12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казакова Екатерина Константиновна45
Учитель-логопед
Россия, Красноярский край

Тема: Дифференциация звуков С-Сь-З-Зь изолировано, в слогах, словах и фразах.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1.Сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Формировать умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

2.Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С, СЬ – З, Зь.

3. Формировать навыки каллиграфического письма, закрепить знания учащихся о написании слов с прописной и строчной буквой С, З.

4. Закрепить правильное употребление предлогов, работать над предложением.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуру, пальчиковую моторику, ориентировку в пространстве, речевое дыхание (сильного выдоха);

2.Работать над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

3. Развивать умения учащихся читать и записывать слова с буквами С и З, развивать внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать умения работать в коллективе и индивидуально.

2.Воспитывать уважительного отношения друг к другу.

3.Воспитывать интерес к играм со звуками, буквами и словами.

Оборудование. Картинки игрушек, колбочки с зелеными и синими шариками, флажки синего и зеленого цвета – на каждого учащегося, тетрадь, ручка, аудио файл «Таня читает стихотворение», пластмассовые буквы «С», «З».


Здравствуйте ребята. Давайте сядем правильно. (2 слайд)

На наших занятиях мы с вами продолжаем знакомиться со звуками речи и буквами русского алфавита.

Каждый день мы произносим и слышим тысячи звуков и можем увидеть и написать различные буквы, из которых могут образовываться слова.

Каждый звук нужно произносить четко, правильно. Так бывает, что вместо правильного звука в речи появляется звук-обманщик. Он выдает себя за правильный звук, хотя таковым не является.

Послушайте, как говорит Танюша и определите какие звуки обманщики живут в ее речи. (аудио файл «Таня читает стихотворение») 3-4 слайд

Как прекрасен час рассвета,

Час когда ласкает ветер,

Сосны и осины, стройные березы.

Сон закончился, исчез, растворились грезы.

Разгоняя сумерки солнышко проснулось

И глаза открыв, лучами сладко потянулось.

Улыбнулось солнечно, засеяв красиво.

Освещая радостно славную Россию.

Ну, что вы распознали звуки-обманщики?

В речи Тани нет настоящих звуков «С», «Сь» и «З», «Зь». Их место заняли звуки–обманщики.

Чтобы в нашей речи не было звуков-обманщиков важно делать артикуляционную разминку.

Артикуляционные упражнения. (5 слайд)

Цель: Выработка необходимых артикуляционных движений.

Улыбочка «Добрый клоун», дудочка, чередовать «добрый клоун» -дудочка, лопаточка, горка, колесо, заборчик. А теперь давайте откроем краники с холодной водой – издаем звук СССС. (приложите ладошку к губам, почувствуйте прохладный ветерок). А теперь давайте издадим звук летающей мухи: ЗЗЗЗЗЗ.

Молодцы ребята. У вас все получилось.

Давайте попробуем прочитать Танино стихотворения, за одно проверим, нет ли в нашей речи звуков обманщиков. (4 слайд)

Давайте определим тему нашего занятия.

Вы уже догадались о каких звуках пойдет сегодня речь?

О звуках «С», «СЬ» и «З», «Зь». Мы будем сравнивать эти звуки, учиться распознавать их в словах, правильно использовать их в речи.

Попробуйте дать характеристику этим звукам.

Произнесите звук «С», какой он гласный или согласный. Согласный, так как есть преграда – язык, зубы, ещё какой это звук звонкий или глухой?

Чтобы ответить на этот вопрос приложите ладошку к горлышку и произнесите звук «С». Если есть вибрация, значит это звонкий звук, если нет глухой.

Глухой звук «С», так как горлышко не дрожит.

А теперь произнесите звук «Сь», чем он отличается от первого звука «С»? Первый звук был твердый, а второй мягкий.

А теперь все произнесите звук «З». Какой это звук? – звонкий, согласный, твердый.

А теперь давайте произнесем мягкий звук «Зь».

Послушайте звуки «С» и «З» умеют свистеть. Как же мы называем такие звуки (Свистящие).

Ребята я хочу вам рассказать одну историю про «С» и «З».

Послушайте меня внимательно. (6- 7 слайд)

Как то летом во дворе «С» и «З» играли.

«С» и «З» с собой во двор сто игрушек взяли.

«З» похвасталась: «Смотри у меня коробка,

А в коробке погляди целая парковка.

Вот машинки красные, синие, зеленые,

Все такие разные, старые и новые».

«С» ответила: «Смотри у меня корзинка,

А в корзинке у меня двадцать две машинки.

Легковые, грузовые, синие и красные,

Черные, зеленые, все такие разные».

«З» сказала: «У меня новенький рюкзак.

В рюкзаке моем живет целый зоопарк.

Есть коровы и козлята,

Волки, зайчики, бельчата,

Быстрые лошадки, пушистые котятки».

«С» сказала: « Я взяла чемодан с собою,

Я сейчас тебе его обязательно открою.

Видишь, сколько у меня в нем сидит зверушек,

Гладких и пушистых миленьких игрушек.

Так же куклы у меня, девочки и мальчики.

Разноцветные одежды шортики и маячки».

«З» сказала: «Куклы тоже я взяла с собою.

Я сейчас тебе свою сумочку открою».

Разыгрались «С» и «З», сто игрушек во дворе.

Двадцать пять на лавке,

Двадцать пять на травке,

На качелях двадцать пять,

Столько же в песочнице.

Вот и вечер, а домой все ни как не хочется.

Посмотрели «З» и «С», сто игрушек во дворе.

Где моя, а где твоя сложно разобрать.

Кто поможет нам с тобой их опять собрать?


Давайте поможем определить, где, чьи игрушки.

Известно, что у «З» все игрушки заводные, они звенят, а у «С» игрушки молчат. Если в названии игрушки есть звук «З», то она заводная. Если звук «С» это игрушка «С».

Поросенок, козленок, слоненок, зайка, динозавр, грузовик, кукла Сима, самосвал, зебра, автобус, коляска, сабля, кукла Зина, гусь, Кузя (из Лунтика).

(8 слайд) (картинки взяты из интернета).

«З» и «С» говорят вам спасибо за помощь.

Только вот заводные игрушки без специального ключика не заводятся.

Давайте подберем нужный ключик к игрушкам. (колбочки наполненные шариками зеленного и синего цвета)

Чтобы разгадать комбинацию цветов нужного ключика - выполним задание.

Послушайте и определите твердый или мягкий звук в слове.

Вспомните, каким цветом мы изображаем твердый согласный звук? Синим.

А мягкий согласный? Зеленым.

Сначала я произношу слова, а вы на слух определяете мягкий Сь, Зь или твердый С, З в слове (используем эти же слова, что и в предыдущем задании).

Выбираете соответствующий цвет шарика и опускаете в колбочку-ключик. (9 слайд)

Поросенок, козленок, слоненок, зайка, динозавр, грузовик, кукла Сима, самосвал, зебра, автобус, кукла Зина, сабля, коляска, гусь, Кузя (из Лунтика).

Найдите на картинке такой же ключик как у вас. (10 слайд)

Под каким он номером?

Под номером 3. На какую букву похожа цифра 3? На букву «З».

А теперь давайте послушаем, какие звуки издают заводные игрушки, и повторим их.

Воспроизведение слоговых рядов на слух:

ЗА-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ

СА-СЯ-СЯ-СА

СА-ЗА-ЗЫ-СЫ

УЗ-ОС-ОЗ-ОЗ

Отлично ребята. Вы справились.

Ребята буквы «С» и «З» хотят поиграть с вами в прядки.

Скажите, пожалуйста, чем буквы отличаются от звуков?

Правильно, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.

Найдите буквы «С» и «З» в классе и дайте полный ответ, где спряталась буква. Например: Буква «С» спряталась в книжке. (На парте, на полу, в тетради, на подоконнике, под партой, на доске, под учебником, между книгами, в пенале).

А теперь преобразуем печатные буквы «С» и «З» в письменные: в заглавную и строчную букву.

(11, 12,13 слайд)

Работа в тетради.

Ну что ребята давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: (показывает учитель, дети повторяют) 14 слайд

Посмотрите на меня

На разминку встала я.

Повторяйте все за мной,

Помашите все рукой.

А теперь другой махните,

Головою покрутите.

Пальцы в кулаки сожмите,

Растопырьте, повторите.

Ну-ка левую рукой

Ухо правое закрой.

Нос другой рукой закрой.

Ну-ка правою рукой

Уха левое закрой.

Нос другой рукой закрой.

А теперь соедини

Левое колено,

С правым локтем

Отпусти ногу постепенно.

А теперь соедини

Правое колено,

С левым локтем

Опусти ногу постепенно.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам сесть за парту.

Давайте определим позицию звука в слове (в начале, в середине или в конце слова).

Посмотрите, в каком ряду вы сидите?

Если ваш ряд крайний левый – вы будете вставать, услышав звук С-Сь или З-Зь в начале слова.

Если ваш ряд крайний правый – вы встаете, когда слышите слова с данными звуками в конце слова.

Кто сидит по центру - встает на слова, в которых звук С-Сь и З-Зь по середине.

При этом поднимайте флажок зеленого или синего цвета, в зависимости какой звук в слове мягкий или твердый.

Слова: Ваза, закат, ананас, лиса, ползунки, забавы, сила, князь, козел, груз, косичка, сеть, голос, грязь, зима.

15 слайд

Посмотрите ребята наши буквы С и З опять спрятались.

Вставьте пропущенную букву и запишите слова через запятую в тетрадь: (16 слайд)

*ок*апад *авод *он *ом*ыр*агар*апоги*аря*акат*

ундук*онт*умка*олнце*ын*убр.

А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.

Вот и подошло наше занятие к концу.

С какими звуками мы сегодня работали? Какие буквы повторяли.

Что вам понравилось больше всего на уроке? Что показалось не интересным? Трудным?

Спасибо вам ребята. Вы молодцы.




















Примечание:

Слайд 1 Картинки взяты из интернета (https://www.google.ru/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fforum.sevastopol.info%2Fviewtopic.php%3Ft%3D547292&psig=AOvVaw2BKKsov-im9R1jFgNSgWSA&ust=1595229568194000&source=images&cd=vfe&ved=0CAkQjhxqFwoTCNCmm7jj2OoCFQAAAAAdAAAAABAP)

Слайд 5 картинки взяты из интернет ресурса.

Слайд 6 google.ru/search?q=картинки+не+прпавильной+посадки+при+письме&tb

Слайд 7 Прописи буква «С» взяты из интернета. https://fatisima130801.blogspot.com/2018/12/blog-post.html?m=0

Слайд 8 Прописи буквы «З» взяты из интернета. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/pis-mo-zaghlavnoi-bukvy-z


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.