Урок чтения в 4 классе: Николай Николаевич Носов «Заплатка»

1
0
Материал опубликован 15 November 2019 в группе

Автор: Кузнецова Валентина Ивановна

Место работы: ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №3 г. Иркутска, Иркутская область


План-конспект урока по чтению в 4 классе специальной (коррекционной) школы

Класс: 4

Предмет: чтение

Тема: Николай Николаевич Носов «Заплатка»

Цель:

Закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами. Тренировать соблюдать паузы между предложениями, выбирать необходимую интонацию.

Учить оценивать чувства героев, выбирать в тексте слова, выражения, подтверждающие эти оценки.

Подвести учащихся к выводу о том, что нужно заботиться о своих вещах, беречь их, сравнение с опытом детей.

Оборудование: учебник, презентация, текст речевой зарядки, иллюстрация к тексту, портрет Н.Н. Носова, трудные слова для чтения.

Дифференциация класса:

Первая группа (самая сильная): Алёна, Юля.

Вторая группа: Катя, Паша, Даша.

Третья группа: Вика, Яна, Дима.

Четвертая группа: Миша, Коля.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Проверьте всё ли у вас готово для проведения урока? Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.

Речевая зарядка

- Сейчас у нас речевая зарядка. Научимся читать это короткое стихотворение целыми словами, правильно и выразительно. (учитель на доске пишет стихотворение)

Примостилась для порядка,

На штанах моих заплатка.

Мы и с дыркой, со штанами,

Жили очень хорошо...

Только, посудите сами -

Стыдно, если скажут маме:

- Ваш Владимир к нашей Тане

С дыркой на штанах пришёл!

(И. Брилько)

- Прочитайте стихотворение про себя (жужжащее чтение)

- Послушайте, как я прочитаю это стихотворение выразительно. (учитель читает правильно и выразительно)

- О чём это стихотворение? (о заплатке на штанах)

- Ребята, а у вас были когда-нибудь заплатки на штанах? (ответы детей)

- А как бы вы рассказывали про свою заплатку? Весело или грустно? (ответы детей)

- Кто догадался, это стихотворение серьёзное или шуточное? (ответы детей) Значит, и читать надо радостно и весело.

- Теперь вы прочитаете это стихотворение выразительно (хором читаем это стихотворение до дружного чтения целыми словами)

- Юля, прочитай это стихотворение правильно и выразительно.

- Ребята, как вы думаете, Юля весело прочитала это стихотворение? (нет)

- Катя прочитай это стихотворение правильно.

- Теперь читает Вика (читает до остановки учителем,1-6 строчка), Миша читает дальше. (продолжает чтение до конца, 7-8 строчка).

- Молодцы ребята, у вас получилось прочитать это стихотворение правильно и целыми словами.

Подготовка к восприятию текста

Вывешивается портрет Николая Николаевича Носова

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николая Николаевича Носова. Этот человек жил очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были еще маленькие. Его детство прошло в небольшом городке, где он пошел учиться в школу. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы о детях.

Посмотрите на его портрет.

- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Николая Николаевича Носова «Заплатка».

Первичное чтение текста учителем

- Сейчас я прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте, в конце вам нужно будет ответить на вопрос, как звали героя рассказа

Проверяется у всех ли закрыты книги.

- Итак, как звали героя рассказа? (Бобка)

- А вы запомнили, что произошло с главным героем? (он порвал штаны, и ему пришлось пришивать заплатку самому)

Чтение трудных слов

- Сейчас будем учиться читать этот рассказ и разбирать его. Но вначале прочитаем трудные слова. Когда будем читать текст, читайте эти слова правильно и с выражением.

(на доске вывешиваются слова):

Про-вор-чал проворчал

О-пра-вды-вал-ся оправдывался

Ма-те-рия материя

Смор-щи-лась сморщилась

От-по-рол отпорол

Чер-ниль-ным чернильным

Крях-тел кряхтел

- Прочитайте эти слова про себя.

- Прочитаем первое слово вместе про-вор-чал, проворчал. Что означает это слово? (проговорить сердито)

- Прочитаем второе слово вместе о-пра-вды-вал-ся, оправдывался. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.

- Прочитаем третье слово вместе ма-те-рия, материя. Что означает это слово? (ткань)

- Прочитаем четвёртое слово вместе смор-щи-лась, сморщилась. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.

- Прочитаем пятое слово вместе от-по-рол, отпорол. Что означает это слово? (отрезал)

- Прочитаем шестое слово вместе чер-ниль-ным, чернильным. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.

- Прочитаем седьмое слово вместе крях-тел, кряхтел. Что означает это слово? (издавать глухие неясные звуки)

- Прочитаем эти слова ещё раз. Читает Алёна, теперь Дима.

Чтение текста детьми про себя

- Хорошо, теперь мы готовы читать этот рассказ.

- Можно открыть учебник, страница 115.

- Сейчас прочитайте про себя. Потренируйтесь как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами.

Повторное чтение текста по частям и анализ содержания

- Сейчас будем читать рассказ вслух по частям, разбирать его. Читает тот, кого я назову. Остальные следят.

Первая часть

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны: солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких штанов не было.

- Что было у Бобки? (солдатские штаны)

- Какого цвета, были штаны у Бобки? (защитного цвета)

- Почему ребята завидовали Бобке? (потому что у них не было таких штанов)

Вторая часть

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел скорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

- Я больше не буду! Зашей, мама!

- Сам зашей.

- Так я же ведь не умею!

- Сумел порвать, сумей и зашить.

- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

- Что произошло со штанами Бобки? (он порвал их)

- Что мама сказала Бобке на то, что он попросил зашить штаны?

(- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

- Сам зашей.

- Сумел порвать, сумей и зашить.)

Третья часть

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывался:

- Я просил маму зашить, а она не хочет.

- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.

- Почему ребята смеялись над Бобкой? (потому что он не может сам поставить заплатку)

Четвертая часть

Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи.

Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик так, чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.

- Ну куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.

- Как была пришита заплатка? (торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче)

- Почему заплатка была пришита не аккуратно, торчала на штанах и даже одна штанина стала короче? (потому что Бобка торопился и не старался)

Пятая часть

Он взял ножик и отпорол заплатку.

Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова.

Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

- Почему Бобке пришлось отпарывать заплатку? (потому что он пришил её не аккуратно)

- В это раз, как Бобка пришивал заплатку? (не спеша, аккуратно, обвёл её карандашом и следил, чтоб она не вылезала за черту)

- Как была пришита заплатка? (Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.)

Шестая часть

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

- Итак, как зовут мальчика? (Бобка)

- Кем себя считает Бобка? (солдатом)

- Почему мама не захотела ставить заплатку на штаны Бобке? (потому что если он порвал, значит и должен сам зашить)

- Умел ли Бобка пришивать заплатки? (нет)

- У Бобке получилось поставить заплатку? А почему? (да, потому что он старался и делал всё аккуратно)

- Что сказали ребята Бобке, когда увидели, как он пришил заплатку?

(- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.)

Вывод, которого нужно добиться от детей: Учит нас беречь чужой труд, становиться самостоятельными.

Вывод, который говорит учитель: Учит беречь чужой труд, становится самостоятельными. Вот поэтому Николай Николаевич Носов написал такой поучительный рассказ, в котором он рисует картины самостоятельности мальчика.

Целостное чтение текста

- Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать выразительно. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят. (читают сильные и слабые дети)

Оценка детей по окончании чтения текста.

Заключительная работа по прочитанному

Работа с иллюстрациями

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 116. К какому эпизоду рассказа выполнена данная иллюстрация? Найдите отрывок и прочитайте.

- А теперь посмотрите на первую иллюстрацию на доске. Какому эпизоду рассказа выполнена данная иллюстрация? Найдите отрывок и прочитайте. (на доске картинка, мальчик в штанах зелёного цвета)

Работа над главным героем

- Ребята, скажите вам понравился рассказ Носова? Попробуйте сказать, что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

- А, что вы можете сказать о главном герое – мальчике Бобке? (высказывания детей)

- Как вы думаете, чего хотела добиться мама, когда отказалась пришивать заплатку? Добилась она своего?

- Выберите из слов на доске слова, которые подходят к характеристике Бобки. (аккуратный, старательный, хвастунишка, важный, торопливый, трудолюбивый)

- Итак, скажите, а какое у вас сложилось отношение к мальчику Бобке?

Домашнее задание

- Дома нужно будет научиться читать этот рассказ правильно, выразительно и целыми словами. И после приготовить ответы на вопросы после теста.

1, 2, 3 группа – все вопросы;

4 группа – 1,2 вопрос.

Пересказ – 1,2 группа.

Итог

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке? (Заплатка)

- Кто автор? (Николай Николаевич Носов)

- О ком этот рассказ? (о Бобке)

- Чему научил вас этот рассказ? (беречь чужой труд, и быть немного самостоятельными)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.