2.1 - Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы: УНЫНИЕ (веселье, восторг), ОБИДА (прощение), ВОЛНЕНИЯ (спокойствие, смягчение).
2.2. - Сегодня мы проводим занятие, форма которого называется – душевный разговор на заданную тему. А тема звучит так: « О вреде уныния, обиды, волнений»
- Как вы понимаете эти слова?
- Уныние – следствие безделья и нежелания найти себе занятие. (Временами причиной могут быть пространственные влияния, в том числе, погодные изменения и геомагнитные влияния). - Обида – обидой человек вредит только себе. Стараться быть отходчивым, уметь быстро прощать и забывать обиду. Обидчивость (не по причине физического унижения) – обостренное самолюбие и нередко скрытая форма шантажа.
- Волнения и переживания часто надуманны, то есть преувеличены воображением. Эффективно бороться с воображением можно ярким представлением гораздо больших жизненных проблем и опасностей, по сравнению с которыми все волновавшее прежде блекнет и кажется незначительным.
2.3 Игра «Секрет на ушко» - Ребята, подумайте и скажите мне по секрету, случалось ли вам обижать своих друзей, знакомых? Случалось ли так, что вас кто-то обижал? Как вы поступали в этом случае? Можете ли вы простить своего обидчика? 2.4. Обсуждение философского вопроса (работа в парах). - Почему, имея большое количество лекарств, люди болеют все чаще, а болезни труднее поддаются лечению? (Люди обижают друг друга, ссорятся по пустякам, не умеют прощать друг друга) - Как вы понимаете слово «обида» 2.5. Работа со словарем. Заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова Ученик читает: « В толковом словаре С.И. Ожегова вот так объясняется значение слова: «Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. (Быть в обиде на кого-нибудь). - Нужно ли прощать тех, кто тебя обидел? - Что прощение дарит человеку?
2.6. Прочитаем, как пишет Александр Шварц «Про обиду» «Обида – это такой маленький зверек. С виду он совсем безобидный. И если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесет. Зверек этот очень маленький и юркий. Он может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу почувствует. Ему становится обидно. Этот зверек кричит человеку: - Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу к маме! Но человек давно разучился понимать языки тварей земных, особенно таких маленьких зверьков. Есть люди, которые сразу отпускают обиду. Но есть и такие люди, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся. А ей всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути. Вот такой непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый. Таит её в себе. А зверёк то голодный, кушать ему хочется. Вот и начинает он потихоньку кушать человека изнутри. И человек чувствует это. То там болит, то здесь. Но не выпускает человек из себя обиду, потому что привык он к ней. И она потихоньку привыкает к своему хозяину. Кушает, растёт, жиреет и перестаёт двигаться. Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и сосёт и гложет. Так и говорят: « Обида гложет». Слабеет человек, хворать начинает. И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! Пусть себе живёт, в своё удовольствие! И ей без человека лучше и человеку без неё легче живётся. Обида - это такой маленький зверёк. Отпусти её, пусть себе бежит!» Вопросы для обсуждения: - Ребята, пользу или вред приносит обида? - Что происходит с человеком, если он таит в себе обиду? - Что нужно сделать, чтобы человеку жилось легче?
2.7. Физкультминутка — Как живешь? — Вот так! Показать большие пальцы. — А плывешь? — Вот так! Имитация плавания. — Как бежишь? — Вот так! Указательный и средний паль- — Вдаль глядишь? цы «бегут». -— Вот так! Приставить к глазам пальцы — Ждешь обед? «биноклем». — Вот так! Подпереть щеку кулачком. — Машешь вслед? — Вот так! Помахать руками. — Утром спишь? — Вот так! Обе руки— под щеку. — А шалишь? — ... Хлопнуть по надутым щекам.
2.8. Работа с рассказом «Темное царство»
Во дворе тихонько поскрипывали качели. На них, свесив ноги, целый час сидели Вова и Настя. – Скучновато что-то. Вот бы в какую-нибудь игру поиграть, например, в прятки, – предложила Настя – Для пряток людей надо много, а нас только двое. – Давай, может быть, сходим, позовем кого-нибудь? – Все равно никого родители не отпустят, уже вечер скоро, – болтая ногами, ответил Вова и начал насвистывать какую-то неизвестную песенку. – Что это ты насвистываешь? – спросила Настя. – А так, одну старую бабушкину песню. Моя бабушка умела гадать, колдовать и ворожить и при этом иногда песню тихо напевала. Слов я не знаю, а вот мелодию запомнил. Так и сидели Вова с Настей, болтали ногами и думали о том, каким бы делом им заняться. Вдруг, от насвистывания старой песни в ритм скрипучим качелям, у них обоих стала кружиться голова. Качели, двор, дома, деревья – всё поплыло перед глазами и медленно погрузилось в темноту. Очень скоро беспросветная темнота окружила Вову и Настю со всех сторон так, что они даже перестали видеть друг друга. – Как хорошо, что вы пришли ко мне, – произнес из темноты чей-то голос. – Кто это говорит? – со страхом в голосе произнес Вова и вдруг почувствовал, как что-то схватило и не отпускает его руку. Потихоньку глаза стали привыкать к темноте, и Вова заметил, что в его руку вцепилась Настя, которая вся тряслась от страха. – Где это мы с тобой, почему не видно нашего двора? – с дрожью в голосе спросила Настя Вову. – Я хочу домой. Но тут неизвестный голос опять громко заговорил: – Из меня нельзя так просто выбраться, и раз уж попали ко мне, так забудьте теперь о своем доме! – А куда это мы попали? – уже чуть смелее произнес Вова. – Я темный мир скуки и уныния, и в меня погружается каждый, кто подолгу скучает и бездельничает. Вова вдруг решил бежать куда попало из этого мира, но вместо этого смог еле-еле передвинуть свою ногу. Оказалось, что ноги и руки успели сильно облениться и стали его совсем плохо слушаться. Они как будто находились в чем-то густом, вязком и болотистом и не могли быстро двигаться. – Ха-ха-ха, – послышалось из темноты, – как тебе нравится твоя тягостная, скучная и унылая лень, которая камнем нависла на тебе? Даже и не пытайся выбраться из моего царства безделья, в нем каждое движение невыносимо трудно, поэтому лучше стоять на месте и всю жизнь ничего не делать. С каждой минутой темнота делалось все гуще и вязче, а рукам и ногам становилось все тяжелее и тяжелее шевелиться. Настя стала громко плакать и звать маму, но в ответ раздавался только страшный и противный смех темного мира. От этого смеха сотрясалось все вокруг и делалось жутко. – Как я теперь попаду домой к маме и папе, что со мной будет? – всхлипывала Настя. – Я не хочу здесь оставаться на всю жизнь. И тут на ум к Вове пришла замечательная мысль. Он стал громко насвистывать одну веселую песенку, которую часто пел во время работы и разных дел. Противный смех в темноте тут же прекратился, а ноги и руки стали постепенно чувствовать намного больше свободы. – Давай, помогай мне! – крикнул он Насте. – Эта веселая мелодия мне раньше помогала справиться с тоской и унынием. И они стали дружно, радостно и изо всех сил насвистывать и напевать веселую мелодию. Понемногу руки и ноги стали освобождаться и все больше становиться послушными. А вокруг стало медленно светлеть. Вскоре стали еле заметны качели, деревья во дворе, но двигаться еще все-таки было трудно. Но обрадованные Вова и Настя не прекращали веселую песенку, и вскоре к ним вернулась полная свобода движений. Как только их движения стали как прежде легки, а все вокруг как и прежде хорошо видно, они тут же сломя голову кинулись к себе по домам. Долго и крепко они обнимали своих мам и рассказывали, что с ними приключилось. Но, как это часто бывает, взрослые посчитали это детскими выдумками и не особо им поверили. Но зато Настя и Вова теперь были абсолютно уверены в том, что совсем рядом, вокруг них существует темный мир скуки и уныния, который при случае может легко засосать в себя всех лентяев и бездельников.
[?] – Почему Вова и Настя попали в темный мир скуки и уныния? – Почему же бабушка не попадала в темный мир, она же тоже пела эту песню?
– Может ли веселая песня поднять настроение и справиться со скукой и унынием? – А как вы боретесь со своей тоской и скукой, чем побеждаете свое уныние? - Значит что необходимо делать, чтобы не попасть в эту страну? |