Статья на тему «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Тема: «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Профилактика правонарушений и преступлений в Колледже одно из приоритетных направлений работы не только воспитательной службы, а и всего коллектива.
Анализ правонарушений совершенных нашими студентами показывает следующую картину за 2020 год на учете в Колледже по совершению правонарушений и преступлений состояло 26 человек, на октябрь 2020 года – 22 человека. Если проанализировать правонарушения, совершаемые обучающимися Колледжа 2019-2020 годах, то на первом месте стоит употребление спиртных напитков, вождение без прав, кража, мелкое хищение чужого имущества. Необходимо отметить, что в 2020 году 4 обучающихся были поставлены на учет КДН и ЗП по причине «ухода из дома», а отсюда очевидно возникновение проблем в семье дающие такие последствия.
Актуальная проблема длительной самоизоляции в связи с пандемией поставила семьи в рамки нахождения в одном пространстве длительное время. В этот период возникает еще одно правонарушение, которое стало распространенным среди студентов – это нарушение режима самоизоляции в период чрезвычайной ситуации. Это связанно с тем, что большинство семей перекладывают всю ответственность за воспитание своих детей на образовательное упреждение, в котором те обучаются, будь то школа или колледж. А в период самоизоляции дети находятся дома, предоставленные сами себе. Важная роль семьи заключается в том, чтобы организовать деятельность в рамках дома, заинтересовать полезными делами и не допустить желания детей покидать без необходимости дом.
Все мы прекрасно понимаем, что родители являются для ребенка образцом для подражания. А взаимоотношения в семья, в которой они живут одна из важный составляющих для процесса получения образования. В Колледже ежегодно проводится анкетирование, которое включающее в себя много вопросов касающихся семейного воспитания, среди них вопрос «Если вы живете с родителями, то какие у вас отношения?» ответы выглядят так:
№ | вопрос | 2020,% |
Добрые, хорошие | 53,8% | |
Нормальные, но бывают споры | 37,7% | |
Сложные | 2,3% | |
Затрудняюсь ответить | 6% |
Работа по профилактике правонарушений среди обучающихся это комплексная, взаимосвязанная деятельность образовательного учреждения и семьи. Это комплекс социально–профилактических мер, направленных на: формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание взаимоуважения, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Все родители без исключения желают своим детям светлого будущего, хотят, чтобы их ребенок вырос достойным членом общества, был приспособлен к современным реалиям жизни и умел принимать самостоятельные решения. Но не все знают, как этого добиться, не понимают того, что в плотном взаимодействии с колледжам, с педагогами, можно сделать гораздо больше. И большое место в этом взаимодействии необходимо выделить работе с родителями.
Родители являются примером для своих детей в отношении к труду, к людям, к общественной жизни. Огромное значение для формирования социальных взглядов ребенка имеет занятость родителей, их сфера деятельности. По результатам исследования среди родителей студентов около 58,6% – рабочих, 29,8% - служащих, 23,2% - руководителей, 16,4% - индивидуальный предприниматель, безработными первокурсники отметили 15,7% своих родителей, что безусловно будет влиять на процесс обучения данных студентов.
Кем работают Ваши родители?
Отец: Мать:
№ | вопрос | 2020,% | | № | вопрос | 2020,% |
1 | Служащий | 10,4% | 1 | Служащий | 19,4% | |
2 | Руководитель | 11% | 2 | Руководитель | 12,2% | |
3 | ИП | 9,6% | 3 | ИП | 6,8% | |
4 | Рабочий | 35,6% | 4 | Рабочий | 23% | |
5 | Инженер | 6,5% | 5 | Инженер | 1,2% | |
6 | Преподаватель | 1,2% | 6 | Преподаватель | 6,5% | |
7 | Безработный | 6,2% | 7 | Безработный | 9,5% | |
8 | Затрудняюсь ответить | 11% | 8 | Затрудняюсь ответить | 11,9% |
Но важно понимать, что склонность к правонарушениям у подростов возникает из-за упущений семейного воспитания, а так же из-за нехватки средств к существованию некоторых семей. Тем более в современном обществе, с дико растущим потоком информации, дети как никогда нуждаются в особом внимании, душевной теплоте, и очень качественном контроле. Ежегодный опрос предложил ребятам оценить материальное положение своей семьи. 54,4% респондентов отметили вариант – вполне хватает денег, не хватает денег – отметили 2,4 % опрошенных, 6,9%- затрудняются ответить.
Насилие, жестокость, агрессия, терроризм захлестнули в последние годы наш мир. В волну преступности, по средствам интернета, всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом и дерзостью. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции «сосуществования», «сотрудничества», «социального подкрепления», «соактивности». В этих случаях деятельность социального педагога, классного руководителя должна носить просветительский характер. Проводить мероприятия по разъяснению роли общения в семье в формировании личности подростка. Об ошибках семейного воспитания, которые могут оказывать пагубные воздействия на дальнейшую жизнь детей.
Сегодня, к неблагоприятным условиям семейного воспитания относят:
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
Гиперопека.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Для того чтобы правильно выстроить работу со студентами особое внимание следует уделить учащимся из неполных семей, состоящих на различных видах учета и относящимся к категориям дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченных семей, коренные малочисленные народы севера.
Образовательное учреждение ведет большую работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних согласно плану работы реализуя мероприятия разной направленности: правовой, просвещение родителей и студентов, здоровый образ жизни, развитие творческого потенциала. И в нем есть ряд обязательных пунктов, в которые без активного участия и поддержки родителей реализовать очень сложно.
От родителей зависит то, как видит его ребенок мир, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности.
Важно понимать, что от нас педагогов и от нашего умения взаимодействовать с родителями и детьми, в большей степени зависит, каким вырастет наше следующее поколение и каким он войдет во взрослую жизнь. И от наших действий зависит, смогут ли дети научиться быть счастливыми, ведь каждый ребенок рожден для счастья.
Порой родителям бывает тяжело справиться с проблемой, а совместные усилия семьи, образовательного учреждения и специалистов обязательно дадут результат, и дорогу, как говорится, осилит идущий. Уместны здесь будут слова великого педагога А.С. Макаренко: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.
Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.
Макаренко А.С., Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М.: Худож. лит. 1987. – 623 с.
Макаренко А. С., Собрание сочинений: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М., 1986. – Т. 4. – 628 с.
Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.
Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.
Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.
Сластенин В.А.и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.