Технологическая карта урока «Свободная вышивка по рисованному контуру узора» (технология 5 класс)
Технологическая карта урока
Табл № 1
Авторы, разработчики: |
Йоха О.А.; |
Предмет |
технология |
Класс |
5 |
Тип урока |
комбинированный |
Технология построения урока |
|
Тема |
Свободная вышивка по рисованному контуру узора. |
Цель |
научить учащихся приемам выполнения ручных стежков и строчек. |
Основные термины, понятия |
Шов «вперед иголку»; Шов петельный или краевой; Шов «козлик»; Тамбурный шов («цепочка»). |
Табл № 2 Планируемый результат |
|
Предметные умения: Научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения. |
Личностные УУД: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Умение осуществлять оценку и взаимомоценку; Познавательные УУД: Общеучебные (поиск и выделение информации). Коммуникативные УУД: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
|
Табл. № 3
Организация пространства |
|
Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная) |
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер. проектор) и т.п.) |
Индивидуальная; работа в парах. |
Компьютер, проектор, ссылки на интернет страницы, презентация; инструкционные карты, наглядные пособия (образцы вышивок, иллюстрации, плакаты), ножницы, иглы, пяльцы, линейка, карандаш, напёрсток. |
Табл № 4 Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
1.Организационный этап |
Регулятивные УУД- Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Предметные результаты: Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. |
2.Усвоение содержания нового учебного материала и формирование познавательных умений. |
Познавательные УУД: Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные УУД: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Предметные результаты: распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; |
3. Формирование умений и навыков, познавательных умений. |
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Личностные УУД: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Предметные результаты: Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. |
4.Закрепление нового материала. |
Личностные УУД: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные УУД: Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Предметные результаты: Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения. |
Табл № 5 Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный этап |
Регулятивные УУД- Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Предметные результаты: Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. |
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Какие виды рукоделия вы знаете? Что необходимо знать и уметь, чтобы выполнять один из видов рукоделия, который вы назвали (вышивка)? Знаете ли вы, какие стежки используются в вышивке? Сможете ли вы вышить салфетку, не умея выполнять эти стежки и швы? Как будет звучать тема урока? Сформулировать тему урока вместе с детьми и записать её в тетрадь. |
Дети отвечают на вопросы; поправляя и, дополняя друг друга. Высказывают свои варианты темы и записывают тему урока. |
2.Усвоение содержания нового учебного материала. |
Познавательные УУД: Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные УУД: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Предметные результаты: распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; |
Учитель рассказывает , используя презентацию и образцы вышивок, о видах традиционных народных промыслов, о видах вышивки. Демонстрирует образцы готовой вышивки. Даёт краткие сведения о тканях и нитках, применяемых для вышивки. Знакомит с инструментами и приспособлениями. Даёт задание: на основании полученной информации сравните образцы с вышивками, - работают в парах. Ответьте на вопросы: Чем они отличаются друг от друга и что у них общего? Какие стежки были использованы на образце №1 и №2? Вспомните, что мы называем строчкой? Где вы сможете использовать данные стежки и строчки? |
Знакомятся с видами вышивки, инструментами, техникой выполнения с помощью ИКТ, инструкционных карт, слушают и записываю основные понятия в тетрадь. Учащиеся работают в парах, рассматривают образцы, сравнивают и анализирую. Рассказывают о результатах работы. |
3. Формиро-вание умений и навыков. |
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Личностные УУД: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Предметные результаты: Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. |
Практическая работа: Учитель задаёт вопросы по правилам техники безопасности при ручных работах: задание - исправь ошибки на столе учителя ( на столе в беспорядке разложены нитки, иглы, ножницы, пяльцы, тетрадь). Необходимо всё расположить в соответствии с правилами по ТБ. Инструктаж: Учитель демонстрирует приёмы выполнения ручных стежков и строчек. Знакомит с правилами и последовательностью выполнения простых ручных стежков. Конкретизирует последовательность этапов выполнения простых швов (как закрепить нитку в начале стежка, как продолжить работу по выполнению стежков и строчек). Практическая работа. Учитель предлагает выполнить практическую работу, используя инструкционные карты. Комментирует действия учащихся, корректирует ошибки (обход рабочих мест с целью оказания практической помощи учащимся). Делает перерыв в работе учащихся и проводит гимнастику для глаз (смотри приложение 1) |
Рассказывают правила ТБ при ручных работах. Исправляют ошибки. Слушают инструктаж. Знакомятся с инструкционными картами. Задают вопросы. Учатся правильно закреплять нитку в начале строчки, выполнять ручные стежки. Выполняют практическую работу. Корректируют ошибки с помощью учителя, самоконтроля и инструкционных карт, образцов швов.
Выполняют гимнастику для глаз. |
4.Закрепление нового материала. |
Личностные УУД: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные УУД: Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Предметные результаты: Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения. |
Что узнали нового? Создаёт условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке. Задаёт вопросы: С какими стежками и строчками вы сегодня познакомились? Какие стежки и строчки научились выполнять? Сможете ли самостоятельно их выполнять? Где сможете их применять? С какими затруднениями вы столкнулись при выполнении работы? Учитель анализирует практическую работу. Выявляет типичные ошибки и пути их устранения. Предлагает учащимся оценить свою работу в соответствии с критериями. Оценивает ответы и работу учащихся (выставляет оценки за выполненную практическую работу и за активную фронтальную работу на уроке). |
Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся комментируют выполнение практической работы и затруднения в работе. Дают оценку своей деятельности. |
Приложение 1
Охрана труда. Комфорт во время вышивания:
Во время вышивания необходимо, чтобы спина занимала правильное положение;
Избегайте напряжения и периодически меняйте позу. Делайте частые перерывы.
Не работайте при плохом освещении. Если естественного освещения не хватает, лучше всего включить лампу дневного света.
Гимнастика для глаз:
Через каждые 40 минут необходимо давать глазам отдых. Полноценно глаза могут отдохнуть только с помощью специальной гимнастики:
1. Отложите вышивку, откиньтесь на спинку стула или кресла и расслабьтесь.
2. Закройте глаза и посидите так 1 минуту.
3. Зажмурьте глаза изо всех сил на 3 - 5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. (Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаз).
4. Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-2 секунды. Повторите это упражнение 3 -5 раз. (Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
5. Быстро поморгайте в течение 0.5-1 минуты. (Упражнение способствует улучшению кровоснабжения).
6. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. (Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметов, не уставая).
7. Массируйте веки подушечками пальцев в течение 1 минуты, делая круговые движения. (Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровоснабжение).
8. Делайте круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелке. Повторите 3 раза.
9. Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз,
перед собой. Повторите 3 раза.
10.Опустите голову и посмотрите на пол перед собой, поднимите
голову и посмотрите на потолок над собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и посидите так 1 минуту.
Откройте глаза и можете приступать к вышивке.
Приложение 2
Правила вышивания.
Прежде чем переходить к вышиванию больших сложных работ, начинающим вышивальщицам нужно «поставить руку» - научиться быстро и правильно выполнять простые швы. Если вы хорошо освоите их, то в дальнейшем у вас не возникнет проблем с освоением какой-либо техники ручной вышивки.
Возьмите кусок ткани (лучше всего однотонный ситец), прочертите на нем несколько параллельных линий длиной 30-40 см (расстояние между линиями 3-4 см), заправьте ткань в пяльцы.
Раньше, когда моток мулине продавался перевязанный узлом, перед вышиванием его раскладывали и разрезали в том месте, где был узел – таким образом, моток разделялся на пасмы (каждая из которых насчитывала 6 нитей). В настоящее время мулине продается единым мотком или в упаковке. Оптимальная длина рабочей нити 40-50 см.
Самое главное правило в ручной вышивке – НИКАКИХ УЗЛОВ НА ИЗНАНКЕ.
Нитку в иглу вдевают так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для этого от пасмы отделяют одну нитку (при необходимости две или три), складывают ее концами вместе и продевают в иглу.
Начиная работу, делают на ткани небольшой стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее (рис.1).
Заканчивая вышивку, нитку закрепляют на изнанке (в том месте, где расположена вышивка) несколькими стежками швом «за иголку» (см. ниже). Закрепить нить можно и швом «вперед иголку» (см. ниже), длина закрепительной прошивки в этом случае должна быть не менее 2 см и не выходила на лицевую сторону вышивки.
Приложение 3
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1.
ШОВ ВПЕРЁД ИГОЛКА.
Рис.А. Выполняйте шов справа налево. Выведите рабочую нить на лицевую сторону ткани в т. 1, введите иглу в т. 2, выведите на лиц. ст. в т. 3. Повторяйте эти движения.
КРУЖЕВНОЙ ШОВ ВПЕРЁД ИГОЛКА.
Рис. В. выполняйте шов вперёд иголка. Затем иглу с продетой в неё контрастной нитью проводите под каждым стежком вниз начиная с т. 1, не прокалывая ткань.
Приложение 4
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2.
СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ ШОВ.
Работа выполняется слева направо:
Рис.А. Выведите рабочую нить на лиц. ст. ткани в т. 1, введите иглу в ткань в т. 2, затем выведите на лиц. ст. посередине первого стежка над ним в т. 3, потом введите иглу в ткань на полстежка ниже т. 4. Повторяйте до конца ряда. Все стежки должны быть одинаковой длины. Каждый последующий стежок должен начинаться от середины предыдущего.
Приложение 5
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3.
ТАМБУРНЫЙ ШОВ.
Работа выполняется сверху вниз или справа налево:
Рис.А. Выведите рабочую нить на лиц. ст. ткани в т. 1 и проколите ткань в том же месте, образовав при этом петлю, которая находится ниже иголки (рис.). На небольшом расстоянии ниже т. 1 выведите иголку вверх в т. 2.
Рис. В. Иглой проколите ткань в т. 2 внутри петли. Образуйте при этом следующую петлю. Затем вытягивайте иглу на лиц. ст. ткани в т. 3.
Рис. С. Все стежки должны быть одинакового размера.
Puc.D. Для закрепления сделайте в последней петле цепочки маленький стежок.
Приложение 6
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4.
ОБМЁТОЧНЫЙ ШОВ.
Шов выполняется слева направо, закрученный край возникает на нижней или верхней линии.
Рис. А. Выведите нить на лиц. ст. в т. 1. Введите иглу в т. 3, нить сложена в петлю под иглой. затяните петлю. При затягивании петель стежки должны образовывать аккуратную перекрученную кромку.
Рис. В. Закрепите последнюю петлю, сделав маленький стежок вдоль нижней линии.
Приложение 7
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №5.
ЗАКРЫТЫЙ ОБМЁТОЧНЫЙ ШОВ.
Шов выполняется слева направо, закрученный край возникает на нижней линии.
Рис. А. Выведите рабочую нить на лиц. ст. ткани в т. 1. Введите иглу в т. 2, а затем снова выведите в т. 3, нить сложена в петлю под иглой. Потяните петлю.
Рис. В. Введите иглу в т. 2, выведите на лиц. ст. в т. 4, в итоге скос 2 – 4 должен зеркально отражать скос.2 – 3. Введите иглу в т. 5 и повторите стежки, продвигаясь направо.
Павкина Галина Геннадьевна