Технологическая карта урока «Свободная вышивка по рисованному контуру узора» (технология 5 класс)

3
1
Материал опубликован 2 February 2017

Технологическая карта урока

Табл № 1

Авторы, разработчики:

Йоха О.А.;

Предмет

технология

Класс

5

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

 

Тема

Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Цель

научить учащихся приемам выполнения ручных стежков и строчек.

Основные термины, понятия

Шов «вперед иголку»; Шов петельный или краевой; Шов «козлик»; Тамбурный шов («цепочка»).

Табл № 2 Планируемый результат

Предметные умения:

Научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.

Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения.

Личностные УУД:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Умение осуществлять оценку и взаимомоценку;

Познавательные УУД:

Общеучебные (поиск и выделение информации).

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 

Табл. № 3

Организация пространства

Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная)

Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер. проектор) и т.п.)

Индивидуальная; работа в парах.

Компьютер, проектор, ссылки на интернет страницы, презентация; инструкционные карты, наглядные пособия (образцы вышивок, иллюстрации, плакаты), ножницы, иглы, пяльцы, линейка, карандаш, напёрсток.

Табл № 4 Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1.Организационный этап

Регулятивные УУД-

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

 

Предметные результаты:

Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.

2.Усвоение содержания нового учебного материала и формирование познавательных умений.

Познавательные УУД:

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Предметные результаты:

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

3. Формирование умений и навыков, познавательных умений.

Регулятивные УУД:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Личностные УУД:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Предметные результаты:

Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

4.Закрепление нового материала.

Личностные УУД:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения.

Табл № 5 Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Регулятивные УУД- Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

 


 

Предметные результаты:

Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Какие виды рукоделия вы знаете?

Что необходимо знать и уметь, чтобы выполнять один из видов рукоделия, который вы назвали (вышивка)?

Знаете ли вы, какие стежки используются в вышивке?

Сможете ли вы вышить салфетку, не умея выполнять эти стежки и швы?

Как будет звучать тема урока?

Сформулировать тему урока вместе с детьми и записать её в тетрадь.

Дети отвечают на вопросы; поправляя и, дополняя друг друга.

Высказывают свои варианты темы и записывают тему урока.

2.Усвоение содержания нового учебного материала.

Познавательные УУД:

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Предметные результаты:

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

Учитель рассказывает , используя презентацию и образцы вышивок, о видах традиционных народных промыслов, о видах вышивки. Демонстрирует образцы готовой вышивки.

Даёт краткие сведения о тканях и нитках, применяемых для вышивки.

Знакомит с инструментами и приспособлениями.

Даёт задание: на основании полученной информации сравните образцы с вышивками, - работают в парах.

Ответьте на вопросы:

Чем они отличаются друг от друга и что у них общего?

Какие стежки были использованы на образце №1 и №2?

Вспомните, что мы называем строчкой?

Где вы сможете использовать данные стежки и строчки?

Знакомятся с видами вышивки, инструментами, техникой выполнения с помощью ИКТ, инструкционных карт, слушают и записываю основные понятия в тетрадь.

Учащиеся работают в парах, рассматривают образцы, сравнивают и анализирую.

Рассказывают о результатах работы.

3. Формиро-вание умений и навыков.

Регулятивные УУД:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Личностные УУД:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Предметные результаты:

Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

Практическая работа:

Учитель задаёт вопросы по правилам техники безопасности при ручных работах:

задание - исправь ошибки на столе учителя ( на столе в беспорядке разложены нитки, иглы, ножницы, пяльцы, тетрадь). Необходимо всё расположить в соответствии с правилами по ТБ.

Инструктаж:

Учитель демонстрирует приёмы выполнения ручных стежков и строчек.

Знакомит с правилами и последовательностью выполнения простых ручных стежков. Конкретизирует последовательность этапов выполнения простых швов (как закрепить нитку в начале стежка, как продолжить работу по выполнению стежков и строчек).

Практическая работа.

Учитель предлагает выполнить практическую работу, используя инструкционные карты.

Комментирует действия учащихся, корректирует ошибки (обход рабочих мест с целью оказания практической помощи учащимся).

Делает перерыв в работе учащихся и проводит гимнастику для глаз (смотри приложение 1)

Рассказывают правила ТБ при ручных работах. Исправляют ошибки.

Слушают инструктаж. Знакомятся с инструкционными картами. Задают вопросы.

Учатся правильно закреплять нитку в начале строчки, выполнять ручные стежки.

Выполняют практическую работу.

Корректируют ошибки с помощью учителя, самоконтроля и инструкционных карт, образцов швов.


 

Выполняют гимнастику для глаз.

4.Закрепление нового материала.

Личностные УУД:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения.

Что узнали нового?

Создаёт условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке.

Задаёт вопросы:

С какими стежками и строчками вы сегодня познакомились?

Какие стежки и строчки научились выполнять? Сможете ли самостоятельно их выполнять?

Где сможете их применять?

С какими затруднениями вы столкнулись при выполнении работы?

Учитель анализирует практическую работу. Выявляет типичные ошибки и пути их устранения.

Предлагает учащимся оценить свою работу в соответствии с критериями.

Оценивает ответы и работу учащихся (выставляет оценки за выполненную практическую работу и за активную фронтальную работу на уроке).

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся комментируют выполнение практической работы и затруднения в работе. Дают оценку своей деятельности.

Приложение 1

Охрана труда. Комфорт во время вышивания:

Во время вышивания необходимо, чтобы спина занимала правильное положение;

Избегайте напряжения и периодически меняйте позу. Делайте частые перерывы.

Не работайте при плохом освещении. Если естественного освещения не хватает, лучше всего включить лампу дневного света.

Гимнастика для глаз:

Через каждые 40 минут необходимо давать глазам отдых. Полноценно глаза могут отдохнуть только с помощью специальной гимнастики:

1. Отложите вышивку, откиньтесь на спинку стула или кресла и расслабьтесь.

2. Закройте глаза и посидите так 1 минуту.

3. Зажмурьте глаза изо всех сил на 3 - 5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. (Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаз).

4. Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-2 секунды. Повторите это упражнение 3 -5 раз. (Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).

5. Быстро поморгайте в течение 0.5-1 минуты. (Упражнение способствует улучшению кровоснабжения).

6. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. (Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметов, не уставая).

7. Массируйте веки подушечками пальцев в течение 1 минуты, делая круговые движения. (Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровоснабжение).

8. Делайте круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелке. Повторите 3 раза.

9. Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз,

перед собой. Повторите 3 раза.

10.Опустите голову и посмотрите на пол перед собой, поднимите

голову и посмотрите на потолок над собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и посидите так 1 минуту.

Откройте глаза и можете приступать к вышивке.

Приложение 2

Правила вышивания.

Прежде чем переходить к вышиванию больших сложных работ, начинающим вышивальщицам нужно «поставить руку» - научиться быстро и правильно выполнять простые швы. Если вы хорошо освоите их, то в дальнейшем у вас не возникнет проблем с освоением какой-либо техники ручной вышивки.

Возьмите кусок ткани (лучше всего однотонный ситец), прочертите на нем несколько параллельных линий длиной 30-40 см (расстояние между линиями 3-4 см), заправьте ткань в пяльцы.

Раньше, когда моток мулине продавался перевязанный узлом, перед вышиванием его раскладывали и разрезали в том месте, где был узел – таким образом, моток разделялся на пасмы (каждая из которых насчитывала 6 нитей). В настоящее время мулине продается единым мотком или в упаковке. Оптимальная длина рабочей нити 40-50 см.

Самое главное правило в ручной вышивке – НИКАКИХ УЗЛОВ НА ИЗНАНКЕ.

Нитку в иглу вдевают так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для этого от пасмы отделяют одну нитку (при необходимости две или три), складывают ее концами вместе и продевают в иглу.

Начиная работу, делают на ткани небольшой стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее (рис.1).

Заканчивая вышивку, нитку закрепляют на изнанке (в том месте, где расположена вышивка) несколькими стежками швом «за иголку» (см. ниже). Закрепить нить можно и швом «вперед иголку» (см. ниже), длина закрепительной прошивки в этом случае должна быть не менее 2 см и не выходила на лицевую сторону вышивки.

Приложение 3

 ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1.

ШОВ ВПЕРЁД ИГОЛКА.

Рис.А. Выполняйте шов справа налево. Выведите рабочую нить на лицевую сторону ткани в т. 1, введите иглу в т. 2, выведите на лиц. ст. в т. 3. Повторяйте эти движения.

КРУЖЕВНОЙ ШОВ ВПЕРЁД ИГОЛКА.

Рис. В. выполняйте шов вперёд иголка. Затем иглу с продетой в неё контрастной нитью проводите под каждым стежком вниз начиная с т. 1, не прокалывая ткань.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2.

СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ ШОВ.

Работа выполняется слева направо:

Рис.А. Выведите рабочую нить на лиц. ст. ткани в т. 1, введите иглу в ткань в т. 2, затем выведите на лиц. ст. посередине первого стежка над ним в т. 3, потом введите иглу в ткань на полстежка ниже т. 4. Повторяйте до конца ряда. Все стежки должны быть одинаковой длины. Каждый последующий стежок должен начи­наться от середины предыдущего.

Приложение 5

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3.

ТАМБУРНЫЙ ШОВ.

Работа выполняется сверху вниз или справа налево:

Рис.А. Выведите рабочую нить на лиц. ст. ткани в т. 1 и проколите ткань в том же месте, образовав при этом петлю, которая находится ни­же иголки (рис.). На небольшом рас­стоянии ниже т. 1 выведите иголку вверх в т. 2.

Рис. В. Иглой проколите ткань в т. 2 внутри петли. Образуйте при этом следующую петлю. Затем вытягивайте иглу на лиц. ст. ткани в т. 3.

Рис. С. Все стежки должны быть одинакового размера.

Puc.D. Для закрепления сделайте в последней петле цепочки маленький стежок.

Приложение 6

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4.

ОБМЁТОЧНЫЙ ШОВ.

Шов выполняется слева направо, закрученный край возникает на нижней или верхней линии.

Рис. А. Выведите нить на лиц. ст. в т. 1. Введите иглу в т. 3, нить сложена в петлю под иглой. затяните петлю. При затягивании петель стежки должны образовывать аккуратную перекрученную кромку.

Рис. В. Закрепите последнюю петлю, сделав маленький стежок вдоль нижней линии.

Приложение 7

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №5.

ЗАКРЫТЫЙ ОБМЁТОЧНЫЙ ШОВ.

Шов выполняется слева направо, закрученный край возникает на нижней линии.

Рис. А. Выведите рабочую нить на лиц. ст. ткани в т. 1. Введите иглу в т. 2, а затем снова выведите в т. 3, нить сложена в петлю под иглой. Потяните петлю.

Рис. В. Введите иглу в т. 2, выведите на лиц. ст. в т. 4, в итоге скос 2 – 4 должен зеркально отражать скос.2 – 3. Введите иглу в т. 5 и повторите стежки, продвигаясь направо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хорошая работа. Большое спасибо

13 February 2017

Похожие публикации