Статья «Работа с тематическими микротекстами и филвордами на уроках русского языка и литературы»

4
1
Материал опубликован 19 April

Калинина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. МБОУ «Краснояровская СОШ №30 имени Героя России Александра Галле» Новосибирского района Новосибирской области, п. Красный Яр.

 

РАБОТА С ТЕМАТИЧЕСКИМИ МИКРОТЕКСТАМИ И ФИЛВОРДАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальным для учителя остается вопрос эффективности обучения и воспитания. Обучающая задача и воспитывающая роль учебного занятия неразрывно связаны. Тематические уроки или отдельные тематические виды работ на уроках русского языка и литературы способствуют более осознанному, эмоциональному и, следовательно, глубокому усвоению знаний. Мне кажется, что самым доступным и очевидным средством эффективного усвоения учебного материала является использование на уроках микротекстов, способствующих развитию коммуникативной и читательской компетенции. Микротекст – это основа для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.

К микротекстам можно отнести и цитаты, и афоризмы, и пословицы, и поговорки, и притчи, и тексты небольшого объёма, имеющие смысловую законченность. Объявленный Президентом страны Год семьи актуализировал задачу использования тематических текстов на уроках с целью подчеркнуть особую значимость семейных ценностей. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня. В связи с этим приведу примеры применения приёма работы с микротекстами на уроках русского языка и литературы. Как правило, микротекст становится иллюстрацией какой-либо языковой (учебной) темы, её грамматического наполнения.

Использование в самом начале урока, в качестве эпиграфа.

Иллюстрация темы урока. Актуализация читательских знаний учащихся. Побуждение к действию. При этом важно сохранять эпиграф все время перед глазами учащихся. Это могут быть пословицы, поговорки, цитаты, афоризмы, краткие притчи. Притчи, например, - это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча - урок доброты и мудрости, прекрасное и эффективное средство развития, обучения и общения.

По теме семейных отношений выделим следующие микротексты, соответствующие грамматической теме:

Пословицы:

Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет. («Неполные предложения»).

В родной семье и каша гуще. Семейное согласие всего дороже. За общим столом еда самая вкусная. («Степени сравнения прилагательных»).

В семье согласно, так и дело прекрасно. Человек семьёю крепок. Семья сильна, когда над ней крыша одна. («Краткие прилагательные»).

В дороге и отец сыну товарищ. Согласную семью и меч не берёт. Любящая дочь – украшение семьи. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. («Употребление ь после шипящих в существительных»).

Афоризмы, цитаты (принцип подачи материала тот же, привязка к любой теме)

Семья – ценность, святыня, крепость, очаг, любовь, жизнь…

«Семья — это не главное. Это всё. Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения нужно научиться терпеть и прощать». (Мать Тереза)

«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека, уметь уступать друг другу». (В.А. Сухомлинский)

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». «У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного — всё гладко». (Л.Н. Толстой)

«Счастливым ребенка делают любящие и дружные родители, а не дорогие игрушки» (К.Д. Ушинский)

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». (А.С. Макаренко).

Важным звеном при рассмотрении микротекстов является организация диалога:

*Какую проблему поднимает автор цитаты, афоризма?

*Насколько важна проблема, поднятая в афоризме?

*Как связаны афоризм и тема урока?

*Какие языковые средства использует автор афоризма?

Выбор афоризма для урока. В начале урока предложить учащимся на выбор несколько цитат, которые могут проиллюстрировать тему.

Подбор цитат самостоятельно.

Диалог – оптимальная форма подобного занятия; он эффективен в решении не только познавательных, но и в существенной мере воспитательных задач, так как все микротексты в основе своей имеют эмоциональную составляющую для воздействия на читающего и слушающего.

Мини-тексты с грамматическим заданием:

1. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку. Определите стилевую принадлежность текста. Укажите средства выразительности. (Знаки расставлены.)

Чудесное слово

«Чудесное слово - «папа». Гораздо лучше жёсткого, колючего – «отец».

«Папа» – это домашнее. Как любимая пижама. Как покой. Как чашка горячего чая с лимоном после ледяного косого ливня… Папа – это отлично! Как зонтик в дождь. Но и слово «отец» мне по душе! Лично у меня оно тоже ассоциируется с чем-то родным и любимым. Папа - образец силы, мужества. В сложных жизненных ситуациях папа никогда не сдаётся, всегда идёт к своей цели. Да, папа – это наш зонтик, и покой, и чашка чаю после ледяного ливня….  Всё самое хорошее в этом тёплом слове – «папа»! (Татьяна Соломатина)


2. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы, сделайте синтаксический разбор указанных предложений. (Знаки препинания не расставлены, задание в исходном виде.)

Дом Гриневых

Дом Гринёвых жизне…ая и нравстве…ая крепость с глубокими и мощными духовными к….рнями.

Сначал… мы зн…комимся с провинц…альной семьёй Гринёвых. Хозяином и главой этого семейства является Андрей Гринёв. Он принц…пиальный бл…городный человек обладающий понятиями чести долга собственного достоинства. Отец воспитывая сына проявляет строгость но справедливость. В доме Гринёвых мы вид…м размере..ый нет…ропливый ритм жизни. (З,С)десь каждый занят своим делом выбра…ым по душе.

Возможно самый ответственный момент в романе связан с решением судьбы единственного сына. В родном доме отец бл…госл…вил сына на службу и дал мудрое наст…вление. «Служи верно, кому прис…гнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отцовское начало это символ Дома Гринёвых. Андрей Петрович конечно любит своего сына заботится о нём. Но главное для отца - сохранить в сыне те понятия чести и долга которыми он напутствовал его.

Как вы понимаете выражение «Береги честь смолоду»?

Какую роль в становлении личности может играть семья?

Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

Каковы духовные ценности современного поколения?


3. Приведите примеры парцелляции в тексте. Назовите все средства выразительности.

Хочу сказать спасибо…

365 дней в году. Из них ни одного выходного. 24 часа в сутках. Из них ни один не потрачен на себя. Круглосуточная, непрерывная работа, неоплачиваемый и бескорыстный труд… Казалось бы, нет людей, которые согласились бы на это. И правда, нет. Но есть кто-то больший, нежели просто человек. Это воплощение совершенной, безмерной, безграничной и всепобеждающей любви. Мама…

Это озаряющая утренняя улыбка, теплые объятия, ежеминутные благословения, удивительные истории, ласковые напутствия, постоянные молитвы и полная самоотдача. Это сказка на ночь, это пример для подражания, это самый близкий и родной человек. Это мама...

 

Таким образом, представленный на уроке тематический материал, имеющий «семейный» семантический аспект, способствует мотивации обучения, поскольку тема родная и близкая для ребят, и, как результат - более эффективному восприятию и усвоению грамматического материала на уроке. Учитель также имеет возможность проследить с учениками тему дома и семьи в литературе XIX - XX веков как сквозную. Мотив семьи, дома звучит практически в каждом произведении русских писателей (дом Матрены, семья Гриневых, семейная тема Ростовых и Болконских, Кирсановых и Базаровых, Лариных, Обломовых, Раневской…) Узелком тематических страниц связываю уроки русского языка и литературы.

Безусловно, школьника нужно научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его основы. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.

 

Наиболее результативными при изучении языка, по моим наблюдениям, являются следующие приёмы организации домашней работы на уровне совместного семейного креативного творчества. Главным в изучении русского языка и литературы становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении.

1. Повторение раздела «Местоимение»: Зашифровать понятие.

Какая тема зашифрована в таблице? Отметьте в каждой из 9 клеточек название понятия. Создайте свой способ инфографики, схематического изображения правила. (Зашифрованы разряды местоимений).



 - 8

? =

=

[ ], (с.с. ).

 



}5 (+3)



 

 8

1

И.п.

 

Не // ни

  

или начало сказки + кое-, -то,-либо,-нибудь

 

2. Литературный квадрат (филворд) для совместного разгадывания. Слово, найденное самостоятельно, становится более весомым, приобретает добавочные смыслы, эстетическую значимость, оказывается максимально осмысленным. Обогащённое творческим поиском, слово начинает играть всеми красками, вызывая ассоциации, указывая на связь с текстом.

Найдите в квадрате лексику, имена, названия, относящиеся к семейной «Повести о Петре и Февронии Муромских». Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована один раз. По мере разгадывания рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова.

Рядом выпишите все слова, расскажите, как они соотносятся с содержанием Повести.

р

о

о

а

г

р

в

е

р

н

л

ю

у

п

с

д

с

в

ф

п

и

к

о

в

о

с

б

с

р

к

у

т

о

е

о

в

е

с

п

ё

т

о

у

у

а

м

ь

к

в

р

о

н

т

м

т

ь

в

с

г

з

м

е

с

п

а

в

и

ь

у

р

б

ь

л

и

к

и

и

а

б

я

е

я

о

р

д

о

е

о

в

а

л

д

л

р

ь

л

к

м

ь

а

я

р

с

и

е

о

р

ь

а

т

б

н

я

з

р

о

л

м

е

а

с

е

в

ц

в

о

м

е

ч

ы

п

е

и

к

т

т

о

о

е

р

л

е

з

а

я

ц

н

с

а

о

я

с

к

р

а

ч

з

н

ь

ч

е

о

ц

л

р

в

т

н

я

о

г

з

а

в

у

и

н

е

к

б

с

ь

ы

д

р

ь

т

с

и

д

о

е

л

а

о

м

и

р

ь

т

с

о

н

н

а

д

е

р

п

д

Нравственные качества: преданность, милосердие, мудрость, верность, любовь, ум, доброта, смекалка, святость, зависть, гордыня.

Герои: супруги, Феврония, Петр, Павел, братья, бояре, врач

Названия, сюжетные подробности: Ласково, церковь, агриков меч, заяц, полено, условие, болезнь, исцеление, мир, дары, мор.

Жанр: повесть, сказка

 

В заключение хочется отметить, что школа одна из первых открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьёй берёт на себя одну из главных ролей в воспитании. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Роль учителя в развитии и становлении личности неоспорима. Использование вышеперечисленных форм, методов и приёмов работы с текстом (сплошным и несплошным - в виде схем, инфографики) позволит учителю не только выполнить задачу реализации системного подхода к работе с текстом, но и сформировать ценностные ориентации в ребенке, воспитать развитого человека.

Список использованной литературы

1. Байгулова Н.В. Педагогические условия эффективного функционирования сельских школ. Вестник Томского государственного педагогического университета. № 1. 2016. С. 138-143.

2. Габышев А. Н., Зедгенизова Г. Н. Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран). Вестник науки и образования. № 2. 2016. С. 89-94.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень полезный материал.

19 April