Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Сельский пейзаж».
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296
«Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию»
Выполнил педагог: Белова Дарья Викторовна
2025 г.
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию на тему:
«Сельский пейзаж».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Сельский пейзаж»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).
Цель: создание пейзажной композиции детьми старшего дошкольного возраста используя приёмы композиционного построения рисунка в изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательная: познакомиться с сельским пейзажем, добиваться выразительности образа, закреплять умение рисовать эскиз карандашами, вписывать изображение в лист, умение видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.
Развивающая: располагать изображение элементов: изба, деревья, сено, изгородь, кусты, трава, огород по центру шаблона, по краю или по всему листу.
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к природе через её изображение.
Словарная работа: село, сарай, изгородь.
Планируемый результат: создание с детьми старшей группы сельского пейзажа с использованием художественных материалов.
Материалы и оборудование: лист А4, салфетки, иллюстрации сельской местности, картина «Золотая осень. Слободка, акварель, непроливайка, кисти.
Подготовительная работа: дидактические игры на повторение материала, чтение стихов и рассказов о деревне, беседы о времени года «осень».
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия и предстоящей деятельности | Приветствие. Установление зрительного и эмоционального контакта. - Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! - Сегодня для вас я приготовила много нового и интересного. Послушайте стихотворение: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, - Лишь паутинки тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. - Ребята, эти замечательные стихи об осени написал русский поэт Федор Иванович Тютчев. А как рассказал об этой поре осени художник Исаак Левитан? Давайте внимательно рассмотрим полотно. О чем эта картина? - Да, о золотой осени где-то в отдаленном уголке России, в деревеньке, окруженной полями, огородами, лесами. Таких уголков много в нашей стране. - Расскажите, что вы видите в центре, на первом плане (показать, где) - Верно, почти в центре картины - светло-коричневая дорога. Она ведет к деревеньке (к слободке) и дальше уходит через скошенное поле в лес. Расскажите, что нарисовано слева от дороги?(Показывает, где, выслушивает ответы детей). - Слева от дороги, на небольшом пригорке, покрытом красноватой глиной и зеленой травкой, золотится желто-оранжевым цветом стройная березка. Рядом с ней, слева, другое дерево, скорее всего яблоня. Ее зеленовато-серая, коричневатая листва почти сливается с цветом крыш домов и сараев. А что мы видим слева от березки? - Да, низкие кусты оливково-коричневого тона и среди них яркое золотое пятно молодой березки. Посмотрим, что изображено дальше, на втором плане картины. (Показывает). - Справа от дороги - огороды, обнесенные старой, ветхой, серовато-сизой изгородью. За изгородью на яркой еще зелени травы видны уже пустые грядки с красноватой глинистой почвой. Справа и слева от дороги - деревянные избы, сараи, которые словно вросли в землю. - Что мы видим за домами деревеньки? (Ответы детей). Да, вдали раскинулись поля. Их желтовато-соломенный цвет сливается с розовато-фиолетовой далью лесов и неба. Небо чистое, ясное, вверху картины оно ярко-голубое, а к горизонту становится светло-голубым, и даже зеленовато-фиолетовым. Небо высокое и холодное, чуть похожее на тонкий прозрачный ледок, с легкими беловатыми облачками. Картина вся пронизана солнцем, чистотой и прозрачностью воздуха, ясностью красок. - Скажите, какое настроение у вас вызывает эта картина? - Да, радость от красоты, от узнавания такого знакомого нам пейзажа, наслаждение от мастерства художника, сумевшего так показать красоту простого, казалось бы, обычного деревенского пейзажа. А что вы чувствуете, глядя на картину: тишину, спокойствие или шум ветра? - Верно, мы ощущаем тишину, покой. Прелестная картина, трогающая наше сердце своей красотой. - Этот пейзаж можно назвать сельским пейзажем. Вам понятно почему? Да, это пейзаж села, деревни, слободки и окружающей их природы. Это один из видов пейзажа. | Приём психологической-речевой настройки. Приём побуждения к деятельности. | Дети здороваются, улыбаются, желают друг другу хорошего настроения. Дети слушают информацию от воспитателя, Отвечают на поставленные вопросы | Дети позитивно настроены на совместную предстоящую деятельность |
2 | Основной этап | | | | | |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Создание условий для подведения детей к формулировке проблемной ситуации. - Наверное, все из вас знают, что такое деревня и многие не раз бывали там (дать возможность детям высказаться). - Слово «деревня» похоже со словом «дерево». - А теперь мы закроем глаза и превратимся в художников-пейзажистов. - Ребята, а чем можно нарисовать сельский пейзаж? Какие художественные материалы нам понадобятся? Помогите мне разобраться. - Представьте, что мы находимся с вами в деревне с мольбертами, палитрами, красками, холстами, кистями. Мы видим деревянные дома, огороды, красивые кусты и деревья, и нам их сразу захотелось написать. Как красиво вокруг! Очень жалко пропустить такую красоту! Ведь завтра уже всё будет по-другому! И мы раскладываем мольберты, закрепляем холсты, разводим краски, достаём кисти и начинаем рисовать. Можно нарисовать деревья, лес, поле или огород - придумайте сами. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень, значит, можно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. | Приём постановки вопросов проблемного характера | Дети рассуждают, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения | Проявление интереса |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Ознакомление с композицией рисунка | Объяснение приёмов и этапов рисования, расположения художественной композиции на листе бумаги. - Перед тем как начать творить, давайте разомнём наши пальчики. (Движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик) - Перед тем как приступить к рисованию сельского пейзажа, я предлагаю вам посмотреть варианты иллюстраций на доске и послушать технику безопасности. 1.Сидеть за столом правильно: спина к спинке стула, руки на столе, чтобы не упасть. 2.Пользоваться тем изобразительным материалом, который подготовлен для занятий. 3. Рисовать только на своем листе бумаги, пользоваться только своей кистью, чтобы не вызывать неудовольствия друг другом и не ссориться. 4. Во время рисования не брать кончик кисти в рот, не засовывать в ухо, глаз, чтобы не пораниться. 5.Аккуратно волосяной частью кисти брать краску или смывать ее водой, не размахивая руками, не мешая другим детям. 6.Грязную воду нельзя пить, краску нельзя есть, хотя она и бывает похожа на красивый сок, так как можно отравиться. 7.Кисточку вытирать только о салфетку, не пачкать свою одежду и одежду соседа. 8.По окончании работы положить кисть в индивидуальный стаканчик, на тряпочку, в коробочку. - Давайте проговорим с вами этапы выполнения сельского пейзажа. Сделаем набросок карандашом и прорисуем основные элементы. Нарисуем линию горизонта чуть ниже середины листа. Изобразим солнце и облака. Наметитим стволы деревьев и дорисуем ветви. - Перейдем к рисованию домов с учётом правил перспективы. Это означает, что дома на первом плане будут крупнее, чем дома на втором плане. - Элементы домов – окна, входные двери, крыша, труба. На переднем плане элементы будут прорисованы четко, а на втором плане они удаляются и будут вдалеке. Дальний план используются светлые, холодные оттенки, а передний план более насыщенные, теплые. Добавить детали к нашему пейзажу: травинки, цветочки, дорожку к дому, изгородь, огород, стог сена и другое. - Мы проговорили этапы работы построения пейзажа и можем приступать. Все готовы? | Пальчиковая гимнастика Техника безопасности Проговаривание этапов построения пейзажа | Воспринимают информацию | Умение внимательно слушать и воспринимать информацию |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Получение обратной связи от детей о предоставленной информации. | Создание условий для решения проблемной ситуации; создание композиции сельский пейзаж. - Ребята, перед вами лежат необходимые материалы для рисования сельского пейзажа. Обратите внимание на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Отлично, тогда давайте приступим к работе. - Ребята, что вы нарисуете в первую очередь? - Чего можно добавить в пейзаж? - Кто затрудняется? Самостоятельная работа детей: Построение композиции по теме «Сельский пейзаж», передать характерные особенности пейзажа. Учитывать законы перспективы и работа над изображением, формирование эстетического вкуса и соблюдение пропорций. Работа в цвете, следить за цветовым сочетанием композиции. В процессе работы помогаю детям, которые затрудняются, советую, напоминаю о том, что кисточку нужно промакивать об салфетку. - Давайте немножко отдохнём, всё-таки сложно быть художником-пейзажистом. Физ. Минутка: Скачут, скачут во лесочке зайцы – серые клубочки Прыг – скок, прыг – скок – встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд. - Вы самые настоящие художники! Посмотрите, какие красивые картины у вас получились. Давайте их повесим на нашу доску, чтоб ходить и любоваться вашими работами. | Приём уточняющих вопросов Физминутка | Создают композицию Высказывают предположения Выполняют задания воспитателя | Проявление инициативы и самостоятельности |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Анализ деятельности, показ результатов всего занятия, обобщение совместной деятельности детей по достижению цели. Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу. Что еще нового вы узнали? Что вам понравилось? В чем вы испытывали затруднения? С задачей нашего занятия все справились, вы молодцы! Спасибо, мне было приятно с вами работать! До свидания! | Вопросы, побуждающие к самооценке | Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки | Умение делать вывод, рефлексировать |