12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Антонина Акимовна66
Учитель сельской школы
Россия, Красноярский край, с.Шалинское
Материал размещён в группе «Учителя технологии, трудов, где Вы?»


Технология. 5 класс. Животные – помощники человека



Иванова Антонина Акимовна

МБОУ «Шалинская СШ №1» Манского района

1.Образовательно-развивающие цели:

1.1. Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: животные и медицина, животные на службе у человека, уход за домашними животными, бездомные животные, общение с животными

1.2. Применение обучающимися опорных понятий: домашние и дикие животные

1.3. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД):

- познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждения, доказательство; смысловое чтение; выбор основной и второстепенной информации;

- регулятивными: определение познавательной цели; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка;

- коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

1.4. Овладение обучающимися предметными умениями: формулировать определения предметных понятий: животные и медицина, домашние и бездомные животные, уход за домашними животными, распознавать и классифицировать животных по существенным признакам.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: причина – следствие; общее – особенное – единичное.

2.2. Формирование личностных УУД: личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание.






План конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку



Заявка на оценку

«5» - 13 баллов и более

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7- 9 баллов


1 мин

Планирование оценок на полях тетради

2.Актуализация новых знаний

Знакомство учащихся с темой урока (зафиксирована на доске)

t1613476396aa.jpg


Определение познавательных целей урока (индивидуальная работа)

Задание №1

Сформулировать вопросы - понятия по теме лекции

5 мин

1 балл за каждый вопрос

(макс. 5 баллов)

- Что понимается под понятием «домашние животные?

(Домашние животные - это животные, которые были одомашнены человеком и находятся на его службе)

-В чем заключается сущность роли животных в жизни человека?

(Животные обеспечивают людей едой и сырьем, помогают в хозяйстве, лечении заболеваний, защищают от врагов и просто радуют глаз)

- Что считается диким животным?

(Дикие животные - это животные, обитающие в естественной среде обитания – дикой природе)

- Что такое «лечение животными»?

(Лечение животными – это методы лечения пациентов с помощью животных)

- Что представляет собой правила ухода за животными?

(Основные правила ухода за домашними животными заключаются в правильном подборе пищи, проведении регулярной гигиены, уборки помещения, наблюдение за здоровьем, наличие прививок)


3. Выведение и усвоение обучающимися новых знаний

Лекция «Животные – помощники человека»

(приложение №2)

После частичного изложения лекции (роль животных в жизни человека, животные и медицина), учащиеся выполняют задания:


Задание №2

Индивидуальный труд

Определить родовые и видовые признаки понятий: «дикие животные», «домашние животные»

Самопроверка, самооценка




Задание №3

Индивидуальный труд

Сформулировать вопросы-сравнения по теме лекции

Самопроверка, самооценка






Продолжение лекции, и после завершения выполняются задания:

Задание №4

Индивидуальный труд

Сформулировать умозаключение по теме урока

Самопроверка, взаимопроверка






Задание №5

Фронтальная работа


Подведите понятия урока под философские категории:

Причина – следствие




Общее – особенное – единичное





12 мин (лекция)







4 мин

1 балл за каждое определение

(макс. 2 балла)



4 мин

1 балл за 1 ответ, (макс. 4 балла)








6 мин

2 балла за ответ (макс.4 балла)







4мин



2 балла за ответ







Дикие животные - животные (родовой признак), которые живут в дикой природе (видовой признак)

Домашние животные – животные (родовой признак)

которые были одомашнены человеком и находятся на его службе (видовой признак).





-Так же, как и собака, кошка является домашним животным.

-Кроме кошек, еще и дельфины могут помочь человеку при определенных заболеваниях.

-Так же, как и собаки, соколы могут охранять различные объекты.

-Сравнивая овцу и кролика, можно сказать, что они могут обеспечить человека шерстью и мехом.




-Если кошка является домашним животным, то обезьяна является диким животным.


-Все домашние животные живут в специальных помещениях

Корова - домашнее животное

Корова живет в специальном помещении








Причина - увеличение количества собак в городах

Следствие - появление бездомных животных




Общее - животные

Особенное - домашние животные

Единичное - кролик

4. Поведение итогов. Фронтальная работа. Рефлексия.

А. Определение степени достижения целей, поставленных в начале урока

Б. Подсчёт баллов, заработанных на уроке.
В. Соотнесение учащимися набранного количества баллов с заявкой на оценку.
С. Выявление обучающихся, получивших запланированную оценку.
Д. Выявление обучающихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.
Е. Обсуждение с учениками причин расхождения плана и факта оценки

5. Домашнее задание

Составить карточку 4 (5 противоречий).




Приложение 1


Задания к содержанию лекции:


Сформулировать вопросы-понятия по теме лекции (за каждый вопрос-понятие 1 балл, максимально 5 баллов).

Определить родовые и видовые признаки понятий: «дикие животные», «домашние животные»

(2балла за верные определения)

Сформулировать вопросы-сравнения (1 балл за 1 ответ, максимально 4 балла)

Сформулировать умозаключение по теме урока (2 балла за 1 ответ, максимально 4 балла)




Приложение №2


Материалы лекции по теме «Животные-помощники человека»


Роль животных в жизни человека. Роль животных в жизни человека и человека в жизни животных, с которыми он сосуществует в течение многих веков, огромна. Люди должны нести ответственность за тех, кого они приручили. Определив для себя их предназначение, люди должны заботиться о их пропитании, создавать приемлемые условия для их существования.

Животные обеспечивают людей едой и сырьем, помогают в хозяйстве и лечении заболеваний, защищают от недоброжелателей и просто радуют глаз. Благодаря животным произошла эволюция человека. С животных человек имеет: шерсть, шелк, кожу, воск и другое сырьё. Рыболовство, а именно морской и речной промысел, так же имеет огромную значимость.

Человечество одомашнило диких животных около 12 тысяч лет назад. Считается, что первыми помощниками людей стали собаки. Сильных животных приручили для помощи в хозяйстве. Слона, осла, верблюда, лошадь используют для переноса тяжелых вещей на дальние расстояния. Крупный рогатый скот помогает при вспахивании земель. Овец, коз, лам, песцов и лис разводят ради меха и шерсти. С животными связано много спортивных и развлекательных мероприятий. Животные-артисты обучены выполнять разные трюки и самое главное – вызывают массу положительных эмоций.

Животные и медицина. В современной медицине существует протезирование различных органов и суставов организма человека. Биологические протезы для клапанов сердца часто создаются из тканей животных, например из ткани клапанов сердца свиньи, так как оно больше других схоже с сердцем человека. Биопротезы суставов человека создают, используя кровеносные сосуды животных. Из хрящей рыб и животных делают препараты для лечения суставов.

Лечение пиявками помогает при огромном количестве заболеваний, часто оказываются единственным средством, которое помогает больным. Они эффективны при геморрое, при варикозе, тромбофлебите, спасают от бессонницы, головных болей, помогают при неврозах, мигрени, невритах слуховых нервов, радикулитах, миозитах, ревматизме и многих других заболеваниях. Однако, существуют противопоказания, как и при традиционных методах лечения.

Обычные кошки и собаки могут заметно влиять на здоровье человека. Они помогают людям сохранять душевное равновесие, избавляться от чувства одиночества. Врачи доказали, что поглаживание кошек помогает снизить повышенное давление крови,  а лечебное действие они оказывают в основном воздействием своего мощного биополя, которое улучшает общее самочувствие практически любого человека, способствует нормальной работе внутренних органов, положительно влияет на уровень обмена веществ. Согласно исследованиям кошки помогают в лечении неврозов, депрессий, сердечно-сосудистых заболеваний, патологий дыхательной и пищеварительной систем, дисфункций опорно-двигательного аппарата, болезней эндокринной системы. Кроме того урчание кошки является замечательной звуковой терапией. Как выяснилось, урчание ускоряет восстановление костных тканей при переломах, устраняет болевой синдром при артритах, остеохондрозе и других заболеваниях суставов, обладает ранозаживляющим действием.

Наблюдение за аквариумными рыбками успокаивает, снимает стресс. Поэтому их часто держат в офисных помещениях. Существуют специальные модели офисных аквариумов.

Животные помогают решить и более серьёзные проблемы больных людей. В последние годы их все чаще используют для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что на детей, у которых есть проблемы в общении (аутизм), благотворно влияет плавание в бассейне вместе с дельфинами.  Дельфины помогают при лечении астмы, расстройства слуха, сердечно-сосудистых, и даже раковых заболеваний. Основной эффект терапии достигается ультразвуком.

Нарушение двигательных функций можно исправлять с помощью езды на лошадях. Во время занятий верховой ездой работают почти все мышцы человека, и происходит это на рефлекторном уровне.

Животных, которых используют для лечения детей, специально готовят и дрессируют.

В домах все чаще можно увидеть не только кошек, собак и попугаев, но и декоративных кроликов, шиншилл, хорьков. Наши любимые хомячки, морские свинки, шиншиллы, декоративные кролики, оказывается, способны помочь неуверенным в себе людям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Общение с ними настраивает человека на открытый и доброжелательный лад. Кроме того тактильный контакт с небольшими пушистыми и мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, что в свою очередь снижает тревожность, эмоциональное напряжение и агрессию.

За помощью к животным обращаются в самых разных ситуациях, например при нервных расстройствах, эпилепсии, детском церебральном параличе и даже после инсульта. Принцип лечебной кинологии с больными детьми основан на том, что занятия проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В зависимости от диагноза инструкторы подбирают специальную систему упражнений. Детей с нарушениями слуха и речи учат произносить слова, в присутствии животных у них сильнее мотивация. Для детей с ДЦП, чтобы развить двигательные функции рук и ног, предлагают выполнить определённые движения.

Наблюдение за птицами и слушание птичьего хора благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм. Любой знает как легко и спокойно становится в лесу, где над головой переливаются пением десятки птиц, а из глубины раздаётся далекий крик кукушки.

Животные в доме и на службе у человека. Животные могут быть помощниками людей с ограниченными возможностями. Например, специально выдрессированные собаки могут быть поводырями для слабовидящих людей. Защитить нашу жизнь и имущество всегда помогали собаки.

Специально обученные собаки ищут взрывчатые вещества в транспорте, багаже пассажиров самолетов и поездов, могут обнаружить и наркотики. В полиции собаки помогают разыскивать преступников. Спасти жизнь человека, попавшего под снежную лавину, завалами после обрушений домов тоже помогают специальные собаки-спасатели.

Собаки несут службу на государственной границе. Дрессировкой собак занимаются кинологи. Профессия требует глубокого знания поведения животных. В военной службе используют специально обученных дельфинов. Для обнаружения мин используют тренированных крыс. Маленькие и легкие крысы, наступив на мину, не могут вызвать взрыв. Обнаружив взрывчатку по запаху, крыса начинает скрести землю лапками. Найденную мину отмечают флажком. Тренировка крыс по специально разработанной для них технологии продолжается от восьми месяцев до одного года.

Существуют специальные охранные отделения, в которых используются птицы (соколы, филины). Например, орнитологи санкт-петербурского аэропорта «Пулково» взяли на работу филина, который охраняет небо от чаек, ворон и голубей. Столкновение с птицами для самолетов не редкость, и они очень опасны. Филин стоит на службе безопасности авиапассажиров. Тренировка служебных птиц очень сложная, требует специальных знаний. Этим занимаются орнитологи.

Обезьяны выступают отличными помощниками людям с ограниченными функциональными возможностями. Эти хвостатые умеют быстро и играючи выполнять множество бытовых действий, на совершение которых у, к примеру, инвалида-колясочника или человека с переломом конечностей ушло бы огромное количество времени

Уход за домашними животными. Основные правила ухода за домашними животными заключаются: в правильном подборе пищи, проведении регулярной гигиены, уборки помещения, наблюдение за здоровьем, наличие прививок. Постоянно разрабатываются новые технологии ухода за животными и их содержания. Существуют технологии по производству различных видов кормов. Для животных открыты специальные лечебницы и производится медицинское оборудование.

Бездомные животные. Распространение моды на домашних животных и резкое их увеличение их количества в городах и поселках привело к появлению большого количества бездомных животных.

Собаки сбиваются в стаи вблизи вблизи свалок, на пустырях. Они представляют угрозу безопасности людей. Для решения этой проблемы созданы муниципальные службы и разработаны специальные технологии. Бездомных животных отлавливают специальные службы, проводят их санитарную обработку, лечение, помещают в приюты, которые существую во всех странах. Законы запрещают уничтожать бездомных животных. При их отлове, если это необходимо, животное временно усыпляют с помощью ампулы со снотворным средством.

Общение с животными. Для знакомства жителей городов с животными организованы зоопарки. Появились новые технологии для общения с животными. С их помощью удается поддерживать психологическое здоровье людей. Например, кошачьи кафе, где с ними можно поиграть. На стенд в кафе можно повесить фотографию своего любимца.

Создаются контактные зоопарки, в которых дети и взрослые могут непосредственно общаться с животными, трогать, гладить их, кормить с разрешения администрации. В таких зоопарках могут жить: кролики, ежи, козы, лани, пони, собаки и другие животные. Психологи доказали, что такое общение благотворно влияет на людей, делает их добрее.


Литература:

Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией В.М.Казакевич, Москва «Просвещение» 2019г., 176 стр.

http://goodnewsanimal.ru/news/kak_zhivotnye_lechat_cheloveka/2016-05-04-5319




Дата проведения: с 15 февраля по 17 февраля
Опубликовано в группе «Учителя технологии, трудов, где Вы?»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.