Технологическая карта внеурочного занятия «Благо любознательности и вред невежества»
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема занятия: Благо любознательности и вред невежества
Направление внеурочной деятельности: Духовно-нравственное
Вид внеурочной деятельности: Познавательная
Название кружка: Философия для детей
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Тип занятия: получение новых знаний и их первичное закрепление
Технология занятия: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Цель занятия: раскрыть понятие «любознательность», «невежество».
Задачи:
- воспитательная: воспитывать культуру общения и взаимоуважение.
- развивающая: развивать у обучающихся стремление к любознательности к людям и окружающему миру.
- образовательная: раскрыть значение понятий «любознательность», «невежество».
Формируемые УУД:
- личностные:
- формировать целостно социально-ориентированного взгляда на мир.
-формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
- формировать умение определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила.
Метапредметные:
- регулятивные:
- учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ,и того, что еще не известно;
-познавательные:
-строить логические цепи рассуждений;
-овладевать действиями анализа, синтеза, сравнения.
-коммуникативные:
- умение аргументировать своё предложение, убеждать собеседника;
Планируемые результаты:
- первый уровень: ознакомление обучающихся с понятиями «любознательность», «невежество».
- второй уровень: у обучающихся формируется положительное отношение обучению к школе.
Формы организации внеурочного занятия: индивидуальная, парная, групповая, коллективная
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (доска),практические (шаблоны);
Основные понятия: по теме – «любознательно», «невежество».
Оборудование: шаблоны, ТСО, толковый словарь С. И. Ожегова
Использованные источники: « Философия для детей» (сказки и рассказы ) М.Андрианов ,Программа формирования УУД в начальной школе ФГОС, https://youtu.be/rW-Mr5zBCwg
План внеурочного занятия:
№ п/п | Название этапа | Время (мин.) |
1 | Организация начала занятия 1.1.Приветствие 1.2.Вводная беседа | 4 2 2 |
2 | Основной этап 2.1.Работа над словами любознательность ,невежество. 2.2.Введение данных понятий. 2.3. Работа в парах «собери фразу» 2.4.Просмотр мультфильма. 2.5.Анализ рассказа 2.6.Физкультминутка 2.7. Пословицы, поговорки, афоризмы. Объяснить смысл. 2.8.Притча | 32 2 3 3 15 4 2 4 |
3 | Заключительный этап 3.1. Подведение итогов внеурочного занятия. 3.2.Рефлексия. | 4 2 2 |
40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап занятия | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Название этапа Организационный Цель: настроить обучающихся к предстоящей работе, проверить готовность каждого Время: 4 мин | Приветствует обучающихся 1.2. Круг радости. Предлагаю вам взяться за руки и передать друг другу тепло своего сердца. Почувствуйте, как вам стало тепло. Поблагодарите своих друзей за это чувство глазами, улыбкой или добрыми словами. | Приветствуют учителя. Выполняют задание учителя. | Регулятивные – самостоятельно организовывать сове рабочее место. Коммуникативные – слушать и понимать учебную задачу. |
2.Основной этап Цель: организовать усвоение нового материала детьми Время: 37 мин | 2.1. Ребята ,на доске записаны слова. (Любознательность ,невежество ) Прочитайте их. Как вы их понимаете , Что вы можете про них сказать ? Какого человека можно назвать любознательным , невежественным? Любознательный человек любит познавать новое, Даже если он чего–то не знает, он все равно стремится узнать, интересуется, расспрашивает. Невежество – это когда человек не зная чего-то, совсем не стремится к знанию. Невежда, или невежественный человек часто говорит: этого не знаю и знать не хочу; или: я и так уже все знаю, мне другие знания не нужны; или: мне это все уже давно знакомо, ничего нового в этом я не вижу. Любознательность (желательно не смешивать с "пустым" минутным любопытством от нечего делать) – это подвижность сознания, стремящегося к бесконечному совершенствованию. Невежество – это замкнутость, ограниченность и слепота деградирующего сознания. Невежество напыщенно и самонадеянно. Как вы считаете, старые-престарые дедушки и бабушки должны читать новые книги и стремиться к новым знаниям или им можно ничего не делать, потому что они уже многое знают? Вы стараетесь учиться всегда и везде или только в школе? 2.2. Кто сможет сформулировать тему нашего занятия ? На углу вашей парты лежат словари ,постарайтесь найти точные определения этих слов . (несколько ребят читают в слух ) 2.3. Сейчас на ваших столах лежат листочки на них фразы ,соберите их в группах. «Собери фразу». Выражения записаны на отдельных листочках. Каждое выражение сопоставь с его значением: 1)Голова дырявая а) отругать 2) Каша во рту б) быстро 3)Шею намылить в) мастер 4) Золотые руки г) невнятная речь 5) Со всех ног д) забывчивый человек (Ответы: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 - б ) 2.4. Теперь посмотрите мультфильм «Почемучка» Итак вы просмотрели мультфильм ,ваша задача заключается в том ,чтобы в группах составить вопросы по данному мультфильму а .другие группы должны будут на них ответить. 2.5 А теперь я предлагаю послушать рассказ. Который называется Любознательная Черепаха Когда-то среди многочисленных резвых и быстроногих обитателей леса жила медлительная беззащитная Черепашка. Тогда на ней еще не было прочного панциря, как теперь, и ей приходилось все время прятаться от врагов в болотистой реке или в высокой и густой прибрежной траве. Не могла Черепашка быстро бегать, не имела страшных зубов и острых когтей, чтобы спастись в случае опасности. И когда ее соседи ящерицы и лягушки беззаботно резвились и играли, Черепашка подолгу отсиживалась в незаметных местах и укромных уголках и думала о своей трудной жизни. Как-то раз надоело Черепашке отсиживаться в болоте и прятаться от своих быстрых и зубастых врагов. Решила она всерьез начать учиться и познавать все новое вокруг, чтобы с помощью этих новых знаний сделать свою жизнь лучше и интереснее. Соседи Черепашки, быстрые ящерицы и ловко прыгающие лягушки, долго смеялись над ее затеей. Учеба им казалась делом совсем неинтересным, а новые знания они считали совсем лишними и ненужными. Все называли Черепашку странной и не похожей на других, ведь вместо веселья и игр она выбрала учебу и трудное познание. Но Черепашка не обращала внимания на насмешки беззаботных и любящих развлечения соседей и ушла путешествовать по далеким берегам и рекам, чтобы изучить, как от врагов защищаются другие животные, живущие в дальних странах, и из чего и как они строят свои норы, гнезда и убежища. Как-то раз, плывя по реке, Черепашка попала в голубое море. Там на морском дне она увидела моллюска, живущего между двумя большими и плоскими ракушками. Долго Черепашка пряталась рядом в водорослях и внимательно наблюдала за ним. При виде опасности моллюск быстро и плотно закрывал две свои ракушки и прятался внутри между ними. Даже острые и крепкие зубы коварной акулы были бессильны против его почти что каменного домика. Однажды Черепашка подплыла к моллюску и спросила у него, где он нашел такой простой и крепкий домик. Моллюск осторожно приоткрыл две раковины пошире и ответил: – Когда мы умираем, наши домики остаются пустыми, как у улиток, и тогда в них может поселиться кто угодно. Если ты, Черепашка, хочешь найти себе такой же домик, как и у меня, то проплыви к тому большому камню и возле него найдешь две точно такие, как у меня, пустые ракушки. Если ты решишь в них остаться жить, то заберись между ракушками и посиди в них, тогда через некоторое время они сами прирастут к твоему брюшку и спинке, и ты сможешь так же, как и я, легко прятаться от своих зубастых врагов. Поблагодарила Черепашка доброжелательного моллюска и сделала так, как он ее научил. Прошло не так много времени, и Черепашка вернулась в свою болотистую реку в удивительном и невиданном доселе никому твердом панцире. Все соседи Черепашки, лягушки и ящерицы, от удивления аж рты приоткрыли и глаза вытаращили. Оказалось, что не зря Черепашка ползала по свету в поисках новых знаний. Много своих зубов поломали враги Черепашки о ее новый прочный домик. А сама она так привыкла к новому убежищу, что уже совсем не боялась ходить даже перед носом у самых хищных и страшных зверей. Долго все завидовали Черепашке и говорили о ее новом удобном домике. Но никто не захотел учиться и искать новые знания, как это делала Черепашка. Все, как и прежде, хотели только веселиться, дружно хором квакать и без устали резвиться. Но однажды, неизвестно откуда, в песке на берегу болотистой реки появились две кучки яиц: одни были большие, а другие – совсем маленькие. Никто из лягушек и ящериц не хотел знать, что это за яйца, и все, как и прежде, бегали, квакали и веселились. Одна только Черепашка пыталась что-то сказать своим соседям, но ее знания и умные слова никто не захотел слушать. Напрасно старалась Черепашка. Как только она подползала, чтобы сказать нечто важное, лягушки и ящерицы тут же убегали от нее, весело играя. Вскоре из больших яиц вылупились зверьки, очень похожие на маленьких ящериц, а из яиц поменьше стали появляться маленькие безобидные червячки. Вновь Черепашка пыталась чему-то научить глупых и невежественных ящериц и лягушек, но все было бесполезно, все от нее убегали. Незаметно промелькнуло время, и оказалось, что эти маленькие зверьки и безобидные червячки выросли и превратились в страшных крокодилов и ядовитых змей. Давно уже на той самой болотистой реке нет ни беззаботно бегающих ящериц, ни громко квакающих лягушек. И те, и другие сразу были съедены змеями и крокодилами. Но зато, как и прежде, в той болотистой реке продолжала жить мудрая и уже ставшая взрослой Черепаха, которая, как и прежде, всегда стремилась к новым знаниям. В конце концов, через много лет после долгих поисков и размышлений, ей удалось открыть одно чудодейственное средство, благодаря которому теперь все Черепахи живут в своем крепком панцире аж целых триста лет.
Вот вы прослушали текст ,теперь на парте у вас лежат листочки каждый берет их. Я читаю вопрос ,а вы на него письменно отвечаете . – Знала ли Черепашка о том, кто может вырасти из появившихся на берегу реки яиц?' – Почему только Черепашка знала о таинственных яйцах?' – Из-за какого своего качества погибли лягушки и ящерицы на болотистой реке? (Невежество, нежелание знать и учиться). – Благодаря чему, какому качеству Черепашка нашла себе прочный домик и прожила целых триста лет? (Стала учиться и стремиться к знаниям). – Что нужно было сделать лягушкам и ящерицам, чтобы остаться в живых? (Интересоваться знаниями и познавать все новое и неизведанное). 2.6. А теперь мы с вами отдохнем. Физкультминутка. Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперед. Раз – согнуться, разогнуться, Два – согнуться – потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Пять и шесть тихо сесть.
2.7.Пословицы, поговорки, афоризмы. Объяснить смысл. Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим. Кто многим увлекается, многое приобретает. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Всякий кулик в своём болоте велик. Любопытство, суетность обогащает человека лишь поверхностными впечатлениями. Ценнейшее в жизни качество — вечно юное любопытство, не утоленное с годами и возрождающееся каждое утро. Красна птица перьями, а человек знанием. 2.8. Следующее задание. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот читает вслух собравшимся зверятам. Он прочитал им следующую притчу: Две сохи. В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу: — Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу. — Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда. Помоги Кроту сформулировать мораль (основную мысль) этой истории. А. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Б. Землю солнце красит, а человека – труд. В. Терпенье и труд все перетрут. Г. Маленькое дело лучше большого безделья. Вывод: Любознательный человек имеет интересующийся, пытливый ум, не успокаивается полученными (достигнутым уровнем) знаниями, готов к поиску знания, желает узнать больше, чем знал раньше ,а Невежда говорит «не знаю» и успокаивается в бездействии. | Дети отвечают . Отвечают на вопросы. Работают со словарями. Работа с листочками. Смотрят мультфильм и выполняют задание к нему. Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Объясняют смысл. Делают вывод. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности Познавательные: ориентироваться в своей системе ,планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя |
3Заключитель- ный этап Цель: самоанализ своей детальности Время:3 мин | 3.1. Подведение итогов внеурочного занятия. Итак ,что вы узнали сегодня на внеурочном занятии ? Что такое любознательно? Что такое невежество ?
| Подводят итоги. | Регулятивные: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка |