Урок чтения в 4 классе: Николай Николаевич Носов «Заплатка»
Автор: Кузнецова Валентина Ивановна
Место работы: ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №3 г. Иркутска, Иркутская область
План-конспект урока по чтению в 4 классе специальной (коррекционной) школы
Класс: 4
Предмет: чтение
Тема: Николай Николаевич Носов «Заплатка»
Цель:
Закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами. Тренировать соблюдать паузы между предложениями, выбирать необходимую интонацию.
Учить оценивать чувства героев, выбирать в тексте слова, выражения, подтверждающие эти оценки.
Подвести учащихся к выводу о том, что нужно заботиться о своих вещах, беречь их, сравнение с опытом детей.
Оборудование: учебник, презентация, текст речевой зарядки, иллюстрация к тексту, портрет Н.Н. Носова, трудные слова для чтения.
Дифференциация класса:
Первая группа (самая сильная): Алёна, Юля.
Вторая группа: Катя, Паша, Даша.
Третья группа: Вика, Яна, Дима.
Четвертая группа: Миша, Коля.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Проверьте всё ли у вас готово для проведения урока? Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.
Речевая зарядка
- Сейчас у нас речевая зарядка. Научимся читать это короткое стихотворение целыми словами, правильно и выразительно. (учитель на доске пишет стихотворение)
Примостилась для порядка,
На штанах моих заплатка.
Мы и с дыркой, со штанами,
Жили очень хорошо...
Только, посудите сами -
Стыдно, если скажут маме:
- Ваш Владимир к нашей Тане
С дыркой на штанах пришёл!
(И. Брилько)
- Прочитайте стихотворение про себя (жужжащее чтение)
- Послушайте, как я прочитаю это стихотворение выразительно. (учитель читает правильно и выразительно)
- О чём это стихотворение? (о заплатке на штанах)
- Ребята, а у вас были когда-нибудь заплатки на штанах? (ответы детей)
- А как бы вы рассказывали про свою заплатку? Весело или грустно? (ответы детей)
- Кто догадался, это стихотворение серьёзное или шуточное? (ответы детей) Значит, и читать надо радостно и весело.
- Теперь вы прочитаете это стихотворение выразительно (хором читаем это стихотворение до дружного чтения целыми словами)
- Юля, прочитай это стихотворение правильно и выразительно.
- Ребята, как вы думаете, Юля весело прочитала это стихотворение? (нет)
- Катя прочитай это стихотворение правильно.
- Теперь читает Вика (читает до остановки учителем,1-6 строчка), Миша читает дальше. (продолжает чтение до конца, 7-8 строчка).
- Молодцы ребята, у вас получилось прочитать это стихотворение правильно и целыми словами.
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Николая Николаевича Носова
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николая Николаевича Носова. Этот человек жил очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были еще маленькие. Его детство прошло в небольшом городке, где он пошел учиться в школу. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы о детях.
Посмотрите на его портрет.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Николая Николаевича Носова «Заплатка».
Первичное чтение текста учителем
- Сейчас я прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте, в конце вам нужно будет ответить на вопрос, как звали героя рассказа
Проверяется у всех ли закрыты книги.
- Итак, как звали героя рассказа? (Бобка)
- А вы запомнили, что произошло с главным героем? (он порвал штаны, и ему пришлось пришивать заплатку самому)
Чтение трудных слов
- Сейчас будем учиться читать этот рассказ и разбирать его. Но вначале прочитаем трудные слова. Когда будем читать текст, читайте эти слова правильно и с выражением.
(на доске вывешиваются слова):
Про-вор-чал проворчал
О-пра-вды-вал-ся оправдывался
Ма-те-рия материя
Смор-щи-лась сморщилась
От-по-рол отпорол
Чер-ниль-ным чернильным
Крях-тел кряхтел
- Прочитайте эти слова про себя.
- Прочитаем первое слово вместе про-вор-чал, проворчал. Что означает это слово? (проговорить сердито)
- Прочитаем второе слово вместе о-пра-вды-вал-ся, оправдывался. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.
- Прочитаем третье слово вместе ма-те-рия, материя. Что означает это слово? (ткань)
- Прочитаем четвёртое слово вместе смор-щи-лась, сморщилась. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.
- Прочитаем пятое слово вместе от-по-рол, отпорол. Что означает это слово? (отрезал)
- Прочитаем шестое слово вместе чер-ниль-ным, чернильным. Прочитайте это слово по слогам. Прочитаем ещё раз целыми словом.
- Прочитаем седьмое слово вместе крях-тел, кряхтел. Что означает это слово? (издавать глухие неясные звуки)
- Прочитаем эти слова ещё раз. Читает Алёна, теперь Дима.
Чтение текста детьми про себя
- Хорошо, теперь мы готовы читать этот рассказ.
- Можно открыть учебник, страница 115.
- Сейчас прочитайте про себя. Потренируйтесь как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами.
Повторное чтение текста по частям и анализ содержания
- Сейчас будем читать рассказ вслух по частям, разбирать его. Читает тот, кого я назову. Остальные следят.
Первая часть
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
- Смотрите, ребята, какие у меня штаны: солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких штанов не было.
- Что было у Бобки? (солдатские штаны)
- Какого цвета, были штаны у Бобки? (защитного цвета)
- Почему ребята завидовали Бобке? (потому что у них не было таких штанов)
Вторая часть
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел скорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
- Что произошло со штанами Бобки? (он порвал их)
- Что мама сказала Бобке на то, что он попросил зашить штаны?
(- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Сам зашей.
- Сумел порвать, сумей и зашить.)
Третья часть
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывался:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.
- Почему ребята смеялись над Бобкой? (потому что он не может сам поставить заплатку)
Четвертая часть
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи.
Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик так, чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.
- Ну куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.
- Как была пришита заплатка? (торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче)
- Почему заплатка была пришита не аккуратно, торчала на штанах и даже одна штанина стала короче? (потому что Бобка торопился и не старался)
Пятая часть
Он взял ножик и отпорол заплатку.
Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
- Почему Бобке пришлось отпарывать заплатку? (потому что он пришил её не аккуратно)
- В это раз, как Бобка пришивал заплатку? (не спеша, аккуратно, обвёл её карандашом и следил, чтоб она не вылезала за черту)
- Как была пришита заплатка? (Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.)
Шестая часть
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.
- Итак, как зовут мальчика? (Бобка)
- Кем себя считает Бобка? (солдатом)
- Почему мама не захотела ставить заплатку на штаны Бобке? (потому что если он порвал, значит и должен сам зашить)
- Умел ли Бобка пришивать заплатки? (нет)
- У Бобке получилось поставить заплатку? А почему? (да, потому что он старался и делал всё аккуратно)
- Что сказали ребята Бобке, когда увидели, как он пришил заплатку?
(- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.)
Вывод, которого нужно добиться от детей: Учит нас беречь чужой труд, становиться самостоятельными.
Вывод, который говорит учитель: Учит беречь чужой труд, становится самостоятельными. Вот поэтому Николай Николаевич Носов написал такой поучительный рассказ, в котором он рисует картины самостоятельности мальчика.
Целостное чтение текста
- Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать выразительно. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят. (читают сильные и слабые дети)
Оценка детей по окончании чтения текста.
Заключительная работа по прочитанному
Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 116. К какому эпизоду рассказа выполнена данная иллюстрация? Найдите отрывок и прочитайте.
- А теперь посмотрите на первую иллюстрацию на доске. Какому эпизоду рассказа выполнена данная иллюстрация? Найдите отрывок и прочитайте. (на доске картинка, мальчик в штанах зелёного цвета)
Работа над главным героем
- Ребята, скажите вам понравился рассказ Носова? Попробуйте сказать, что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
- А, что вы можете сказать о главном герое – мальчике Бобке? (высказывания детей)
- Как вы думаете, чего хотела добиться мама, когда отказалась пришивать заплатку? Добилась она своего?
- Выберите из слов на доске слова, которые подходят к характеристике Бобки. (аккуратный, старательный, хвастунишка, важный, торопливый, трудолюбивый)
- Итак, скажите, а какое у вас сложилось отношение к мальчику Бобке?
Домашнее задание
- Дома нужно будет научиться читать этот рассказ правильно, выразительно и целыми словами. И после приготовить ответы на вопросы после теста.
1, 2, 3 группа – все вопросы;
4 группа – 1,2 вопрос.
Пересказ – 1,2 группа.
Итог
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке? (Заплатка)
- Кто автор? (Николай Николаевич Носов)
- О ком этот рассказ? (о Бобке)
- Чему научил вас этот рассказ? (беречь чужой труд, и быть немного самостоятельными)