Ход урока. | 1. Пункт прибытия – г. Сыктывкар (слайд 3) – Дорогие, ребята, вы приехали в столицу Республики Коми – город Сыктывкар. А что вы знаете об этом городе? - Сыктывкар — является столицей Республики Коми. - Ребята, как раньше назывался наш город? - Конечно, с 1780 года по 1930 год наш город носил название Усть-Сысольск, потому что он расположен в устье реки Сысола. Современное название переводится с коми языка как «город на Сысоле». В 1930 году Усть-Сысольск переименовали в Сыктывкар - В Сыктывкаре имеется очень много памятников (памятник неизвестному солдату), театры (опера и балета, имени В.Савина), парки (Кировский, Мичуринский), стелла на кольце, являющаяся символом города. Также в этом городе есть много учебных заведений (колледжи, институты, университеты) - Этот город приготовил для вас задание. Выполнив его, вы увидите очень важное. Для того, чтобы выполнить задание, нужно правильно отвечать на вопросы, быть внимательными, кое-что вспомнить. Мы будем вставлять первые буквы слов – отгадок. Вам понятно задание? - Сколько букв в этом слове (слайд 4) Чтобы открыть первую букву, надо назвать животное: оно обитает в нашей республике. Это хищник из семейства кошачьих. Голова небольшая, круглая. Глаза большие. На ушах кисточки. Узнали? Это рысь. - Какая первая буква в слове «рысь» - Р. Значит в нашем слове первая буква – Р. - Чтобы узнать вторую букву – нужно назвать дерево, лист которого вы видите Узнали? Это осина. Какая первая буква в слове «осина»? О. Открываем буку О. - Открываем третью букву – мы сегодня путешествуем на поезде по железной … (дороге). Третья буква – Д. Кто-нибудь уже догадался, что это за слово? - Что за слово получилось? «РОДИНА». Вот почему мы с вами возвращаемся в Сыктывкар, потому что этот город – наша РОДИНА. - Молодцы, вы справились с заданием. Давайте возьмем нашу карту и отметим этот город флажком. А наш поезд отправляется в следующий город. 2. Пункт прибытия - г. Микунь (слайд 5) - Мы приехали в город Микунь. Микунь - небольшой городок в Республике Коми, расположенный между реками Чая и Дозморка. Этот город - крупный железнодорожный узел республики Коми. По сведениям ученых, слово «Микунь», произошло от мужского имени Николай. Этот город получил свой статус только с 1956 года. Еще в 1937 году на месте города был поселок при железнодорожной станции. Самая главная его достопримечательность – это история строительства Северо-Печерской железнодорожной линии. В этом городе очень много памятников. - Этот город приготовил вам мини викторину «Вопрос-ответ». На слайде будет несколько вопросов, вам нужно будет ответить на эти вопросы.(слайд 6) 1. От какого мужского имени образовано название города Микунь? Михаил Николай Дмитрий Матвей 2. В каком году поселок Микунь получил статус города? 1956 г. 1937 г. 1954 г. 3. Между какими реками расположен этот город? реками Ухта и Ижма реками Ижма и Печора реками Чая и Дозморка
- Молодцы. Вы отлично справились в заданием. А сейчас отметьте это город на карте оранжевым флажком. А мы отправляемся дальше. 3. Пункт прибытия – г. Емва (слайд 7) - Мы прибыли в город Емва. Это маленький таёжный городок. Город расположен на реке Вымь. Город получил свое название от местного названия реки Вымь – Емва («священная вода»). Назывался сначала поселком Железнодорожный, после построили железнодорожную станцию "Княжпогост". Название железнодорожной станции произошло от близлежащего села Княжпогост. Возник в 1930-е, именно узники строили тракт Сыктывкар – Княжпогост и железную дорогу. Главная достопримечательность села Княжпогост – каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1830 году. Так же в этом городе есть Скульптурный памятник "Никто не забыт", Памятник Герою Советского Союза Н.Ф. Гущину, Скульптура "Присяга" - Этот город богат растительностью. В этом городе много различных видов деревьев. Наверное, вы уже догадались, что задание будет связано с деревьями. А сможете вы узнать деревья по их листочкам? (слайд 8) - Давайте проверим. На слайде вы видите листья деревьев, вам надо определить название этого дерево по листочку. Давайте начнем. - Вы справились с заданием. Отметьте этот город флажком. Наш поезд отправляется в следующий город 4. Пункт прибытия – г. Вуктыл (слайд 9) - Мы прибыли в городок под названием Вуктыл. - Вуктыл расположен в Предуралье. Город возник, как посёлок в 1968 на берегу Печоры. С 1989 года посёлок Вуктыл был призван городом. Название Вуктыл образовано от древнего финно-угорского термина охт, ухт "река, протока, волок", который под влиянием языка коми закономерно превратился в вукт; конечный элемент -ыл мог образоваться из коми ёль "ручей". На территории района 25 образовательных учреждений. В районе восемь учреждений культуры. Население муниципального образования "Город Вуктыл" составляет: 24,6 тыс. человек. - Ребята, а вы знали, что в районе этого города очень много вырубов, а так же много сосновых боров. А вы знаете, какие ягоды и грибы бывают? - Молодцы, а вот местная девочка Катя пошла в лес, собрала ягоды и грибы. Давайте проверим все ли съедобные ягоды и грибы она собрала (слайд 10) - Молодцы, давайте отметим этот город на карте флажком. А наш поезд отправляется в следующий город
5. Пункт прибытия – г. Ухта (слайд 11) - Едем дальше на север и приезжаем в Ухту. - Населенный пункт был основан 21 августа 1929 как лагерный пункт Чибью ( по имени небольшой реки впадающей в Ухту), в июле 1939 переименован в рабочий поселок Ухта, 20 ноября 1943 получил статус города. Город расположен в самом центре республики. Часто Ухту называют нефтяной столицей Европейского Севера России. Именно отсюда отправляются в центр страны добываемые в Республике Коми нефть и газ. В Ухте есть театры, музеи, памятники. -Я бы Вам хотела рассказать про уникальный музей «Природа Земли». Экспонаты в этот музей начали собирать с 1946 года. Через 50 лет музей стал государственным. Экспонаты со всех уголков Земли вместе со школьниками собирал Седых Кирилл Фёдорович. Особую ценность среди экспонатов представляют насекомые. - Для того чтобы наш поезд поехал в следующий город, нам надо разгадать кроссворд. - (слайд 12) В нашем кроссворде всего 9 насекомых, надо отгадать их. Проверка по кругу, ответы на слайде.
- Ребята вы справились с заданием. Давайте отметим этот город на карте флажком. А мы отправляемся в следующий город. 6. Пункт прибытия – г. Сосногорск (слайд 13) - Мы прибыли в город под название Сосногорск. Ребята, может вы знаете что-нибудь об этом городке? - Сосногорск - небольшой город в республике Коми, расположенный на берегу реки Ижмы. Первые поселения на месте Сосногорского района известны с времен раннего средневековья. В 1937 году начались работы по строительству Северо-Печорской железной дороги. В 1939 году была введена в экплуатацию железнодорожная станция "Ижма", ставшая центром одного из отделений Северо-Печорской железной дороги. Осенью 1945 года рядом с поселком Ижма был основан поселок Сосновка, ставший центром газопереработки. В декабре 1955 года по указу властей страны поселок Сосновка и станция Ижма были преобразованы в город Ижму, который через 2 года был переименован в Сосногорск. В этом городе имеется музей истории, спорт комплекс «Химик», Спортивный комплекс международного класса "Метеор», а так же различные памятники. - (слайд 14)Город Сосногорск приготовил для нас задание. У вас на парте лежит карточка №1, на ней зашифрованы название поездов, которые мы видим на слайде. Вашей задачей является расшифровать название поездов. - Молодцы. Отметьте этот город на карте флажком. А наш поезд отправляется в следующий город 7. Пункт прибытия – г. Печора (слайд 15) - Поезд нас всё дальше везёт на Север. Приехали в Печору. - Город Печора – расположен в северо-восточной части Республики Коми на правом берегу одноименной реки. Печора сформировалась из двух отдельных поселков, со временем превратившихся в две части города (железнодорожную и речную), разделенных болотистой местностью, не позволяющей слиянию в единое целое по сей день. - 36 лет тому назад здесь была построена гидроэлектростанция. Нашей промышленной республике надо много электроэнергии. Большинство энергии мы получаем с Печорской ГРЭС. Печора - это портовый город. В чистой, незагрязненной промышленными отходами реке, обитают разнообразные виды рыбы: щука, сига, окунь, нельма, чира. Люди здесь занимаются рыболовством. - Наши древние охотники составили промысловый календарь (слайд 16). На нём по кругу изобразили 9 животных. Охотились промысловики на них только в определённое время. Попробуйте распознать этих животных и написать. - Молодцы. Отметим этот город флажком. Наш поезд отправляется в следующий город 8. Пункт прибытия – г. Усинск (слайд 17). - Мы прибыли в город Усинск. Ребята, может кто то знает об этом городе? - Усинск - самый молодой городок Республики Коми уютно расположился на берегу реки Уса. До Северного полярного круга отсюда остается всего лишь 60 км! Статус города Усинск получил совсем недавно – в 1984 году, а вся его история неразрывно связана с добычей нефти. В 1960 году на реке Усе была пробурена первая скважина, где нашли нефть, а в 1964 году началось строительство поселка, в котором стали жить члены нефтеразведочной экспедиции. – В Усинске добывают нефть, которую в народе называют «чёрным золотом». Почему?
- Этот город приготовил нам задание. - Вам надо по 5 фотографиям определить продукты переработки нефти (слайд 18). - Молодцы. Отметим этот город флажком. Наш поезд отправляется в следующий город
9. Пункт прибытия – г. Инта (слайд 19). - Мы приехали с вами ещё в один северный город, который называется Инта. Он был основан в 1954 году. В 1944 году власти дали поселению статус рабочего поселка. В 1954 году Инта получает статус города. Он красив зимой и летом, в нем много достопримечательностей – это и водонапорная башня, она изображена на гербе города. Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. А вот – Монумент Славы, посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. - В этом городе (слайд 20) добывают уголь. А ещё возле Инты геологи нашли и большие залежи марганцевой руды - очень ценного полезного ископаемого. - Ребята, чтобы наш поезд отправился в другой город, вам необходимо выполнить задание. У вас на парте лежит картонка под №2, вам надо соединить линией условный знак с названием полезного ископаемого. - Молодцы. Отметьте этот город на карте флажком. Наш поезд отправляется в самый северный город. 10. Пункт прибытия – г. Воркута (слайд 21). - Вот мы и прибыли с вами в северный город Воркута. Воркута - город шахтеров, там добывают ценное топливо для всей страны - каменный уголь (слайд 6).Добывать уголь в районе Воркуты открытым способом не реально, поэтому, здесь начали строить шахты. Год за годом здесь строились новые и новые шахты. На данный момент здесь есть шахты: Шахта "Воргашорская", шахта "Заполярная", шахта "Комсомольская", шахта "Северная",шахта "Воркутинская". В 1987 году была зафиксирована температура -57 . Огромные безлесые пространства с множеством болот называют тундрой. Город Воркута был сначала маленьким посёлком который назывался "Рудник" который был основан в 1936 году. Воркута расположена за полярным кругом. Сюда с большим желанием ежегодно приезжают юные спортсмены со всей России. Заполярные игры, а именно так называются соревнования, проходят с 1999 года. В этом году прошли уже 15 по счёту игры. В этом же городе проводятся состязания на оленях среди оленеводов, поэтому символом Заполярных игр на эмблемах выбран быстрый олень. - В этом городе вас ждёт следующее испытание – вам необходимо соотнести название игры с картинкой (слайд 22) - Молодцы. Не забудьте отметить этот город отметить флажком. Ребята посмотрите, за окном уже темнеет. Нам пора возвращаться.
Наш поезд возвращается домой. - Внимание, ребята, мы приближаемся к Сыктывкару, готовимся к выходу. «Ромашка знаний» -Теперь мы вспомним все, что прошли на занятии. Вам нужно на лепестках записать то, что нового узнали, или что было трудным, неинтересным. Потом по два человека выходите к доске и приклеиваете листики, читая записанное. -На этом наше занятие закончилось. До свидания.
|
Ответы детей
Усть-Сысольск
Да 6
Рысь
Р Осина О
Родина
Николай
1956 году
реками Чая и Дозморка
Ответы детей
Ответы детей, проверка по слайду
Ответы детей
Дети выполняют задание, проверка по слайду
Ответы детей
Дети выполняют задание, проверка по слайду
Потому что его продают в другие страны, из него получают бензин
(Проверка ответов по слайду)
Дети выполняют задание, проверка по слайду
| Коммуникативные: Уметь излагать свои мысли в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других
Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность. Уметь проводить рефлексию собственной деятельности
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других.
Коммуникативные: Уметь излагать свои мысли в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Уметь проводить рефлексию собственной деятельности
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Группировать и классифицировать изучаемые объекты.
Коммуникативные: Уметь излагать свои мысли в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь аргументировать свое мнение. Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других Познавательные: Группировать и классифицировать изучаемые объекты Регулятиные: Уметь регулировать свою собственную деятельность.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь регулировать свою собственную деятельность. Познавательные: Группировать и классифицировать изучаемые объекты. Оценивать результаты, анализировать работу.
Коммуникативные: Уметь излагать свои мысли в устной форме.Уметь слушать и понимать речь других. Уметь аргументировать свое мнение.
Регулятивные: Уметь проводить рефлексию собственной деятельности Уметь оценивать свои знания на основе успешности учебной деятельности.
|