Материал к урокам русского языка в 8 классе: Повторение и закрепление темы «Односоставные предложения»
«Повторение и закрепление темы «Односоставные предложения"PPTX / 865.01 Кб
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
Тема: «Повторение и закрепление темы «Односоставные предложения».
Тема: | Повторение и закрепление темы «Односоставные предложения |
Тип урока | урок закрепления |
Дата урока | |
Учитель | |
Образовательные ресурсы, оборудование | Учебник: Русский язык. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2019. 1) сигнальные карточки 2) карточки с опорной записью 3) компьютер 4) SMART доска 5) мультимедийная презентация 6)персональные ноутбуки |
Цели | закрепить знания о видах односоставных предложений; совершенствовать умение видеть и различать их в контексте и выделять пунктуационно; правильно строить односоставные предложения; умение использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся. |
Формы обучения | коллективная, фронтальная, индивидуальная. |
Методы обучения | словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся. |
Планируемые результаты | Предметные: умение сопоставлять различные виды односоставных предложений. Регулятивные: постановка учебной задачи. Познавательные: сравнивать и сопоставлять речевые высказывания с точки зрения содержания; Коммуникативные: правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста. |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой. (Включение в предметно-практическую деятельность). Всем доброе утро. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» Покажите мне, пожалуйста, свое настроение. У меня оно такое (дети показывают карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой или тучки). | Приветствуют учителя, улыбаются, проверяют готовность к уроку. Работают с сигнальными карточками | ||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Проверка домашнего задания | Учитель: Сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний по изучению темы «Односоставные предложения». Наша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме, т.к. именно односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни (при написании официальных бумаг, умению правильно и красиво выражать свои мысли). Наш урок сегодня будет проходит в форме игра и будет называться «Формула здоровья». Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Чтоб нескучным показался наш сегодняшний урок, предлагаю всем нам дружно пройти все задания нашей игры. А она у нас необычная: задания нужно выполнять верно, чтобы прийти к здоровому образу жизни, не свернув на тропу «вредных привычек», сделав лишь один неверный шаг. Все это мы будем делать, употребляя только односоставные предложения.
Перед вами маршрутный лист нашей игры «Формула здоровья» со своими заданиями. Выполняя их на нашем уроке, вы будете зарабатывать себе баллы. В конце уроке, опираясь на итоговый балл, я выставлю вам оценки за урок. Запишите число в тетрадях и тему урока (СЛАЙД 1) Дома вы должны были подобрать примеры односоставных предложений о здоровом образе жизни, о режиме дня (проверка). | Записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока. Выборочный опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||
III. Обобщение знаний. 1. Прием «Цепочка» | Наше первое задание «Правила здорового образа жизни». Что такое здоровый образ жизни? Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? На какие группы подразделяются односоставные предложения? (СЛАЙД 2-3) За каждый правильный ответ, выставите себе по 1 баллу. | Учащиеся отвечают на вопросы по цепочке. Выставляют полученные баллы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление пройденного материала урока. 1. Работа с доской 2. Индивидуальная работа учащихся. 3. Работа с карточками. | Следующее задание «Режим дня». Здесь мы с вами вспомним определённо – личные предложения. (СЛАЙД 4) Какие предложения называются определённо – личными? (это предложения без подлежащего, в которых форма глагола – сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определенным лицом, 1-м или 2-м) Чем выражен главный член предложения? (формой глагола 1-го и 2-го лица в ед. и мн. числе изъявительного и повелительного наклонения) Перед вами на слайд выведены предложения (СЛАЙД 5) Прочитайте внимательно эти предложения. Вы должны из данных предложений назвать номера только тех, которые являются определенно-личными: Утро понедельника. Встаю в 6 часов. Иду умываться. Готовлю завтрак. Пришло время выходить из дома. Оделся, вышел. Жду автобуса. Он опоздал на 5 минут. До школы ехать полчаса. Потом какая-то бабушка вышла. Я сел на её место. Через полчаса мы подъехали к школе. Пришёл в школу. Меня встретили мои друзья. После уроков иду домой. Ответы: 2,3,4,6,7,13,15 (СЛАЙД 6) За каждый правильный ответ, выставите себе по 1 баллу. Немаловажным аспектом в здоровом образе жизни является и «Правильное питание». А это и будет следующим заданием. Что вы знаете о правильном питании? А здесь мы поработаем с вами с обобщённо – личными предложениями. Какие предложения называются обобщённо – личными? (это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым, который называет действие имеющее отношение к любому лицу) Чем выражено сказуемое в таких предложениях? (формой глагола 2 л., ед.ч.) (СЛАЙД 7) Следующее задание будет таковым: Каждый из учащихся составляет по 1 обобщенно – личному предложению о правильном питании.
За каждый правильный ответ, выставите себе по 1 баллу. Большое влияние в профилактике различных заболеваний принадлежит «Личной гигиене». А что входит в ваше понятие «личная гигиена»? Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. На этом этапе мы вспомним о неопределенно-личных предложениях. Что важнее в неопределенно-личных предложениях: само действие или лица, которые его производят? (действие) Какую форму имеет сказуемое в неопределенно-личных предложениях? (форму 3 лица мн.ч. или форму прошедшего времени). (СЛАЙД 8) Перед вами карточки с текстом, вам нужно найти «пятое лишнее предложение», объясняет свой выбор. Девчонки подбежали к умывальнику. (Предложение двусоставное). Сначала вымыли руки с мылом. Намылили их с обеих сторон и между пальцами, смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем. А какие советы вы могли бы дать по привитию гигиенических навыков – неотъемлемой части культурного поведения? За каждый правильный ответ, выставите себе по 1 баллу. | Учащиеся выполняют задание, называя верные ответы. Выставляют полученные баллы. Учащиеся отвечают на вопросы Выставляют полученные баллы. Учащиеся отвечают на вопросы Выставляют полученные баллы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
V. Физминутка | А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкульминутку. https://yandex.ru/video/preview/7318078691771899224 (СЛАЙД 9) | Учащиеся повторяют упражнения | ||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Закрепление пройденного материала 1. Индивидуальная работа с карточками 2. Прием «Проверь и оцени себя сам» 2. Работа с доской | Итак, легко преодолев задание «Личной гигиены», мы оказываемся в задании «Движение». Бег, велосипед, лыжи, плавание, физический труд. Где бы ты ни жил: в большом городе или небольшой деревне, на знойном юге или холодном севере, по крайней мере, одно из пяти средств вполне доступно. Не упускай ни малейшей возможности «ощутить мышечную радость», как говорил И.П. Павлов (физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии). Какие предложения называются безличными? (это односоставные предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо) Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении? Безличным глаголом, при котором подлежащее невозможно; Безличной формой личного глагола, который может употребляться в двусоставном предложении; Словами нет, не было; Неопределённой формой глагола; Неопределённой формой глагола в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; Словами категории состояния или краткими страдательными причастиями в форме ср.р. со словом быть или без него. (СЛАЙД 10) Перед вами карточка с таблицей, вы должны соотнести предложения стрелочками с указанным сказуемым.
А сейчас ребята вы, ребята, сами оцените свою работу. Посмотрите на доску, проверьте свои работы и исправьте ошибки, если они имеются. (СЛАЙД 11)
Какие предложения остались? Для начала ты можешь обтираться жёстким полотенцем. Спорт – это жизнь. Почему? Они двусоставные. За каждый правильный ответ, выставите себе по 1 баллу. А теперь настало время поговорить о «вредных привычках». И следующее задание «Вредные привычки». Что относится к вредным привычкам? Почему их так называют – «вредные привычки»? Чем они вредны? Посмотрим на доску. Вам нужно определить грамматические основы в каждом предложении и определите, чем они выражены. (СЛАЙД 12) Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Потеря возможности учиться. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Падение… Вот к чему могут привести вредные привычки. За каждый правильный ответ, выставите себе по 1 баллу. Какие предложения были использованы в тексте? (Назывные) Почему их так называют? (потому что эти предложения простые, в которых один главный член, выражен именем существительным) (СЛАЙД 13 ) | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся выполняют задания в карточках. Учащиеся проверяют и исправляют свои работы. Выставляют полученные баллы Учащиеся называют грамматические основы в предложениях, проверяют. Выставляют полученные баллы. Отвечают на вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Обобщение | А сейчас, когда мы повторили все правила здорового образа жизни и все об односоставных предложениях, я предлагаю вам игру на внимание «Скорые вопросы и ответы». Я произношу фразу, а вы мне должны быстро показать правильность ответов сигнальными карточками. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1,2 лица? Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? Может ли назывное предложение быть распространенным? Назывные – двусоставные предложения? | Учащиеся поднимают каточки с ответом ДА или НЕТ ДА ДА ДА НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
VIII.Рефлексия «Яблоня» | На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. | А сейчас ребята мы посмотрим насколько вам понравился наш урок | ||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Домашнее задание (на экране) | Составьте небольшую памятку – совет о том, как вести здоровый образ жизни, используя односоставные предложения. (СЛАЙД 14) | Слушают инструктаж, записывают дом. задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
X. Выставление оценок | А сейчас приступим к выставлению оценок за урок. Посчитайте свои баллы. 18-20 – оценка «5» 15-17 – оценка «4» 11-14 – оценка «3» Менее 10 баллов – оценка «2». (СЛАЙД 15) Сдайте мне свои маршрутные листы. (СЛАЙД 16 ) Спасибо за внимание! | |