Занятие по окружающему миру в 3 классе «Растениеводство»
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3.
Тема урока: Растениеводство.
Тип урока: урок изучения нового материала и его закрепления.
№ урока: первый.
Цели урока
Образовательная:
сформировать понятие «растениеводство»;
учить различать культурные растения.
Развивающая:
способствовать развитию познавательных процессов (мышления, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к продуктам питания;
расширять кругозор и любознательность детей.
Планируемые результаты
Предметные:
формировать понятие «растениеводство»;
формировать умение различать культурные растения и умение приводить примеры.
Формируемые УУД
Познавательные:
раскрывать понятия «растениеводство» использовать его в активном словаре;
развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя);
планировать свою работу по изучению нового материала.
Регулятивные:
понимать учебные задания в соответствии с целью и выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно;
формировать способность выбирать необходимые знания из различных видов информационных источников;
ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
развивать навыки сотрудничества в паре и в группе со сверстниками при выполнении совместном решении учебной задачи;
умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы.
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
Прогнозируемые результаты:
узнают, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются;
научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану.
Основные понятия: растениеводство.
Форма организации учебной деятельности (УД): индивидуальная, фронтальная, групповая и парная.
Литература: Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Провсещение, 2013. – 175 с.: ил. – (Школа России).
Оборудование: картинки (веселое/грустное настроение, сельское хозяйство, растениеводство, культурные растения), карточка с вопросами, карточки с заданиями на дом.
Этапы урока:
Организационный момент ( мин)
Актуализация знаний ( мин)
Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся ( мин)
Изучение и закрепление нового материала ( мин)
Рефлексия учебной деятельности ( мин)
Домашнее задание ( мин)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Форма организации УД | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Организационный момент | |||||||||||
Проверка готовности к уроку учащихся и их приветствие. - Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Сегодня нас ждут открытия, и вы узнаете много интересного. От вас, всего лишь, потребуется внимательность, сосредоточенность и дисциплина. Для начала узнаем ваше настроение. Выберите ту картину, которая больше всего описывает ваше настроение на данный момент. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа (см. Приложение 1). Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в начале/конце занятия. | Проверяют учебные принадлежности на парте. Приветствие учителя. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Показывают учителю. | Личностные: развитие познавательного интереса. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу. | Фронтальная и индивидуальная. | ||||||||
Актуализация знаний | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
- Ребята, перед тем как мы перейдем к изучению нового материала вспомним предыдущий. Учитель выдает карточки с вопросами (см. Приложение 2). - Вам необходимо постараться ответить на все вопросы. Работать вы будете в парах. Проверка: учитель зачитывает вопрос и дает правильный ответ. - Поднимите руки, у кого все сделано правильно. | Учащиеся получают карточки. Отвечают на вопросы. Ответы: 1.Торговля. 2.Свежими продуктами. 3. Воздух. 4. В еде. Учащиеся делают проверку и отмечают ошибки. Поднимают руки те ученики, у которых нет ошибок. | Личностные: совершенствовать имеющиеся знания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные: участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. Регулятивные: организовать выполнение заданий.
| Фронтальная и парная. | ||||||||
Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Задание 1. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что это за отрасль экономики. - Молодцы! Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей (или отраслей). Задание 2. А теперь ребята, внимательно изучите следующую картинку и постарайтесь ответить на вопрос. Как называется данная часть (отрасль) сельского хозяйства? Ваши идеи. - Правильно. Данная часть (отрасль) сельского хозяйства называется растениеводством. - Так о чем же мы будем сегодня с вами разговаривать и что изучать? -Правильно. Открываем тетради, записываем «Классная работа» и тему урока «Растениеводство». | - Сельское хозяйство. Предположительные ответы учащихся: - Выращивание растений / круп. Растениеводство. - Разговаривать будем о растениеводстве. Изучать будем, как выращивают и называются эти растения. Записывают классную работу и тему урока. | Личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Познавательные: устанавливать закономерности, строить рассуждения; сравнивать различные объекты, явления; структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему; принимать и сохранять учебную цель. | Фронтальная. | ||||||||
Изучение и закрепление нового материала | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
- Как ранее было сказано растениеводство – это отрасль сельского хозяйства. Эта отрасль распространена по всему земному шару. Продукция, получаемая при возделывании культур, используется для питания населения, как корм животным, сырье в производстве (текстильном, фармацевтическом, пищевом, парфюмерном). Кроме того, используются продукция растениеводства в цветоводстве (декоративная сфера). Откройте учебники на стр.51 и найдите определение «растениеводство». Но растениеводство – это не только выращивание культур, но и изучение их разнообразия, форм, видов, сортов, гибридов. Для наиболее успешного выращивания растений, постоянно совершенствуются приемы их возделывания, выискиваются решения возникающих проблем. То есть это целая наука. И сегодня на уроке мы познакомимся с новыми культурными растениями и повторим то, что знаем об уже известных нам растениях. Задание 3. Вам необходимо, заполнить таблицу, используя учебник. Учитель чертит таблицу.
Учитель заполняет 1 столбец. 1 группа растений – «зерновые». 2 группа – «кормовые». 3 группа – «прядильные». Каждый ряд должен заполнить 2 столбец, т.е. по учебнику найти названия растений, которые входят в данную группу. После будут заданы вопросы по каждой группе. 1 ряд заполняет группу «зерновые», 2 ряд – «кормовые», 3 ряд – «прядильные». Проверка. Учитель спрашивает по 2,3 человека каждого ряда, задает вопросы к каждой группе растений. Учитель заполняет таблицу. - К 1 группе, какие растения еще можно добавить? Дописываем в таблицу. - Для чего выращивают зерновые культуры? Правильно, зерновые культуры являются частью почти любой еды человека, но и животных тоже. 2 группа «кормовые». - Для чего выращивают кормовые культуры? 3 группа «прядильные». - Для чего нужны прядильные культуры? - Все хорошо поработали. - Ребята, а теперь у вас есть возможность открыть новые знания и поработать в группах. 1 ряд (1 группа) будут исследовать «зерновые культуры», 2 ряд (2 группа) – «кормовые культуры», 3 ряд (3 группа) – «прядильные». -Повторим правила в группах. Какие вы знаете? - Открываем учебники на стр.51 «Практическая работа». Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия. Составьте (устно) описание каждого растения по плану. Учитель зачитывает план. Раздает к каждой группе картинки с культурными растениями (см. Приложение 3). 1 группа: пшеница, кукуруза, рис. 2 группа: клевер, кормовая свёкла, люцерна. 3 группа: хлопок, лён, джут. - Распределите обязанности в группе и приступайте. - А теперь посмотрим, что у вас получилось. - Залог успеха растениеводства – труд человека. Только благодаря труду удалось вывести огромное количество самых разнообразных сортов культурных растений, приспособить их для выращивания в различных регионах планеты, регулярно собирать щедрые урожаи. | Открывают учебники на стр.51. Один учащийся читает определение. «Растениеводство» - выращивание культурных растений. Учащиеся чертят таблицу в тетрадях. Учащиеся вместе с учителем заполняют 1 столбец. Заполняют 2 столбец, используя учебник. - 1 группа «зерновые»: пшеница, рожь (по учебнику). Остальные учащиеся заполняют таблицу. - Рис, кукуруза, просо, ячмень. - Для питания человека, для выпекания хлеба. - тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла (по учебнику). - Выращиваются для корма домашних животных. - хлопчатник (хлопок), лён (по учебнику). - Для использования на специальных предприятиях. Из них получают нити, а затем ткани. Учащиеся садятся в группу. - Не шуметь, слушать друг друга, уважать других и т.д. Учащиеся работаю в группах, описывая каждое растение по плану. 3 ученика из каждой группы отвечают, другие дополняют. | Личностные: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; желание осваивать новые виды деятельности. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; анализировать, делать выводы, строить рассуждения; анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Коммуникативные: Контролировать действия партнера; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи; самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели. | Фронтальная, индивидуальная и групповая. | ||||||||
Рефлексия учебной деятельности | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
- Подведем небольшие итоги урока. Учитель задает вопросы. - О каких культурах вы уже знали? С какими растениями сегодня познакомились? О каких узнали что-то новое? - Что такое растениеводство? Для чего оно необходимо? А теперь узнаем ваше настроение в конце нашего урока. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа (см. Приложение 1). Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в начале/конце занятия. Если кто-то выбирает с плохим настроением, то выясняем причины. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Выбирают одну из картин и показывают учителю. | Личностные: умение давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития. | Фронтальная и индивидуальная. | ||||||||
Домашнее задание | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
- Открывайте дневники, записывайте домашнее задание. Стр. 51-53 (читать). Задание 4. Дома на стр.53 вы прочитаете про «Труд растениеводов». По тексту вы должны найти ответы на вопросы, которые я вам выдам. А нас следующем уроке проверку сделаем. Учитель выдает каждому ученику листочки с вопросами. Вопросы: Люди, каких профессий работают в растениеводстве? Что они знают и умеют? Какие качества необходимы человеку такой профессии? Кто будет хорошим растениеводом? Какая техника помогает растениеводу в его работе? Смотри на картинки. Стр. 54 - 55 прочитать (по желанию). Задание 5 выполнить письменно. Учитель раздает 5 задание на листочках. Выбрать край/регион/область наш или какой-нибудь другой РФ. Найти и написать какие культурные растения выращивают. | Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание. А также задают вопросы. | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже освоено и что еще подлежит освоению. | Фронтальная. |
Приложение 1
Картина с грустным настроением | Картина с веселым настроением |
| |
Приложение 2
Выберите правильный ответ.
Какая отрасль экономики не принимает участия в производстве хлеба?
Торговля
Сельское хозяйство
Промышленность
Чем человек удовлетворяет потребность в еде?
Тёплой одеждой
Чтением книг
Свежими продуктами
Что человек получает непосредственно от природы?
Воздух
Питьевую воду
Электричество
Отметь, какие потребности человека удовлетворяет сельское хозяйство.
В одежде
В еде
В жилище
Приложение 3
1 группа | |
Пшеница | |
Кукуруза | |
Рис | |
2 группа | |
Клевер | |
Кормовая свёкла | |
Люцерна | |
3 группа | |
Хлопок | |
Лён | |
Джут | |