Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Три склонения имён существительных»

1
5
Материал опубликован 28 March








Технологическая карта урока

русского языка в 5 классе

по теме «Три склонения имён существительных»




Автор разработки: Кизилова Инна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ 8 с. Тугулук

Грачевского муниципального округа

Ставропольского края

2025 год


Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: «Три склонения имён существительных»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных.


Формирование УУД:

Метапредметных:

Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

умение грамотно и связно излагать свои мысли;

извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

Личностных:

формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивных: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Применяемые технологии: игровая, проектная технологии, технологии опережающего и дифференцированного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить  улыбки. Улыбка всегда располагает к общению.

Психологический настрой учащихся на урок.


Личностные УУД:

Внимание.

Уважение к окружающим.

Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний (на основе изученной темы)

- А Вы любите игры? Предлагаю урок начать с игры «Верю - не верю». Я буду зачитывать Вам утверждение, если вы считаете его верным, говорите слово «верю», а если неверным, то «не верю». Итак, начнём.

- Существительное обозначает предмет. (Верю)

- Существительное отвечает на вопросы какой? чей? (Не верю)

- Все существительные делятся на собственные и нарицательные. (Верю)

-Все существительные изменяются по числам. (Не верю).

-Все существительные склоняются по падежам (Не верю)

-Слово «молодёжь» имеет форму только единственного числа (Верю)

- Слово «покойник» относится к неодушевлённым предметам (Не верю)

- У существительных есть три склонения (Верю)

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

3.Постановка проблемы урока

- Молодцы, ребята! Мы с вами продолжаем работу по изучению имени существительного. Предлагаю открыть тетради и записать число, классная работа.

- А теперь посмотрите на слайд 1.

- Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить.

Запишем в тетради название вида работы

«Распределительный диктант»

Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, мелочь, земля, облако, печь. Поверка по слайду и в парах. (Слайд 2 )

- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

- Да, вы правы, запишите тему урока (слайд 3)

Определение цели урока.

- Сформулируйте цели нашего урока.








Распределяют слова по группам.

1 склонение: луна, дядя, земля;

2 склонение: лимон, день, море, облако;

3 склонение: мышь, печь, мелочь.

Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных».

Цели:

1)вспомнить, как определяются склонения существительных;

2)научиться определять склонение существительных.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему.

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

4. «Открытие» новых знаний

Работа в группах

- Ребята, вы смогли правильно «расселить» существительные, но не объяснили, по каким признакам Вы это сделали. Предлагаю это показать в виде своей опоры. Ваша задача: в тетрадях оформить ОК по теме «Три склонения имён существительных». Кизилова Полина выполнит эту работу у доски. (Слайд 4) Работа с учебником.

- Откроем учебники, прочитаем содержание пар. 95 и дополним свои опоры новым материалом.

Проверка:

- Что вы уже знали?

- Что для вас оказалось новым?

Ребята составляют опорный конспект. Один работает у доски. Сравним конспекты.

Читают правило на стр.62 и отвечают на вопросы.



Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

5.Физкультминутка

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Лингвистическая разминка

- Я называю существительное, если оно относится к 1 склонению, то вы поднимаете руки вверх; если ко 2 склонению разводите в сторону; к 3 склонению опускаете вниз.

1 скл. - река, дедушка, деревня.

2 скл. – дом, облако, море.

3 скл. – ночь, степь, мышь.

Выполняют гимнастику для рук, закрепляют умение определять склонение имён существительных.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6.Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону

Работа в парах.

Игра «Фокус»

- Ваша задача определить склонение данных слов и «превратить» его в однокоренное слово, но другого склонения. Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм.

Тетрадь – тетрадка

Мама – мать

Сеть – сетка

Соловей – соловьиха

Площадь – площадка

Мышка – мышь

(Взаимопроверка работы, оценка, выявление затруднений)

- Составьте с каждой парой слов два предложения и запишите их в тетрадь.

Выполняют задание в парах.

Составление алгоритма:

Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).

Определить род.

Выделить окончание.

По роду и окончанию определить склонение.



Оценивают работу товарища.


Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

7.Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

- На партах лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Выберите то, которое соответствует вашим знаниям по данной теме.

1 (базовый уровень)

Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

Товарищ(?), карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), стыд, счастье, радость, солнце, удача.

2 (повышенный уровень)

Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.

Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).

Проверка учителем.

- Молодцы, ребята! Хорошо поработали!

Каждый самостоятельно работает.






















Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

8.Итог урока. Рефлексия

- Что такое склонение?

- Сколько склонений мы изучили?

- Как определить склонение имени существительного?

Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
- Правильно. Мы должны грамотно писать безударные падежные окончания существительных).

Приём «Лестница успеха»

- А теперь оцените свой уровень знаний по теме.


t1743191907aa.jpg

Определяют степень усвоения материала.




Отвечают.


.





Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определять степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;


9.Домашнее задание

Домашнее задание дифференцированное - двух уровней: базовый и повышенный.

§95, выучить теоретический материал и выполнить задание по карточке.

Базовый уровень

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

Повышенный уровень

Списать словосочетания, определить склонение и падеж имён существительных, выделить окончание.

Образец:

Идти по аллее (аллея – 1 скл., Д.п.)


Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

Записывают домашнее задание в дневники.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Заявленная презентация отсутствует, снижая методическую ценность публикации.

1
29 March

Заявленная презентация отсутствует.

0
29 March

Добрый вечер, коллеги! Извините, упустила этот момент. Презентация есть к уроку. Только не знаю, как теперь добавить.

0
29 March

Инна Владимировна, добавить презентацию можно через функцию "редактировать" на странице публикации материала действиями по предлагаемому алгоритму.

0
30 March

Любовь Ивановна, спасибо большое за подсказку. Попробую.

1
30 March

Похожие публикации