Технологическая карта урока биологии в 5 классе на тему «Увеличительные приборы»

3
0
Материал опубликован 15 January 2021 в группе

Технологическая карта урока


Ф.И.О педагога Волкова Елена Михайловна Должность учитель биологии

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сюмсинская средняя общеобразовательная школа

Предмет Биология Класс 5а Учебник (УМК, программа): А.А.Плешаков, Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию

Тема урока: Увеличительные приборы Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: Микроскопы, лупы, проектор, ноутбук

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют:

- регулятивными УУД: ставят учебные задачи и добиваются их решения под руководством учителя (1 уровень)

- познавательными УУД: собирать и выделять и обобщать информацию, существенную для решения проблемы (1 уровень)

- коммуникативными УУД: работают в парах, самостоятельно добывают и анализируют информацию (2 уровень)

Личностными УУД: выражают свое отношение к изучаемому материалу (2 уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Определяют понятия: окуляр, объектив, предметный столик, тубус, штатив, микроскоп


Называют и показывают части микроскопа

1-2 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение.


3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий.

Регулятивные

Ставят учебные задачи и добиваются их решения.


Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

2 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, вступают в диалог и участвуют в коллективном обсуждении проблемы, аргументируют свою позицию

2 уровень – самостоятельное добывание и воспроизведение информации

Личностные

- проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

2 уровень – выполнение учебного действия в совместной работе




Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Беседа

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

Создает проблемную ситуацию. Ребята, кто из вас может сказать, с какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно? (биология).

-Что изучает данная наука? (живые организмы).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (перечисляют).

-Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей).

Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)

Участвуют в обсуждении проблемы. Высказывают свои предположения

Познавательные УУД: формулировать информационный запрос.

Личностные УУД: проявлять интерес к новом содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

Выбор адекватных целей к условиям деятельности

Беседа

Фронтальная

Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ. Увеличительные приборы.

-Что вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).

-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)

Что нужно сделать, что бы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?

-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).

Отвечают на вопросы, делают выводы










Записывают тему в тетрадь




Отвечают на вопросы











Ставят цель на урок

Регулятивные УУД: принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Поисково-исследовательский этап

создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.


Индивидуальная

Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. У вас в конвертах лежат части рисунка (пазл), на котором есть изображение этого прибора с обозначением всех его составных частей. Ваша задача сложить пазл и выяснить, как устроена лупа.

По окончании вам нужно будет рассказать, что же вы выяснили.

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физминутка.

Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти после просмотра видеофрагмента(электронное приложение к учебнику Сонина)

Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)








Отвечают на вопросы













Складывают пазл


Называют и показывают части лупы


Проводят эксперимент, делают выводы.














Отвечают на вопросы













Смотрят видеофрагмент


Отвечают на вопрос

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные УУД: давать определения новым понятиям.

Практический этап

Обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний


Парная работа

Что означает "микроскоп"? (учебник, §4)

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из учебника. После изучения информации в учебнике обозначьте части на рисунках микроскопов в рабочих листах. Проверьте друг друга.

1 учащийся у доски обозначает части микроскопа (на магнитной доске)

Итак, вы сейчас…продолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз? (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?

Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с Микр.). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После вашей работы в парах вы должны подготовить микроскоп к работе. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 25.

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

В рабочих листах выполните задание. Установите очередность подготовки микроскопа к работе

Работают с учебником.



Работают с учебником


На рисунках в рабочих листах обозначают части микроскопа.









Отвечают на вопросы








Определяют увеличение микроскопа, записывают в рабочий лист.













Отвечают на вопросы





Работают с учебником, готовят микроскопы к работе.

Познавательные УУД:

Умение делать выводы, анализировать, сравнивать

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слушать других


Рефлексивно-оценочный этап

осмысление процесса и результата деятельности, проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.


Индивидуальная

Каким увеличительным прибором мы пользуемся в нашей обычной жизни? (очки, лупа). Что будет, если человека оставить без этих увеличительных приборов?

Оцените свою работу, на дерево приклейте яблоко – красное – плохо, ничего непонятно, желтое – остались вопросы, зеленое – хорошо, все понятно.

Д/3 параграф 4

Спасибо за урок

Отвечают на вопросы








Приклеивают цветные яблоки

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению


Дата: Подпись педагога:


Проект самоанализа урока

Ф.И.О педагога Волкова Елена Михайловна Должность учитель биологии

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сюмсинская средняя общеобразовательная школа

Предмет Биология Класс 5а Учебник (УМК, программа): А.А.Плешаков, Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию

Тема урока: Увеличительные приборы Тип урока: усвоения новых знаний


Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Познавательные УУД: формулировать информационный запрос.

Личностные УУД: проявлять интерес к новом содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности


Задачи данного этапа решены полностью


Учащиеся сформулировали проблему и определили цель собственной деятельности

Учащиеся затрудняются в формулировке проблемы

Наводящие вопросы учителя

Ориентировочный этап



Учащиеся называют пути достижения цели



Поисково-исследовательский этап



Чтение текста

Заполнение рабочих листов

Не успели прочитать текст.

Затрудняются в заполнении рабочих листов

Фронтальная работа: помощь всего класса

Практический этап



Организуется обсуждение результатов

Затрудняются в выполнении задания

Обсуждение в парах, фронтальная работа

Рефлексивно-оценочный этап



Учащиеся оценивают степень достижения цели




ТУБУС ОКУЛЯР ОБЪЕКТИВ ПРЕДМЕТНЫЙ СТОЛИК

ЗЕРКАЛО

ШТАТИВ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ ВИНТ





t1610688095aa.png










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации