Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте.
Урок 15. Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте.
Цель- рассмотрение различных типов информации в тексте – основой и дополнительной, концептуальной, фактуальной, подтекстовой.
Задачи:
Обучающие: углубить представление о тексте и его свойствах, видах связи предложений в тексте, видах информации в тексте.
Развивающие: углубить умение анализировать тексты различных типов, различать виды информации, обнаруживать их в художественном тексте, составлять собственное монологическое высказывание (не менее 10 предложений).
Воспитывающие: воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.
1. Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочитайте стихотворение брянской поэтессы Клавдии Асеевой. Что вы узнали из этого стихотворения? О чем оно? Чему вас научило?
Как бы вы его озаглавили? Тему или идею вы отразите в заглавии? Это стихотворение автор назвала «На партизанской поляне». Изменилось ли ваше мнение о стихотворении после того, как вы узнали его название? (Слайд 2).
Приложение 1-15PPTX / 1.23 Мб
Меж сосен высоких дорога лежит —
Поляну в лесу обелиск сторожит.
Здесь, грустную память о прошлом храня,
Далекое эхо окликнет меня.
И вздрогнет нежданно вокруг тишина,
И сердце зайдётся — неужто война?..
Объясните лексическое значение слов обелиск, окликнет, неужто, займется. (Слайд 3).
Какой теме будет посвящен наш урок? (Слайд 4).
3. Актуализация знаний.
1) Слово учителя (Приложение 1)
Давайте вспомним признаки текста. (Слайд 5).
1. Текст делится на смысловые части — микротемы. Обычно одна микротема — это отдельный абзац.
2. Иногда в тексте есть заголовок. Он отражает основную мысль текста.
3. Одним из важных признаков текста является его связность: каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: (Слайд 6).
Дорогие друзья!
17 сентября жители Брянска отметят День города (данное), которому в 2024-м году исполнится 1039 лет со времени основания (новое).
В этот же день (данное) жители Брянской области отметят и 81-ю годовщину со Дня освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков (новое).
«Данное» связывает предложения между собой. «Новое» — развивает мысль в тексте. Предложения в тексте, «данное» и «новое» связываются двумя способами: цепным и параллельным.
При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго — «данным» в третьем и так далее. Например: (Слайд 7).
5 июля 1944 года - день образования Брянской области. Она была выделена из территории Орловской области Указом Президиума Верховного Совета СССР. В состав нового региона вошло 28 районов.
Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.
При параллельной связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами. Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения сопоставляются по смыслу с первым.
4. Текстом мы называем только тот набор предложений, который воспринимаем как целое. Смысловая цельность — один из главных признаков текста.
5. Текст может делиться на части, он имеет вступление, основную часть и заключение. И должен быть композиционно завершённым.
6. Также текст обладает стилистическим единством.
Итак, основные признаки текста: смысловая цельность, связность, членимость, композиционная и смысловая завершённость, стилистическое единство. (Слайд 8).
Информативность – это одна из основных особенностей текста, которая представляет собой определённую смысловую и содержательную новизну для читателя. (Слайд 9).
Виды информации в тексте. (Слайд 10).
Основная информация в тексте передаёт основную мысль автора; это то, ради чего написан текст, то, чему хотел автор научить читателя.
Дополнительная информация в тексте отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста. Дополнительную информацию можно исключить из текста без ущерба для понимания его основной мысли.
Фактуальная информация – это фактическая основа текста, которая сообщает о том, что происходило, происходит или будет происходить. Фактуальная информация сообщает о месте и времени действия, содержит описание основных событий и поступков героев.
Концептуальная информация – это общий замысел, основная идея текста, отражающая систему взглядов автора.
Подтекстовая информация – это информация, которая явно не содержится в тексте и может быть выявлена с учётом контекста, речевой ситуации и коммуникативных
намерений говорящего.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1) Проверка домашнего задания (Какая информация в тексте является основной? Какая дополнительной? Какая фактуальной? Концептуальной? Есть ли в этом тексте подтекстовая информация? Как вы думаете почему? (Потому что текст относится к научному стилю речи).
5. Первичное усвоение новых знаний
Анализ текста.
Прочитайте стихотворение Анатолия Дрожжина «Площадь партизан». О чем оно? Укажите тему, идею, ключевые слова, все виды информации. Какую подтекстовую информацию вы отметили в стихотворении? (Слайды 11, 12).
Про Брянский лес звучит мотив,
течёт горячих дней сказанье.
И, лица к свету обратив,
на площадь вышли партизаны.
Усталый, непарадный вид!
Ведь столько выпало осилить,
чтоб доказать, на чём стоит
и стоит что страна Россия!
В рывке – стремительность штыка,
в лице – готовность насмерть драться,
в руке – граната для врага,
и для себя, чтоб в плен не даться.
Машины мчатся налегке,
И облака плывут куда-то;
и смотрит женщина в платке,
и смотрит русич бородатый,
как по сердцам идёт мотив
и как растут под солнцем дети.
Стоят герои, воплотив
мгновенье жизни, смерти, мести.
У ног лежат цветы любви,
и годы шаг чеканят гордо.
На площади эпоху битв,
как на ладони держит город.
6. Первичное закрепление.
Монологическое высказывание. Рассмотрите фото Площади Партизан. Составьте свое описание памятника (не менее 10 предложений). (Слайды 13-14).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выполните упр. 36, (зад 1 или 2 на выбор)
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
Использованная литература
1. Асеева К. На партизанской поляне.
https://slovo32.ru/klavdiya-aseeva-na-partizanskoj-polyane/
2. Текст. Признаки текста. Выделение главного
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Шишкина Людмила Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Лещёва Светлана Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна