Цель: знакомство с числом и цифрой 9
Задачи:
Предметные:
познакомить с образованием числа 9 на основе сравнения по количеству двух групп предметов;
познакомить с графическим изображением числа цифрой 9; распознавать цифру и соотносить ее с количеством;
формировать навык количественного счета;
Метапредметные:
развитие логического мышления, внимания, памяти;
Личностные:
воспитывать усидчивость, умение слушать;
воспитывать интерес к занятиям математикой
Конспект занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет. Становятся полукругом перед педагогом. Приветствие.
2. Подготовительный этап.
1). Введение в игровую ситуацию.
Педагог демонстрирует большую книгу со сказками
-Ребята, всем вам мамы, бабушки читают сказки. У меня тоже есть большая книга со сказками. Я хочу прочитать вам начало одной сказки. Отгадайте что это за сказка.
«Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.»
- Вы узнали эту сказку?
- Может быть иллюстрация к сказке нам поможет?
(демонстрируется иллюстрация с «пробелами» в форме геометрических фигур.)
Но в нашей картине не хватает деталей.
- Мы сейчас станем волшебниками и найдем «заплатки» для нашей иллюстрации. А заплатки необычной формы.
- На какую геометрическую фигуру похожа эта заплатка? (круг)
- Что мы можем рассказать про круг?
- Что мы можем рассказать про квадрат?
(Аналогично – с треугольником, прямоугольником. В результате собирается вся картинка)
2). Затруднение в игровой ситуации.
- Вы узнали сказочных героев? Из какой они сказки? («Гуси-лебди»)
3. Основной этап.
1). Постановка цели занятия
- Продолжается наша сказка
Отец с матерью ушли на работу, дочке наказали за братцем присматривать. А дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Она его звала, слезами заливалась, — братец не откликнулся.
Тут она догадалась, что гуси-лебеди унесли ее братца.
- Посмотрела девочка, а там, где играл Иванушка, остались камешки. Давайте их соберем. Будем брать камешки и называть цифры, которые на них мальчик написал (дети собирают изображение «камешков» в корзинку, называя записанные числа).
Посмотрите, один камешек без цифры (педагог демонстрирует камень без цифры)
- Хотите дальше пойти и найти новую цифру? Тогда пойдем дальше, поможем Аленушке братца спасти и цифру новую найти.
2). Формирование представлений об образовании числа 9.
Бежала, Аленушка, бежала, увидела — стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- А просит печка, посчитать ее пирожки. Поможем девочке? Что напекла печка?
- Сколько пирожков напекла печка? (8)
- Положите на столах столько же кружочков, сколько пирожков напекла печка.
- А пока мы считали пирожки, печка напекла крендельков. Вот они, с пылу – жару.
- Посмотрим, поровну ли пирожков и крендельков? А как это узнать? (положить их парами)
- А вы у себя на столах положите столько же квадратиков, сколько кружков лежит у вас на столе.
- Сколько крендельков напекла печка? (8)
- Поровну ли крендельков и пирожков?
- В печке испекся еще один пирожок.
- Поровну сейчас пирожков и крендельков?
- Сколько было пирожков? Сколько стало? Как получилось 9?
- Как сделать, чтобы пирожков и крендельков стало поровну? (добавить еще один кренделек)
- Сколько теперь крендельков? (9)
3). Знакомство с цифрой
- У нас 9 пирожков, 9 крендельков, 9 кружков. А вот и цифра 9.
- Придумайте, на что она похожа.
Стихи про цифру 9:
Рулеткой можно рост измерить,
Еще видна в ней цифра 9.
Цифра девять иль девятка, -
Цифровая акробатка:
Если на голову встает,
Цифрой шесть девятка станет.
Похожа на Дверной крючок,
На перевернутый замок.
На что похожа цифра эта?
Она – как с хвостиком комета.
Вы сами можете проверить,
Смотрите – это цифра 9.
- В сказке всякое случается, может цифра и перевернуться вверх ногами. Тогда это будет другая цифра, какая? А мы должны запомнить, что цифра 9 вниз хвостиком пишется.
Физминутка
- Показала печка девочке дорогу.
Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
Вот так яблоко! (Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Руку протяните, (Протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (Руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
4). Соотнесение цифры и количества предметов
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- Съела девочка яблочко. А остальные яблоки решила в корзинки собрать (посчитать яблоки)
-Чем яблочки отличаются друг от друга? (цветом) А размером отличаются? А формой? Давайте посчитаем их. Сколько их? Соберем их в корзинку.
(дети классифицируют яблоки по цветам, раскладывают в корзинки).
5) Работа на индивидуальных листах
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с заданием.
- Посмотрите наша яблонька нам еще яблочек в дорожку дала. Посчитаем их. (Соединить цифру с количеством).
6). Установление места числа 9 в отрезке числового ряда.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка показала, куда бежать.
Нам нужно перебраться на другой берег. А берега кисельные скользкие. Может быть здесь нам помогут камешки с цифрами? Давайте построим их по порядку (составление числового ряда). А какая же цифра должна быть на последнем камешке? Давайте мы ее нарисуем. (педагог прикрепляет на камушек цифру).
- Куда нужно поставить этот камешек? После какого числа идет число 9? Значит камешек с цифрой 9 мы поставим после камешка с цифрой 8.
7). Работа с числовым рядом.
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга. А на лавочке сидит братец. Схватила девочка братца Иванушку и домой с ним побежала.
- Давайте мы покажем Иванушке цифру, которую мы нашли о пути.
-Раскрасьте цифру 9 на своих листах.
4. Итоговый этап.
- Что вы запомнили на занятии?
- Что вам понравилось?
- Все ли у вас получилось?