12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидоров И.В.30


Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (УУД)

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Проблемно-мотивационный этап урока

Годовой ход температуры воздуха.

Актуализация опорных зна­ний учащихся.

Создание мотивационной установки и определение темы урока

Учитель организует проблемно-мотивационный этап урока для постановки цели и определения темы занятия.

Вопросы для беседы.

Что называют средней многолетней температурой воздуха? Как она вычис­ляется?

Для чего необходимо знать среднюю многолетнюю температуру воздуха того или иного населённого пункта?

От чего зависят колебания температур воздуха в течение года?

Есть ли колебания температур воздуха в вашей местности в течение года?

В какие сезоны года они наиболее заметны? Объясните причины этого явле­ния.

Какой месяц в вашей местности считается самым тёплым? Каких величин достигает максимальная температура воздуха в этот месяц?

Какой месяц в вашей местности можно назвать самым холодным? До каких значений опускается температура воздуха в это время?

Знаете ли вы среднегодовую температуру воздуха в своём населённом пункте? Как она высчитывается?

Сформулируйте тему и цель урока

П: анализируют факты и явления, высказы­вают предположения, строят логические рассуждения.

К: формулируют собственные высказыва­ния, развивают устную речь.

Р: определяют тему и цель учебной дея­тельности.

Л: понимают практический смысл учебного материала, его связь с жизнью

2. Процессуально-содержательный этап урока

График годового хода температуры воздуха.

Подготовка к выполнению практической работы (работа с графиком годо­вого хода температур

Примеры вопросов:

Что показано на вертикальной оси графика годового хода температуры воздуха; на горизонтальной оси графика?

Как вычисляется среднемесячная температура воздуха?

Назовите среднемесячную температуру воздуха самого жаркого и самого холодного месяца (по графику).

Сколько месяцев в году температура в данном населённом пункте имеет положительные значения; отрицательные значения?

В какое время года температура соответствует нулевой отметке? Сколько раз в год наблюдается это явление?

П: анализируют факты и явления, форми­руют

умение работать с графиком годово­го хода

температуры воздуха, географиче­ской картой.

К: представляют суждения, развивают уст­ную и письменную речь.

Р: сверяют свои действия с поставленной целью учебной деятельности.

Л: понимают практико-ориентированный характер географических знаний.



Базовое содержание урока


Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока (УУД)

Практикум 1. «Построение

Можно ли по графику узнать среднегодовую температуру воздуха насе­лённого пункта? Как это сделать?

Что такое годовая амплитуда температур?

Можно ли по графику вычислить годовую амплитуду температуры возду­ха? Сколько она составляет?

Найдите город, указанный в годовом графике температуры на карте. Как он расположен по отношению к вашему населённому пункту: западнее или восточнее?

Как вы считаете, в каком населённом пункте (вашем или в том, который представлен на графике) будет выше среднегодовая температура воздуха? Почему?

Задание для фронтальной письменной работы по результатам собственных

П: устанавливают причинно-следственные

связи, сравнивают, обобщают, представляют результаты собственных наблюдений,

выстраивают логические рассуждения,

используют субъектный опыт в процессе

обучения.


Р: формируют умение организовывать

свою деятельность, исходя из целей пред­стоящей работы, проявляют способность

к самостоятельному приобретению новых

знаний и практических умений, проводят

рефлексию своей познавательной деятельности, адекватно оценивают правильность выполнения своих действия.


Л: получают опыт представления результатов собственных наблюдений, выполняя

практические действия, развивают познавательный и профессиональный интерес.

графика месячного хода тем-

метеонаблюдений (дневник наблюдений за погодой):

пературы воздуха для свое-

По данным своего дневника наблюдений постройте график месячного

го населённого пункта».

хода температур (октябрь) в тетради и сделайте вывод.


В выводе укажите среднемесячную температуру воздуха, самую высокую


и самую низкую температуры воздуха в течение месяца, амплитуду темпе-


ратур за месяц.


Рефлексия собственной деятельности.


Оцените себя:


Задания практикума не вызвали затруднений, выполнил(а) работу само-


стоятельно — 3 балла.


Задания практикума не вызвали затруднений, однако были вопросы, об-


ращался(лась) за помощью к учителю — 2 балла.


Задания практикума вызвали затруднения, выполнил(а) работу под руко-


водством учителя — / балл.

Практикум II. «Построение

Задание для фронтальной письменной работы.

графика годового хода тем-

Постройте график годового хода температур по данным для любого горо-

пературы воздуха».

да (по желанию).


Рассчитайте среднюю годовую температуру и годовую амплитуду темпе­ратуры воздуха в этом городе.

Установите температуру самого холодного и самого тёплого месяца в году.

Рефлексия собственной деятельности.

Оцените себя:

Задания практикума не вызвали затруднений, выполнил(а) работу само­стоятельно — 3 балла

Задания практикума не вызвали затруднений, однако были вопросы, об­ращался (лась) за помощью к учителю — 2 балла.



Задания практикума вызвали затруднения, выполнил(а) работу под руко­водством учителя — 1 балл.

Изменилась ли самооценка вашей деятельности после выполнения зада­ний второго практикума?


Профессии «синоптик», «аэролог»

Организация работы учащихся с профессиями «синоптик», «аэро­лог».

Вопросы для беседы.

Что изучает синоптик?

Чем профессия синоптика отличается от профессии метеоролога?

Что такое «прогноз»?

Важно ли для человека и его хозяйственной деятельности прогнозирова­ние?

Используете ли вы (члены вашей семьи) в повседневной жизни сведения о прогнозах погоды по ТВ и другим средствам массовой информации?

Имеете ли вы представление о том, как выглядит синоптическая карта? Для чего она предназначена?

Чем занимается аэролог? Можно ли профессии аэролога и синоптика назвать родственными?

Заинтересовала ли вас профессия синоптика?


3. Рефлексивно-оценочный этап урока

Подведение итогов урока. Учитель организует подве­дение итогов урока и прово­дит оценку результативно­сти учебных достижений школьников.

Рефлексия деятельности:

Какие новые знания вы получили на уроке, каким умениям научились?

Возникали ли у вас сложности в самооценке своих действий?

Как можно использовать полученные вами знания в практических целях?

Р: оценивают уровень полученных знаний и практических умений, характер затруд­нений, качество учебной работы на уроке. Л: понимают необходимость полученных знаний для расширения научного кругозо­ра, практической деятельности человека.

Внеаудиторная деятельность {домашняя работа). Учитель предлагает учащим­ся варианты домашнего за­дания, составленные на ос­нове системно-деятельност­ного подхода

Изучите § 10.

Выполните практические, самостоятельные, исследовательские и проект­ные работы {по выбору, см. приложение).

Познакомьтесь с информацией о профессиях: «синоптик», «аэролог»

{см. дополнительные ресурсы урока).

Подготовьте сообщение «Изобретение Э. Торричелли — ртутный баро­метр» {опережающее задание)

Закрепление и обобщение знаний, форми­рование практических и исследователь­ских навыков, творческих способностей, развитие познавательного и профессио­нального интереса, мотивации к изучению предмета


ON

CJ



Базовое содержание урока


Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока (УУД)

1. Проблемно-мотивационный этап урока

Что такое атмосферное дав­ление?

Актуализация опорных зна­ний учащихся.

Создание мотивационной установки и определение темы урока

Учитель организует с учащимися беседу для постановки цели урока, опреде­ления темы и ключевых понятий.

Вопросы для беседы.

Какими свойствами обладает воздух?

Имеет ли воздух массу?

Как изменяется плотность воздуха с высотой?

Учёные утверждают, что масса 1 м3 воздуха на уровне моря равна 1,2 кг. По­чему человек на Земле не ощущает давление столба атмосферного воздуха высотой несколько сот метров?

Что называют атмосферным давлением?

Сформулируйте тему и цель урока

П: анализируют сведения, выявляют причи­ны явлений, высказывают предположения, строят логические рассуждения, делают за­пись в тетрадь: «Атмосферное давлениеэто давление, оказываемое воздухом на все находящиеся в нём предметы и на земную поверхность».

К: формулируют собственные высказыва­ния, развивают устную речь.

Р: определяют тему урока и цель учебной деятельности.

Л: понимают практико-ориентированный характер географических знаний

2. Процессуально-содержательный этап урока

Измерение атмосферного давления.

Рассказ-демонстрация, организация работы учащихся с учебным оборудо­ванием (барометр).

Вопросы для обсуждения:

Каким прибором можно измерить атмосферное давление?

Как измеряли атмосферное давление с помощью ртутного барометра?

В каких единицах принято рассчитывать атмосферное давление?

Сообщение-презентация учащихся «Изобретение Э. Торричелли — ртутный барометр» (опережающее задание).

Вопросы для беседы.

Какое давление принято считать нормальным атмосферным давлением? Где было зафиксировано такое давление? При какой температуре воздуха?

Как называется безжидкостный барометр? Чем он удобен?

Как работает барометр-анероид?

Исследование атмосферного давления в классной комнате. Определение учащимися атмосферного давления с помощью барометра-анероида.

П: анализируют факты, высказывают пред­положения, дают определения понятий, делают выводы, выдвигают доказательства, устанавливают причинно-следственные связи явлений, происходящих в атмосфе­ре, формируют умение проведения иссле­дования под руководством учителя, рабо­тают с приборами, осваивают способы ре­шения исследовательской задачи в зависимости от конкретных условий, дела­ют умозаключение и выводы на основе ар­гументов проведенного исследования.

К: высказывают суждения, представляют собственную точку зрения, развивают мо­нологическую речь.

Р: управляют своей самостоятельной познавательной деятельностью во время


Изменение атмосферного давления во времени и про­странстве

Ход работы.

Установите барометр неподвижно, придав ему горизонтальное положе­ние. Проверьте его рабочее состояние.

Определите цену деления прибора. Сориентируйтесь по циферблату.

Определите величину атмосферного давления в классе.

Сравните, оно выше или ниже нормального атмосферного давления? Запишите величину в тетрадь

Вопросы для обсуждения:

Меняется ли величина атмосферного давления во времени? От чего это зависит?

Можно ли понять по состоянию погоды изменение атмосферного давле­ния?

Изменяется ли атмосферное давление с высотой?

Где величина атмосферного давления будет больше —у подножия горы или на её вершине? Почему?

Решение задачи.

Поднимаясь в горы на каждые 10,5 м, атмосферное давление падает на 1 мм рт. ст. Как изменится величина атмосферного давления на высоте 1200 м, если известно, что у подножия горы давление составляло

765 мм рт. ст.?

Решение запишите в тетрадь.

На какой высоте над уровнем моря можно считать нормальным атмосфер­ное давление 790 мм рт. ст.?

Организация самостоятельной работы учащихся.

Задание для учащихся:

Составьте задачу на определение атмосферного давления.

Представьте её решение в тетради.

По желанию учащихся отдельные задачи решают в классе

проведения исследования, осознают конечный результат деятельности, прово­дят необходимые действия в соответствии с заданным алгоритмом.

Л: проявляют познавательный интерес к приобретению новых знаний, осознают практико-ориентированный характер гео­графических знаний.


Р: управляют своей самостоятельной познавательной деятельностью, ставят цель работы, осознают конечный результат деятельности.

Л: проявляют познавательный интерес к приобретению новых знаний, демон­стрируют готовность к самообразованию

3. Рефлексивно-оценочный этап урока

Подведение итогов урока.

Учитель организует подве­дение итогов урока и прово­дит оценку результативно­сти учебных достижений школьников.

Внеаудиторная деятельность {домашняя работа). Учитель предлагает учащим­ся варианты домашнего за­дания, составленные на ос­нове системно-деятельност­ного подхода

Рефлексия деятельности:

Какие практические сведения и умения получены вами на уроке? Как вы будете их использовать в повседневной жизни?

Есть ли вопросы темы, которые для вас остались невыясненными?

Заинтересовала ли вас работа с барометром? Научились ли вы опреде­лять атмосферное давление с помощью прибора?

Изучите § 11.

Выполните практические, самостоятельные, исследовательские и проект­ные работы {по выбору, см. приложение).

Подготовьте сообщение «Ветряной двигатель на службе человека» {опе­режающее задание)

Р: оценивают уровень полученных знаний и умений, затруднений, качество учебной работы на уроке.

Л: понимают необходимость полученных знаний для расширения научного кругозо­ра, практической деятельности человека и выбора будущей профессии.

Закрепление и обобщение знаний, форми­рование практических и исследователь­ских навыков, творческих способностей, развитие познавательного интереса, моти­вации к изучению предмета


Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (УУД)

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Проблемно-мотивационный этап урока

Что такое ветер?

Учитель организует с учащимися беседу для определения темы занятия, постановки цели урока


П: анализируют явления и факты, находят

Актуализация опорных зна-


причинно-следственные связи природных

ний учащихся.

Вопросы для беседы.

явлений на примере движения ветра, вы-

Создание мотивационной

Движется ли воздух?

сказывают предположения, строят логиче-

установки и определение

Можно ли наблюдать движение воздуха?

ские рассуждения, делают запись в тетрадь:

темы урока

Какие движения воздуха вам известны?

« Ветер — это движение воздуха в горизон-


Как происходит вертикальное перемещение воздуха?

тальном направлении».


Можно ли назвать вертикальным движением потоки воздуха, поднимаю-

К: формулируют собственные высказыва-


щиеся от тёплой воды реки в зимнее время? Почему это происходит?

ния, составляют описания увиденного, раз-


Наблюдали ли вы подобные явления в природе?

виваютустную речь.


Приведите примеры вертикального движения воздуха.

Р: определяют тему урока и цель учебной


Какое природное явление помогает человеку наблюдать горизонтальное

деятельности.


движение воздуха? Как оно называется?

Л: понимают практико-ориентированный


Что такое ветер?

характер изучаемой темы, используют свой


Сформулируйте тему и цель урока

опыт для доказательства

2. Процессуально-содержательный этап урока

Причины возникновения

Учитель организует обсуждение учащимися представленных вопросов:

П: анализируют факты, высказывают

ветра.

От чего возникает ветер?

предположения, выдвигают доказательства


Откуда и куда дует ветер? Почему?

устанавливают причинно-следствен-


В каком случае ветер будет сильнее?

ные связи явлений, происходящих


Определите, в каком направлении будет дуть ветер, если известна разни-

в атмосфере, делают запись в тетрадь:


ца в давлении:

«Основная причина возникновения ве-


736 мм рт. ст. 760 мм рт. ст.

тра разница в атмосферном давлении».


759 мм рт. ст. 748 мм рт. ст.

К: высказывают суждения, представляют


733 мм рт. ст. 761 мм рт. ст.

собственную точку зрения, строят моно-


В каком случае ветер будет сильнее? Почему?

логические высказывания.

Направление и скорость

Рассказ-иллюстрация.

Л: проявляют познавательный интерес

ветра, виды ветров.

Вопросы для фронтальной беседы с учащимися:

к приобретению новых знаний.


Назовите основные характеристики ветра.

П: дают определение понятий, осущест-


Что такое флюгер? Какую роль он выполняет?

вляют поиск необходимой информации,



Как правильно установить флюгер?

объясняют явления и процессы, делают


Как узнать направление ветра по флюгеру?

записи в тетрадь определений понятий:


Почему флюгер устанавливают на высоте не менее 10 м над землёй?

«муссоны», «пассаты», «бриз».


Часто ли в вашей местности бывают ветреные дни? Какого направления?

К: оказывают необходимую помощь друг


В каких единицах измеряется скорость ветра?

другу во время группового сотрудниче-


Что такое «штиль»?

ства,учитывают и координируют позиции


Ветер какой силы считается штормовым?

друг друга, проявляют деловые качества


Организация групповой работы. Учащиеся делятся на три группы по видам

во время взаимодействия, в том числе


ветров {бриз, муссоны, пассаты).

и лидерские, берут инициативу на себя


Задание для групп:

во время представления результатов


Составьте по плану характеристику ветра (бриз, муссоны, пассаты):

совместной деятельности.


1) Что такое бриз/муссоны, пассаты?

Р: управляют своей самостоятельной


2) Где и как он образуется?

познавательной деятельностью, осознают


3) Что приносит?

конечный результат работы.


4) Территории мира, где образуется бриз, муссоны, пассаты (показать

Л: демонстрируют готовность к самообра-


по карте)

зованию в процессе групповой работы

Значение ветра.

Защита групповой работы.

Сообщение-презентация учащихся «Ветряной двигатель на службе челове­ка» {опережающее задание).

Вопросы для беседы.

Какое значение имеет ветер для жизни планеты?

Какое значение имеет ветер для человека и его хозяйственной деятель­ности?

Как древние мореплаватели использовали ветер в прокладывании своих маршрутов?

Какое влияние ветер может оказывать на загрязнение атмосферы?

Приведите примеры использования силы ветра человеком в вашей



местности.


Роза ветров.

Демонстрация учителем розы ветров какого-либо населённого пункта. Организация работы учащихся с розой ветров.

Что называют розой ветров?

Что можно узнать, изучив этот график?

Ветры каких направлений дули чаще в данном населённом пункте?

Какое направление ветра было преобладающим в течение месяца? Сколько дней?

Сколько дней в течение месяца было безветрие?


Практическая работа 3

Организация работы учащихся с дневником наблюдения за погодой.

П: демонстрируют умение использовать

«Построение розы ветров,

Данные берутся за один месяц {к примеру, октябрь).

результаты наблюдений для систематиза-

диаграмм облачности и осадков по имеющимся дан­ным календаря погоды».

{Выполнение первой части работы, продолжение см. урок 17)

Ход выполнения работы.

1) Задания по построению розы ветров:

Начертите в рабочей тетради основные направления сторон горизонта, затем промежуточные.

Подпишите их.

ции и обобщения знаний, самостоятельно осуществлять необходимые логические операции и практические действия, объяс­нять явления и процессы, делают выводы. Р: ставят цель предстоящей работы, прояв­ляют способность к самостоятельному


Базовое содержание урока


Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока (УУД)


Выберите цену деления: 1 см — два дня. Разделите на соответствующие отрезки все направления сторон горизонта.

По своему дневнику наблюдений за погодой сосчитайте количество дней в месяце (октябрь) с преобладанием того или иного направления. Затем поочерёдно отложите нужные значения по сторонам горизонта.

Соедините значения между собой. Получилась роза ветров. В центре укажите количество безветренных дней.

Сделайте вывод о преобладающем в течение месяца направлении ветра в вашей местности. Сколько дней был штиль?

приобретению новых знаний и практиче­ских умений, сверяют свои действия с поставленной целью, развивают умение работы по плану.

Л: расширяют спектр географического зна­ния, выполняя практические действия, раз­вивают познавательный интерес, демон­стрируют готовность к самообразованию

3. Рефлексивно-оценочный этап урока

Подведение итогов урока. Учитель организует подве­дение итогов урока и прово­дит оценку результативно­сти учебных достижений школьников.

Рефлексия деятельности:

Оцените самостоятельность ваших действий при выполнении практиче­ской работы:

выполнял самостоятельно, не требовалось разъяснений;

частично нуждался в разъяснении цели и плана работы;

требовалась систематическая помощь учителя;

Какие практические умения получены вами на уроке?

Отметьте наиболее интересную для вас часть урока.

Научились ли вы строить диаграммы?

Р: оценивают уровень полученных знаний и умений, затруднений, качество учебной работы на уроке.

Л: понимают необходимость получения новых знаний для расширения научного кругозора, накопления опыта наблюдений и систематизации знаний о явлениях при­роды.

Внеаудиторная деятель - ность {домашняя работа).

Учитель предлагает учащим­ся варианты домашнего за­дания, составленные на ос­нове системно-деятельност­ного подхода

Изучите § 12.

Выполните практические, самостоятельные, исследовательские и проект­ные работы {по выбору, см. приложение)

Закрепление и обобщение знаний, форми­рование практических и исследователь­ских навыков, творческих способностей, развитие познавательного интереса, моти­вации к изучению предмета


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.