12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга42
Россия, Березовский

Ахметгареева Ольга Валентиновна, учитель начальных классов

БМА ОУ «Лицей№7» им. А.А.Лагуткина

Технологии сотрудничества во взаимодействии школы и семьи

Драматург и писатель Виктор Розов писал: «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом-это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы, все-таки основы формирования личности начинаются в семье».

Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом. На сегодняшний день актуальное значение приобретает сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой.

Среди учителей, много лет проработавших в школе часто можно услышат что, самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Проработав в школе 5 лет учителем начальных классов в первую очередь, работу с родителями детей, поступивших в 1 класс, я начинаю с обследования родительского контингента и анализа его состава. На основе этого составляю социальный паспорт класса. Обязательно беседую с воспитателем дошкольной группы, которую посещали дети до поступления в 1 класс и выявляю семьи, находящиеся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана (трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками). Анализирую полученные данные и составляю план работы с родителями на текущий и последующие учебные года.

В настоящее время можно выделить три группы родителей:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются индивидуальные и групповые.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы-консультации с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Но следует учитывать, что посещение возможно только после получения разрешения родителей. Следует отметить, что перед тем как «нанести визит», нужно подготовиться: узнать состав семьи, её материальное положение, выяснить сферу деятельности родителей, продумать ход беседы, возможные вопросы членов семьи и ответы на них, определить, какую информацию о ребенке хотим получить.

Сегодня актуальной индивидуальной формой работы с родителями является переписка с родителями в режиме онлайн — письменная форма информирования родителей об успехах и проблемах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. У современных родителей «Интернет всегда в кармане», они «всегда на связи» и было бы глупо

не воспользоваться такой возможностью в своей деятельности классному руководителю. В настоящее же время самый мобильный и широко используемый мессенджер - это WhatsApp, который позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио файлы через Интернет. Главное условие переписки — доброжелательный тон и радость общения.

К групповым формам работы с семьёй относится психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с учителями - предметниками, администрацией. На родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Но не надо забывать что, такие встречи с родителями эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы. Жаль, что к психолого-педагогическому просвещению родителей очень редко привлекаются специалисты различных направлений: врачи, юристы, психологи, инспектора ГИБДД, инспектор КДН и ЗП и др.

В нашей школе родители частые гости на внеклассных мероприятиях. Это концерты, посвященные «Международному Дню 8 Марта», «Дню Матери», конкурс военно- патриотической песни, посвященный Дню защитника Отечества, праздники «Здравствуй, Осень золотая», «Посвящение в первоклассники» и многие другие мероприятия.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся, готовые помочь классному руководителю своего ребенка.

Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.













Библиографический список

Алаева М.А. Настольная книга современного классного руководителя. Ростов на

– Дону: Феникс, 2006. - 352с.

Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2006. -267 с.

Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2007. - 323с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.