12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Министерство Просвещения

Российской Федерации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чепошская средняя общеобразовательная школа»








Технологическая карта урока  русского языка

«Обобщение по разделу «Фонетика»




Разработала: Верхоланцева Оксана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы









Чепош, 2020 г.






Тема урока: «Обобщение по разделу «Фонетика»

Класс:5

Время урока: 45 минут

Тип урока: закрепление полученных знаний

Цели урока:

Работая в группе, решая нестандартные логические задания обобщить и систематизировать знания о «Фонетике» как о разделе языкознания.

Оборудование: Карточки разных цветов с заданиями разных этапов

Задачи урока:   

Образовательные:

- знать предмет изучения фонетики, группы звуков речи,  особенность образования гласных звуков;

- понимать,  какую роль играют звуки речи, как они образуются, различие гласных и согласных;

- работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения.

Развивающие и воспитательные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, точно и полно выражать свои мысли, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.


Ход урока:

Обучающиеся 5 класса (27 человек) до начала урока учителем делятся на группы в зависимости от уровня успеваемости (в классе 4 обучающихся с ОВЗ, задания для этих ребят аналогичны, но немного легче). Каждой группе присваивается цвет (синий, зеленый, красный, желтый), задания каждого тура будут соответствовать цвету карточки.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Организационная часть

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки  на уроке – 2 минуты

Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника,   дневника.

Личностные, коммуникативные

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.


- Мы закончили изучать раздел языкознания «Фонетика», давайте вспомним, что изучает «Фонетика», какие буквы мы знаем, чем отличаются звуки от буквы, какие буквы имеют два звука, исходя из темы урока, поставим цель и сформулируем задачи – 3 минуты

Работают над постановкой целей и задач урока

коммуникативные, познавательные, регулятивные

Работа в группах

Вы заметили, что я разделила весь класс на 4 группы: 1-красная, 2-синяя, 3-зелёная, 4-желтая и предлагаю приступить к выполнению 1 задания-разминки «Кто больше?»

На карточках написаны односложное и двусложное слова, необходимо заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Выигрывает та группа, которая подберет наибольшее количество слов. Время выполнения задания – 3 минуты, за каждое слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2)

Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 1)

Предметные: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Регулятивные: контролькоррекция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

Следующее задание называется «Превращения слов». Вам необходимо превратить «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Время выполнения задания – 3 минуты, за каждое слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2)

Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 3)

 коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение.

Следующий этап нашей игры называется «Кто скорее?». За 3 минуты на листочках вам необходимо записать как можно больше слов, в которых букв больше, чем звуков, и наоборот, звуков больше, чем букв. За каждое слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2)

Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 4)

 коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение.



-Следующий этап нашей игры называется «Одним словом». Я буду задавать вам вопросы (приложение 5), в ответе обязательно будет удвоенный согласный. Будьте внимательнее, первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2)

 Отвечают на вопросы  вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки

Личностные: мотивация, смыслообразование;

Предметные: моделирование, построение логической цепи рассуждений;  

Регулятивные: коррекция, волевая саморегуляция;  

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Далее мы приступаем к выполнению заданий «Кто скорее?». Сейчас вы получите карточки со словам (приложение 6), вам необходимо подобрать такое родственное слово к написанному, в котором была бы буква ё. Например, вести-вёл и т.д. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2). Время на выполнение задания – 3 минуты.

Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 6)

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение.

Далее нас ждет «Игра наоборот», вы получите карточки со словам (приложение 7), вам необходимо подобрать такое родственное слово к написанному, в котором бы буква ё превратилась в е. Например, мёд-медовый и т.д. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2). Время на выполнение задания – 3 минуты.

Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 7)

коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение.

Рефлексия

Организует фиксацию обобщения знаний в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).























Приложение 1


«Кто больше?»

Дом-том-


«Кто больше?»

Гора-кора-


«Кто больше?»

Кочка-дочка-


«Кто больше?»

Бок-кок-


Ответы:

Дом-том-ком-лом-сом-ром-дым-дол-дог-Дон

Гора-кора-пора-нора-горн-горе

Кочка-дочка-бочка-мочка-ночка-почка-точка-качка-кошка-корка

Бок-кок-док-рок-сок-ток-шок-бак-бук-бек-боб-бог-бор



Приложение 2

Этап урока

«Синие»

«Красные»

«Зеленые»

«Желтые»






«Превращение слов»






«Кто больше?»






























Приложение 3


«Превращение слов»

Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву

Волк-полк- - -коза

«Превращение слов»

Превратите «реку» в «море», изменяя в каждом последующем слове только одну букву

Река-рука- - - - -луза - - - -море

«Превращение слов»

Превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву

Ночь-ноль- - - -сено- - - день

«Превращение слов»

Превратите «тесто» в «булку», изменяя в каждом последующем слове только одну букву

Тесто-место- - - - -паста- - - -пачка- - - -булка


Ответы:


Волк-полк-пола-поза-коза


Река-рука-мука-муза-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море


Ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день


Тесто-место-месть-масть-пасть-паста-каста-каска-качка-пачка-палка-балка-булка



Приложение 4


«Кто скорее?»

Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков


Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв


«Кто скорее?»

Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков


Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв


«Кто скорее?»

Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков


Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв


«Кто скорее?»

Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков


Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв



Приложение 5

Вопросы для раунда:

Избирательный листок (бюллетень)

Товарищ по работе (коллега)

Сообщение, переданное по телефону (телеграмма)

Безрельсовый трамвай (троллейбус)

Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности (кросс)

Сотрудник газеты, журнала, радио (корреспондент)

Морские животные, образующие известковые отложения (моллюски)

Высшее шахматно-спортивное звание (гроссмейстер)

Обучение животных (дрессировка)

Круглое окно на борту корабля (иллюминатор)

Рисунки в тексте газеты, журнала (иллюстрация)

Сквозной проезд, прорытый под землей (туннель)

Документ об окончании школы (аттестат).



Приложение 6


«Кто скорее?»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё

Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Кто скорее?»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё

Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Кто скорее?»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё

Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Кто скорее?»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё

Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 7


«Игра наоборот»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е

Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Игра наоборот»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е

Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Игра наоборот»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е

Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Игра наоборот»

Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е

Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.