Технологическая карта занятия по истории в 5 классе «Образование вчера и сегодня»
Технологическая карта занятия по учебным предметам «Обществознание», «Русский язык», «История» в 5 классе на тему
«Образование вчера и сегодня»
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний (интегрированное занятие: обществознание-русский язык-история) |
Авторы УМК: | Обществознание.5 класс: учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой Русский язык. 5класс:учебник под редакцией С.И.Львова, В.В.Львова (1 и2 части) |
Цели урока: | Цель деятельности учителя: способствовать формированию представлений об образовательном процессе вчера и сегодня, с помощью письменного источника и выразительных средств (синонимов, афоризмов, цвета) Цели деятельности учащихся а) Образовательная - формировать у обучающихся знания о современном образовании и образовании в древнем мире. б) Развивающая - развивать познавательные (учебно-логические умения): работа с разными формами информации. в) Воспитательная - воспитывать регулятивные и коммуникативные умения при работе в группах. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные: Учащийся научится: определять особенности школы в древнем мире и современной школе. Учащийся получит возможность научиться: Работать с письменным источником; высказывать собственное мнение, суждение Метапредметные: Регулятивные УУД Учащийся научится: - совместно с учителем ставить перед собой цель обучения на уроке; -планировать деятельность; - самостоятельно контролировать свое время; - сравнивать полученные результаты с учебной задачей; Учащийся получит возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -осуществлять познавательную рефлексию; - оценивать свою деятельность и деятельность других; Коммуникативные УУД Учащийся научится: - аргументировать свою точку зрения; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - владеть устной речью; Учащийся получит возможность научиться: - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Познавательные УУД Учащийся научится: -самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; -сравнивать факты по заданным критериям; -делать выводы. -систематизировать информацию; Учащийся получит возможность научиться: -выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение; Личностные Учащийся научится: -уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов -поймут значение образования в жизни человека Учащийся получит возможность выразить: -эстетические потребности |
Методы и формы обучения | Методы: моделирование, элементы технологии критического мышления Формы: групповая |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветные карандаши, пакеты с рабочим материалом. |
Образовательные ресурсы: | 1.Презентация. 2.Письменные источники (распечатанные тексты): образование в Древнем Египте, образование в Древней Индии, образование в Древнем Кита, образование в Месопотамии, современное образование. |
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика | Формы контроля |
1.Организацион-ный этап. | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя, друг друга. | Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. | |
2.Актуализация знаний | Учитель истории: предлагает исправить ошибки в тексте «Образование в Древнем мире». (При1.) | Исправляют ошибки в тексте. | Познавательные УУД: Нахождение неверной информации в тексте. | Устные ответы |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Планирование деятельности. | -Исходя из содержания текста с ошибками и слайда №1 (презентация) предлагает определить тему и цель урока. - Ставит вопрос: зачем нам нужны знания по этой теме? - Совместно планирует действия учеников | Определяют тему: «Образование вчера и сегодня» и цель:сравнить школу древнего мира и современную школу. Составляют план действий. 1. Сформировать образ школы (составить модель) найти особенности школы в тексте выразить дух школы через цвет подобрать синонимы подобрать афоризмы оформить плакат представить материал классу | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют тему и цели урока. Совместно с учителем планируют пути достижения цели. Личностные УУД: Понимают необходимость учения. | Устные ответы. |
4. Первичное усвоение новых знаний | Учитель выдает пакеты с рабочим материалом (приложение 2,3,4,5,6,7) Ставит учебную задачу: представить образ школы А) Древнего Египта Б) Месопотамии В) Древней Индии Г) Древнего Китая Д) Современную школу | -Ученики разбиваются на 5 групп и получают пакет с рабочим материалом и планом действий. 1 группа – представляет образ школы Древнего Египта 2 группа - представляет образ школы Месопотамии 3 группа - представляет образ школы Древней Индии 4группа - представляет образ школы Древнего Китая 5группа - представляет образ современной школы - Группы знакомятся с предложенными текстами | Регулятивные УУД: удерживают учебную задачу Познавательные УУД: Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; | |
5. Первичное закрепление. Творческое применение знаний. Групповая проектная работа. | Учитель русского языка: предлагает составить модель школы (используя цвет, синонимы, афоризмы, иллюстративный материал,текст) на листе А3 | Составляют модель, используя пакеты с рабочим материалом (прил.3,4,5,6,) | Регулятивные УУД: Планируют деятельность. Контролируют время. Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: модель. Коммуникативные УУД: Оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Берут на себя инициативу в организации совместного действия. Договариваются о распределении функций. Личностные УУД: Уважают мнение других. Проявляют эстетику в оформлении плаката. | Оформление проекта (соответствие требованиям) |
6.Представление проектов. | Предлагает группам защитить проекты в соответствии с планом (прил.7) Корректирует выводы учащихся. | Представление проектов.Выступление групп. Учащиеся задают вопросы группам. | Коммуникативные УУД: - аргументируют свою точку зрения; - овладевают устной речью; -задают вопросы; -слушают выступающих | Защита проектов. (соответствие требованиям) |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Учитель истории: ставит учебную задачу: сравнить современное образование и образование в древнем мире. Раздает таблицы для заполнения (прил.8) | Заполняют сравнительную таблицу. | Познавательные УУД: Определяют критерии сравнения. Сравнивают факты по заданным критериям. Делают выводы. Систематизируют информацию. | Проверка таблиц. |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 1.Дополняет и корректирует выводы учащихся. 2.Предлагает снова вернуться к тексту с ошибками и оценить правильность выполнения задания | 1. групп. Отвечают, рассуждают. Делают вывод в чем сходства и различия школы вчера и сегодня 2.Корректируют.Дополняют ошибки. | Коммуникативные УУД: аргументируютсвою точку зрения. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения задания и вносят коррективы. Личностные УУД: уважают мнение других. | Устный опрос. |
8.Рефлексия и оценивание. | 1.Задает вопросы. Какую цель ставили перед собой? Достигли ли цели? Что для вас было легко? Что в работе на уроке вызвало затруднение? Что помогло справиться с затруднениями? Над чем нам стоит работать в будущем? 2.Заполняет экспертный лист учителя (прил.10) | 1.Рефлексируют. 2.Группа оценивает друг друга (при.9) | Регулятивные УУД: оценивают себя и других, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся. Беседа. |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Предлагает составить простые и сложные вопросы по теме. | Записывают домашнее задание. | | |
Приложение 1. Текст с ошибками.
Образование в школах Древнего мира очень похоже на современное. Каждый имел право на доступное бесплатное образование. Главную роль в воспитании детей играла семья. Занятие выбирали один раз и на всю жизнь.
Физические наказания были недопустимы. Для обучения детей строились школы. Применялись различные методы обучения. Обучались и мальчики, и девочки. Деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.
Приложение 2. Письменные источники для групп.
Месопотамия (Междуречье) – группа №1
Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н.э.Первые школы в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски – эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Эти школы создавались для подготовки писцов. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжигали.
Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязанности которого входило и управление школой, и изготовление новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. Обучение в школах было платным.
Вначале цели школьного обучения были узкими: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища.
Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготовку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших.
Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Ученикам надлежало научиться технике изготовления глиняных табличек, освоить систему клинописи. На протяжении всей истории «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Позже иногда стали применяться упражнения типа «диктантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.
На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию текстов, приобретал известный запас практических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий.
Позже появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.
Египет - группа №2
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. В Древнем Египте, огромную роль играло семейное воспитание. Обучение было доступно не всем, только сыновья знатных и уважаемых людей
Занятие выбирали один раз и на всю жизнь. Поэтому каждый знал толк именно в своём деле. Обучали ребят грамоте, счёту и письму. Но это только основные предметы, которые были обязательны для всех учеников.
Ребята должны были на занятиях рассчитать площадь поля, а также необходимое для постройки храма количество рабов. Дети учили всё то, что им пригодится, когда они пойдут работать на благо страны. При школах размещали библиотеки, в которых можно было найти древние тексты.
Главным было умение слушать. Учитель обращался к учащемуся, а тот, в свою очередь, обязан был запомнить всё, что ему сказано. В противном случае следовало наказание. Физические наказания считались нормой. Ученики занимались с утра до самого вечера. Юноши вели аскетический образ жизни, не пили спиртного и не общались с девушками.
Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем Египте многовековыми традициями. Профессия передавалась по наследству – от отца к сыну.
Школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Мальчики же учились порядка 12 лет.
Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов.
В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту эпоху в качестве материала для письма стали использовать папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания.
Индия - группа№3
Воспитание и обучение детей носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей. Школы в долине реки Инда появились предположительно в 3 – 2-м тысячелетиях до н.э. Все население Древней Индии делилось на четыре касты. (жрецы,воины,крестьяне,слуги)
Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физическое; умственное; духовное развитие. У детей высших каст воспитывали такие качества: любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было вести к нахождению истины.
К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи. Образование начиналось с 8-12 лет (в зависимости от касты). Слуги не обучались. Их образование могло продолжаться до восьми лет, и еще 3 – 4 года, в течение которых ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью.В Древней Индии писали на листьях пальмы. Листья пальмы высушивали и нарезали длинными, узкими пластинами. Надпись наносили тушью. Если для записи использовалось более одного листа, то все написанные листы соединяли бечевкой. Воспитание и обучение обязательно для высших каст. Они посещали учителя – гуру («чтимый», «достойный»). Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений для учебных занятий обычно не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.
Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия.
Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который личным примером воспитывал у него честность, верность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекословно подчиняться своему гуру. Ученик должен был почитать учителя больше, чем своих родителей. Профессия учителя-воспитателя считалась самой почетной в сравнении с другими профессиями.
Китай-группа №4.
История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей.Обучение в школах было доступно только мальчикам.
Умение пользоваться иероглифической письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X – IX вв. до н.э.) – на бронзовых сосудах. Далее, вплоть до начала новой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева, с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. Еще раньше, в XIII—XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.
Акцент делался на жёсткие методы. Ученики в древней китайской школе должны были заучивать наизусть огромные трактаты, основанные на учении Конфуция.
Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.
В Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями.Дети уходили в школу на целый день, и всё время учёбы просиживали за книгами.Занятия проходили в аскетической обстановке — зимой в холодных помещениях, летом — в раскалённых от жары. Ученики безоговорочно подчинялись учителям и стойко переносили телесные наказания. Безоговорочное почитание и уважение китайских учеников к своим преподавателям сохранилось в Китае до сей поры.За лень и нерадивость наказывали беспощадно. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.
Получили развитие астрономия, математика и медицина, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. В основе содержания обучения лежали, прежде всего, учебные пособия, составленные Конфуцием.
Деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.
Современная школа (отрывок из сочинения) – группа №5
Что такое современная школа? У каждого человека есть своё мнение об этом. По- моему, в наше время - это школа, в которой используются компьютерные технологии, интернет ресурсы.
В каждом классе моей школы установлены компьютеры. С их помощью учителя выходят на образовательные порталы, находят интересные материалы по предметам, чтобы заинтересовать нас, улучшить наши знания. Учителя очень хорошо разбираются в современных технологиях и с лёгкостью показывают нам через проекторы, находящиеся в каждом кабинете, материалы для наших занятий.
В школе изучают много разных предметов. Школьные уроки и формы проведения бывают разные. Диктант, контрольная или самостоятельная работа направлены на проверку усвоенных знаний по определенной теме; участвуя в лабораторной работе, ученик может ставить опыты, наблюдать за происходящими процессами, описывать их. Школьное расписание не предусматривает ни в одном классе уроков внимания, уважения к людям, честности, доброты. Но ведь школа учит и этому, и еще многому другому, что нужно для жизни в современном обществе. Это происходит потому, что школьная жизнь не ограничивается уроками по предметам. Школьные праздники и вечера, походы и экскурсии, КВНы, встречи с интересными людьми.
Закон об образовании
1. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
2. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3) приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия , патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) светский характер образования (образование отделено от церкви)в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Приложение 3. Иллюстративный материал - Школы Древнего мира (выбирают подходящие по теме картинки
Приложение 4. Выразить дух школы через цвет.
Усталость, занятость – сиреневый, фиолетовый, лиловый.
Энергичность, настойчивость, восторг – желтый.
Серьезность, строгость, тревожность – зеленый.
Интерес, восторженность, настороженность – оранжевый.
Наказание, страх – синий.
Радость, свобода, открытость – белый.
Приложение 5. Выбери синонимы, соответствующие настроению школы.
1.Трудоемкое, сложное.
2.Запоминание, заучивание, зазубривание.
3.Хозяйственник, управляющий, практичный человек (выходил из школы).
4.Глиняные таблички, таблички-клинопись.
5.Жесткие, суровые, жестокие.
6.Серьезное, ответственное.
7.Повиновение, послушание, подчинение.
8.Наказание, избиение.
9.Почтение, уважение, пример гуру.
10.Привилегированные, знатные, богатые.
11.Школьное, семейное обучение и образование.
12.Саморазвитие, самообладание, самодисциплина.
13.Согласие, диалог.
14.Аскетический, суровый, строгий.
15.Ставить опыты, наблюдать, экспериментировать.
16.Современные технологи, компьютерное обучение.
17.Доступность, понятность, открытость.
Приложение 6.Сундук мудрости (выбери крылатые выражения)
1.Мастер на все руки.
2.С утра до вечера.
3.Тяжело в учении - легко в бою.
4.Послушание - это наилучшее у человека.
5.Наукой люди кормятся.
6. От учителя и наука.
7. Кто изучает прошлое, знает настоящее.
Приложение 7. План представления образа школы.
1.Назовите страну.
2. Расскажите кратко об обучении детей в школе.
(выберите характеристики школы из перечисленных)
3.Каким цветом представлена ваша школа?
Что означает этот цвет? Какое настроение в школе?
4.Используя синонимы, крылатые выражения, дополните образ вашей школы.
Приложение 8.
Вопросы для сравнения | Урок в современной школе | Урок в древнем мире |
Где проводится урок? | В зданиях школы, в кабинетах | В зданиях, а часто под открытым небом |
Кто проводит урок? | | |
| Бумага | Папирус,пальмовые листья,глиняные таблички |
| | Телесные наказания |
Все дети учились? | | |
| | Письмо, счет, чтение |
| | |
| | |
| | |
| | |
Вывод: |
Приложение 9.Оценивание в группе.
Фамилия Имя | Создание образа школы | Представление | Сравнение и вывод | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
Я только слушал предложения других и был исполнителем - зеленый кружок
Я выдвигал идеи – красный кружок
Приложение 10.ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ УЧИТЕЛЯ
Критерий/Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Участники группы | | | | | |
Понимание Умение отбирать точный материал (вопросы) для решения проблемы | | | | | |
Применение Использование данных для суждений и оценки (представление образа школы) | | | | | |
Анализ Работа с данными (сравнение и обобщение) | | | | | |
Коммуникация (сотрудничество в группе) | | | | | |
Оценка (вывод) Качество суждений, умозаключений | | | | | |