Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Составление формул по валентности» 1/12 | |||
Цели урока: 1) обучения – продолжить формировать понятие о валентности; 2) развития – сформировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи явлений; 3) воспитания – создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций; воспитывать ответственное отношение к приобретению знаний. | |||
Термины и понятия: валентность, высшая валентность, низшая валентность | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, ПСХЭ Д.И.Менделеева, плакат «Валентность» | |||
Межпредметные связи: математика (наименьшее общее кратное) | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определения изученных понятий: «валентность» Уметь: составлять формулы бинарных соединений по валентности | Познавательные – использовать знаковое и физическое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; получать информацию из различных источников. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация обучающихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественно-научной картины мира. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок | |
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль: - Дайте определение валентности. (Валентность – это свойство атомов присоединять определённое число других атомов) - Почему валентность водорода принята за единицу? (Атом водорода не присоединяет больше одного атома других элементов) - В зависимости от чего элементы проявляют постоянную или переменную валентность? - Какую валентность проявляют металлы главных подгрупп? - Чему равно высшее значение валентности для элемента? (Номеру группы) - Как определить низшее значение валентности элемента? (8 - № группы) - Какие вы знаете элементы с постоянной валентностью, равной: а) I; б) II? - Что такое «правило чётности-нечётности»? - Какие валентности могут проявлять хлор, сера, азот? - Назовите элементы, являющиеся в следующих соединениях: а) одновалентными; б) двухвалентными; в) трёхвалентными; г) четырёхвалентными; д) пятивалентными? CaO, Na2O, HCl, Cl2O5, PH3, Fe2O3, MgO, ZnO, CO2, P2O5. Организует проверку выполнения упражнения № 4, с.60 Контролирует выполнение работы. Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Участвуют в коллективной беседе Индивидуальная работа у доски | |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Можно ли с помощью химических знаков по валентности элементов составить химическую формулу сложного вещества? - У вас есть идеи о том, что мы сегодня с вами будем изучать? Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. Записывают тему урока | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Чтобы составить химическую формулу, необходимо знать валентности элементов, образующих данное химическое соединение. Организует работу с текстом учебника на с.60-61 «Правила составления химической формулы по валентности». - К названию вещества, образованного элементом с переменной валентностью, добавляется в скобках обозначение валентности римской цифрой: оксид серы (VI) – SO3, оксид серы (IV) – SO2. Организует выполнение задания 1 на с.62 учебника. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку. Организует рассмотрение таблицы 8 «Высшая и низшая валентность элементов-неметаллов» (с.61 учебника). Организует изучение алгоритма составления химических формул по валентности (с.62 учебника). Контролирует выполнение работы. | Работают с материалами ЭОР, учебником Изучают правила составления химической формулы по валентности, проговаривают по цепочке вслух Выполняют задание Осуществляют коллективную проверку Изучают таблицу Читают алгоритм составления формул по валентности | |
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости знаний химических формул. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Организует закрепление материала (упр.2,3, с.62): - Составьте формулы бинарных соединений: а) Li и O; б) Al и C (IV); в) K и N; г) K и S (II); д) Ni (II) и O. - Определите валентности химических элементов в формулах NH3 и CaO. Составьте формулу соединения кальция с азотом, в которой они проявляют такую же валентность. Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Составляют формулы | |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. | Осуществляют самоанализ деятельности | |
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §14, упр.4,5, с.62 Подготовиться к проверочной работе по теме: «Валентность». | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |