Технологическая карта занятия ДО «Гипотеза исследования» (1–7 классы)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
«Гипотеза исследования»
педагог дополнительного образования – Безденежных Ирина Сергеевна
направление – научно-исследовательское;
возраст участников занятия – 8-12 лет.
Тема занятия: «Гипотеза исследования»
Тип занятия: открытий новых знаний.
Технология занятия: проблемно-деятельностная.
Форма организации познавательной деятельности: групповая,
Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Задачи:
Предметные:
Познакомить с понятием «гипотеза» и алгоритмом ее выдвижения
Научить определять и выдвигать гипотезу научной деятельности, составлять план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания, оценивать.
Научить извлекать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Метапредметные:
Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, умение самоанализа и самоконтроля.
Развивать умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «исследование», «гипотеза».
Оборудование: куриные яйца, зубная паста, зубные щетки, стеклянные стаканы, яблочный уксус 6 %, Кока кола, заваренный кофе, Фанта, заваренный чай, теплая и холодная вода, сахар-рафинад, зубочистки, пипетка, ложка, средство для мытья посуды.
Этап занятия | Задачи этапа | Время | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результат |
Мотивационный этап. | Задачи: - создать благоприятный психологический климат для поведения занятия; - организовать детей на начало | 5 | - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас! Любое занятие следует начинать с хорошим настроением, поэтому сейчас возьмите со стола небольшой лист бумаги, напишите на нем все, что вас тревожит, скомкайте этот листок и отправьте его в урну. Тем самым вы отправите все ваши проблемы и начнете занятие с хорошим настроением. | Дети приветствуют педагога и друг друга. Выполняют манипуляцию с листом бумаги. | Полная готовность к началу занятия, позитивный настрой. |
Этап актуализации знаний. | Задачи: -учить определять цель деятельности; - определить круг своего незнания, - учить самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. - развивать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. | 10 | Ребята, я вам предлагаю вместе со мной и моим помощником Песиком Вопросиком (обратите внимание на экран) выполнить несколько заданий и выяснить, каким способом можно получить новые знания, совершить для себя открытия. Задание 2. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Растворяется ли сахар в горячей воде? Почему? Растворяется ли сахар в холодной воде? Почему? Налейте в стаканчики теплую и холодную воду и попробуйте растворить кубики сахара. В каком стаканчике сахар растворится быстрее? Налейте в миску воды и отпустите на воду 6 деревянных зубочисток. Почему зубочистки не тонут? Разложите зубочистки лучиками. Положите в центр миски с водой кусочек сахара. Что происходит? Почему? Уберите аккуратно сахар ложкой. Наберите в пипетку средство для мытья посуды и капните несколько капель в центр миски с водой. Что происходит? Почему? Правильность ответа отражается на мониторе. Обсуждение результата. - Ребята, у нас возникла проблема, мы не знаем точного ответа на этот вопрос. Как называется этот этап исследования. - Правильно, предположение или гипотеза исследования. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? - Как вы думаете, с чего начинать надо исследование? - А как мы можем предположить что- то новое? - Можно ли говорить о том, что какая-либо проблема может стать «гипотезой»? Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение. Гипотеза – это предположение, которое можно проверить опытным путем. Проблема может натолкнуть нас на предположение, т.е. гипотезу. | Дети активно вступают в диалог, участвуют в эксперименте. Составляют алгоритм выдвижения гипотезы. Формулируют цель занятия для себя: «Выдвижение гипотезы» | Самостоятельно сформулирована цель |
Физкультминутка | здоровьесбережение | 5 | - Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран и повторите движения из видеоролика. | Повторяют движения | здоровьесбережение |
Этап открытия нового знания. | - учить ставить проблему, цель деятельности, составлять план выполнения задания, осуществлять самоконтроль; -учить выполнять логические операции; -развивать умение систематизировать информацию, выбирать нужную информацию, делать выводы; - развивать умение участвовать в коллективном обсуждении. | 20 | - Я прошу вас посмотреть видеоролик «Добрый доктор Стоматолог" А какого цвета ваши зубы? Ваши зубы мягкие или твердые? Что мы каждый день утром и вечером делаем с нашими зубами? Зачем? Зачем при чистке мы используем зубную пасту и щетку? Какой металл делает наши зубы крепкими? Какие продукты и напитки могут портить наши зубы? Предположите, что будет, если не чистить зубы ежедневно? Наши зубы по своей структуре и составу очень похожи на яичную скорлупу. Сейчас мы с вами, на примере куриных яиц, попытаемся предположить, что будет с нашими зубами, если их не чистить и как на них влияют различные напитки. Разделите яица в упаковке на две равные группы по пять штук. Налейте напитки и яблочный уксус в стаканчики (каждый напиток и уксус в два стаканчика). Первую группу яиц намажьте зубной пастой с помощью щетки и опустите аккуратно в стаканчики с уксусом, Кока колой, Фантой, чаем, кофе. Предположите зачем мы это делаем? Вторую группу яиц оставьте без обработки и так же поместите в стаканчики с уксусом, Кока колой, Фантой, чаем, кофе. Предположите, что станет с яицами, которые обработали зубной пастой? Что станет с необработанными яицами? Обсуждение предположения. - Ребята, мы предположили, что скорлупа обработанных яиц не испортится, а у необработанных скорлупа может измениться. - Как будет называться наше предположение? Что нас натолкнуло на данное предположение? - Если яичная скорлупа по составу похожа на наши зубы, может ли тоже самое произойти и с ними? - На следующем занятии вы сможете увидеть, что стало со скорлупой яиц в обработанном и необработанном виде и подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу. | Дети отвечают на вопросы, по инструкции проделывают опыт, пытаются предположить результат. Проявляют интерес к правильному ответу. | Самостоятельно сформулирована проблема и выдвинуты предположения. Дано понятие гипотезы. |
Этап обобщения и рефлексии | - учить оценивать результаты своей и чужой деятельности; - осуществлять самоконтроль и самооценку. | 5 | -Вспомните цель, поставленную в начале занятия. -Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете? - Скажите, пожалуйста, каким образом можно узнать что- то новое для себя? Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки. А как бы вы оценили свое настроение? Ребята мне было очень приятно с вами сегодня работать. Мне очень радостно, что вы открыли для себя новые знания. И я горжусь тем, что вы теперь знаете как выдвигать, формулировать и проверять гипотезу. - У вас еще остались вопросы? В дальнейшем, на наших занятиях вы сможете ответить и на эти вопросы, а на многие другие и принять участие в разработке и реализации многих интересных и увлекательных исследований и экспериментов. Занятие окончено. До новых встреч! | Дети соотносят цель с результатом и определяют степень удовлетворенности познавательного интереса и эмоционального ожидания по шкалам. | Сформирована положительная мотивация для занятий проектной, исследовательской деятельностью |