Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Три склонения имён существительных»
Технологическая карта урока
русского языка в 5 классе
по теме «Три склонения имён существительных»
Автор разработки: Кизилова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ 8 с. Тугулук
Грачевского муниципального округа
Ставропольского края
2025 год
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: «Три склонения имён существительных»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных.
Метапредметных:
Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
умение грамотно и связно излагать свои мысли;
извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностных:
формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивных: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Применяемые технологии: игровая, проектная технологии, технологии опережающего и дифференцированного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | - Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить улыбки. Улыбка всегда располагает к общению. | Психологический настрой учащихся на урок. | Личностные УУД: Внимание. Уважение к окружающим. Эмоциональный настрой на урок. |
2.Актуализация знаний (на основе изученной темы) | - А Вы любите игры? Предлагаю урок начать с игры «Верю - не верю». Я буду зачитывать Вам утверждение, если вы считаете его верным, говорите слово «верю», а если неверным, то «не верю». Итак, начнём. - Существительное обозначает предмет. (Верю) - Существительное отвечает на вопросы какой? чей? (Не верю) - Все существительные делятся на собственные и нарицательные. (Верю) -Все существительные изменяются по числам. (Не верю). -Все существительные склоняются по падежам (Не верю) -Слово «молодёжь» имеет форму только единственного числа (Верю) - Слово «покойник» относится к неодушевлённым предметам (Не верю) - У существительных есть три склонения (Верю) | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
3.Постановка проблемы урока | - Молодцы, ребята! Мы с вами продолжаем работу по изучению имени существительного. Предлагаю открыть тетради и записать число, классная работа. - А теперь посмотрите на слайд 1. - Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить. Запишем в тетради название вида работы «Распределительный диктант» Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, мелочь, земля, облако, печь. Поверка по слайду и в парах. (Слайд 2 ) - Итак, какова же тема сегодняшнего урока? - Да, вы правы, запишите тему урока (слайд 3) Определение цели урока. - Сформулируйте цели нашего урока. | Распределяют слова по группам. 1 склонение: луна, дядя, земля; 2 склонение: лимон, день, море, облако; 3 склонение: мышь, печь, мелочь. Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных». Цели: 1)вспомнить, как определяются склонения существительных; 2)научиться определять склонение существительных. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему. 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
4. «Открытие» новых знаний | Работа в группах - Ребята, вы смогли правильно «расселить» существительные, но не объяснили, по каким признакам Вы это сделали. Предлагаю это показать в виде своей опоры. Ваша задача: в тетрадях оформить ОК по теме «Три склонения имён существительных». Кизилова Полина выполнит эту работу у доски. (Слайд 4) Работа с учебником. - Откроем учебники, прочитаем содержание пар. 95 и дополним свои опоры новым материалом. Проверка: - Что вы уже знали? - Что для вас оказалось новым? | Ребята составляют опорный конспект. Один работает у доски. Сравним конспекты. Читают правило на стр.62 и отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
5.Физкультминутка | - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал. Лингвистическая разминка - Я называю существительное, если оно относится к 1 склонению, то вы поднимаете руки вверх; если ко 2 склонению разводите в сторону; к 3 склонению опускаете вниз. 1 скл. - река, дедушка, деревня. 2 скл. – дом, облако, море. 3 скл. – ночь, степь, мышь. | Выполняют гимнастику для рук, закрепляют умение определять склонение имён существительных. | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
6.Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону | Работа в парах. Игра «Фокус» - Ваша задача определить склонение данных слов и «превратить» его в однокоренное слово, но другого склонения. Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм. Тетрадь – тетрадка Мама – мать Сеть – сетка Соловей – соловьиха Площадь – площадка Мышка – мышь (Взаимопроверка работы, оценка, выявление затруднений) - Составьте с каждой парой слов два предложения и запишите их в тетрадь. | Выполняют задание в парах. Составление алгоритма: Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.). Определить род. Выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение. Оценивают работу товарища. | Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
7.Самостоятельная работа | Самостоятельная работа - На партах лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Выберите то, которое соответствует вашим знаниям по данной теме. 1 (базовый уровень) Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание. Товарищ(?), карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), стыд, счастье, радость, солнце, удача. 2 (повышенный уровень) Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы. Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?). Проверка учителем. - Молодцы, ребята! Хорошо поработали! | Каждый самостоятельно работает. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
8.Итог урока. Рефлексия | - Что такое склонение? - Сколько склонений мы изучили? - Как определить склонение имени существительного? – Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных? Приём «Лестница успеха» - А теперь оцените свой уровень знаний по теме. | Определяют степень усвоения материала. Отвечают. . | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определять степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
9.Домашнее задание | Домашнее задание дифференцированное - двух уровней: базовый и повышенный. §95, выучить теоретический материал и выполнить задание по карточке. Базовый уровень Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. Повышенный уровень Списать словосочетания, определить склонение и падеж имён существительных, выделить окончание. Образец: Идти по аллее (аллея – 1 скл., Д.п.)Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . | Записывают домашнее задание в дневники. |
Спицына Любовь Ивановна
Надежда Алексеевна Паршукова
Кизилова Инна Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Кизилова Инна Владимировна