12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салова Татьяна Владимировна244
Россия, Хабаровский край, г. Амурск

Внеурочное занятие «Русская словесность», 7 класс

Тема:  «Ритм в стихах»

Цель: Создание условий для формирования  представлений о ритмической организации стихотворной речи

Задачи:

1. Актуализировать  знания учащихся о понятии « стихотворный ритм».

2.Определить функции ритма в стихотворениях.

3.Сочинить стихотворение в группе.

Тип  урока  – урок применения полученных знаний

Оборудование: раздаточный материал, проектор

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана; прогноз результата и уровня усвоения; осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения,  создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Организационный этап

Приветствие. Сегодня  я предлагаю вам совершить восхождение на вершину, ведь не зря когда-то спел В. Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы...» Но Эверест у нас с вами будет не простой, а литературоведческий. И покорить эту вершину можно только с помощью широкого кругозора, любознательности, желания узнавать новое и экспериментировать.

Сегодня вы работаете в группах. Вспомним правила работы в группах.

Сегодня на занятии внеурочной деятельности «Русская словесность» мы продолжаем говорить о поэзии.


Ученики приветствуют учителя, занимают свои места.

Мотивационно –целевой этап

  1. Вспомним некоторые термины  (экран): «стихотворение», «стих», «рифма».
  2. Внимание на экран. Внимательно рассмотрите рисунки и подумайте, что их объединяет? (Ритм)
  3. Сформулируйте тему занятия. (Ритм в стихах)
  4. Повторяем! Вы уже знакомились с понятием «ритм» в 5 и 6 классах на уроках литературы. Перед вами карточки с терминами, связанными со стихотворным ритмом. (Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Вспомните значение этих понятий, расположите их по порядку и объясните, почему именно в таком порядке вы их расположили. Обсудите в группе и расположите карточки на доске. У вас 1 минута.
  5. А как вы думаете, почему поэты разные стихотворения пишут разными размерами?


ПРОБЛЕМА: Есть ли зависимость между стихотворным размером и смыслом?

  1. Повторяют с учителем


  1. Ученики предлагают свои варианты


  1. Ученики формулируют тему
  2. Обсуждают выполнение задания в группах





  1. Ученики высказывают свои предположения.

Содержательно - процессуальный

  1. Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю составить  схемы стиха двух отрывков из стихотворения «Журавли».


  1. Проверяем задание. В каком тексте больше безударных стоп?

Прочитайте отрывки выразительно. Как звучит первая строфа? (медленно, плавно). А вторая? (жестко, резко) Что хотел показать автор? Помогло ли изменение звучания стиха отразить идею автора?

  1. Есть закономерность между размером и смыслом?
  2. К сожалению, мы с вами ограничены временем, поэтому определять особенности каждого размера не станем. Но я подарю вам памятки, где указаны размеры и их особенности. Сохраните эти памятки, они будут вашими помощниками до 11 класса.
  3. А теперь я предлагаю немного поиграть. Во второй половине 19 века несколько поэтов и писателей объединились и стали создавать свои произведения коллективно под вымышленным именем Козьмы Пруткова, который стал очень популярен. Я предлагаю вам попробовать коллективно придумать концовку стихотворения. Может быть, наши гости тоже хотят попробовать себя в роли поэтов? У вас 3 минуты.
  4. Прочитайте свои стихотворения.
  1. Выполняют задание.




  1. Озвучивают ответы









  1. Создают стихотворения
  2. Читают стихотворения вслух.


Рефлексивно-оценочный

Легко ли создавать стихотворение?

Совет начинающим поэтам: после того, как вы создали стихотворение, проверьте его ритм и рифму. Соответствует ли форма содержанию? Конечно, кому-то покажется скучным и ненужным уметь определять стихотворный ритм. Но настоящим читателям и тем более поэтам это умение так же необходимо, как любому человеку необходимо знание таблицы умножения. Если вы будете тренироваться, то скоро научитесь определять ритм просто на слух.


Не случайно Н.А. Некрасов в стихотворении «Форма» писал:


Форме дай щедрую дань
Временем: важен в поэме
Стиль, отвечающий теме.
Стих, как монету, чекань
Строго, отчетливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям — просторно.


Подводим итоги (к проблеме): так есть ли зависимость между стихотворным размером и смыслом?


Рефлексия.

Прикрепите свой стикер на том уровне познания стихотворных размеров, до которого вы добрались. Получилось ли у вас совершить восхождение на вершину поэзии?


Учащиеся представляют свои мини-проекты и оформляют общий стенд. 








Подводят итоги


Проводят рефлексию

v

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.