План-конспект урока технологии «Наряд для печки. Рельефные изразцы» (3 класс)
Тема: Наряд для печки. Рельефные изразцы.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о новом виде декоративно-прикладного искусства - изразце;
создать условия для развития двигательной функции рук;
создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
- развивать умение использовать различные способы поиска информации, ее анализировать;
- формировать уважительное отношение к культуре народа;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- развивать эстетические чувства;
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать способность решать проблемы творческого и поискового характера;
- развивать способность слушать собеседника и вести диалог.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Самоопределение |
Учитель читает стих: Ты еще не видел чудо? Никогда не видел чудо? Посиди и посмотри! В старину умельцы были. Чудеса они творили, Создавали изразцы. Так попробуем и мы. -Что же создавали умельцы в старину? -Давайте проверим, а можем ли мы творить такие же чудеса! |
Дети отвечают на вопрос |
Личностные; формируем уважительное отношение к культуре народа |
Актуализация знаний и фиксация затруднений |
Откройте учебник на стр. 102, рассмотрите и сравните рисунки японского дама и русской избы. - Чем они отличаются? Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода. лекарь от болезней. - Как вы понимаете это высказывание? -В устном народном творчестве печь занимает ведущее место. - В каких сказках о ней говорится? Сравните слайды двух печей; -Чем отличаются эти печи? -А чем украшали печи? Ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике на стр. 104 Что такое изразцы? Слово "изразец" образовалось от слова "образить" - украсить. Какие мастера делали изразцы? -Из чего мастера делали изразцы? А из чего еще можно делать изразцы? Рассмотрите образцы изразцов и скажите, чем одна плитка отличается от остальных? |
- В русской избе большая печь, а в японской ее нет.
-Кормилица -это значит, что печь кормила людей, в печи раньше варили еду, защитница от холода - печь обогревала дом, люди для лечения болезней залазили на печь и там прогревались В сказках "Гуси-лебеди", "По щучьему велению" и многих других мы встречали печь
Одна украшенная , а другая нет.
Изразцы - это глиняные пластинки с рельефным рисунком
. Изразцы делали гончары .Изразцы делали из глины. Мы можем делать из пластилина, из соленого теста. На всех плитках детали наклеены из пластилина. а на одной рисунок как будто вырезан. |
Познавательные: Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе анализа Регулятивные: Формировать умение высказывать свое предположение. Регулятивные; Формируем умение высказывать свое предположение. |
Постановка учебных задач |
Анализ изделия. - Как расположены узоры на изразце? -Что такое симметрия?
-Откуда вам это известно? Как соединяются детали на большинстве плиток?
А в одном образце? - -Как по-другому можно назвать те плитки, где изделие состоит из наклеенных кусочков, частей? Как называются эти узоры?
Как можно изготовить плитку другого вида?
-Что вы уже умеете делать?
Какую трудность будете испытывать? Что же предстоит узнать сегодня? Как бы вы назвали сегодняшнюю тему урока? |
Узоры расположены симметрично. Симметрия -это зеркальное отражение относительно прямой. Мы это знаем из уроков математики Пластилин прилепляется на картон. Пластилин намазан на картон. Это аппликация из пластилина.
Это орнамент в замкнутом пространстве. Можно намазать материал на основу и убрать часть материала по рисунку. На уроках изо мы рисовали орнамент, на уроках технологии изготавливали аппликации из пластилина. Не умеем делать рельефное изображение Ответы детей. |
Регулятивные: формируем умение прогнозировать , планировать предстоящую работу |
Построение проекта выхода из затруднения |
Открытие практического умения. Кто догадался как выполнить рельефное изображение? Предлагаю поработать в группах, объединившись по желанию. -Что предстоит делать? Для чего? Что самое сложное? |
Разделиться на пары Можно попробовать вырезать его стекой, выдавить каким либо предметом Будем делать изразец с рельефным изображением .для украшения чего-нибудь. Самое сложное -аккуратно вырезать узор. |
Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других: Формировать умение высказывать свои мысли Познавательные: Формировать способность добывать знания путем наблюдения за образцом, перерабатывать информацию |
Планирование предстоящей практической работы, (выстраивание последовательности изготовления изделия) Представьте, как будет выглядеть ваш изразец. - Где можно найти рисунок для изразца? - Из какого материала будете делать? Перед вами в учебнике памятка, для чего она? Прочитайте. Как вы считаете, нет ли там пропущенных действий? Повторим наш план действий |
Рисунок можно придумать самим, найти в интернете или в книгах Из пластилина можно сделать или из соленого теста. Памятка показывает последовательность действий. Еще надо нанести ровным слоем материал, нанести узор и вырезать его. План работы: -выбрать рисунок для изразца или придумать свой; -выбрать материал (пластилин или соленое тесто), материалы и инструменты; -изготовить прямоугольную основу; -нанести ровным слоем материал; -нанести рисунок; -вырезать рисунок стекой (если надо -раскрасить) |
Регулятивные: формируем умение планировать работу; умение осуществлять личную рефлексию Регулятивные: Формировать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
|
Самостоятельно-практическая работа При работе с какими инструментами нужно быть осторожными? Как правильно разместить материалы и инструменты, чтобы они не мешали вам и товарищам? Вы работаете в группах, распределите работу так ,чтобы все были заняты. И еще: изготовленными изразцами мы украсим нашу печь.(рисунок на доске). Вам всем надо договориться о общей цветовой гамме: либо красные - цвет глины, либо гжельские, либо зеленые -муравленые (цвет травы) |
Нужно аккуратно работать со стекой и ножницами, чтобы не поранить себя и товарищей. Ученики организуют свои рабочие места, распределяют "роли" в группе: кто ищет узор, кто готовит основу, кто наносит слой материала, кто переносит узор, кто вырезает рельеф. Все группы договариваются между собой о единой цветовой гамме. |
Коммуникативные: Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться. |
|
Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи) |
Уборка рабочих мест. Обобщение: -Что нового узнали? - Чему научились? -Что можно было бы сделать иначе? _ Что осталось сделать? |
Мы познакомились с новым видим ДПИ -изразцом, научились выполнять орнамент в виде рельефа. Осталось украсить печь |
Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Рефлексия |
Оценка практической деятельности. Давайте оценим изготовленные изделия по трем критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. Оцените работу друг друга в группе. Какую цель ставили в начале урока? Мы ее добились? Понравилось ли вам работать в группе? Поблагодарите друг друга за сотрудничество. |
В рекомендательной форме указываю на недочеты в работе. |
Личностные: Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы |
Используемая литература: Технология 3 класс Е. А. Лутцева