Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему «Условия плавания тел»
Технологическая карта урока
Название предмета: физика
Класс 7, урок №51
Автор УМК : Перышкин А.В.
Цель: создать условия для деятельности учащихся по выяснению условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости; от силы тяжести и силы Архимеда
Формирование УУД:
предметные:
-понять смысл условий плавания тел;
-овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе.
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент );
личностные:
-стимулировать способность иметь собственные мнения;
-понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Метапредметные:
Регулятивные:
-постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
-формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
-Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
-Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Познавательные:
-Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;
-Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Информационно – коммуникативные:
-Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
-Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Место урока в системе уроков данного раздела:урок № 20 в разделе №4
Тип урока : урок изучения нового материала. урок исследование.
Основные термины и понятия: плотность, сила, определение плавания, условия плавания тел в жидкости.
Наглядность: Чашка с водой(кристаллизатор), детский кораблик, фотография или рисунок кота ( Алиса в стране чудес)
Оборудование: компьютер, проектор, экран; лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластиковый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; пробирка с поваренною солью; пластилин; пробирки с песком; прямоугольный параллелепипед из пенопласта; динамометры; гири; мензурки; оборудование лабораторной работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Технология: технология проблемного обучения
Учитель: Макарова Н.М.
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | УУД | методы | формы | Используемые ЭОРы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные(узнает) | Личностные, коммуникативные, регулятивные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организация начала урока | 1 минута | Подготовить учащихся к работе | | Умение организовать себя | словесный | фронтальный | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствует учащихся, выявляет отсутствующих | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | УУД | Методы | Формы | Используемые ЭОРы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные(узнает) | Личностные, коммуникативные, регулятивные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Работа по приобретению новых знаний и действий | 30-35 мин | опытным путем определить, при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости. | «Сила тяжести», «Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой». 1) FА > Fт; 2) FА = Fт; 3) FА < Fт | Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов. | эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение качественных физического содержания. задач | Групповая, фронтальная, индивидуальная | Презентация, возможно использование интернет- ресурсов на уроке, видео(1 мин. «АЛИСА….» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации на уроке определение целей и задач урока 1.1.учитель : Неделю назад по телевидению показали фильм «Алиса в стране чудес» Я хочу зачитать вам отрывок из произведения Л. Керролла «За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?»- «А куда ты хочешь попасть?»- Спросил в ответ кот. «Мне все равно …»- сказала Алиса.- «Тогда все равно куда идти»,- заметил кот Вопрос к классу: Что хочет сказать этим кот Алисе и почему я прочитала вам эти слова? Правильно, нужно знать цель своей работы. И сегодня на уроке мы будем учиться решать проблемы. 1.2на столе кристаллизатор с водой . Учитель опускает в воду монетку и кладет деревянный брусок. Задает вопрос классу: почему маленькая монетка тонет???? 1.3.учитель актуализирует знания для дальнейшей совместной работы: Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? какой формуле вычисляют силу тяжести? По какой формуле рассчитывают архимедову силу? По какой формуле определяют среднюю плотность тела? Как на практике определить объем тела с помощью мензурки? Как рассчитать цену деления измерительного прибора? Цель урока опытным путем определить, при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости. 2.Назовите основные измерительные характеристики приборов на ваших столах. Вы уже поняли, что мы работаем в группах по 2 человека 3. Рассмотрите технологические карты ваших исследований. Это ваши путеводители, не забывайте о цели вашего исследования , Какие величины целесообразно внести в таблицу? 4. Итак, какие у вас предположения (гипотезы) Тк у нас 3 гипотезы мы можем разделиться на 3 группы и каждая группа доказывает одну из гипотез и соответственно заполняет свою карту и таблицу (удобно, если в классе 3 ряда парт. Каждый ряд выполняет свои задачи) 5.Эксперимент- это творческий путь познания истины, учитель демонстрирует схему цикл познания истины (на доске или ч/з презентацию
| Фиксируют проблему. Ставят перед собой цель: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости. Выдвигают предположения Самостоятельно или совместно с учителем формулируют познавательную цель урока. Отвечают устно на вопросы Ученики называют Сv ∆V Cm ∆m Ученики предполагают, совещаются друг с другом: № опыта, V1 объем воды в мерном цилиндре , объем воды и погруженного тела в мерном цилиндре, V = V2 -V объем погруженной части тела, Fa сила Архимеда, m масса тела, FT сила тяжести, Поведение тела 4. выдвигают гипотезы, советуются с учителем и их записывают в тетрадь (в идеале их 3): А) тонет или не тонет зависит от массы Б) зависит от плотности жидкости В) зависит от плотности тела 5. Ученики выполняют экспериментальную работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| . 1. Для опыта А:(традиционная ЛР 11) Занесите в таблицу результаты приняв ρж=1000кг/м3 ; g=10Н/кг
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Для опыта Б: Занесите в таблицу результаты приняв g=10Н/кг, объем тела фиксированный (одинаковый для 3-х опытов)
Вычислите силу Архимеда в каждом опыте, сделайте вывод, в котором укажите, при каких условиях тело плавает на поверхности жидкости, внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3. Для опыта В: Занесите в таблицу результаты приняв ρж=1000кг/м3 ; g=10Н/кг
Вычислите среднюю плотность пробирки с песком в каждом опыте, сделайте вывод, в котором укажите, при каких условиях тело плавает на поверхности жидкости, внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6.Проверим итоги ваших экспериментов. Вы сейчас расскажите, как вы проверяли свою гипотезу, подтвердилась она или нет и почему? 7. и снова вопрос учителя классу при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости? ( учитель просит обратить внимание на постановку ЦЕЛИ, в ее формулировке, предложение, которое должно быть в выводах!!) | 6.Ученики от каждой группы докладывают о результатах своей работы 7.Вслух проговаривают выводы, записывают в тетрадь ответ на вопрос.при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Время | Цель этапа | УУД | методы | Формы | ЭОРЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Личностные, коммуникативные, регулятивные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Закрепление знаний | 5минут | Применение знаний для объяснения разных процессов | Плавание судов, подводных кораблей, условия жизни животных в воде | Применение знаний в жизни | беседа | фронтальная | Презентации учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель задает вопросы: 1.Подумайте, может ли пластилин плавать ? Как это сделать ? Если может, то обосновать, почему это происходит. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? (образование масляного пятна на поверхности воды.можно провести опыт) проверим плотность масла по таблице. жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел. запись 2.Решим задачи: 1), Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть. 2), Почему нельзя тушить горящий бензин водой? (Заливая бензин, плотность которого меньше плотности воды, он всплывает на поверхность воды и продолжает гореть) Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть? Пользуясь таблицей плотности, определите, В какой жидкости утонет лёд? | 1.Ученики отвечают на проблемные вопросы и записывают в тетрадь или делают пометки на полях 2.используя таблицы плотности в учебнике, отвечают на вопросы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Время | Цель этапа | УУД | методы | Формы | ЭОРЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Личностные, коммуникативные, регулятивные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. обобщение | 2 мин | Перевод полученных знаний в целостную систему | Условия плавания тел | Умение обобщать | беседа | фронтальная | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Мы сегодня вместе с вами попробовали быть учеными и переднами стоял вопрос о причине и условиях плавания тел Как вы думаете. Мы достигли цели ?, каковы условия плавания тел | Отвечают: тела плавают , если 1) FА > Fт; 2) FА = Fт; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Время | Цель этапа | УУД | методы | Формы | ЭОРЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Рефлексия и Д/З | 2 мин | Дать общую характеристику работы класса | | Умение работать в группе(слушать и слышать) | Беседа | фронтальная | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.Дает общую характеристику работы класса, благодарит за творчество и успех на уроке 2.Просит учащихся подготовить дома отчет и для тех, кто желает приготовить сообщения о воздухоплавании | Выясняют, что получилось, что не получилось, дают самооценку Записывают задание в дневник |