Технологическая карта Внеурочного занятия по окружающему миру путешествие по городам Республике Коми
Министерство образования, науки и молодежной политики РК
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Внеурочного занятия по окружающему миру
путешествие по городам Республике Коми
Составила студентка 331 группы
Мироненко Елизавета Викторовна
МАОУ СОШ № 36 класс 4 каб. _
Дата проведения занятия: 22.09.20.
Смена _ Номер урока _
Начало урока:
ФИО учителя школы:
_______________________-__-
ФИО преподавателя-методиста:
Фотиева Светлана Владимировна
Допущена к проведению классного часа:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
_____________________ дата _______
(Подпись учителя)
Цель урока: расширить знания учащихся о городах РК.
Задачи
Личностные:
1)Формировать чувство сопричастности к своей Родине и бережное отношение к ней.
Предметные:
1)Вспомнить города РК, символы, достопримечательные места, животный мир РК.
Метапредметные:
Регулятивные:
1)Уметь регулировать свою собственную деятельность.
2)Уметь проводить рефлексию собственной деятельности
3) Уметь оценивать свои знания на основе успешности учебной деятельности.
Познавательные:
1) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3) Группировать и классифицировать изучаемые объекты.
4) Оценивать результаты, анализировать работу.
Коммуникативные:
1) Уметь излагать свои мысли в устной форме.
2) Уметь слушать и понимать речь других.
3) Уметь аргументировать свое мнение.
Оборудование
У учителя:
Презентация
У учащихся:
Образовательные ресурсы:
Карточки с заданиями
Ход классного часа:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Меня зовут Елизавета Викторовна, и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по окружающему миру.
- Здравствуйте.
Готовятся к уроку
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Раскрытие темы.
- Окружающий мир невозможно познать без путешествий. Сегодня мы побываем с вами во всех городах Республики Коми. (слайд 1)
- Для путешествия нам необходимо выбрать транспорт.
- Скажите, а какие виды транспорта вы знаете? (слайд 2)
- Давайте действовать методом исключения. Автомобиль – долго, самолёт - дорого, корабли не везде плавают, велосипед только на близкие расстояния…
- Остаётся самый удобный вид транспорта для путешествий – это поезд (слайд 2).
- Замечательно, мы уже заняли места.
- Ребята, так как мы с вами сегодня отправляемся в путешествие, нам нужен маршрутный лист. Маршрутным листом у нас будет контурная карта Республики Коми. Каждый из вас получит маршрутный лист, на которой вы будете отмечать города, в которых мы сегодня с Вами побываем.
- Итак, все готовы к путешествию?
- Наш поезд отправляется в первый город. (слайд 2)
Автомобиль, самолёт, поезд, корабль, велосипед
Да
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
Уметь излагать свои мысли в устной форме.
Ход урока.
1. Пункт прибытия – г. Сыктывкар (слайд 3)
– Дорогие, ребята, вы приехали в столицу Республики Коми – город Сыктывкар. А что вы знаете об этом городе?
- Сыктывкар — является столицей Республики Коми.
- Ребята, как раньше назывался наш город?
- Конечно, с 1780 года по 1930 год наш город носил название Усть-Сысольск, потому что он расположен в устье реки Сысола. Современное название переводится с коми языка как «город на Сысоле». В 1930 году Усть-Сысольск переименовали в Сыктывкар
- В Сыктывкаре имеется очень много памятников (памятник неизвестному солдату), театры (опера и балета, имени В.Савина), парки (Кировский, Мичуринский), стелла на кольце, являющаяся символом города. Также в этом городе есть много учебных заведений (колледжи, институты, университеты)
- Этот город приготовил для вас задание. Выполнив его, вы увидите очень важное. Для того, чтобы выполнить задание, нужно правильно отвечать на вопросы, быть внимательными, кое-что вспомнить. Мы будем вставлять первые буквы слов – отгадок. Вам понятно задание?
- Сколько букв в этом слове (слайд 4)
Чтобы открыть первую букву, надо назвать животное: оно обитает в нашей республике. Это хищник из семейства кошачьих. Голова небольшая, круглая. Глаза большие. На ушах кисточки. Узнали? Это рысь.
- Какая первая буква в слове «рысь» - Р. Значит в нашем слове первая буква – Р.
- Чтобы узнать вторую букву – нужно назвать дерево, лист которого вы видите Узнали? Это осина. Какая первая буква в слове «осина»? О. Открываем буку О.
- Открываем третью букву – мы сегодня путешествуем на поезде по железной … (дороге). Третья буква – Д. Кто-нибудь уже догадался, что это за слово?
- Что за слово получилось? «РОДИНА». Вот почему мы с вами возвращаемся в Сыктывкар, потому что этот город – наша РОДИНА.
- Молодцы, вы справились с заданием. Давайте возьмем нашу карту и отметим этот город флажком. А наш поезд отправляется в следующий город.
2. Пункт прибытия - г. Микунь (слайд 5)
- Мы приехали в город Микунь. Микунь - небольшой городок в Республике Коми, расположенный между реками Чая и Дозморка. Этот город - крупный железнодорожный узел республики Коми. По сведениям ученых, слово «Микунь», произошло от мужского имени Николай. Этот город получил свой статус только с 1956 года. Еще в 1937 году на месте города был поселок при железнодорожной станции. Самая главная его достопримечательность – это история строительства Северо-Печерской железнодорожной линии. В этом городе очень много памятников.
- Этот город приготовил вам мини викторину «Вопрос-ответ». На слайде будет несколько вопросов, вам нужно будет ответить на эти вопросы.(слайд 6)
1. От какого мужского имени образовано название города Микунь?
Михаил
Николай
Дмитрий
Матвей
2. В каком году поселок Микунь получил статус города?
1956 г.
1937 г.
1954 г.
3. Между какими реками расположен этот город?
реками Ухта и Ижма
реками Ижма и Печора
реками Чая и Дозморка
- Молодцы. Вы отлично справились в заданием. А сейчас отметьте это город на карте оранжевым флажком. А мы отправляемся дальше.
3. Пункт прибытия – г. Емва (слайд 7)
- Мы прибыли в город Емва. Это маленький таёжный городок. Город расположен на реке Вымь. Город получил свое название от местного названия реки Вымь – Емва («священная вода»). Назывался сначала поселком Железнодорожный, после построили железнодорожную станцию "Княжпогост". Название железнодорожной станции произошло от близлежащего села Княжпогост. Возник в 1930-е, именно узники строили тракт Сыктывкар – Княжпогост и железную дорогу. Главная достопримечательность села Княжпогост – каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1830 году. Так же в этом городе есть Скульптурный памятник "Никто не забыт", Памятник Герою Советского Союза Н.Ф. Гущину, Скульптура "Присяга"
- Этот город богат растительностью. В этом городе много различных видов деревьев. Наверное, вы уже догадались, что задание будет связано с деревьями. А сможете вы узнать деревья по их листочкам? (слайд 8)
- Давайте проверим. На слайде вы видите листья деревьев, вам надо определить название этого дерево по листочку. Давайте начнем.
- Вы справились с заданием. Отметьте этот город флажком. Наш поезд отправляется в следующий город
4. Пункт прибытия – г. Вуктыл (слайд 9)
- Мы прибыли в городок под названием Вуктыл.
- Вуктыл расположен в Предуралье. Город возник, как посёлок в 1968 на берегу Печоры. С 1989 года посёлок Вуктыл был призван городом. Название Вуктыл образовано от древнего финно-угорского термина охт, ухт "река, протока, волок", который под влиянием языка коми закономерно превратился в вукт; конечный элемент -ыл мог образоваться из коми ёль "ручей". На территории района 25 образовательных учреждений. В районе восемь учреждений культуры. Население муниципального образования "Город Вуктыл" составляет: 24,6 тыс. человек.
- Ребята, а вы знали, что в районе этого города очень много вырубов, а так же много сосновых боров. А вы знаете, какие ягоды и грибы бывают?
- Молодцы, а вот местная девочка Катя пошла в лес, собрала ягоды и грибы. Давайте проверим все ли съедобные ягоды и грибы она собрала (слайд 10)
- Молодцы, давайте отметим этот город на карте флажком. А наш поезд отправляется в следующий город
5. Пункт прибытия – г. Ухта (слайд 11)
- Едем дальше на север и приезжаем в Ухту.
- Населенный пункт был основан 21 августа 1929 как лагерный пункт Чибью ( по имени небольшой реки впадающей в Ухту), в июле 1939 переименован в рабочий поселок Ухта, 20 ноября 1943 получил статус города. Город расположен в самом центре республики. Часто Ухту называют нефтяной столицей Европейского Севера России. Именно отсюда отправляются в центр страны добываемые в Республике Коми нефть и газ. В Ухте есть театры, музеи, памятники.
-Я бы Вам хотела рассказать про уникальный музей «Природа Земли». Экспонаты в этот музей начали собирать с 1946 года. Через 50 лет музей стал государственным. Экспонаты со всех уголков Земли вместе со школьниками собирал Седых Кирилл Фёдорович. Особую ценность среди экспонатов представляют насекомые.
- Для того чтобы наш поезд поехал в следующий город, нам надо разгадать кроссворд.
- (слайд 12) В нашем кроссворде всего 9 насекомых, надо отгадать их.
Проверка по кругу, ответы на слайде.
- Ребята вы справились с заданием. Давайте отметим этот город на карте флажком. А мы отправляемся в следующий город.
6. Пункт прибытия – г. Сосногорск (слайд 13)
- Мы прибыли в город под название Сосногорск. Ребята, может вы знаете что-нибудь об этом городке?
- Сосногорск - небольшой город в республике Коми, расположенный на берегу реки Ижмы. Первые поселения на месте Сосногорского района известны с времен раннего средневековья. В 1937 году начались работы по строительству Северо-Печорской железной дороги. В 1939 году была введена в экплуатацию железнодорожная станция "Ижма", ставшая центром одного из отделений Северо-Печорской железной дороги. Осенью 1945 года рядом с поселком Ижма был основан поселок Сосновка, ставший центром газопереработки. В декабре 1955 года по указу властей страны поселок Сосновка и станция Ижма были преобразованы в город Ижму, который через 2 года был переименован в Сосногорск. В этом городе имеется музей истории, спорт комплекс «Химик», Спортивный комплекс международного класса "Метеор», а так же различные памятники.
- (слайд 14)Город Сосногорск приготовил для нас задание. У вас на парте лежит карточка №1, на ней зашифрованы название поездов, которые мы видим на слайде. Вашей задачей является расшифровать название поездов.
- Молодцы. Отметьте этот город на карте флажком. А наш поезд отправляется в следующий город
7. Пункт прибытия – г. Печора (слайд 15)
- Поезд нас всё дальше везёт на Север. Приехали в Печору.
- Город Печора – расположен в северо-восточной части Республики Коми на правом берегу одноименной реки. Печора сформировалась из двух отдельных поселков, со временем превратившихся в две части города (железнодорожную и речную), разделенных болотистой местностью, не позволяющей слиянию в единое целое по сей день.
- 36 лет тому назад здесь была построена гидроэлектростанция. Нашей промышленной республике надо много электроэнергии. Большинство энергии мы получаем с Печорской ГРЭС. Печора - это портовый город. В чистой, незагрязненной промышленными отходами реке, обитают разнообразные виды рыбы: щука, сига, окунь, нельма, чира. Люди здесь занимаются рыболовством.
- Наши древние охотники составили промысловый календарь (слайд 16). На нём по кругу изобразили 9 животных. Охотились промысловики на них только в определённое время. Попробуйте распознать этих животных и написать.
- Молодцы. Отметим этот город флажком. Наш поезд отправляется в следующий город
8. Пункт прибытия – г. Усинск (слайд 17).
- Мы прибыли в город Усинск. Ребята, может кто то знает об этом городе?
- Усинск - самый молодой городок Республики Коми уютно расположился на берегу реки Уса. До Северного полярного круга отсюда остается всего лишь 60 км! Статус города Усинск получил совсем недавно – в 1984 году, а вся его история неразрывно связана с добычей нефти. В 1960 году на реке Усе была пробурена первая скважина, где нашли нефть, а в 1964 году началось строительство поселка, в котором стали жить члены нефтеразведочной экспедиции.
– В Усинске добывают нефть, которую в народе называют «чёрным золотом». Почему?
- Этот город приготовил нам задание.
- Вам надо по 5 фотографиям определить продукты переработки нефти (слайд 18).
- Молодцы. Отметим этот город флажком. Наш поезд отправляется в следующий город
9. Пункт прибытия – г.Инта (слайд 19).
- Мы приехали с вами ещё в один северный город, который называется Инта. Он был основан в 1954 году. В 1944 году власти дали поселению статус рабочего поселка. В 1954 году Инта получает статус города. Он красив зимой и летом, в нем много достопримечательностей – это и водонапорная башня, она изображена на гербе города. Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. А вот – Монумент Славы, посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.
- В этом городе (слайд 20) добывают уголь. А ещё возле Инты геологи нашли и большие залежи марганцевой руды - очень ценного полезного ископаемого.
- Ребята, чтобы наш поезд отправился в другой город, вам необходимо выполнить задание. У вас на парте лежит картонка под №2, вам надо соединить линией условный знак с названием полезного ископаемого.
- Молодцы. Отметьте этот город на карте флажком. Наш поезд отправляется в самый северный город.
10. Пункт прибытия – г. Воркута (слайд 21).
- Вот мы и прибыли с вами в северный город Воркута. Воркута - город шахтеров, там добывают ценное топливо для всей страны - каменный уголь (слайд 6).Добывать уголь в районе Воркуты открытым способом не реально, поэтому, здесь начали строить шахты. Год за годом здесь строились новые и новые шахты. На данный момент здесь есть шахты: Шахта "Воргашорская", шахта "Заполярная", шахта "Комсомольская", шахта "Северная",шахта "Воркутинская". В 1987 году была зафиксирована температура -57 . Огромные безлесые пространства с множеством болот называют тундрой. Город Воркута был сначала маленьким посёлком который назывался "Рудник" который был основан в 1936 году. Воркута расположена за полярным кругом. Сюда с большим желанием ежегодно приезжают юные спортсмены со всей России. Заполярные игры, а именно так называются соревнования, проходят с 1999 года. В этом году прошли уже 15 по счёту игры. В этом же городе проводятся состязания на оленях среди оленеводов, поэтому символом Заполярных игр на эмблемах выбран быстрый олень.
- В этом городе вас ждёт следующее испытание – вам необходимо соотнести название игры с картинкой (слайд 22)
- Молодцы. Не забудьте отметить этот город отметить флажком. Ребята посмотрите, за окном уже темнеет. Нам пора возвращаться.
Наш поезд возвращается домой.
- Внимание, ребята, мы приближаемся к Сыктывкару, готовимся к выходу.
«Ромашка знаний»
-Теперь мы вспомним все, что прошли на занятии. Вам нужно на лепестках записать то, что нового узнали, или что было трудным, неинтересным. Потом по два человека выходите к доске и приклеиваете листики, читая записанное. -На этом наше занятие закончилось. До свидания.
Ответы детей
Усть-Сысольск
Да
6
Рысь
Р
Осина
О
Родина
Николай
1956 году
реками Чая и Дозморка
Ответы детей
Ответы детей, проверка по слайду
Ответы детей
Дети выполняют задание, проверка по слайду
Ответы детей
Дети выполняют задание, проверка по слайду
Потому что его продают в другие страны, из него получают бензин
(Проверка ответов по слайду)
Дети выполняют задание, проверка по слайду
Коммуникативные:
Уметь излагать свои мысли в устной форме.
Уметь слушать и понимать речь других
Регулятивные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Уметь проводить рефлексию собственной деятельности
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
Уметь излагать свои мысли в устной форме.
Уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Уметь проводить рефлексию собственной деятельности
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других
Регулятивные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Группировать и классифицировать изучаемые объекты.
Коммуникативные:
Уметь излагать свои мысли в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь аргументировать свое мнение.
Регулятивные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других
Познавательные: Группировать и классифицировать изучаемые объекты
Регулятиные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Познавательные:
Группировать и классифицировать изучаемые объекты.
Оценивать результаты, анализировать работу.
Коммуникативные: Уметь излагать свои мысли в устной форме.Уметь слушать и понимать речь других. Уметь аргументировать свое мнение.
Регулятивные: Уметь проводить рефлексию собственной деятельности Уметь оценивать свои знания на основе успешности учебной деятельности.
Приложение
Карточка №1
1.Пассажирские
1.еиксрижассап
2. Грузовые
2.еывозург
3.Хозяйственные
3.еынневтсйязох
4.Санитарные
4.еынратинас
5.Броневые
5.еывенорб
6. Воинские
6.еиксниов
Карточка №2
Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого