Занятие по окружающему миру в 3 классе «Растениеводство»

4
0
Материал опубликован 19 September 2020

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3.

Тема урока: Растениеводство.

Тип урока: урок изучения нового материала и его закрепления.

урока: первый.

Цели урока

Образовательная: 

сформировать понятие «растениеводство»; 

учить различать культурные растения.

Развивающая:

способствовать развитию познавательных процессов (мышления, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к продуктам питания;

расширять кругозор и любознательность  детей.

Планируемые результаты

Предметные:

формировать понятие «растениеводство»;

формировать умение различать культурные растения и умение приводить примеры.

Формируемые УУД

Познавательные:

раскрывать понятия «растениеводство»  использовать его в активном словаре;

развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя);

планировать свою работу по изучению нового материала.

Регулятивные:

понимать учебные задания в соответствии с целью и выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно;

формировать способность выбирать необходимые знания из различных видов информационных источников;

ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

развивать навыки сотрудничества в паре и в группе со сверстниками при выполнении совместном решении учебной задачи;

умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.

Прогнозируемые результаты:

узнают, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются;

научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану.

Основные понятия: растениеводство.

Форма организации учебной деятельности (УД): индивидуальная, фронтальная, групповая и парная.

Литература: Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Провсещение, 2013. – 175 с.: ил. – (Школа России).

Оборудование: картинки (веселое/грустное настроение, сельское хозяйство, растениеводство, культурные растения), карточка с вопросами, карточки с заданиями на дом.

Этапы урока:

Организационный момент ( мин)

Актуализация знаний ( мин)

Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся ( мин)

Изучение и закрепление нового материала ( мин)

Рефлексия учебной деятельности ( мин)

Домашнее задание ( мин)


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Форма организации УД

1

2

3

4

Организационный момент

Проверка готовности к уроку учащихся и их приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Сегодня нас ждут открытия, и вы узнаете много интересного. От вас, всего лишь, потребуется внимательность, сосредоточенность и дисциплина.

Для начала узнаем ваше настроение.

Выберите ту картину, которая больше всего описывает ваше настроение на данный момент.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа (см. Приложение 1). Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в начале/конце занятия.

Проверяют учебные принадлежности на парте.



Приветствие учителя.









Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Показывают учителю.

Личностные:

развитие познавательного интереса.

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

настраивать себя на продуктивную работу.


Фронтальная и индивидуальная.

Актуализация знаний

1

2

3

4

- Ребята, перед тем как мы перейдем к изучению нового материала вспомним предыдущий.

Учитель выдает карточки с вопросами (см. Приложение 2).

- Вам необходимо постараться ответить на все вопросы. Работать вы будете в парах.






Проверка: учитель зачитывает вопрос и дает правильный ответ.




- Поднимите руки, у кого все сделано правильно.





Учащиеся получают карточки.



Отвечают на вопросы.

Ответы:

1.Торговля. 2.Свежими продуктами. 3. Воздух. 4. В еде.

Учащиеся делают проверку и отмечают ошибки.




Поднимают руки те ученики, у которых нет ошибок.

Личностные:

совершенствовать имеющиеся знания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

организовать выполнение заданий.


Фронтальная и парная.

Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1

2

3

4

Задание 1. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что это за отрасль экономики.

t1600510080aa.jpg

- Молодцы! Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей (или отраслей).

Задание 2. А теперь ребята, внимательно изучите следующую картинку и постарайтесь ответить на вопрос. Как называется данная часть (отрасль) сельского хозяйства? Ваши идеи.

t1600510080ab.png

- Правильно. Данная часть (отрасль) сельского хозяйства называется растениеводством.

- Так о чем же мы будем сегодня с вами разговаривать и что изучать?




-Правильно.

Открываем тетради, записываем «Классная работа» и тему урока «Растениеводство».


- Сельское хозяйство.














Предположительные ответы учащихся:

- Выращивание растений / круп. Растениеводство.















- Разговаривать будем о растениеводстве. Изучать будем, как выращивают и называются эти растения.


Записывают классную работу и тему урока.

Личностные:

осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Познавательные:

устанавливать закономерности, строить рассуждения;

сравнивать различные объекты, явления;

структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать свое предположение.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему;

принимать и сохранять учебную цель.

Фронтальная.

Изучение и закрепление нового материала

1

2

3

4

- Как ранее было сказано растениеводство – это отрасль сельского хозяйства. Эта отрасль распространена по всему земному шару. Продукция, получаемая при возделывании культур, используется для питания населения, как корм животным, сырье в производстве (текстильном, фармацевтическом, пищевом, парфюмерном). Кроме того, используются продукция растениеводства в цветоводстве (декоративная сфера).

Откройте учебники на стр.51 и найдите определение «растениеводство».





Но растениеводство – это не только выращивание культур, но и изучение их разнообразия, форм, видов, сортов, гибридов. Для наиболее успешного выращивания растений, постоянно совершенствуются приемы их возделывания, выискиваются решения возникающих проблем. То есть это целая наука.

И сегодня на уроке мы познакомимся с новыми культурными растениями и повторим то, что знаем об уже известных нам растениях.

Задание 3. Вам необходимо, заполнить таблицу, используя учебник.

Учитель чертит таблицу.

Название группы растений

Названия растений







Учитель заполняет 1 столбец.

1 группа растений – «зерновые».

2 группа – «кормовые».

3 группа – «прядильные».

Каждый ряд должен заполнить 2 столбец, т.е. по учебнику найти названия растений, которые входят в данную группу. После будут заданы вопросы по каждой группе.

1 ряд заполняет группу «зерновые», 2 ряд – «кормовые», 3 ряд – «прядильные».

Проверка. Учитель спрашивает по 2,3 человека каждого ряда, задает вопросы к каждой группе растений.

Учитель заполняет таблицу.

- К 1 группе, какие растения еще можно добавить? Дописываем в таблицу.

- Для чего выращивают зерновые культуры?





Правильно, зерновые культуры являются частью почти любой еды человека, но и животных тоже.

2 группа «кормовые».



- Для чего выращивают кормовые культуры?

3 группа «прядильные».


- Для чего нужны прядильные культуры?



- Все хорошо поработали.

- Ребята, а теперь у вас есть возможность открыть новые знания и поработать в группах.

1 ряд (1 группа) будут исследовать «зерновые культуры», 2 ряд (2 группа) – «кормовые культуры», 3 ряд (3 группа) – «прядильные».

-Повторим правила в группах. Какие вы знаете?


- Открываем учебники на стр.51 «Практическая работа».

Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия. Составьте (устно) описание каждого растения по плану. Учитель зачитывает план.

Раздает к каждой группе картинки с культурными растениями (см. Приложение 3). 1 группа: пшеница, кукуруза, рис. 2 группа: клевер, кормовая свёкла, люцерна. 3 группа: хлопок, лён, джут.

- Распределите обязанности в группе и приступайте.


- А теперь посмотрим, что у вас получилось.


- Залог успеха растениеводства – труд человека. Только благодаря труду удалось вывести огромное количество самых разнообразных сортов культурных растений, приспособить их для выращивания в различных регионах планеты, регулярно собирать щедрые урожаи.












Открывают учебники на стр.51. Один учащийся читает определение.

«Растениеводство» - выращивание культурных растений.
















Учащиеся чертят таблицу в тетрадях.






Учащиеся вместе с учителем заполняют 1 столбец.


Заполняют 2 столбец, используя учебник.









- 1 группа «зерновые»: пшеница, рожь (по учебнику). Остальные учащиеся заполняют таблицу.

- Рис, кукуруза, просо, ячмень.

- Для питания человека, для выпекания хлеба.



- тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла (по учебнику).

- Выращиваются для корма домашних животных.

- хлопчатник (хлопок), лён (по учебнику).

- Для использования на специальных предприятиях. Из них получают нити, а затем ткани.





Учащиеся садятся в группу.




- Не шуметь, слушать друг друга, уважать других и т.д.














Учащиеся работаю в группах, описывая каждое растение по плану.

3 ученика из каждой группы отвечают, другие дополняют.










Личностные: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

анализировать, делать выводы, строить рассуждения;

анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Коммуникативные:

Контролировать действия партнера;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

Фронтальная, индивидуальная и групповая.

Рефлексия учебной деятельности

1

2

3

4

- Подведем небольшие итоги урока.

Учитель задает вопросы.

- О каких культурах вы уже знали? С какими растениями сегодня познакомились? О каких узнали что-то новое?

- Что такое растениеводство? Для чего оно необходимо?

А теперь узнаем ваше настроение в конце нашего урока.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа (см. Приложение 1). Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в начале/конце занятия.

Если кто-то выбирает с плохим настроением, то выясняем причины.


Ученики отвечают на поставленные вопросы.









Выбирают одну из картин и показывают учителю.


Личностные:

умение давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные: анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития.


Фронтальная и индивидуальная.

Домашнее задание

1

2

3

4

- Открывайте дневники, записывайте домашнее задание.

Стр. 51-53 (читать).

Задание 4. Дома на стр.53 вы прочитаете про «Труд растениеводов». По тексту вы должны найти ответы на вопросы, которые я вам выдам. А нас следующем уроке проверку сделаем.

Учитель выдает каждому ученику листочки с вопросами.

Вопросы:

Люди, каких профессий работают в растениеводстве? Что они знают и умеют?

Какие качества необходимы человеку такой профессии?

Кто будет хорошим растениеводом?

Какая техника помогает растениеводу в его работе? Смотри на картинки.

Стр. 54 - 55 прочитать (по желанию).

Задание 5 выполнить письменно.

Учитель раздает 5 задание на листочках.

Выбрать край/регион/область наш или какой-нибудь другой РФ. Найти и написать какие культурные растения выращивают.

Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание. А также задают вопросы.

Познавательные:

умение структурировать знания.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

осознание того, что уже освоено и что еще подлежит освоению.

Фронтальная.















Приложение 1

Картина с грустным настроением

Картина с веселым настроением

t1600510080ac.png

t1600510080ad.png















Приложение 2





t1600510080ae.jpgВыберите правильный ответ.

Какая отрасль экономики не принимает участия в производстве хлеба?

Торговля

Сельское хозяйство

Промышленность

Чем человек удовлетворяет потребность в еде?

Тёплой одеждой

Чтением книг

Свежими продуктами

Что человек получает непосредственно от природы?

Воздух

Питьевую воду

Электричество

Отметь, какие потребности человека удовлетворяет сельское хозяйство.

В одежде

В еде

В жилище

































Приложение 3



1 группа

Пшеница

t1600510080af.png

Кукуруза

t1600510080ag.png

Рис

t1600510080ah.png

2 группа

Клевер

t1600510080ai.png

Кормовая свёкла

t1600510080aj.png

Люцерна

t1600510080ak.png

3 группа

Хлопок

t1600510080al.png

Лён

t1600510080am.pngt1600510080an.png

Джут

t1600510080ao.png







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.