Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Обобщение по разделу фонетика»
Министерство Просвещения
Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чепошская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока русского языка
«Обобщение по разделу «Фонетика»
Разработала: Верхоланцева Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Чепош, 2020 г.
Тема урока: «Обобщение по разделу «Фонетика»
Класс:5
Время урока: 45 минут
Тип урока: закрепление полученных знаний
Цели урока:
Работая в группе, решая нестандартные логические задания обобщить и систематизировать знания о «Фонетике» как о разделе языкознания.
Оборудование: Карточки разных цветов с заданиями разных этапов
Задачи урока:
Образовательные:
- знать предмет изучения фонетики, группы звуков речи, особенность образования гласных звуков;
- понимать, какую роль играют звуки речи, как они образуются, различие гласных и согласных;
- работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения.
Развивающие и воспитательные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, точно и полно выражать свои мысли, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Ход урока:
Обучающиеся 5 класса (27 человек) до начала урока учителем делятся на группы в зависимости от уровня успеваемости (в классе 4 обучающихся с ОВЗ, задания для этих ребят аналогичны, но немного легче). Каждой группе присваивается цвет (синий, зеленый, красный, желтый), задания каждого тура будут соответствовать цвету карточки.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
Организационная часть | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке – 2 минуты | Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Личностные, коммуникативные | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Мы закончили изучать раздел языкознания «Фонетика», давайте вспомним, что изучает «Фонетика», какие буквы мы знаем, чем отличаются звуки от буквы, какие буквы имеют два звука, исходя из темы урока, поставим цель и сформулируем задачи – 3 минуты | Работают над постановкой целей и задач урока | коммуникативные, познавательные, регулятивные | |
Работа в группах | Вы заметили, что я разделила весь класс на 4 группы: 1-красная, 2-синяя, 3-зелёная, 4-желтая и предлагаю приступить к выполнению 1 задания-разминки «Кто больше?» На карточках написаны односложное и двусложное слова, необходимо заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Выигрывает та группа, которая подберет наибольшее количество слов. Время выполнения задания – 3 минуты, за каждое слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2) | Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 1) | Предметные: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Регулятивные: контроль, коррекция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника | |
Следующее задание называется «Превращения слов». Вам необходимо превратить «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Время выполнения задания – 3 минуты, за каждое слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2) | Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 3) | коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение. | ||
Следующий этап нашей игры называется «Кто скорее?». За 3 минуты на листочках вам необходимо записать как можно больше слов, в которых букв больше, чем звуков, и наоборот, звуков больше, чем букв. За каждое слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2) | Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 4) | коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение. | ||
| -Следующий этап нашей игры называется «Одним словом». Я буду задавать вам вопросы (приложение 5), в ответе обязательно будет удвоенный согласный. Будьте внимательнее, первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2) | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки | Личностные: мотивация, смыслообразование; Предметные: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: коррекция, волевая саморегуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Далее мы приступаем к выполнению заданий «Кто скорее?». Сейчас вы получите карточки со словам (приложение 6), вам необходимо подобрать такое родственное слово к написанному, в котором была бы буква ё. Например, вести-вёл и т.д. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2). Время на выполнение задания – 3 минуты. | Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 6) | Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение. | ||
Далее нас ждет «Игра наоборот», вы получите карточки со словам (приложение 7), вам необходимо подобрать такое родственное слово к написанному, в котором бы буква ё превратилась в е. Например, мёд-медовый и т.д. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу, баллы записываются в сводную таблицу на доске (приложение 2). Время на выполнение задания – 3 минуты. | Работа в группах с раздаточным материалом (приложение 7) | коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение. | ||
Рефлексия | Организует фиксацию обобщения знаний в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Приложение 1
«Кто больше?» Дом-том- |
«Кто больше?» Гора-кора- |
«Кто больше?» Кочка-дочка- |
«Кто больше?» Бок-кок- |
Ответы:
Дом-том-ком-лом-сом-ром-дым-дол-дог-Дон
Гора-кора-пора-нора-горн-горе
Кочка-дочка-бочка-мочка-ночка-почка-точка-качка-кошка-корка
Бок-кок-док-рок-сок-ток-шок-бак-бук-бек-боб-бог-бор
Приложение 2
Этап урока | «Синие» | «Красные» | «Зеленые» | «Желтые» |
| | | | |
«Превращение слов» | | | | |
«Кто больше?» | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 3
«Превращение слов» Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву Волк-полк- - -коза |
«Превращение слов» Превратите «реку» в «море», изменяя в каждом последующем слове только одну букву Река-рука- - - - -луза - - - -море |
«Превращение слов» Превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву Ночь-ноль- - - -сено- - - день |
«Превращение слов» Превратите «тесто» в «булку», изменяя в каждом последующем слове только одну букву Тесто-место- - - - -паста- - - -пачка- - - -булка |
Ответы:
Волк-полк-пола-поза-коза
Река-рука-мука-муза-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море
Ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день
Тесто-место-месть-масть-пасть-паста-каста-каска-качка-пачка-палка-балка-булка
Приложение 4
«Кто скорее?» Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв
|
«Кто скорее?» Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв
|
«Кто скорее?» Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв
|
«Кто скорее?» Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв
|
Приложение 5
Вопросы для раунда:
Избирательный листок (бюллетень)
Товарищ по работе (коллега)
Сообщение, переданное по телефону (телеграмма)
Безрельсовый трамвай (троллейбус)
Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности (кросс)
Сотрудник газеты, журнала, радио (корреспондент)
Морские животные, образующие известковые отложения (моллюски)
Высшее шахматно-спортивное звание (гроссмейстер)
Обучение животных (дрессировка)
Круглое окно на борту корабля (иллюминатор)
Рисунки в тексте газеты, журнала (иллюстрация)
Сквозной проезд, прорытый под землей (туннель)
Документ об окончании школы (аттестат).
Приложение 6
«Кто скорее?» Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Кто скорее?» Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Кто скорее?» Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Кто скорее?» Измените слово или подберите родственное так, чтобы появилась гласная Ё Вести-вёл, соль-, село-, лежать-, летать-, клей-, черта-, нести-, ребро-, сестра-, тереть-, пчела-, надежда-, щель-, темнеть-, ель-, слеза-, грести-, десна-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 7
«Игра наоборот» Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Игра наоборот» Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Игра наоборот» Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
«Игра наоборот» Измените слово или подберите родственное так, чтобы гласная Ё превратилась в Е Мёд-медовый, лёд-, ёж-, тёмный-, тёрка-, шёлк-, жёлтый-, рёв-, дёшево-, зелёный-, чёрный-, пелёнки-, клён-, берёза-, пёстрый-. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |