная свои слабые и сильные стороны.







Привитие любви к предмету.



-Воспитание уважения к труду учителя.




-Воспитание трудолюбия.

2.Актуализация знаний.

- Откройте тетради, чисто, красиво и аккуратно запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

- Обратите внимание на СЛАЙД 1

- Выпишем такие сочетания букв, как

Трд члвк крмт лн прт.

-Воспроизведите пословицу по памяти, вставляя гласные буквы.

Труд человека кормит, а лень портит.


-Ребята, как вы её понимаете?




- Хорошо. Теперь попробуйте воспроизвести пословицу про себя и записать её по памяти. На полях отметьте прогностическую оценку, на каком уровне вы справитесь с этой работой.



-Сверка с эталоном. Кто справился на высоком уровне? На среднем? Ниже среднего? Отметьте, на какой ступеньке лесенки успеха вы находитесь.



-Вернёмся к пословице. Сколько грамматических основ в этом предложении?

Подчеркните главные члены. Укажите связь слов в предложении.


Поработаем над развитием речи. Страница 90, упражнение 134. Посовещайтесь в парах и устно вставьте подходящие по смыслу слова.


t1730116054ae.jpg

-Какой вопрос вызвал затруднение?

- Возникла проблемная ситуация.

- Скажите, достаточно ли ваших знаний о второстепенных членах?

-Открывают тетради, подписывают число и классная работа.

-Пишут сочетания букв

-Проговаривают пословицу.

- Труд человека кормит, а лень портит






- Человек, который трудится, сможет прокормить себя и свою семью, а ленивый становится неуспешным в жизни.


-Внимательно слушают.t1730116054af.gif

t1730116054ag.gif


t1730116054ah.gif


t1730116054ai.gif

t1730116054aj.gif


-Выполняют задание. Оценивают себя по алгоритму (Приложение)




-2


-Выполняют работу с комментированием.



-Работа в парах.

-3



- Нет, недостаточно.

-Привитие любви к труду.

3.Постановка цели и определение задач урока.

- Пользуясь подсказкой учебника, сформулируйте тему нашего урока.

Какова будет цель?


- Чтобы достичь этой цели, нужно решить грамматические задачи. Предлагаю проранжировать задачи, которые я выделила (СЛАЙД 3).



- Приступим к решению первой задачи.

-Тема урока: «Второстепенные члены предложения».


-Научиться определять второстепенные члены предложения.

-Узнать, что такое второстепенные члены предложения;

- Установить связь между главными и второстепенными членами;

-Определить роль второстепенных членов предложения





4.Открытие нового знания.








































Физминутка для глаз на тренажёре Фролова

- Посмотрите на СЛАЙД 4. Прочитайте тексты.

1.Едут автомобили. Расположена школа. Школьники посадили. Тополя и дубы охраняют. Деревья задерживают. Тополя и дубы спасают.


2.Днём, и ночью едут по широкой дороге автомобили. В селе Молочное рядом с дорогой расположена школа. Школьники посадили вдоль дороги деревья. Тополя и дубы охраняют школу от шума и пыли. Зимой деревья задерживают снег. А знойным летом тополя и дубы спасают от жары. Задача школьников беречь деревья!

-Сравните. Какой текст более информативен?
- О чем этот текст?

- Как вы поняли, какую пользу приносит дуб?

-Я попросила ученика подготовить сообщение об этом дереве.




- Какую пользу приносит тополь?



Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

-Если вас заинтересовала информация о деревьях нашего края, то углубить свои знания вы можете, прочитав книгу Т. А Шорыгиной «Деревья. Какие они?»

-Посмотрите текст ещё раз. Найдите и запишите в тетрадь третье предложение. Выделите грамматическую основу и укажите связь слов стрелочками.

-Какую роль играют второстепенные члены в этом предложении?


- Давайте откроем учебник на стр. 91 и сравним свой ответ с версией автора


Правильно мы с вами сделали вывод?


-Вернёмся к нашему плану.

Какую задачу мы решали?

- Да, мы узнали, какую роль играют второстепенные члены предложения. А что еще?

-Отметьте, где вы находитесь теперь на лесенке успеха.


Предлагаю вновь обратиться к учебнику. Упражнение 136. Прочитайте задание.




- Правило на странице 91поясняет, как называются предложения с второстепенными членами и без них. Перечитайте информацию об этом.


-Подумайте, пожалуйста, над данным заданием. Ответьте на предложенный вопрос.

- Какое из предложений является распространённым, а какое нераспространённым?


-Приведите примеры нераспространённого предложения

- Измените его так, чтобы получилось распространённое.

- Посмотрите внимательно на доску. Что у нас получилось? СЛАЙД 6







- Хорошо. Мы с вами установили связь между главными и второстепенными членами.

-Читают текст.














- О деревьях.

-Ответы учащихся.

Дуб – символ долголетия и справедливости. Самое ценное в дубе — это его древесина. С лечебной целью используют кору и плоды. Из желудей готовят кофе, который очень полезен при заболеваниях сердца. Дуб широко используется в народной медицине.

-Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.



-



















-Школьники посадили вдоль дороги деревья.

-Называют главные члены. Указывают связь слов.



-Уточняют, что посадили и где.



-Второстепенные члены нужны, чтобы пояснять, уточнять главные члены. Позволяют выразить главную мысль более полно, выразительно. Передают больше информации.

Каждый читает правило про себя.



-Определили роль второстепенных членов предложения.

-Передают красоту, помогают создать образ и т.д. Второстепенные члены уточняют, поясняют, дополняют.





Один из учеников читает задание.

- Прочитайте предложения из таблицы. Проследите, как распространяется мысль с включением каждого нового члена предложения. Что уточняется, дополняется?
- Уточняется то, какие ручейки, где и когда они пробежали.

-Предложения с второстепенными членами называют распространёнными.

 -В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов, называют нераспространёнными.






Приводят свои примеры

(2-3)



- Алгоритм:

1.  1.Найти грамматическую основу предложения (найти подлежащее и сказуемое).

2.  2. Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

3.  3. Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.

4.  4. Найти второстепенные члены, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.



Бережное отношение к дереву.





Региональный компонент. Привитие любви к малой Родине.


























-Расширение кругозора.

5. Физминутка.

- Немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните вперёд правую ногу и в воздухе напишите цифру «5», левой-знак “Плюс”. Левой рукой напишите в воздухе запятую и точку, а правой-слово, обозначающее название нашего села.

- Какие правила орфографии вы вспомнили?

- Молодцы, садитесь!


Выполняют задания учителя.



-Правописание имён собственных и сочетание чн-чк


6.Закрепление полученных знаний.

- Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы еще не решили?

- Обратите, пожалуйста, внимание на упражнение 138. Прочитайте задание.


- Выполним данное задание устно.







- Молодцы. Ребята, а вы знаете, кто такой редактор?

- Да, редактор – это тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определенного жанра, готовит к печати издание (книги, журнала, газеты и т.п.), также выступает в роли управляющего.


- Прочитайте, пожалуйста, задание упражнения 139.

-Подобное задание по украшению предложений второстепенными членами будете выполнять дома.


- Работаем в парах. На выполнение вам даётся 3 минуты. Перед этим вспомним правила работы в паре, посмотрев таблицу.





- Хорошо.

- Заканчиваем. Кто готов?






-Наш Вологодский край славится гостеприимством и промыслами. Какое самое известное из них?

- Сейчас предлагаю поработать самостоятельно и записать об этом предложение с второстепенными членами. Работа разноуровневая.

1 уровень: списать, вставляя пропущенные буквы.

2 уровень: списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть главные члены.

3 уровень; списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть главные члены. Стрелочками указать связь между главными и второстепенными членами.

-Взаимопроверка.

-Научиться составлять предложения с второстепенными членами.

Один из учеников читает.

- Вставьте в предложение возможные второстепенные члены предложения.

Выборочно ученики озвучивают составленные предложения.

1. Закончились летние каникулы.

2. В парке мальчик увидел воздушный шар.

3. Пригрело жаркое солнце.

4. На дереве чирикают веселые воробьи.

5. Утром дети отправились в поход.

-Человек, который редактирует что-либо.





-Слушают задание.





-Поработайте редактором. Все ли слова на своих местах?



На таблице:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял, переспроси.


Выборочно ученики озвучивают исправленные предложения.

1. Крупные капли дождя застучали по крышам домов.

2. Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги.

3. Весело зачирикали воробьи.



-Кружевоплетение



Круж…во в…лшебное вам спл…тут красавицы
звонкими к…клюшками в Вол…где м…ей.

-Выполняют задание.




Любовь к русскому языку, умение правильно формулировать мысли.

































-Воспитание гордости за свою Родину.

7. Домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу, запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник стр. 91, упражнение 138. Ваша задача вспомнить материал, который мы проходили на уроке, и вставить пропущенные слова в предложения. Записать их в тетрадь.

Записывают домашнее задание.



Внимательно слушают.


8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке? Посмотрите на наше зелёное дерево, вспомните свою прогностическую оценку в начале урока и сделайте вывод, подтвердился ли ваш прогноз работы на уроке.

-На какую ступеньку лесенки успеха вы себя поставите теперь?

- Какое задание понравилось больше? Почему?

- Что не удалось выполнить сразу? Почему?

- С каким настроением заканчиваем урок?


-Ответы детей.







Литература:

Русский язык 3 класс, часть 2-Желтовская Л. Я. Издательство «Астрель»2013г

Волина В. В. «Занимательное азбуковедение» Издательство Просвещение Москва 1991



Приложение

Алгоритм самооценки

1.Какое было задание.

2.Твоя прогностическая оценка.

3.Как ты выполнил задание?

4.Результат





































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая работа

23 November

Спасибо, Олеся Витальевна!

23 November