Статья на тему «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Статья на тему «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений».
Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, жестокостью.
Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений? Несомненно воспитывает и школа, и семья, но «Учитель разума – школа, учитель души – круг семьи».
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Всем известно, что предпосылкой хорошего воспитания является «дом», «семейный очаг». Очень существенны взаимодействия между родителями. Если отношения хорошие, то трудности будут преодолены. Если же в семье родители постоянно ссорятся, скандалят, это отпечатывается на психике ребенка. В результате ребенок «прорабатывает» имеющимися у него психологическими средствами семейные стрессы.
Макаренко А.С. писал, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение... А если вы дома грубы или вы пьянствуете..., ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Моральный и материальный ущерб, наносимый пьющими родителями непоправим. Из-за ссор, скандалов дети недосыпают, возникают невротические состояния. В таких семьях дети часто вырастают злобными, мстительными, лживыми, лицемерными. Стараясь защитить себя в семейных драках, они со временем действуют теми же методами.
Между тем процент «трудных» детей в так называемых благополучных семьях тоже не малый. «Оранжерейное» воспитание не менее опасно для ребенка. Гиперопека - изнеживающее воспитание с подавлением самостоятельности ребенка, приводит к таким нарушениям, как неуверенность в себе, нерешительность. Такие дети легко попадают в категорию «трудных». Оказываются втянутыми в дурные компании.
Воспитание типа «кумира семьи», когда исполняются все его желания и капризы, оправдываются все его поступки, благоприятствующие развитию личности с эгоцентризмом, жаждой признания, конфликтностью. Это дети, не желающие ничему и никому подчиняться.
В число «трудных» обычно попадают не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок, трудностей.
Причины девиантного поведения следует искать в глубине психики ребенка.
Психологи выделяли 4 основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия.
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти.
Третья - желание отомстить. Поводов для обид множество, это частые ссоры, развод и др.
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт обид и неудач, ребенок вообще теряет уверенность в себе. Внешне он показывает равнодушие: «И пусть плохой», «И буду плохой». Возникает реакция протеста или реакция имитации. Находясь длительное время в неблагоприятной обстановке семьи, скандалов, ссор подросток усваивает манеру поведения родителей. Также возможна и пассивная форма реакций протеста: уходы из дома, отказ от еды, отказ от занятий в школе.
Чтобы изменить поведение «трудного ребенка» необходимо изменить отношение к нему, устранить причину обиды ребенка. Организовать с ним совместную деятельность, помочь ему выбраться из тупика, главные усилия надо направить на то, чтобы «переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. И, конечно же, придется менять себя».
Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость, недостаток внимания и контроля со своей стороны, негативные примеры, которые взрослые показывают своим поведением.
По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
Родители должны тревожиться, если ребёнок:
1. Грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя об этом в известность.
2. Лжёт.
3. Требует у родителей деньги.
4. Становится зависимым от алкоголя.
5. Перестаёт общаться с родителями и не реагирует на их требования.
Родители обязаны знать:
1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
2. Кто его лучший друг или подруга.
3. Чем увлекается, какие у него интересы.
Провоцирует детей на девиацию их незанятость, наличие у них массы свободного времени. Достаточно негативно влияние средств массовой информации (особенно Интернета, телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества посещаемых кружков и секций.
Одной из главных причин девиаций детей и подростков является неблагополучная семья. На базе Павлово-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Спектр» создано отделение участковой социальной службы. Одним из направлений работы УСС является выявление неблагополучных семей, выведение их из трудной жизненной ситуации, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних.
Специалистами УСС с несовершеннолетними и их родителями проводятся беседы на правовые темы, ведется информирование о мерах ответственности за совершение уголовных и административных правонарушений, ненадлежащее исполнение родителями родительских обязанностей, проводится работа по профилактике употребления ПАВ. На «круглых столах» рассказываем о правовых и этических основах профилактики правонарушений среди подростков. Проводим мероприятия по разъяснению роли общения в семье и формирования личности подростка. Говорим об ошибках семейного воспитания, которые могут оказывать пагубное
воздействие на дальнейшую жизнь детей.
Согласно федеральный закону от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, способствующих этому.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении.
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения, правового просвещения участников воспитательного процесса, активизации совместной деятельности УСС и служб системы профилактики в УСС разработана и реализуется система мер, предусматривающая проведение ряда профилактических мероприятий. Один раз месяц (а при необходимости –чаще) участковые социальные работники совместно с инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции, специалистами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , работниками органа опеки и попечительства, педагогами образовательных организаций посещают семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, их занятости во внеурочное время. Итоги рейдов предоставляются в Областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проводимая специалистами ОУСС совместно с коллегами из ведомств и учреждений системы профилактики работа направлена на снижение числа детей, состоящих на профилактическом учете.
При выявлении неблагополучной семьи специалисты УСС придерживаются определенного алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов.
Первый этап- знакомство с членами семьи проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.
Второй этап- определение существующих в семье проблем путем бесед с членами семьи, соседями, наблюдений.
Третий этап-анализ и выяснение причин социального неблагополучия семьи, изучение ее особенностей, ценностных ориентаций, личностных качеств членов семьи, проводится диагностика внутрисемейных отношений членов семьи.
Четвертый этап-знакомство с ближайшим окружением семьи, изучение социальных связей семьи.
Пятый этап-составление индивидуального плана реабилитационных мероприятий работы с семьей.
Шестой этап- проведение реабилитационной работы с семьей.
Седьмой этап- анализ результатов работы с семьей, планирование дальнейших действий в отношении семьи.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится комплексно с использованием разнообразных форм и методов и привлечением специалистов различных ведомств и учреждений. В ходе этой работы:
-с членами семьи проводятся индивидуальные беседы
- организуются посещения семьи.
- привлекаются (по мере необходимости) необходимые специалисты: психологи, инспекторы по делам несовершеннолетних отдела полиции специалисты Комиссии по делам и защите их прав, медицинские работники, юристы;
- организуются консультации членов семей по различным вопросам;
- обеспечивается взаимодействие с социальным окружением семьи, родственниками, соседями;
-оказывается помощь членам семьи в получении утраченных документов,
- оказывается содействие членам семьи в получении определенного статуса (малоимущей, многодетной семьи и др.);
- организуется вовлечение членов семьи в социально-значимую деятельность, в мероприятия воспитательного характера;
- решаются вопросы организации каникулярного и летнего отдыха детей, организация досуговой деятельности.
В заключение, хочется пожелать всем родителям: «Будьте терпеливы, станьте добрей, мягче к своему ребенку, принимайте его таким, какой есть, верьте в него, считайтесь с ним и психологически поддерживайте его».
Не ругайте, а учите своего ребенка. Отдавайте ему больше сил, больше внимания, больше любви -и тогда все вам вернется сполна. Мало любить ребенка -надо его понимать, мало найти взаимопонимания с ребенком -надо это не потерять, сохранить, укрепить, надо научиться жить жизнью ребенка, вместе с ним воспринимать окружающий мир, быть на одной волне, понимать то, что нельзя выразить словами.
Любите своего ребенка, всегда вселяйте в него уверенность. Не забывайте о том, что воспитание процесс долгий, и мгновенных результатов здесь ждать не приходится. А если ваш ребенок –подросток не оправдывает ваших надежд, то не отчаивайтесь, подумайте, что вы можете предпринять, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Литература:
Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1995
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком». Как?», М., 1997
Кон И.С. «Психология ранней юности», М., 1989
Раттер М. «Помощь трудным детям», М., 1987
Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017 N ТС-702/07«Методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»