12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Елена Михайловна61

Технологическая карта занятия по учебным предметам «Обществознание», «Русский язык», «История» в 5 классе на тему

«Образование вчера и сегодня»

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний (интегрированное занятие: обществознание-русский язык-история)

Авторы УМК:

 Обществознание.5 класс: учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой

Русский язык. 5класс:учебник под редакцией С.И.Львова, В.В.Львова (1 и2 части)

Цели урока:

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представлений об образовательном процессе вчера и сегодня, с помощью письменного источника и выразительных средств (синонимов, афоризмов, цвета)


Цели деятельности учащихся

а) Образовательная - формировать у обучающихся знания о современном образовании и образовании в древнем мире.

б) Развивающая - развивать познавательные (учебно-логические умения): работа с разными формами информации.

в) Воспитательная - воспитывать регулятивные и коммуникативные умения при работе в группах.



Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:

Учащийся научится: определять

особенности школы в древнем

мире и современной школе.

Учащийся получит возможность научиться:


Работать с письменным источником; высказывать собственное мнение, суждение


Метапредметные:


Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- совместно с учителем ставить перед собой цель обучения на уроке;

-планировать деятельность;

- самостоятельно контролировать свое время;

- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;


Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-осуществлять познавательную рефлексию;

- оценивать свою деятельность и деятельность других;


Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- владеть устной речью;

Учащийся получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Познавательные УУД

Учащийся научится:

-самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

-сравнивать факты по заданным критериям;

-делать выводы.

-систематизировать информацию;

Учащийся получит возможность научиться:

-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;


Личностные

Учащийся научится:

-уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов

-поймут значение образования в жизни человека

Учащийся получит возможность выразить:

-эстетические потребности

Методы и формы обучения

Методы: моделирование, элементы технологии критического мышления

Формы: групповая

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветные карандаши, пакеты с рабочим материалом.

Образовательные ресурсы:

1.Презентация.

2.Письменные источники (распечатанные тексты): образование в Древнем Египте, образование в Древней Индии, образование в Древнем Кита, образование в Месопотамии, современное образование.


Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

Формы контроля

1.Организацион-ный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.


2.Актуализация знаний

Учитель истории:

предлагает исправить ошибки в тексте «Образование в Древнем мире». (При1.)

Исправляют ошибки в тексте.

Познавательные УУД: Нахождение неверной информации в тексте.

Устные ответы

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Планирование деятельности.

-Исходя из содержания текста с ошибками и слайда №1 (презентация) предлагает определить тему и цель урока.

- Ставит вопрос: зачем нам нужны знания по этой теме?

- Совместно планирует действия учеников

Определяют тему: «Образование вчера и сегодня» и цель:сравнить школу древнего мира и современную школу.

Составляют план действий.

1. Сформировать образ школы (составить модель)

найти особенности школы в тексте

выразить дух школы через цвет

подобрать синонимы

подобрать афоризмы

оформить плакат

представить материал классу


Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют тему и цели урока. Совместно с учителем планируют пути достижения цели.

Личностные УУД:

Понимают необходимость учения.


Устные ответы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель выдает пакеты с рабочим материалом (приложение 2,3,4,5,6,7)

Ставит учебную задачу: представить образ школы

А) Древнего Египта

Б) Месопотамии

В) Древней Индии

Г) Древнего Китая

Д) Современную школу

-Ученики разбиваются на 5 групп и получают пакет с рабочим материалом и планом действий.

1 группа – представляет образ школы Древнего Египта

2 группа - представляет образ школы Месопотамии

3 группа - представляет образ школы Древней Индии

4группа - представляет образ школы Древнего Китая

5группа - представляет образ современной школы

- Группы знакомятся с предложенными текстами

Регулятивные УУД: удерживают учебную задачу























Познавательные УУД:

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации;


5. Первичное закрепление. Творческое применение знаний.

Групповая проектная работа.

Учитель русского языка: предлагает составить модель школы (используя цвет, синонимы, афоризмы, иллюстративный материал,текст) на листе А3

Составляют модель, используя пакеты с рабочим материалом (прил.3,4,5,6,)

Регулятивные УУД:

Планируют деятельность. Контролируют время.

Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

модель.

Коммуникативные УУД:

Оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Берут на себя инициативу в организации совместного действия. Договариваются о распределении функций.

Личностные УУД: Уважают мнение других. Проявляют эстетику в оформлении плаката.

Оформление проекта (соответствие требованиям)








6.Представление

проектов.

Предлагает группам защитить проекты в соответствии с планом (прил.7)

Корректирует выводы учащихся.

Представление проектов.Выступление групп. Учащиеся задают вопросы группам.

Коммуникативные УУД:

- аргументируют свою точку зрения;

- овладевают устной речью;

-задают вопросы;

-слушают выступающих


Защита проектов.

(соответствие требованиям)

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель истории: ставит учебную задачу: сравнить современное образование и образование в древнем мире. Раздает таблицы для заполнения (прил.8)

Заполняют сравнительную таблицу.

Познавательные УУД: Определяют критерии сравнения. Сравнивают факты по заданным критериям.

Делают выводы.

Систематизируют информацию.

Проверка таблиц.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1.Дополняет и корректирует выводы учащихся.







2.Предлагает снова вернуться к тексту с ошибками и оценить правильность выполнения задания

1. групп.

Отвечают, рассуждают. Делают вывод в чем сходства и различия школы вчера и сегодня

2.Корректируют.Дополняют ошибки.

Коммуникативные УУД: аргументируютсвою точку зрения.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения задания и вносят коррективы.

Личностные УУД: уважают мнение других.

Устный опрос.

8.Рефлексия и оценивание.

1.Задает вопросы.

Какую цель ставили перед собой?

Достигли ли цели?

Что для вас было легко?

Что в работе на уроке вызвало затруднение?

Что помогло справиться с затруднениями?

Над чем нам стоит работать в будущем?

2.Заполняет экспертный лист учителя (прил.10)

1.Рефлексируют.

2.Группа оценивает друг друга (при.9)




Регулятивные УУД: оценивают себя и других, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся.

Беседа.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Предлагает составить простые и сложные вопросы по теме.

Записывают домашнее задание.








Приложение 1. Текст с ошибками.


Образование в школах Древнего мира очень похоже на современное. Каждый имел право на доступное бесплатное образование. Главную роль в воспитании детей играла семья. Занятие выбирали один раз и на всю жизнь.

Физические наказания были недопустимы. Для обучения детей строились школы. Применялись различные методы обучения. Обучались и мальчики, и девочки. Деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.

Приложение 2. Письменные источники для групп.

Месопотамия (Междуречье) – группа №1

Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н.э.Первые школы в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски – эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Эти школы создавались для подготовки писцов. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжигали.

Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязанности которого входило и управление школой, и изготовление новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. Обучение в школах было платным.

Вначале цели школьного обучения были узкими: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища.

Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготовку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших.

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Ученикам надлежало научиться технике изготовления глиняных табличек, освоить систему клинописи. На протяжении всей истории «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Позже иногда стали применяться упражнения типа «диктантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию текстов, приобретал известный запас практических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов.  Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий.

Позже появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Египет - группа №2

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. В Древнем Египте, огромную роль играло семейное воспитание. Обучение было доступно не всем, только сыновья знатных и уважаемых людей

Занятие выбирали один раз и на всю жизнь. Поэтому каждый знал толк именно в своём деле. Обучали ребят грамоте, счёту и письму. Но это только основные предметы, которые были обязательны для всех учеников.

Ребята должны были на занятиях рассчитать площадь поля, а также необходимое для постройки храма количество рабов. Дети учили всё то, что им пригодится, когда они пойдут работать на благо страны. При школах размещали библиотеки, в которых можно было найти древние тексты.

Главным было умение слушать. Учитель обращался к учащемуся, а тот, в свою очередь, обязан был запомнить всё, что ему сказано. В противном случае следовало наказание. Физические наказания считались нормой. Ученики занимались с утра до самого вечера. Юноши вели аскетический образ жизни, не пили спиртного и не общались с девушками.

Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем Египте многовековыми традициями. Профессия передавалась по наследству – от отца к сыну.

Школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Мальчики же учились порядка 12 лет.
Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов.

В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту эпоху в качестве материала для письма стали использовать папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания.

Индия - группа№3

Воспитание и обучение детей носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей. Школы в долине реки Инда появились предположительно в 3 – 2-м тысячелетиях до н.э. Все население Древней Индии делилось на четыре касты. (жрецы,воины,крестьяне,слуги)

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физическое; умственное; духовное развитие. У детей высших каст воспитывали такие качества: любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было вести к нахождению истины.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи. Образование начиналось с 8-12 лет (в зависимости от касты). Слуги не обучались. Их образование могло продолжаться до восьми лет, и еще 3 – 4 года, в течение которых ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью.В Древней Индии писали на листьях пальмы. Листья пальмы высушивали и нарезали длинными, узкими пластинами. Надпись наносили тушью. Если для записи использовалось более одного листа, то все написанные листы соединяли бечевкой. Воспитание и обучение обязательно для высших каст. Они посещали учителя – гуру («чтимый», «достойный»). Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений для учебных занятий обычно не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия.

Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который лич­ным примером воспитывал у него честность, верность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекословно подчиняться своему гуру. Ученик должен был почитать учителя больше, чем своих родителей. Профессия учителя-воспитателя считалась самой почетной в сравнении с другими профессиями.

Китай-группа №4.

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей.Обучение в школах было доступно только мальчикам.

Умение пользоваться иероглифической письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X – IX вв. до н.э.) – на бронзовых сосудах. Далее, вплоть до начала новой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева, с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. Еще раньше, в XIII—XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

Акцент делался на жёсткие методы. Ученики в древней китайской школе должны были заучивать наизусть огромные трактаты, основанные на учении Конфуция.

Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.

В Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями.Дети уходили в школу на целый день, и всё время учёбы просиживали за книгами.Занятия проходили в аскетической обстановке — зимой в холодных помещениях, летом — в раскалённых от жары. Ученики безоговорочно подчинялись учителям и стойко переносили телесные наказания. Безоговорочное почитание и уважение китайских учеников к своим преподавателям сохранилось в Китае до сей поры.За лень и нерадивость наказывали беспощадно. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.

Получили развитие астрономия, математика и медицина, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. В основе содержания обучения лежали, прежде всего, учебные пособия, составленные Конфуцием.

Деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.

Современная школа (отрывок из сочинения) – группа №5

 Что такое современная  школа? У каждого человека есть своё мнение об этом. По- моему, в наше время -  это школа, в которой используются  компьютерные технологии, интернет ресурсы.

    В каждом классе моей школы установлены компьютеры. С их  помощью учителя выходят на  образовательные порталы,  находят интересные материалы по предметам, чтобы  заинтересовать нас, улучшить наши знания.  Учителя очень хорошо разбираются в современных технологиях и с лёгкостью показывают нам через проекторы, находящиеся в каждом кабинете, материалы для наших занятий. 

В школе изучают много разных предметов. Школьные уроки и формы проведения бывают разные. Диктант, контрольная или самостоятельная работа направлены на проверку усвоенных знаний по определенной теме; участвуя в лабораторной работе, ученик может ставить опыты, наблюдать за происходящими процессами, описывать их. Школьное расписание не предусматривает ни в одном классе уроков внимания, уважения к людям, честности, доброты. Но ведь школа учит и этому, и еще многому другому, что нужно для жизни в современном обществе. Это происходит потому, что школьная жизнь не ограничивается уроками по предметам. Школьные праздники и вечера, походы и экскурсии, КВНы, встречи с интересными людьми.

Закон об образовании

1. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии.


2. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


3) приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия , патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) светский характер образования (образование отделено от церкви)в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Приложение 3. Иллюстративный материал - Школы Древнего мира (выбирают подходящие по теме картинки

Приложение 4. Выразить дух школы через цвет.

Усталость, занятость – сиреневый, фиолетовый, лиловый.

Энергичность, настойчивость, восторг – желтый.

Серьезность, строгость, тревожность – зеленый.

Интерес, восторженность, настороженность – оранжевый.

Наказание, страх – синий.

Радость, свобода, открытость – белый.

Приложение 5. Выбери синонимы, соответствующие настроению школы.

1.Трудоемкое, сложное.

2.Запоминание, заучивание, зазубривание.

3.Хозяйственник, управляющий, практичный человек (выходил из школы).

4.Глиняные таблички, таблички-клинопись.

5.Жесткие, суровые, жестокие.

6.Серьезное, ответственное.

7.Повиновение, послушание, подчинение.

8.Наказание, избиение.

9.Почтение, уважение, пример гуру.

10.Привилегированные, знатные, богатые.

11.Школьное, семейное обучение и образование.

12.Саморазвитие, самообладание, самодисциплина.

13.Согласие, диалог.

14.Аскетический, суровый, строгий.

15.Ставить опыты, наблюдать, экспериментировать.

16.Современные технологи, компьютерное обучение.

17.Доступность, понятность, открытость.


Приложение 6.Сундук мудрости (выбери крылатые выражения)

1.Мастер на все руки.

2.С утра до вечера.

3.Тяжело в учении - легко в бою.

4.Послушание - это наилучшее у человека.

5.Наукой люди кормятся.

6. От учителя и наука.

7. Кто изучает прошлое, знает настоящее.


Приложение 7. План представления образа школы.

1.Назовите страну.

2. Расскажите кратко об обучении детей в школе.

(выберите характеристики школы из перечисленных)

3.Каким цветом представлена ваша школа?

Что означает этот цвет? Какое настроение в школе?

4.Используя синонимы, крылатые выражения, дополните образ вашей школы.


Приложение 8.


Вопросы для сравнения

Урок в современной школе

Урок в древнем мире

Где проводится урок?


В зданиях школы,

в кабинетах

В зданиях, а часто под открытым небом


Кто проводит урок?





Бумага

Папирус,пальмовые листья,глиняные таблички




Телесные наказания

Все дети учились?







Письмо, счет, чтение


















Вывод:







Приложение 9.Оценивание в группе.

Фамилия Имя

Создание образа

школы

Представление

Сравнение и вывод

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





Я только слушал предложения других и был исполнителем - зеленый кружок

Я выдвигал идеи – красный кружок





Приложение 10.ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ УЧИТЕЛЯ

Критерий/Ф.И.

1

2

3

4

5


Участники группы













Понимание

Умение отбирать точный материал (вопросы) для решения проблемы







Применение

Использование данных для суждений и оценки (представление образа школы)







Анализ

Работа с данными (сравнение и обобщение)








Коммуникация

(сотрудничество в группе)








Оценка (вывод)

Качество суждений, умозаключений











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.