Технологическая карта урока физики «Решение задач по теме «Статика»», 10 класс
Технологическая карта урока «Решение задач по теме «Статика». 10 класс.
Тема |
«Решение задач по теме «Статика». |
||||
Тип урока: |
урок комплексного применения знаний и умений. |
||||
Цель |
создать условия для усвоения знаний и способов деятельности обучающихся в системе, для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1. углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Статика». 2.продолжить формирование умений решать компетентностно - ориентированные задачи. 3. организовать деятельность обучающихся по применению полученных знаний на практике. Воспитания: 1. в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность; 2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции». Развития: 1. в ходе проведения урока пробудить у обучающихся любознательность и инициативу, способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету; 2. развивать интеллект, культуру речи, память, волю, умение преодолевать трудности при решении задач; 3. совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения, а так же умений выступать и защищать свою точку зрения. |
||||
Планируемый результат. Учащиеся приобретают навыки решения экспериментальных, компетентностно - ориентированных и расчетных задач по теме.
|
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания. |
||||
Основные понятия темы |
Момент силы, плечо силы, центр тяжести, равновесие. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
|
1.Слушание учителя. 2.Самостоятельная работа с оборудованием. 3.Работа с раздаточным материалом. 4.Решение задач. |
Технология: проблемное обучение. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Оборудование: 1) мел, доска; 2)оборудование; 3)мультимедийный проектор,4) презентация. |
Структура урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. Создание положительного эмоционального настроения учеников. |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Фронтальная беседа. |
Слушают. Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Закрепление изученного материала. Поддержание делового настроя учащихся. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. |
Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. Выступают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить компетентностно - ориентированное задание. |
Решают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
5. |
Домашнее задание. |
Закрепление изученного материала. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Решают. Обсуждают. Записывают. |
Личностные, познавательные |
2 мин. |
6. |
Рефлексия. |
Подведение итогов занятия. |
Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные |
2 мин. |
Фронтальная беседа по вопросам.
1.Что называют плечом силы?
2.Что называют моментом силы?
3. Какая формула выражает смысл понятия момент силы?
4.Какова основная единица измерения момента силы?
5.Какие простые механизмы вы знаете?
6.Чему равен момент силы, проходящий через ось вращения?
7.Что называют центром тяжести?
8.Сформулируйте и запишите условие равновесия тела с закрепленной осью вращения?
9. Назовите общие условия равновесия любого твердого тела?
10.Перечислите способы определения центра тяжести?
Решение задач.
Класс делится на три группы, и каждая группа получает свое задание.
1. Инженеры: решите задачу из упражнения №10 (2).
Инструкция. Примеры решения задач на странице 141-142.
2.Экспериментаторы: определить центр тяжести плоской фигуры, используя нить, груз, иголочку.
Инструкция. Если плоскую пластину подвесить в какой-либо точке, она расположится так, что вертикальная прямая, проведенная через точку подвеса, пройдет через центр тяжести пластины. Подвешивая пластину в разных точках, находят точку пересечения вертикальных прямых – центр тяжести пластины. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести.
3.Теоретики: решить задачу «Лежачий камень».
После самостоятельной работы каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Компетентностно - ориентированное задание.
Лежачий камень.
Задача. Корчуя садовый участок, мы обнаружили большущий камень. Как и следовало ожидать, он лежал как раз там, где не следовало. Естественно, его нужно было убрать, и мы приступили. Камень был далеко не круглым, поэтому кантовать его было трудно, хотя путь по которому мы его катили, был достаточно ровным. Мы дружно кричали «раз – два, взяли!» - и камень, поднявшись на попа, затем шлепался вперед.
- Стой, ребята, не так! – закричал Гена Иванов, наш сосед.
Вопросы.
1. Как вы думаете, что предложил Гена Иванов?
2. Всякому ли камню можно приготовить ровную дорогу? Почему неровная дорога в определенных случаях лучше ровной?
3. Каковы принципы конструирования наилучшей дороги для камней разного сечения?
Подсказки.
1. Наш сосед Гена Иванов быстро набросал впереди камня горку обрезков досок и вместе с нами налег на камень. Тот легко перевалил через доски. Приказав нам держать его вертикально, Гена перенес горку обрезков опять вперед камня и последний опять сам, почти без нашей помощи форсировал это препятствие. Это было как в сказке: по ровной дороге камень катиться не желал, а по ухабам – с удовольствием!
2. Для камня шарообразной формы наилучшая дорога - ровная, гладкая и горизонтальная. А если она к тому же твердая, то шар массой в тонну можно катить по ней одним пальчиком. В силу шаровой симметрии его центр масс движется равномерно и прямолинейно, параллельно дороге и следовательно горизонтально и поэтому в принципе никаких затрат энергии не требует. На практике энергия нужна для преодоления силы трения и – в начале – для придания камню поступательного и вращательного движения, а в конце – для остановки (если не поручить это трению). То же верно и для цилиндрического камня с круглым сечением.
3.Камень любого другого сечения требует дополнительной работы по поднятию его центра масс при переходе из «лежачего» в «стоячее» состояние. Поэтому сделав подставку определенной высоты, изменение центра масс при переходе камня из вертикального положения в горизонтальное будет минимальным. Для эллиптического камня высота равна разности длин его большой и малой полуоси сечения. Тогда в обоих положения центр масс будет на одной высоте, то есть качение по «ухабам» эквивалентно качению камня по ровной дороге.
4. Рельеф дороги должен соответствовать определенным требования. В каждой точке дороги равновесие камня должно быть безразличным. Это требование геометрии и статики. Требование кинематики: катящийся камень должен иметь равномерно поступательное и вращательное движение.
Рефлексия.
Учитель организует беседу по вопросам:
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Мне представляется интересным то, что…
Я бы хотел (а) еще раз услышать…
Работа над заданием помогла мне…
Меня удивило…
У меня появилось желание…
Литература.
1. П.В. Маковецкий «Смотри в корень!»: сборник любопытных задач и вопросов. – М.: Наука. 1984.-288с.