12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Технологическая карта внеурочного занятия "Благо любознательности и вред невежества"

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия: Благо любознательности и вред невежества

Направление внеурочной деятельности: Духовно-нравственное

Вид внеурочной деятельности: Познавательная

Название кружка: Философия для детей

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Тип занятия: получение новых знаний и их первичное закрепление

Технология занятия: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Цель занятия: раскрыть понятие «любознательность», «невежество».

Задачи:

- воспитательная: воспитывать культуру общения и взаимоуважение.

- развивающая: развивать у обучающихся стремление к любознательности к людям и окружающему миру.

- образовательная: раскрыть значение понятий «любознательность», «невежество».

Формируемые УУД:

- личностные:

- формировать целостно социально-ориентированного взгляда на мир.

-формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

- формировать умение определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила.

Метапредметные:

- регулятивные:

- учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ,и того, что еще не известно;


-познавательные:

-строить логические цепи рассуждений;

-овладевать действиями анализа, синтеза, сравнения.


-коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение, убеждать собеседника;


Планируемые результаты:

- первый уровень: ознакомление обучающихся с понятиями «любознательность», «невежество».

- второй уровень: у обучающихся формируется положительное отношение обучению к школе.

Формы организации внеурочного занятия: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (доска),практические (шаблоны);

Основные понятия: по теме – «любознательно», «невежество».

Оборудование: шаблоны, ТСО, толковый словарь С. И. Ожегова

Использованные источники: « Философия для детей» (сказки и рассказы ) М.Андрианов ,Программа формирования УУД в начальной школе ФГОС, https://youtu.be/rW-Mr5zBCwg



План внеурочного занятия:

п/п

Название этапа

Время

(мин.)

1

Организация начала занятия

1.1.Приветствие

1.2.Вводная беседа


4

2

2


2

Основной этап

2.1.Работа над словами любознательность ,невежество.

2.2.Введение данных понятий.

2.3. Работа в парах «собери фразу»

2.4.Просмотр мультфильма.

2.5.Анализ рассказа

2.6.Физкультминутка

2.7. Пословицы, поговорки, афоризмы. Объяснить смысл.

2.8.Притча

32

2

3

3

15

4

2

4


3

Заключительный этап

3.1. Подведение итогов внеурочного занятия.

3.2.Рефлексия.

4

2

2

40 минут





Ход внеурочного занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

дополнительного образования

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Название этапа

Организационный

Цель: настроить обучающихся к предстоящей работе, проверить готовность каждого

Время: 4 мин


Приветствует обучающихся


1.2. Круг радости.


Предлагаю вам взяться за руки и передать друг другу тепло своего сердца.

Почувствуйте, как вам стало тепло.

Поблагодарите своих друзей за это чувство глазами, улыбкой или добрыми словами.



Приветствуют учителя.






Выполняют задание учителя.

Регулятивные – самостоятельно организовывать сове рабочее место.

Коммуникативные – слушать и понимать учебную задачу.

2.Основной этап

Цель: организовать усвоение нового материала детьми

Время: 37 мин


2.1. Ребята ,на доске записаны слова. (Любознательность ,невежество ) Прочитайте их. Как вы их понимаете , Что вы можете про них сказать ? Какого человека можно назвать любознательным , невежественным?

Любознательный человек любит познавать новое, Даже если он чего–то не знает, он все равно стре­мится узнать, интересуется, расспрашивает.

Невежество – это когда человек не зная чего-то, совсем не стремится к знанию. Невежда, или невежественный человек часто говорит: этого не знаю и знать не хочу; или: я и так уже все знаю, мне другие знания не нужны; или: мне это все уже давно знакомо, ничего нового в этом я не вижу.

Любознательность (желательно не смешивать с "пустым" минутным любопытством от нечего делать) – это подвиж­ность сознания, стремящегося к бесконечному совершен­ствованию.

Невежество – это замкнутость, ограниченность и слепота деградирующего сознания. Невежество напыщенно и са­монадеянно.

Как вы считаете, старые-престарые дедуш­ки и бабушки должны читать новые книги и стремиться к новым знаниям или им можно ничего не делать, потому что они уже многое знают?

Вы ста­раетесь учиться всегда и везде или только в школе?


2.2. Кто сможет сформулировать тему нашего занятия ? На углу вашей парты лежат словари ,постарайтесь найти точные определения этих слов . (несколько ребят читают в слух )

2.3. Сейчас на ваших столах лежат листочки на них фразы ,соберите их в группах.

«Собери фразу». Выражения записаны на отдельных листочках.


Каждое выражение сопоставь с его значением:


1)Голова дырявая а) отругать


2) Каша во рту б) быстро


3)Шею намылить в) мастер


4) Золотые руки г) невнятная речь


5) Со всех ног д) забывчивый человек


(Ответы:

1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 - б )



2.4. Теперь посмотрите мультфильм «Почемучка»

Итак вы просмотрели мультфильм ,ваша задача заключается в том ,чтобы в группах составить вопросы по данному мультфильму а .другие группы должны будут на них ответить.

2.5 А теперь я предлагаю послушать рассказ.

Который называется

Любознательная Черепаха


Когда-то среди многочисленных рез­вых и быстроногих обитателей леса жила медлительная беззащитная Черепашка.


Тогда на ней еще не было прочного панциря, как теперь, и ей приходилось все время прятаться от врагов в болотистой реке или в высокой и густой прибрежной траве. Не могла Черепашка быстро бегать, не имела страшных зубов и острых когтей, чтобы спастись в случае опасности. И когда ее соседи ящерицы и лягуш­ки беззаботно резвились и играли, Чере­пашка подолгу отсиживалась в незамет­ных местах и укромных уголках и думала о своей трудной жизни.


Как-то раз надоело Черепашке отсиживаться в болоте и прятаться от своих быстрых и зубастых врагов. Решила она всерьез начать учиться и познавать все новое вокруг, чтобы с помощью этих но­вых знаний сделать свою жизнь лучше и интереснее. Соседи Черепашки, быстрые ящерицы и ловко прыгающие лягушки, долго смеялись над ее затеей. Учеба им казалась делом совсем неинтересным, а новые знания они считали совсем лиш­ними и ненужными. Все называли Чере­пашку странной и не похожей на других, ведь вместо веселья и игр она выбрала учебу и трудное познание. Но Черепаш­ка не обращала внимания на насмешки беззаботных и любящих развлечения со­седей и ушла путешествовать по дале­ким берегам и рекам, чтобы изучить, как от врагов защищаются другие животные, живущие в дальних странах, и из чего и как они строят свои норы, гнезда и убе­жища.


Как-то раз, плывя по реке, Черепашка попала в голубое море. Там на морском дне она увидела моллюска, живущего между двумя большими и плоскими ракушками. Долго Черепашка пряталась рядом в водорослях и внимательно наблюдала за ним. При виде опасности моллюск быстро и плотно закрывал две свои ракушки и прятался внутри между ними.


Даже острые и крепкие зубы коварной акулы были бессильны против его почти что каменного домика. Однажды Чере­пашка подплыла к моллюску и спросила у него, где он нашел такой простой и крепкий домик. Моллюск осторожно приоткрыл две раковины пошире и ответил:

Когда мы умираем, наши домики остаются пустыми, как у улиток, и тогда в них может поселиться кто угодно. Если ты, Черепашка, хочешь найти себе та­кой же домик, как и у меня, то проплыви к тому большому камню и возле него найдешь две точно такие, как у меня, пус­тые ракушки. Если ты решишь в них ос­таться жить, то заберись между ракуш­ками и посиди в них, тогда через неко­торое время они сами прирастут к твое­му брюшку и спинке, и ты сможешь так же, как и я, легко прятаться от своих зу­бастых врагов.


Поблагодарила Черепашка доброжелательного моллюска и сделала так, как он ее научил. Прошло не так много времени, и Черепашка вернулась в свою болотистую реку в удивительном и невидан­ном доселе никому твердом панцире. Все соседи Черепашки, лягушки и ящерицы, от удивления аж рты приоткрыли и глаза вытаращили. Оказалось, что не зря Черепашка ползала по свету в поисках но­вых знаний. Много своих зубов поломали враги Черепашки о ее новый прочный домик. А сама она так привыкла к ново­му убежищу, что уже совсем не боялась ходить даже перед носом у самых хищных и страшных зверей.


Долго все завидовали Черепашке и говорили о ее новом удобном домике. Но никто не захотел учиться и искать новые знания, как это делала Черепашка. Все, как и прежде, хотели только веселиться, дружно хором квакать и без устали рез­виться.


Но однажды, неизвестно откуда, в песке на берегу болотистой реки появи­лись две кучки яиц: одни были большие, а другие – совсем маленькие. Никто из лягушек и ящериц не хотел знать, что это за яйца, и все, как и прежде, бегали, ква­кали и веселились. Одна только Черепаш­ка пыталась что-то сказать своим сосе­дям, но ее знания и умные слова никто не захотел слушать. Напрасно старалась Черепашка. Как только она подползала, чтобы сказать нечто важное, лягушки и ящерицы тут же убегали от нее, весело играя. Вскоре из больших яиц вылупились зверьки, очень похожие на маленьких ящериц, а из яиц поменьше стали появ­ляться маленькие безобидные червячки. Вновь Черепашка пыталась чему-то на­учить глупых и невежественных ящериц и лягушек, но все было бесполезно, все от нее убегали. Незаметно промелькнуло время, и оказалось, что эти маленькие зверьки и безобидные червячки выросли и превратились в страшных крокодилов и ядовитых змей.


Давно уже на той самой болотистой реке нет ни беззаботно бегающих ящериц, ни громко квакающих лягушек. И те, и другие сразу были съедены змеями и крокодилами. Но зато, как и прежде, в той болотистой реке продолжала жить мудрая и уже ставшая взрослой Черепаха, которая, как и прежде, всегда стре­милась к новым знаниям. В конце концов, через много лет после долгих поисков и размышлений, ей удалось открыть одно чудодейственное средство, благодаря которому теперь все Черепахи живут в своем крепком панцире аж целых триста лет.

Вот вы прослушали текст ,теперь на парте у вас лежат листочки каждый берет их. Я читаю вопрос ,а вы на него письменно отвечаете .


Знала ли Черепашка о том, кто может вырасти из появившихся на берегу реки яиц?'


Почему только Черепашка знала о таинственных яйцах?'


Из-за какого своего качества погибли лягушки и ящерицы на болотистой реке? (Невежество, нежелание знать и учиться).


Благодаря чему, какому качеству Черепашка на­шла себе прочный домик и прожила целых триста лет? (Стала учиться и стремиться к знаниям).


Что нужно было сделать лягушкам и ящерицам, чтобы остаться в живых? (Интересоваться знаниями и познавать все новое и неизведанное).


2.6. А теперь мы с вами отдохнем.


Физкультминутка.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперед.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – согнуться – потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.



2.7.Пословицы, поговорки, афоризмы. Объяснить смысл.


Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.


Кто многим увлекается, многое приобретает.


Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.


Всякий кулик в своём болоте велик.


Любопытство, суетность обогащает человека лишь поверхностными впечатлениями.


Ценнейшее в жизни качество — вечно юное любопытство, не утоленное с годами и возрождающееся каждое утро.


Красна птица перьями, а человек знанием.


2.8. Следующее задание.


В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот читает вслух собравшимся зверятам. Он прочитал им следующую притчу:



Две сохи.


В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:


Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.


Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.


Помоги Кроту сформулировать мораль (основную мысль) этой истории.


А. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Б. Землю солнце красит, а человека – труд.


В. Терпенье и труд все перетрут.


Г. Маленькое дело лучше большого безделья.


Вывод: Любознательный человек имеет интересующийся, пытливый ум, не успокаивается полученными (до­стигнутым уровнем) знаниями, готов к поиску зна­ния, желает узнать больше, чем знал раньше ,а Невежда говорит «не знаю» и успокаивается в без­действии.






Дети отвечают .























Отвечают на вопросы.







Работают со словарями.



Работа с листочками.























Смотрят мультфильм и выполняют задание к нему.


Слушают рассказ.

































Отвечают на вопросы.
























































































































Объясняют смысл.






















































Делают вывод.





































Регулятивные: определять цель учебной деятельности Познавательные: ориентироваться в своей системе ,планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя

3Заключитель-

ный этап

Цель: самоанализ своей детальности

Время:3 мин



3.1. Подведение итогов внеурочного

занятия.

Итак ,что вы узнали сегодня на внеурочном занятии ?

Что такое любознательно?

Что такое невежество ?




Подводят итоги.








Регулятивные: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка








Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.