Технология модульного обучения в практике работы учителя математики
Колосова Ирина Дмитриевна,
учитель математики,
ГБОУ школа №356, г. Санкт-Петербург
Технология модульного обучения в практике работы учителя математики
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровье сберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии (классно-урочная система)
В практике своей работы использую технологию модульного обучения.
Модуль обучения - комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Сущность её состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем и создаёт условия для самостоятельной познавательной творческой деятельности, обеспечивающей развитие и личностный рост учащихся. Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей - например, повторение текущего, поддерживающее, обобщающее, итоговое повторение. В составе урока присутствует всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока - он формирует тип урока. В зависимости от объёма содержания составляю модульную программу. Модульная программа - не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы.
В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:
1. Учебный блок - модуль (модульная программа).
2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).
3. Учебное занятие (очень часто это «спаренный урок»).
4 . Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).
В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Например, Тема: «Решение систем уравнений второй степени способом сложения и способом введения новой переменной»
Значение урока. Применение модульного обучения позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении математики. На данном этапе ученики уже освоили базовый уровень решения систем уравнений. Поэтому на данном уроке ученики имеют возможность проверить свой базовый уровень усвоения темы и познакомиться с новыми способам решения систем уравнений с двумя переменными (повышенный уровень) в оптимальном для себя темпе. Применение технологии модульного обучения включает каждого школьника в осознанную учебную деятельность, формирует у каждого школьника навыки самообучения и самоконтроля. В результате овладения содержанием модуля ученики должны уметь:
I-уровень решать системы уравнений с двумя переменными способом подстановки и
графическим способом по алгоритму
II-уровень решать систему уравнений с двумя переменными, где оба уравнения второй степени, выбирая самостоятельно способ решения
III-уровень применять полученные знания в нестандандартных ситуациях
Цель урока:
Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом
Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений второй степени различными способами
Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля
Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
План урока:
1). Актуализация знаний
2). Мотивационная беседа, постановка цели урока
3). Входной контроль
4). Изучение нового материала (задание 1 и 2)
5). Итоговый контроль
6). Рефлексия
7). Домашнее задание
Содержание урока: 1. Актуализация знаний. Фронтальная работа с классом, в это время помощники (выбранные из учеников проверяют выборочно домашнее задание).
Что называют решение систему равнений второй степени
Что значит решить систему уравнений
Какие вы знаете способы решения систем
Как решить систему способом подстановки
Как решить систему графическим способом
Мотивационная беседа, постановка цели урока: Ребята мы уже умеем решать системы уравнений графическим способом и способом подстановки. Посмотрите на систему уравнений
Каким способом, возможно, её решить. Действительно решать данную систему известными способами не удается. Существуют и другие способы решения систем уравнений второй степени, с которыми мы познакомимся на этом уроке. Цель нашего урока проверить базовый уровень усвоения темы и научиться решать системы новыми способами
Входной контроль Цель: оценить исходный уровень ваших знаний по решению систем уравнений второй степени
1 вариант.
1. (1 балл) На рисунке изображены графики двух функций.
Используя эти графики решить систему уравнений
2. (1 балл) Решить систему уравнений
А). (2;3); (-2;-3) Б). (3;2);(2;3) В).(3;2); (-3;-2)
3. (2 балла) Решить систему уравнений
4. Изучение нового материала. Цель: научиться применять способ сложения при решении систем уравнений с двумя переменными второй степени.
Блок 1 Если система состоит из двух уравнений второй степени с двумя переменными, то найти её решения бывает очень трудно. В отдельных случаях найти её решения можно применив способ сложения
(выполним сложение этих уравнений). Ответ: (4;-1), (4;1), (-4;1) , (-4;-1).
При применении способа сложения получаем равносильное уравнение, из которых легче выразить одну из переменных. Самостоятельно решаем систему (3 балла)
№448 (б) Ответ: (6;5) (6;-5) (-6;5) (-6;-5)
Проверяем решения, если решил верно, то записываем себе в карточку-зачетку три балла.
Блок 2. Цель: научиться решать системы уравнений с двумя переменными с применением способа введения новой переменной. При решении систем уравнений второй степени часто используется способ введения новой переменной.
В данной системе выражать одну переменную через другую достаточно сложно. Поэтому введем новую переменную.Обозначим каждое из выражений новой буквой
Получим систему уравнений
Ответ: (5;-2)
Если решение получено самостоятельно, то 4 балла. Если учитель, один раз помог ученику, 3 балла. Если же ученик, самостоятельно без помощи учителя не смог решить, то только 1 балл.
Итоговый контроль. Цель: оценить уровень усвоения нового материала.
1. (4 балла) Решить систему способом сложения
2. (4 балла) Решить систему уравнений способом введения новой переменной
Проверьте задание и поставьте набранное количество себе в карточку-зачетку
Рефлексия
Домашнее задание