Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Употребление деепричастий в речи»
Технологическая карта урока
Тема: Употребление деепричастий в речи
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Тип урока: Урок-обобщение (очный урок с дополнительным дистанционным заданием)
Автор урока: Мустафина Разима Забировна, МОБУ Башкирская гимназия г. Белорецк
Цель: развивать умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами.
К окончанию урока ученики будут иметь представление о грамматических нормах употребления деепричастий в предложениях; будут знать алгоритм проверки; смогут находить ошибки и исправлять их; будут уметь строить предложения, соблюдая грамматические нормы. Воспитывать бережное отношение к слову.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: владеть смысловым чтением, анализировать.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять свою цель, планировать действия в паре и индивидуально, оценивать свои достижения, исправлять ошибки.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: излагать свое мнение, организовывать работу в паре, преодолевать конфликты
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознавать свои эмоции, осознавать целостность мира. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к окружающим.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая
Методы обучения: практические
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Структура урока:
Название этапа | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат | Методическое обеспечение |
Организационный момент Самоопределение к деятельности 2 мин. | Настроить учащихся на работу. Создать положительную мотивацию | Учитель просит поднять раскрытые ладони. - Что может обозначать этот жест? - На слайде представлено слово Discovery. Что оно обозначает? Где вы с ним встречались ранее? - О каких великих открытиях вы слышали? - Информация о Галилео Галилее, создателе первого телескопа. -для чего нужен телескоп? -Какая звезда считается самой яркой? Демонстрируется слайд «Лестница успеха» | Приветствуют. Улыбаются друг другу. Отвечают. Настраиваются (стремление познавать новое, человек открыт для общения…) (телеканал Discovery, телепередача; слово обозначает «Открытие») (Колумб, Магеллан…) Видеть звезды солнечной системы Солнце Говорят о важности личностного роста | Добрый настрой на продуктивную работу. Личностный рост. | Работа со слайдами |
Ориентировочно-мотивационный этап 8 мин. | Вводное повторение. Создание проблемной ситуации | Предлагает разгадать загадку: Загадку эту отгадать - какой части речи идет речь? Как вы догадались? - фронтальный опрос по деепричастию, составление кластера | Называют деепричастие, выделяют, по каким признакам они узнали часть речи Совместная работа с учителем по составлению кластера | Повторение опорных знаний. | Работа со слайдом |
Постановка целей урока 2 мин. | Развивать умения формулировать цель урока | - Опираясь на записи на слайде, скажите, какова тема нашего урока? - Какие цели поставим на урок? - какие приемы на работы на уроке вы применили бы? | Употребление деепричастий в речи Ставят цели урока Определяют приемы работы на уроке, аргументируют свой ответ. | Сформулировать диагностические цели урока | Работа со слайдами |
Операционно-познавательный этап 20 мин. | Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. Организовать образовательные ситуации развивающего типа. | Предлагает для анализа предложение «Возвращаясь домой, ярко светило солнце» - Что в этом предложении неправильно? - Как можно исправить предложение? - какие два способа вы назвали? - Работа со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад (аудиозапись) - чем интересно стихотворение? Групповая работа: - найти в стихотворении деепричастия, раскрывающие цвет, шум, передающие человеческие качества, определить какую роль они играют. Региональный компонент: - какие водопады нашей Республики вы знаете? Какие водопады вы посещали? | Предлагают исправленные предложения: Когда я возвращался домой, ярко светило солнце. Прослушивают запись стихотворения Стих-ние состоит из большого количества деепричастий, которые относятся к одному главному слову - интересна форма стихотворения 1 группа: шум – журча, шипя, кипя… 2 группа: цвет – блистая… 3 группа: качества человека – ворча… Отвечают на вопросы | Действие деепричастного оборота и глагола-сказуемого должно выполнять одно лицо Деепричастный оборот можно заменить придаточным предложением Деепричастия передают динамику изображаемого, дают возможность более полно представить описываемый образ. | Работа со слайдами Раздаточный материал «Алгоритм правильного употребления деепричастий» Аудиозапись https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-shmeleva/audio/uchebnik6-2/ Листочки для работы в группах |
Контрольно-коррекционный этап 5 мин. | Создать условия для самоконтроля, коррекции и оценки знаний учащихся. | Работа в парах: - Составить предложения, используя деепричастия и деепричастные обороты, для описания водопадов Башкортостана. | Составляют предложения, читают, комментируют | Научиться употреблять деепричастия в речи | Фотографии водопадов: Гадельша, Куперля, Атыш, … с краткой информацией о водопаде (по одной фотографии на парту) |
Рефлексия 2 мин. | Развитие умений обсуждать и анализировать учебный процесс | Согласны ли вы с утверждением известного писателя А.П. Югова, что «деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола…»? Прием ТРКМ «ХИМС»: Хорошо Интересно Мешало С собой Лестница успеха Можете ли вы сказать, что поднялись на ступень по нашей лестнице? | Аргументированные ответы Участвуют в беседе | Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения | Работа со слайдом |
Домашнее задание | Употребление деепричастий в речи | Ознакомиться c рассказом о деепричастии на видеоуроке^ https://www.youtube.com/watch?v=Jkurex0u20w (или https://videouroki.net/video/18-osobiennosti-upotrieblieniia-dieieprichastii-v-riechi.html ) Решить онлайн-тестовые задания по теме «Употребление причастий» на сайте https://videouroki.net/tests/dieieprichastiie-upotrieblieniie-dieieprichastii.html , скриншот результата прикрепить в elschool.ru Написать сочинение «Природа Башкоротстана”, употребляя деепричастия. | | Первое и второе задание для дистанционной работы. Третье задание учащиеся сдают на проверку. | |