Рабочая программа для учеников 1–11 классы «Портфолио/сайт для творческого развития ребенка»

6
1
Материал опубликован 16 November 2016 в группе

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы

«Московский центр технологической модернизации образования"

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «____» _______________ 201___г.

 

ПРОГРАММА

общеобразовательная программа

дополнительного образования детей

"Теле-Кино" Портфолио/сайт для творческого развития ребенка

Научно-техническая направленность

_______________________________________________________________

Автор: педагог дополнительного образования Спиридонова Тамара Ивановна

Срок реализации: 1 год

Возраст: от 8 до 18 лет

Уровень реализации программы: базовый

Москва 2016 год

Пояснительная записка

Направленность-техническая

Уровень-базовый

Актуальность Учащиеся с помощью педагога учатся составлять резюме, автобиографию, характеристику на друга; учатся анализировать свою учебную, творческую, общественную деятельность. Портфолио в широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и в дальнейшем является важным элементом практико- ориентированного подхода к образованию.

Новизна: В этой программе при формировании портфолио соблюдается принцип добровольности и соблюдения следующих требований:
• систематичность и регулярность ведения портфолио;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• разборчивость при ведении записей;
• целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

• наглядность.

Портфолио может быть представлено достижениями учащихся в кино- искусстве, науке, самореализации.

Педагогическая целесообразность. Портфолио становится точкой соприкосновения во взаимодействии педагог – ученик. В процессе создания портфолио подросток перестает быть полностью зависимым от педагога, он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка, ребенок учится сам себя оценивать.

 Цель образовательной программы– Развитие у детей способности к самоопределению, самопознанию.

Задачи:- познакомить с технологией создания портфолио

- поддержка учебной мотивации

- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения,

- развитие навыков оценочной деятельности учащихся

- помочь учащимся в правильном выборе профессии

Отличительные особенности – портфолио, это создание пакета индивидуальных достижений – в котором фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени. Поэтому портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому развивать свои таланты. Содержание портфолио в каждом конкретном случае определяется самим ребенком, в зависимости от цели, которую он преследует.

Возраст обучающихся , участвующих в реализации программы -

Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте от 8 до 18 лет. В группе 8-10 человек. Состав группы постоянный.

Срок реализации программы – Заявлена продолжительность образовательного процесса - 1 год. Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов,

Форма обучения определяются по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:

• творческий практикум,

• мастерская,

• конкурс, кинофестиваль,

• творческий отчет,

• защита проектов,

• круглый стол,

• мозговой штурм и т.д..

Формы обучения по дополнительной общеобразовательной программамме определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).

Режим занятий – Режим занятий: занятия в групповой форме работы по 2 часа 2 раза в неделю, что составляет 144 часа в год

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте 

Формы подведения итогов– Оценка тех или иных достижений результатов входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, за период его формирования, может быть как качественной, так и количественной. Традиционная пятибалльная система оценки учащихся призвана выявлять пробелы в знаниях. В отличие от традиционной, портфолио является накопительной системой оценки знаний и индивидуальных достижений. Портфолио учащихся оценивается педагогом не реже 1 раза в год.

 

Тематический план.

1 год обучения

Название раздела/темы

Все го часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила по технике безопасности

2

2

-

 

2

Способы ведения портфолио

6

4

2

 

3

Информация о владельце портфолио

34

4

30

 

4

Первые шаги по лестнице успеха

10

2

8

 

5

Банк личных достижений

10

2

8

 

6

Портфолио документов

12

2

10

 

7

Портфолио работ

14

2

12

 

8

Творческая копилка

14

6

14

 

9

Участие в конкурсах, выездных кинофестивалях

22

6

16

 

10

Мои проектные работы

14

4

10

 

11

Лист самооценки учащихся

12

4

8

 

12

Итоговое занятие

2

-

2

 
 

Всего:

144ч

38ч

106ч

 

Содержание первого года обучения.

Темы

Виды учебных занятий, учебных работ, ч.

Содержание

Тема 1 Введение.

Теория 2 ч

Знакомство с планом работы на год

Тема 2 Способы ведения портфолио

Теория 2ч

Понятие «портфолио» его назначение . Составные части портфолио

Практика 2ч

Знакомство с технологией создания портфолио

Тема 3 Информация о владельце портфолио

Теория 4ч

Значение репортажа текстовой или видеоинформации

К чему я стремлюсь в жизни

Практика 30 ч

Анкета "Немного о себе"

Тест "Кто я? Какой я?"

Какая у меня память?, тренировка памяти

Я думаю, что я могу... Я знаю, что я могу

Чаще всего меня хвалят за …

Иногда меня критикуют за…

Моя любимая поговорка, пословица, фраза....

Если бы у меня была волшебная палочка, я бы наколдовал(а) себе способность уметь…

Я хотел бы побывать … … Потому что:

Тайна моего характера

Я бы хотел спросить у директора телеканала "Карусель"

Анкета "Моя родословная"

Что я знаю о школьной жизни моих родителей

К чему я стремлюсь в жизни?

Как я отношусь к людям

Репортаж о себе или каком-нибудь важном событии своей жизни в виде текста или видео

Тема 4 Первые шаги по лестнице успеха

Теория 2ч

Понятие качественной и количественной оценки материалов портфолио

Практика 10ч

Тест "К чему я стремлюсь в жизни"

Моя любимая кинороль

Мини – отзывы друзей

Что я теперь умею, что я пока не умею

Секреты успеха на уроке

Тема5 Банк личных достижений

Теория 2ч

Моё дерево желаний

Практика 8ч

Достижения в кино– это….

Мои эмблемы для киностудии

Я себя награждаю

Эстетическая завершенность представленных материалов

Линейка достижений

Тема 6 Портфолио документов

Теория 2ч

Различение понятий - творческие, проектные, исследовательские работы учащегося

Практика 10ч

Понятие -Титульный лист и его структура

 

Мой портрет – рисунок или фото

Мне нравится, когда меня называют

Мои увлечения.

Я люблю. Я не люблю. Я мечтаю…

Тема 7 Портфолио работ

Теория 2

Динамика учебной и творческой активности ученика

Практика 12ч

Что в жизни самое ценное?

 

Дерево желаний с надписями желаний

Познаю себя: зарядка для ума, тренировки.

Анкетирование

Заполнение таблиц наградными документами

Заполнение схем продвижения портфолио

Тема 8 Творческая копилка

Теория 6ч

Отбор материалов для портфолио

Фиксация результатов

Отражение информации, разработанной педагогом

Практика 14ч

Процесс создания и размещение небольших рассказов в блог

Самые интересные киногерои и события

Мини-сочинение о своей любимой роли.

Самый интересный конкурс в моей киностудии

Пожелания для меня

Заполнение «звёзд» добрых дел

Фото-коллаж

Тема 9 Участие в конкурсах, выездных кинофестивалях

Теория 6

Обработка видео-аудио записей кинофестивалей по временам года

Практика 16ч

Осенняя страничка. Мы были. Мини-сочинение «Самое интересное событие»

Зимние фестивали. Видео-презентация: Кинофестивали, экскурсии, театры, концерты…

Весенняя страничка. Рейтинг кинофестивалей – расставь фильмы студии на пьедестал

 

Яркие моменты кинособытий

Тема 10 Мои проектные работы

Теория 4 ч

Понятие об электронном портфолио

Технические требования к оформлению портфолио

Практика 10ч

Структура электронного портфолио

Шаги построения, работа с медиафайлами, система гиперссылок

Формы электронного портфолио

Создание резюме, автобиографии в электронном портфолио

Защита проектов

Тема11 Лист самооценки

Теория 4 ч

Понятие фиксирования успехов на шкале достижений

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый

Практика

8 ч

Формировка адекватной самооценки

Анализ выполненных творческих работ

Самоанализ собственных планов и интересов

Тест "Самооценка"

Тема12 Итоговое занятие

Практика 2 ч

Подведение итогов и достижений.

Формы аттестации и оценочные материалы

+критерии оценивания работ:

В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося в образова­тельной, творческой деятельности.

Виды контроля – Приемлема контролирующая и оценивающая функции.

Начальный- Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности.

Текущий контроль - помогает ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

Промежуточный контроль - обмен своим социальным опытом, например: на конкурсах актерского, операторского мастерства.

Итоговый контроль- формы подведения итогов  предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:

• Анализ участия в выездных кинофестивалях, творческих конкурсах.

• Прохождение индивидуального тестирования.

• Анализ выполненных творческих работ в течении года

Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как на занятии, так и вне . Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью педагогов.

Условия реализации программы:

• Представлены современные информационно-методические условия реализации программы (печатные и электронные образовательные ресурсы, • Информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др. • Также указывается перечень видео и аудиопродукции компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет, необходимое оснащение и приборы.

Приложения.

Ведение портфолио рекомендуется каждо­му подростку объединения начиная с 1-го класса и предполагает виде­ние «картины» значимых образовательных резуль­татов в целом, обеспечение отслеживания его прогресса по итогам учебного года. согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, пункт 9. Формирование Портфолио ученика в РФ регламентируется следующими нормативными документами: • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., • Требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644)),

Приложение.

Содержание портфолио для учащихся;

Индивидуальная накопительная рабочая папка портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании.

Раздел Информация о владельце портфолио

С помощью этого раздела ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения. Самоанализ можно провести на первой встрече и вложить заполненный лист в портфолио. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются и т. д.

Провести самоанализ ученику помогут:

• анкета "Немного о себе" (приложение 1);

• анкета "Моя родословная" (приложение 2);

• тест "Кто я? Как (приложение 3)

• тест "К чему я стремлюсь в жизни" (приложение 4)

• тест "Самооценка" (приложение 5);

Титульный лист/ обложка обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:

• Ф. И. О. ученика;

• дату рождения;

• полное название ОУ и класс;

• личную подпись ученика.

Раздел "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:

информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

В раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов -все имеющиеся у подростка сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:

• дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня; • грамоты за участие в конкурсах;

• сертификаты;

• благодарственные письма;

• свидетельства и т. д.

Раздел "Портфолио работ" творческие работы включает в себя результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах, учебных лагерях; спортивные и художественные достижения и др.

Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Раздел "Копилка" содержит -памятки, инструкции, другую полезную информацию.

Раздел Портфолио документов

Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.

Итоговый документ – в виде вкладыша – легко заполняется руководителем. Документы, представленные в этом разделе, фиксируются в таблице (табл. 1). Допускается представление копий документов.

Сами документы или их копии могут храниться дома у ученика или в файле портфолио.

Таблица 1

Мои достижения, награды, заслуги

Дата

 

 

Раздел Портфолио работ. Здесь прилагается:

• перечень представленных творческих работ (табл. 2) • таблица "Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях" (табл. 3). Таблица 2

Мои творческие работы

Дата

 

 

 

 Таблица 3

Название творческого дела

Дата

 

 

 

Раздел  "Копилка" памятки, инструкции, полезная информация

В этих таблицах учащийся фиксирует виды своей творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения портфолио.

В этом разделе могут находиться различные памятки, инструкции и полезная информация. Мы предлагаем несколько памяток для учащихся, которые помогут им в учебе (приложение 7)

Раздел.  "Банк личных достижений"

Представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах

Раздел."Авторская самооценка"

Предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности в . Данный раздел может содержать:

- размышления автора по поводу своей сферы ; самоанализ работы над созданием портфолио;

АНКЕТА "Немного о себе"

Приложение 1

 Инструкция.

Уважаемый друг! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

1.Фамилия_______________________________________________

2. Имя, отчество__________________________________________

3. Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?_________________________________________________

4. Ты сейчас в _____ классе. С каких лет ты мечтал обучаться в школе детского телевидения "Теле-Кино"? ____________________________________

5. Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.) _______________________________

6. Что тебе нравится делать в свободное время?___________________________

7. Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть?________________________________________________

8. Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравятся?________________________________________________

9. Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему? _________________________ _____________________________

10. Твои увлечения (хобби)?_______________________________________

11. Какие изучаемые предметы в телецентре тебе нравятся?________________

12. Какие учебные предметы не нравятся?___________________________

13. Какая область знаний более всего привлекает (подчеркни предметы):

•  Естественнонаучная: математика, география.

•  Общественно-научная: история, обществознание.

•  Гуманитарная: литература, русский язык. 14. Кем бы ты хотел быть? Почему?_____________________________________

15. Какие еще телевизионные профессии тебя привлекают?_________________________________________

16. Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни): высшее (вуз), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).

АНКЕТА "Моя родословная"

Приложение 2

Инструкция. Уважаемый ученик! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. 1. Напиши о своих родителях или о других очень близких тебе людях:

Мама

 

Папа

 

Фамилия

 

 

Имя

 

 

Отчество

 

 

Дата рождения

 

 

Профессия

 

 

Какие они?

 

 

2. Кто еще живет в вашей семье?___________________________________________________

3. Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ________________________________________________________

4. Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения?________________________________________________

5. А сейчас ответь на вопрос: "Что такое счастье семьи?"___________________________________________________

Тест "Кто я? Какой я?"

Приложение 3

Инструкция.

Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы "Кто я?" или "Какой я?"

Получится ли это у тебя?

Кто Я?

Какой (какая) Я?

Я

Я

Я

Я

  

Обработка результатов проводится путем анализа ответов

ТЕСТ "К чему я стремлюсь в жизни?"

Приложение 4

Инструкция.

Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей – в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т. д. Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь напротив цифру "1". Далее проставь цифры "2", "3"… (до "21") в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей.

Посмотри, что у тебя получилось.

Жизненные ценности

Шкала

1

2

Хорошее образование

 

Хорошая работа и карьера

 

Счастливая семья

 

Слава

 

Деньги, богатство

 

Дружба, наличие хороших и верных друзей

 

Достижения в искусстве, музыке, спорте

 

Уважение и восхищение окружающих

 

Наука как познание нового

 

Хорошее здоровье

 

Уверенность в себе и самоуважение

 

Хорошая пища

 

Красивая одежда, ювелирные украшения

 

Власть и положение

 

Хороший дом, квартира

 

Сохранение жизни и природы на Земле

 

Счастье близких людей

 

Благополучие государства

 

Активная деятельность людей

 

Любовь

 

Свобода как независимость в поступках и действиях

 

 Обработка результатов проводится путем анализа ответов

ТЕСТ "Самооценка"

Приложение 5

Инструкция.

Ниже ты видишь 7 столбцов с перечислением качеств человека: здоровье, интеллект, внешность, умение общаться, авторитет у сверстников, успехи в учебе, умение делать что-либо своими руками.

Представь, что основание каждого столбца соответствует низшему уровню развития этого качества, а верхняя, 10‑я черта – наивысшему.

Знаком (-) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в данный

После этого крестиком (×) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.

Здоровье

Ум,
интеллект

Внешность

Умение общаться

Авторитет
у сверстников

Успехи
в учебе

Умение делать что-либо своими руками

10

 

10

 

10

 

10

 

10

 

10

 

10

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

  

Приложение 6

Памятка "Как работать над рефератом" для блога/сайта, портфолио

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Задай себе следующие вопросы:

• Действительно ли мне это интересно

• Какую практическую пользу мне принесет данная работа кроме положительной оценки?

Если тема действительно интересует, и хорошо понятна значимость для данной работы, сообщите о своем выборе руководителю.

Как оформить реферат, вот несколько общих рекомендаций:

• титульный лист должен содержать название реферата, фамилию и имя ученика, класс, название образовательного учреждения, учебный год;

• работу желательно сделать на компьютере и распечатать;

• введение, разделы /параграфы и заключение должны быть выделены заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.;

• если необходимо проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., нужно поместить их в конце в виде пронумерованных приложений в тексте, в соответствующем месте, в скобках указав номер приложения;

• в конце работы необходимо поместить список используемой литературы. По каждому источнику, использованному при подготовке реферата, указав Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.

Памятка "Секреты успеха на уроке"

1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.

2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.

3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.

4. Не разговаривай с соседом по парте.

5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.

6. Подготавливай свой ответ.

7. Соблюдай правила этикета.

8. Сиди ровно, не вертись.

9. Выключай мобильный телефон.

Используемые методы обучения по программк:

• Словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения;

• Наглядные: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приёмов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.;

• Практические: мозговые тренинги; применение икт- работа в блоге, сайте, электронном портфолио, работа с электронными наградными документами, и фото-видео материалами, творческий практикум, творческие задания; штаб детских научных сотрудников; и т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

• Интернет-материалы

• Компьютер с подключением к интернет, двойной монитор, клавиатура, мышь, принтер 3 в одном, и т.п..

• Телевизор

• Интерактивная доска

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет)

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения пособий, учебных демонстрационных и раздаточных материалов, и т.п.;

Примерный список проектной деятельности учащихся, включающий разделы и выборки детских работ :

• литературное чте­ние - «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

• оформленные результаты мини-исследований, мате­риалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• дневники наблюде­ний, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, творческие работы, материалы самоана­лиза и т.п.;

• фото- и видеоизображения примеров ис­полнительской деятельности во время съемки в фильмах, продукты собственного творчества, аудио­записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и т. п.;

Систематизированные материалы наблю­дений оценочные листы, материалы и листы наблю­дений и т.п. за процессом овладения универсаль­ными учебными действиями, другие непосредствен­ные участники образовательного процесса.

Делаем вывод, портфолио- инновационная технология оценивания достижений учащихся, направленная на повышение образовательной активности школьников и уровня осознания ими своих целей и возможностей.

Список литературы.

1. Авт.-сост. Е.В. Иванова– Октёмцы, Дневник достижений школьника: портфолио для I ступени/ 2006. – 56 с., вклад.

2. О.В.Осетинская «Портфолио учащегося». В соответствии с ФГОС. – г.Волгоград Издательство «Учитель» 2011 г.23 стр.

3. Т.В. Проскурина Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями. Тобольск, 2011.2. 3.

Комментарии

Спасибо, полезно!

2 August 2017