Текущие проблемы и перспективы развития итоговой оценки знаний студентов средних профессиональных учреждений, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Мухаметшина Н.В.
преподаватель экономики ГБПОУ «Лубянский лесотехнический колледж»
Текущие проблемы и перспективы развития итоговой оценки знаний студентов средних профессиональных учреждений, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Цель среднего профессионального образования заключается в том, чтобы обеспечить общество квалифицированными специалистами. На текущий момент времени федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования основаны на том, что овладение профессиональными компетенциями должно решить проблему включения выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в активную трудовую деятельность.
Государственная итоговая аттестация согласно Приказу Минобрнауки России от 05.02.2018 № 69 (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, а также демонстрационного экзамена [1]. Однако данный нормативный акт не содержит информации об том, в каком формате должна быть выполнена выпускная квалификационная работа, оставляя образовательным учреждениям свободу в выборе требований к данным видам работ.
Стоит отметить, что, если в сфере высшего образования выпускная квалификационная работа явление привычное, то для среднего профессионального образования, не смотря на уже более чем семилетний период проведения аттестаций в форме защиты выпускных квалификационных работ, все еще существуют определенные проблемы, как у научных руководителей, так и у самих студентов.
Несомненно, велика роль дипломного руководителя для студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу (далее - ВКР), выступая наставником, он должен задать направление для работы. С.Н. Рыжков говорит о том, что «руководитель ВКР - это исследователь, экспериментатор и новатор, профессионал в своей области знаний.»[2, С.8]. С этим стоит согласиться, но весьма спорным сегодня является вопрос о том должен ли руководитель ВКР иметь определенный опыт работы в системе профессионального образования и квалификационную категорию, с одной стороны соответствующая квалификационная категория предполагает, что преподаватель в течение определенного периода ведет не только педагогическую, но и научную деятельность, с другой стороны - введение данного ценза может стать препятствием для молодых педагогов в раскрытии своего потенциала.
Также «камнем преткновения» является и рецензирование ВКР, порядок рецензирования устанавливается локальными актами учебных заведений, в большинстве случаев в качестве рецензентов выступают работодатели (в том числе руководители преддипломной практики с предприятия) и представляет собой краткий отзыв по выполненной работе. В данном случае, для более достоверной оценки знаний учреждениям можно рассмотреть варианты рецензирования не сотрудниками предприятий, где была пройдена преддипломная практика, а сотрудниками иных предприятий или даже образовательных учреждений, между которыми может быть подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в проведении государственной итоговой аттестации. Ко всему прочему, возможно предусмотреть не только написание отзыва, но и бальную оценку работы по определенным критериям.
Возникающие проблемы при написании ВКР отмечаются непосредственно и самими студентами. В частности, на протяжении трех лет нами было опрошено три выпуска студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» ГБПОУ «Лубянский лесотехнический колледж» в количестве 48 человек на предмет сложных моментов в процессе написания ВКР.
Наиболее часто студенты говорили о нежелании сотрудников предприятий предоставлять необходимую информацию, ссылаясь на коммерческую тайну (отмечено 62,5% опрошенных), что впоследствии приводило к тому, что возникали сложности в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Студенты отмечали и сложность в определении практических рекомендаций для конкретного предприятия (отмечено 75% опрошенных), а также невозможность сократить объем цитирования в работе (отмечено 41,6% опрошенных) и волнение при защите работы (отмечено 83,3% опрошенных).
Очевидно, что сложность в предоставлении конкретных видов документации, действительно характерна в процессе прохождения преддипломной практики, однако, для минимизации данного фактора руководству образовательного учреждения следует более внимательно подходить к процедуре заключения договоров о прохождении преддипломной практики с предприятиями. Также для ряда тем ВКР является возможным включение в практическую часть анализа экономических показателей не только предприятия, но и региона и отрасли, которые находятся в открытом доступе.
Вопросы включения практических рекомендаций для улучшения работы предприятий в ВКР по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» стоит рассматривать с той позиции, что существует ряд тем, которые предполагают только исследование и допускают невозможность определения рекомендаций в силу отсутствия у студентов должного уровня образования. Поясним, при составлении методических требований к ВКР в среднем профессиональном учреждении не должно быть допущено механического копирования требований, которые предъявляют высшие учебные заведения.
Особенность работы бухгалтера состоит в постоянном взаимодействии с достаточно большим объемом нормативно-правовой документации, в данном случае очевидным становится использование студентами специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» в ВКР достаточно большого объема цитирования из правовых источников, что в целом, несомненно, скажется на оригинальности работы. В данном случае, с нашей точки зрения, учебному заведению следует не поднимать порог оригинальности работы выше 50%, т.к. обратное чревато искажением правовой информации в целях поднятия процента оригинальности.
Таким образом, рассматривая перспективы развития итоговой оценки знаний студентов средних профессиональных учреждений, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», необходимо исходить из того, что текущее проведение государственной аттестации в форме выпускной квалификационной работы имеет ряд серьезных недостатков и не всегда позволяет оценить компетентность студента. В связи с чем, можно предположить, что в ближайшей перспективе будет наблюдаться тенденция ухода от данной формы оценки знаний в сторону независимой оценки посредством проведения только демонстрационного экзамена.
Список использованной литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 69 (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2018 № 50137)
2. Рыжиков С. Н. Выпускная квалификационная работа в профессиональных образовательных организациях СПО: учебно-методическое пособие / С.Н. Рыжиков. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 236 с.