Урок математики в 1 классе на тему «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»
Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через разряд (учебник по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон) урок 39 с. 76-77; рабочая тетрадь по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон) урок 39 с. 47)
Предмет: математика
Тип урока Урок открытия нового знания
Класс/курс: 1 класс (урок 39)
Основные цели:
Личностная (мотивационная):
- Создание условий для эмоционального включения каждого ученика в процесс открытия нового знания и испытания успеха от собственной интеллектуальной деятельности («мне интересно», «у меня получилось», «мне нравится» и т.д.);
Метапредметная:
- Организовать первичный опыт прохождения учащимися всех шагов учебной деятельности в построении новых знаний;
- Учить применять эти знания;
- Использовать ПК для обучения;
- Научиться пользоваться инструментами образовательной платформы Учи.ру;
- Организовать коммуникативное взаимодействие между Учителем и Учеником
- Организовать понимание и правильность выполнения действий через понятные инструкции;
- Организовать самооценку с помощью обратной связи.
- Познакомить учащихся со способом (алгоритмом) сложения однозначных чисел с переходом через разряд, организовать усвоение учащимися нового знания(алгоритма)
Дидактические материалы: презентация, эталоны на слайде; таблица сложения в учебнике на с. 74; числовой отрезок – линейка; модели чисел – на слайде
Оборудование:
для учителя: ПК, презентация к уроку, комплект (учебник и тетрадь) по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон);
для ученика: комплект (учебник и тетрадь) по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон); счетный материал: синие и желтые кружочки из картона, образовательная платформа Учи.ру
Сценарий урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. - презентация | |
- Сегодня мы отправимся в морское путешествие. Это путешествие поможет нам узнать что-то новое, интересное, а значит - открыть новые знания. - А как мы открываем новые знания? (инструмент рука) | (инструмент – рука) /Дети поднимают руку для ответа с помощью инструмента – указатель – учитель нажимает на красную ладонь и слушает ответ ученика. /
- 1. Сначала мы поймем, чего мы не знаем. 2. Сами откроем новые знания. Так мы пройдём все шаги учебной деятельности. |
- Какой багаж мы возьмем с собой в путешествие? (инструмент рука) - Отправимся мы в гости к известному литературному герою. А как его зовут, узнаем, расшифровав слова. (слайд 3) | (инструмент – рука) - Старые знания. Они помогут сделать открытие. (У детей на экранах мониторов – презентация в формате PDF - слайд 3 (презентация открыта через функцию – мои файлы)
|
- Что надо сделать для расшифровки слов? (инструмент рука) - Что нам в этом поможет? (инструмент рука) - Какой? Назовите. (инструмент рука) - Как называется этот способ? (инструмент рука) - В чем заключается смысл этого способа? (инструмент рука) | (инструмент – рука) - Найти значение выражений. - Эталон. - Сложение и вычитание двузначных чисел. - Способ по частям. - 1. Числа мы раскладываем на разрядные слагаемые 2. При сложении: к десяткам прибавляем десятки, к единицам- единицы; при вычитании: из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы. |
- Расшифровываем самостоятельно слова и ответ записываем на отдельных листах. - Кто справился с заданием – в чате поставьте «+» - Сейчас вы сами создадите образец для проверки. - Поднимите руки, кто готов записать 1 слово? - Запишите с помощью инструмента маркер, а остальные – контролируют правильность выполнения. При несогласии – пишем в чате, с чем не согласны. - Поднимите руку, кто запишет 2 слово? (инструмент – рука) - Запишите 2 слово. (инструмент маркер) | (Обучающиеся самостоятельно находят значения выражений и расшифровывают слова) (1 ученик записывает 1 слово с помощью инструмента маркер - остальные контролируют) (2 ученик записывает 2 слово с помощью инструмента маркер - остальные контролируют) |
- К какому же известному литературному герою мы отправимся? (слайд 4) - Правильно! Робинзон Крузо ждёт нас в гости! - Молодцы! - Это путешествие – далекое и достаточно опасное. - А могут случиться на нашем пути штормы, плохая связь – я вас слышу, а вы меня - нет? Что будем делать в таком случае? (инструмент рука) - Какое качество нам пригодится для преодоления трудностей? (инструмент рука) - Что значит быть внимательным (инструмент рука) - Докажем это сейчас, выполнив задание. | (на слайде 4 появляется образец учителя) - Не пугаемся. Можно попросить взрослых о помощи. Возможно нашему компьютеру нужна перезагрузка. (инструмент рука) - Внимательность (инструмент рука) - Надо слышать, видеть, думать! (инструмент рука) |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. – презентация + рабочая тетрадь на с. 47. Задание 1 | |
(слайд 5) - Найдите лишнее выражение и проверьте себя с помощью числового отрезка – линейки, таблицы сложения – учебник на с. 74 1)2+8 5) 9+1 2)5+5 6) 4+6 3) 7+3 4) 2+4 - Напишите в чате номер, под которым записано лишнее выражение. - Обоснуйте свой ответ. (инструмент рука) - Как мы себя можем проверить? (инструмент рука) - Какой еще есть способ? (инструмент рука) | (Обучающиеся в чате пишут номер, под которым записано лишнее выражение – 4.) - 2+4, так как сумма результат 6, а в остальных выражениях сумма результат 10. (инструмент рука) - С помощью таблицы сложения в пределах 10- в справочнике или числового отрезка- линейки. (инструмент рука) - Графические модели (инструмент рука) |
Слайд 6 - Кто живет в этом домике? (инструмент рука) - Что надо сделать? (инструмент рука) - Кто заселит жильцов в пустые квартиры? (инструмент рука) + (инструмент маркер) - Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Состав какого числа повторили? Напишите в чате. - Да. Состав числа 10. - Итак. В путь! | - Графические модели (инструмент рука) - Заселить в пустые квартиры жильцов. (инструмент рука) (Учитель активирует учеников по одному. Ученики на слайде по очереди в пустых клетках рисуют графические модели.) (инструмент маркер) (ученики пишут в чате) – 10 |
- Наш корабль плывёт к острову попугаев. Вас встречает говорящий попугай Кеша. Он просит вас о помощи. В Лесной школе Кеше дали задание, а он не может с ним справиться. Давайте ему поможем! - Откройте рабочую тетрадь на с. 47. Задание 1. (Слайд 7.)
- Прочитайте задание. Что в нем надо сделать? - Какие способы вычислений вы здесь видите? Какими эталонами надо воспользоваться? (инструмент рука) - Выполняем самостоятельно. (слайд 8) - Проверяем по образцу с объяснением. Называем способ и объясняем, каким эталоном пользуемся. (инструмент рука)
- Чем можно воспользоваться, работая со способом 7+5 и 7+9? (инструмент рука) - Какие шаги учебной деятельности мы с вами выполнили? (инструмент рука) - Для чего мы это сделали? (инструмент рука) - Какой следующий шаг нам предстоит сделать? (инструмент рука) (слайд 9) - Мы продолжаем наше путешествие. На нашем пути удивительный остров. Кто живет на этом острове? (инструмент рука) - Жительница острова - Мудрая черепаха приготовила нам пробное задание. Задание на пробное действие - Найдите сумму чисел 7+5. Таблицу сложения использовать нельзя. Числовой отрезок использовать нельзя. Графические модели использовать нельзя - Что это за задание? (инструмент рука) - У кого нет ответа? (инструмент рука) - Сформулируйте своё затруднение. (инструмент рука) - У кого есть ответ? (инструмент рука) - Каким способом вы воспользовались? (инструмент рука) - Что же надо сделать? (инструмент рука) | -Надо найти примеры с одинаковым способом вычислений и соединить их линиями. - Сложение однозначных чисел. (инструмент рука) - Сложение двузначных чисел (инструмент рука) - Сложение круглых двузначных чисел (инструмент рука) - Сложение круглых двузначных чисел с однозначными (инструмент рука) (Учащиеся самостоятельно выполняют задание.) (слайд 8) Фронтальная проверка по образцу с объяснением. Ученики по одному, по желанию называют способ и эталон) (инструмент рука) - 50+6 и 20+8 - сложение круглых двузначных чисел с однозначными - 6+3 и 2+5 – это сложение однозначных чисел, они входят в таблицу сложения в пределах 10 - 42+16 и 21+34 - сложение двузначных чисел - 10+50 и 70+10 - сложение круглых двузначных чисел - 7+5 и 7+9 - сложение однозначных чисел - Таблицей сложения или числовым отрезком. (инструмент рука) - Мы повторили способы 1.сложения и вычитания двузначных чисел, 2.однозначных чисел, 3.двузначных и однозначных чисел, 4.состав числа 10, 5.графические модели. (инструмент рука) - Эти знания помогут нам открыть новое. (инструмент рука) - Мы должны понять, чего мы не знаем. (инструмент рука) - Это остров черепах (инструмент - Пробное. Оно может не получиться (инструмент рука) (учащиеся поднимают руку) (инструмент рука) - Я пока не могу найти сумму чисел 7 и 5, не используя таблицу сложения, числовой отрезок, графические модели, т.е. известные способы.) (инструмент рука) (учащиеся поднимают руку) (инструмент рука - Я пока не могу назвать способ (инструмент рука) - Остановиться и подумать (инструмент рука) |
3. Выявление места и причины затруднения | |
- Какое задание вы выполняли? (инструмент рука) - Что это за числа? Напишите в чате. - Мы умеем складывать однозначные числа? Напишите в чате. - А что здесь не так? (инструмент рука) - Чем это задание отличается от других заданий? (инструмент рука) - Какие? (инструмент рука) - Почему возникло затруднение? (инструмент рука) - Значит, что нам предстоит сделать? (инструмент рука) - Или способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | - Находили сумму чисел 7 и 5 (инструмент рука) (Ученики в чате пишут – однозначные.) (Ученики в чате пишут – да.) - Мы умеем складывать однозначные числа, которые умещаются в десяток. А здесь числа не умещаются в десяток. Больше десяти. (инструмент рука) - Надо было найти сумму, не применяя известные способы. (инструмент рука) - Таблицу сложения, числовой отрезок, графические модели. - Не знаем другого способа - Постараться узнать способ сложения однозначных чисел, которые не умещаются в десяток. (инструмент рука) |
4. Проблемное изложение нового знания.- презентация+ учебник с. 76 (эталон) | |
- Какую цель поставим перед собой? (инструмент рука) - И помогут нам знания, которые мы повторили в начале нашего путешествия. - Что мы повторили? (инструмент рука) - Мудрая черепаха предлагает вам выражение 7+5 смоделировать с помощью синих и желтых кружочков, которые лежат у каждого из вас на рабочем столе. Составьте графическую модель выражения: 1 слагаемое – из синих кружков, 2 слагаемое – из жёлтых. - Как можно узнать сумму чисел 7 и 5? (инструмент рука) -Может нам помочь домик с моделями числа 10? Как? (инструмент рука) - Модель какого числа разделили на части? Напишите в чате. - На какие части разделили? Напишите в чате. - Нарисуйте на слайде с помощью инструмента маркер – движение ваших кружков. (слад 10-12) -Эти части можно назвать удобными частями. Удобно добавить до 10. Удобно прибавить все, что осталось. - Переведём запись графических моделей в числовую запись. Модель какого числа будем делить на части? Напишите в чате. - Какая запись у вас получилась. Напишите в чате. - Мы получили ответ? Напишите в чате - Мы пользовались числовым лучом, таблицей сложения? Напишите в чате - А что мы с вами сделали? Мы сделали открытие! - Что мы узнали? (инструмент рука) - Можно назвать наше рассуждение способом? Напишите в чате - Сколько шагов в новом способе? Напишите в чате - Загибаем пальчики. 1 шаг -? 2 шаг-? - Жители острова черепах предлагают проверить в учебнике на с.76. правильно ли мы открыли новый способ сложения однозначных чисел? (слайд 13)
- Что обозначают усики под числом 5? (инструмент рука) - Правильно. Эти части называются- удобные слагаемые, потому что с ними работать - удобно. -Что обозначает синий треугольник? Напишите в чате - Я предлагаю вам добавить до 10 число 5. Какое число мы будем раскладывать на удобные слагаемые? Напишите в чате - На какие удобные слагаемые можно разложить 7? (инструмент рука) - Какое число удобнее добавлять до 10, 7-большее или 5-меньшее? Напишите в чате - Возьмём себе это на заметку. - Теперь вы узнали еще 1 способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Этот способ называется способ по «частям». Почему его так называют? (инструмент рука) | - Узнать новый способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (инструмент рука) - Таблицу сложения, графические модели. (инструмент рука) - Надо складывать по частям. (инструмент рука) - К7 кружочкам добавлю 3, у меня получится 10, а потом прибавлю оставшиеся кружочки + 2. Всего кружков - 12.) (инструмент рука) (Ученики на своих рабочих местах выкладывают модель выражения 7+5 из кружочков и комментируют) - Модель числа 5 (чат) -На 3 и 2(чат) ( ученики поднимают руку с помощью инструмента рука, учитель активирует 1 ученика, который пишет на слайде с помощью инструмента маркер. - 5 (чат) - 7+5=7+3+2=12(чат) - Да(чат) - Нет. (чат) - Каким образом можно сложить два однозначных числа, перейдя через десяток. (инструмент рука) -Да (чат) – 2. (чат) - 1 шаг – дополнили до 10, 2 шаг – прибавили, что осталось(чат) (ученики в учебнике на с. 76 вместе с учителем читают эталон) - Это части, на которые мы раскладываем число 5. (инструмент рука) (ученики пишут – десяток(чат) -7(чат) - 5+2 (к 5 надо прибавить 5, а затем – что осталось- 2.) (инструмент рука) - 7-Большее удобнее добавлять до 10. (чат) - Прибавляют по частям – 1 шаг – добавляем большее число до 10, 2 шаг – все, что осталось. (инструмент рука) |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – рабочая тетрадь на с. 47 задание 3 | |
- Совсем скоро доберемся до Робинзона Крузо. Но на нашем пути коралловые рифы. Много кораблей разбилось о них. Даже коварным пиратам они оказались не по зубам. А мы сможем их обойти, если выполним задание 3 на с. 47 в рабочей тетради.
(1 пример решает учитель с объяснением) инструмент маркер) - Как к 9+6? -Мы добавим число 9 до 10. Сколько к 9 надо прибавить, чтобы получить 10. (+1) -Теперь 6 раскладываем на удобные слагаемые. Рисуем 2 усика под числом 6. К 9 удобно добавить1, чтобы получить десяток, значит усики у числа 6- это 1 и 5. Записываем. Теперь синим треугольником обозначаем десяток. Учимся правильно оформлять запись. После знака «=» какая следует запись? ( = 9+1+5=15) (2 пример решает учитель+ ученик с комментированием) (инструмент рука + инструмент маркер) - Как к 6+5? - Сколько к 6 надо прибавить, чтобы получить 10? - Что делаем дальше? - Что они обозначают? - Какие это удобные слагаемые? - Почему не 2 и 3? - Какая запись будет после «=»? (3-4- примеры решает 1ученик, 2 комментирует) (инструмент рука + инструмент маркер) по аналогии. | (1 пример решает учитель с объяснением) инструмент маркер) (2 пример решает учитель+ ученик с комментированием) (инструмент рука + инструмент маркер) - Мы должны число 6 добавить до 10. - +4 - Рисуем под числом 5 усики. - Мы раскладываем число 5 на удобные слагаемые. - 4 и 1 - потому что к 6 надо прибавить 4, чтобы получить десяток, значит – это 4 и 1. - = 6+4+1=11
(3-4- примеры решает 1ученик, 2 комментирует) (инструмент рука + инструмент маркер) по аналогии. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу – учебник с. 76 №3 | |
- Ура! Молодцы! Нас ждёт Робинзон Крузо. Но что это? На корабле вода. Кто-то повредил наш корабль. Скорее ищите пробоины. А для этого выполните задание 3 в учебнике на с. 76. - 1 столбик решают мальчики, 2 столбик решают девочки. - Проверяем по образцу. (фронтальная проверка- слайд 14-15) - Кто решил правильно. Поставьте себе «+» - Кто допустил ошибку? Подчеркните неверный ответ и поставьте «?» - Проверяем с комментированием. (инструмент маркер) - Проверьте по моему образцу. (слайд 16-17)
- Поднимите руку, кто поставил «+» (инструмент рука) - Поднимите руку, кто поставил «?» - Не отчаивайтесь. Завтра на уроке мы будем учиться пользоваться новым /data/files/i1591347786.pdf (презентация)способом. | (учащиеся самостоятельно решают: 1 столбик – мальчики, 2 столбик - девочки) (ученики проверяют примеры и оценивают свою работу «+» или подчеркивают неверный ответ и ставят «?» (учитель активирует учеников, ученики пишут на виртуальной доске с комментированием 1, 2 пример по очереди). (инструмент маркер)
|
7. Рефлексия учебной деятельности. | |
- Пробоины найдены. А вот и сам Робинзон Крузо. Встречайте его! - Расскажите, что нового вы узнали в путешествии? (инструмент рука) - Кто может рассказать Робинзону этот способ? инструмент рука) - Кто может ему показать, как решить пример? инструмент рука+ инструмент маркер) - Придумайте такой пример. Напишите в чате. - Какие качества вам понадобились, чтобы преодолеть все препятствия и добиться цели? (инструмент рука) - За что вы бы себя похвалили? (инструмент рука) | - Открыли новый способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток- разряд (инструмент рука) (ученик рассказывает способ) (инструмент рука) (ученик на виртуальной доске записывает с комментированием пример)? инструмент рука+ инструмент маркер) (ученики пишут в чате примеры.) - Внимательность, честность (инструмент рука) |