План-конспект урока технологии «Наряд для печки. Рельефные изразцы» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 3 December 2018 в группе

Тема: Наряд для печки. Рельефные изразцы.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о новом виде декоративно-прикладного искусства - изразце;

создать условия для развития двигательной функции рук;

создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

- развивать умение использовать различные способы поиска информации, ее анализировать;

- формировать уважительное отношение к культуре народа;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;

- развивать эстетические чувства;

- развивать навыки сотрудничества;

- развивать способность решать проблемы творческого и поискового характера;

- развивать способность слушать собеседника и вести диалог.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Самоопределение

Учитель читает стих:

Ты еще не видел чудо?

Никогда не видел чудо?

Посиди и посмотри!

В старину умельцы были.

Чудеса они творили,

Создавали изразцы.

Так попробуем и мы.

-Что же создавали умельцы в старину?

-Давайте проверим, а можем ли мы творить такие же чудеса!

Дети отвечают на вопрос

Личностные;

формируем уважительное отношение к культуре народа

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Откройте учебник на стр. 102, рассмотрите и сравните рисунки японского дама и русской избы.

- Чем они отличаются?

Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода. лекарь от болезней.

- Как вы понимаете это высказывание?

-В устном народном творчестве печь занимает ведущее место.

- В каких сказках о ней говорится?

Сравните слайды двух печей;

-Чем отличаются эти печи?

-А чем украшали печи?

Ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике на стр. 104

Что такое изразцы?

Слово "изразец" образовалось от слова "образить" - украсить.

Какие мастера делали изразцы?

-Из чего мастера делали изразцы?

А из чего еще можно делать изразцы?

Рассмотрите образцы изразцов и скажите, чем одна плитка отличается от остальных?

 

 

- В русской избе большая печь, а в японской ее нет.

 

-Кормилица -это значит, что печь кормила людей, в печи раньше варили еду, защитница от холода - печь обогревала дом, люди для лечения болезней залазили на печь и там прогревались

В сказках "Гуси-лебеди", "По щучьему велению" и многих других мы встречали печь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна украшенная , а другая нет.

 

 

 

Изразцы - это глиняные пластинки с рельефным рисунком

 

. Изразцы делали гончары

.Изразцы делали из глины.

Мы можем делать из пластилина, из соленого теста.

На всех плитках детали наклеены из пластилина. а на одной рисунок как будто вырезан.

Познавательные:

Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе анализа

Регулятивные:

Формировать умение высказывать свое предположение.

Регулятивные;

Формируем умение высказывать свое предположение.

Постановка учебных задач

Анализ изделия.

- Как расположены узоры на изразце?

-Что такое симметрия?

 

-Откуда вам это известно?

Как соединяются детали на большинстве плиток?

 

А в одном образце?

-

-Как по-другому можно назвать те плитки, где изделие состоит из наклеенных кусочков, частей?

Как называются эти узоры?

 

Как можно изготовить плитку другого вида?

 

-Что вы уже умеете делать?

 

 

 

 

Какую трудность будете испытывать?

Что же предстоит узнать сегодня?

Как бы вы назвали сегодняшнюю тему урока?

 

Узоры расположены симметрично.

Симметрия -это зеркальное отражение относительно прямой.

Мы это знаем из уроков математики

Пластилин прилепляется на картон.

Пластилин намазан на картон.

Это аппликация из пластилина.

 

 

Это орнамент в замкнутом пространстве.

Можно намазать материал на основу и убрать часть материала по рисунку.

На уроках изо мы рисовали орнамент, на уроках технологии изготавливали аппликации из пластилина.

Не умеем делать рельефное изображение

Ответы детей.

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать , планировать предстоящую работу

Построение проекта выхода из затруднения

Открытие практического умения.

Кто догадался как выполнить рельефное изображение?

Предлагаю поработать в группах, объединившись по желанию.

-Что предстоит делать? Для чего?

Что самое сложное?

Разделиться на пары

Можно попробовать вырезать его стекой, выдавить каким либо предметом

Будем делать изразец с рельефным изображением .для украшения чего-нибудь.

Самое сложное -аккуратно вырезать узор.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать и понимать других:

Формировать умение высказывать свои мысли

Познавательные:

Формировать способность добывать знания путем наблюдения за образцом, перерабатывать информацию

 

Планирование предстоящей практической работы, (выстраивание последовательности изготовления изделия)

Представьте, как будет выглядеть ваш изразец.

- Где можно найти рисунок для изразца?

- Из какого материала будете делать?

Перед вами в учебнике памятка, для чего она? Прочитайте. Как вы считаете, нет ли там пропущенных действий?

Повторим наш план действий

 

 

 

 

Рисунок можно придумать самим, найти в интернете или в книгах

Из пластилина можно сделать или из соленого теста.

Памятка показывает последовательность действий.

Еще надо нанести ровным слоем материал, нанести узор и вырезать его.

План работы:

-выбрать рисунок для изразца или придумать свой;

-выбрать материал (пластилин или соленое тесто), материалы и инструменты;

-изготовить прямоугольную основу;

-нанести ровным слоем материал;

-нанести рисунок;

-вырезать рисунок стекой (если надо -раскрасить)

Регулятивные:

формируем умение планировать работу;

умение осуществлять личную рефлексию

Регулятивные:

Формировать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

 

Самостоятельно-практическая работа

При работе с какими инструментами нужно быть осторожными?

Как правильно разместить материалы и инструменты, чтобы они не мешали вам и товарищам?

Вы работаете в группах, распределите работу так ,чтобы все были заняты. И еще: изготовленными изразцами мы украсим нашу печь.(рисунок на доске). Вам всем надо договориться о общей цветовой гамме: либо красные - цвет глины, либо гжельские, либо зеленые -муравленые (цвет травы)

Нужно аккуратно работать со стекой и ножницами, чтобы не поранить себя и товарищей.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют "роли" в группе: кто ищет узор, кто готовит основу, кто наносит слой материала, кто переносит узор, кто вырезает рельеф. Все группы договариваются между собой о единой цветовой гамме.

Коммуникативные:

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться.

Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

Уборка рабочих мест.

Обобщение:

-Что нового узнали?

- Чему научились?

-Что можно было бы сделать иначе?

_ Что осталось сделать?

Мы познакомились с новым видим ДПИ -изразцом, научились выполнять орнамент в виде рельефа. Осталось украсить печь

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Рефлексия

Оценка практической деятельности.

Давайте оценим изготовленные изделия по трем критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

Оцените работу друг друга в группе. Какую цель ставили в начале урока? Мы ее добились? Понравилось ли вам работать в группе? Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

В рекомендательной форме указываю на недочеты в работе.

Личностные:

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

 

Используемая литература: Технология 3 класс Е. А. Лутцева

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.