12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Юлия51
1

Статья на тему «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»

Статья на тему «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»


Автор педагог-психолог: Сницер Юлия Сергеевна


Чувство достоинства может процветать только в атмосфере, где оцениваются индивидуальные различия, допускаются ошибки, общение открыто, а правила гибкие. Это атмосфера, которая встречается в воспитанном семействе.

Вирджиния Сатир

Хотелось бы изучение темы начать с данного эпиграфа. Атмосфера в которой рождается ребенок, оказывают серьезное влияние на его жизнь и определяет его дальнейший путь развития. Если в семье принято уважать всех членов семьи, учитывать их вкусы, интересы, различия. Выслушивать друг друга, уделять время, иметь общие интересы (музеи, книги, кино, театры, спорт и.т.д.), признавать право на ошибку, но помогать и поддерживать, то даже если ребенок и свернет с правильной дорожки в плохую компанию, он сможет разобраться что есть плохо, а что хорошо. Взорослому человеку важно знать, что дома его поймут, поддержут и выслушат, а подростко это необходимо вдвойне. 

Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме». В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.

Подрастает ребенок. Из маленьких беспомощных детей они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми они сталкиваемся сегодня. Родители задаются вопросом: Как уберечь своего ребенка от проступков, правонарушений? Как уберечь ребенка от всевозможных соблазнов и опасностей современного мира.

Эти и многие другие вопросы беспокоят современных родителей.

Основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.

В последнее время насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких преступников, хладнокровно уничтожающих животных, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых. Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Контакт с родителями необходим взрослеющим детям для их полноценного развития.

Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности.  Совместно с детьми, стоит вспоминать и свои юношеские годы, те трудности с которыми Вы сталкивались, к кому приходили за советом, в каких книгах искали ответы на важные для Вас вопросы.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. «Не знал», «не думал», «не хотел» - те фразы, которые можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянного.

Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье. Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации действуют отрицательно на ребёнка. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

Проблема общения родителей с ребенком в подростковом возрасте встает необычно остро. Именно в этот период между ребенком и взрослыми могут испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными. В индивидуальных беседах с подростками, на вопрос: Какие трудности они испытывают во взаимоотношениях с родителями ребята выделяют:

1)отсутствие взаимопонимания с родителями, 2) проявление неуважения со стороны родителей, 3) отсутствие заботы и теплоты, 4) обесценивание трудностей с которыми, обращается подросток, 5) родители не интересуются проблемами, заботами, переживаниями ребенка.

Также ребята жалуются на несдержанность родителей, на частые ссоры в семье, применение авторитарных методов воздействия, на проявление большей любви и заботы к младшим детям, недооценивая или принижая их. Подростки жалуются, что родители себя считают слишком самоуверенными, всезнающими.

Лишь небольшая часть подростков говорят о том, что к родителям можно обратиться за помощью, за поддержкой и советом. И даже если я совершил ошибку, нехороший поступок, родитель не осудит, а объяснит.

В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный в психологии под названием подросткового кризиса. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступить наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости.

Традиционно причиной возникновения кризисов считалось противоречие между потребностями и стремлениями, которые уже появились у ребенка на основе изменений в его психическом развитии, и теми требованиями, которые продолжают предъявляться со стороны взрослых без учета происходящих изменений. В этот период очень важно отслеживать изменения, происходящие с подростками, его мысли, чувства, интересы, строить беседу с учетом уважения к личности подростка. Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития.

То, каким вырастает ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает разным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности, когда его уважают и любят. И ненормальным, когда ребёнок – лишь баловень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никто, кроме близких для ребенка людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании и жизни детей, сколько может сделать семья.

Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их как хочу и как могу.

Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.

Посмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся.

В педагогической науке выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений.

Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточная любовь и внимание родителей

Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела.

Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.

Гиперопека:

Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, лишают всякой инициатиывы,  что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность.

При ослаблении контроля старших, ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка:

В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности.

Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей:

Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.


Бездуховность жизни семьи.

Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности.  В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных.  Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Биологические факторы:

Стремление к самостоятельности

Негативизм и упрямство

Повышенная уязвимость

Неконструктивные формы реагирования

Несмотря на то, что в последние годы население изменило свои ценностные ориентации, стало более сознательным в плане за здорового образа жизни, создания семьи, ценности материнства, остаются семьи в которых присутствует алкогольная или наркотическая зависимость одного из членов семьи, а порой и у обоих. У них не просто нет желания заниматься воспитанием детей, они не понимают, что необходимо делать, чтобы воспитать здорового психологически человека, готового к полноценной жизни в обществе, счастливой и успешной.

Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Да никто в школах не учит , как стать родителями. Но во взрослой жизни, Вы осознанно идете на этот шаг. На главный шаг в жизни, создание семьи, рождение детей. 

  Решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.

Одной из причин асоциального, поведения является недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.

Понимание причин возможного поведения, понимание проблем ребенка. Готовность поддержать его на трудном пути взросления. Ведь именно с примером взаимоотношений в семье, ребенок строит взаимоотношения с другими. Как научить ребенка совершать добрые поступки, как его воспитать? Интересуются родители. Воспитайте сначала себя, а ребенок будет видеть и учиться на поступках родителей, а не на словах. Учитывайте особенности своего ребенка, услышьте его, уделите ему необходимое время, окажите поддержку и это внесет наибольший вклад в развитие личности, также в воспитании законопослушного гражданина.

В заключение обратимся к притче, которая дает рецепт дружной семьи:

 Притча "Дружная семья"

В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья- 100 человек.

Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю.

Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и тоже слово-«понимание»

Несколько правил для родителей, чтобы наладить эффективное общение.

Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.

Слушать подростка следует спокойно, не отвлекаясь, демонстрируя полное внимание.

Во время разговора можете признавать свои чувства словами «да»» хм», «понятно».

Вы можете назвать чувство: Ты разочарован! Я тебя понимаю.

Покажите, что понимаете желание подростка. Дайте ему желаемое в фантазии: Я бы хотел, чтобы твоя проблема разрешилась. Давай подумаем, что можно сделать.

Поддержите подростка, но не решайте его проблемы за него, дайте понять, что он может справиться, а Вы поддержите его.

Слушать подростка необходимо глядя прямо ему в глаза и нем возвышаясь над ним, жесты должны быть открыты, лицо –доброжелательным.

Разделить чувства подростка, значит продемонстрировать уважение к нему, показать, что он имеет право на эти чувства.

Правила, ограничения, требования, запреты должны быть в жизни каждого подростка. Но они не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями подростка.

Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

И в заключении хочется сказать, все люди проходят через этот сложный, но в тоже время интересный период взросления. Но, чтобы для Вашей семьи это прошло безболезненно услышьте друг друга, любите друг друга, примите друг друга, дайте себе и другим право на ошибку, но и понимание поддержки в семье.

Ведь семья — это тыл, тихая гавань, то место силы, в которое хочется возвращаться после напряженной учебы и работы. Где хочется черпать ресурсы для дальнейших побед.

Посмотрите на фото. Задайте себе вопрос, а счастлива ли семья на фото? А счастлива ли моя семья, мои дети?


t1600365309aa.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 18.09.20 в 10:34 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательную и ценную информацию для каждого взрослого человека!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.