Урок литературы в 1 классе на тему «Буквы Ъ и Ь знаки»
Тема урока: Буквы Ъ и Ь знаки.
Цели: Познакомить с буквами Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: презентация, слоговая таблица, лента букв и звуков, буквосочетания, буквы (на карточках), карточки для звукового анализа слов.
Ход урока:
Организационный момент
1. Повторение ранее изученного материала
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет, отгадайте загадку.
Живут во дворце
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
- А как же сам дворец называется? Отгадайте загадку.
Буквы - значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё (алфавит)
- Правильно, ребята, каждая буква в алфавите имеет свое место.
- А что обозначает каждая буква? Отгадайте загадку.
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
- Каждая буква в алфавите обозначает звук.
- На какие две группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- С помощью чего мы произносим гласные звуки? (Гласные звуки произносятся с помощью голоса.)
- Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Какую преграду встречает воздух при произношении этих звуков? (При произношении этих звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.)
- А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звуки, которые она обозначает.
- А что вы знаете про букву Ч? Посмотрите на ленту букв и звуков, она вам подскажет. (Ч обозначает согласный звук [чʼ] – всегда мягкий (на зелёном фоне), глухой (во 2-ом ряду, нет колокольчика.)
- Прочитаем слоги с буквой Ч. (По слоговой таблице.)
- Какие слоги выделены красным цветом? (ЧА, ЧУ)
- Что нужно запомнить?
- Ребята, а кто знает вот эти буквы? (Ъ и Ь знаки)
- Какие звуки они обозначают? (Ъ и Ь знаки не обозначают звуков)
2. Сообщение темы урока
- Для чего тогда нужны эти буквы, если они не обозначают звуков? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Ъ и Ь знаки)
3. Работа над новым материалом
1) Различие и сходство в написании Ъ и Ь
- Слайд 2. Ребята, а теперь посмотрите внимательно, графически похожи эти буквы? (Да)
- А в чем различие? (У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
- Значит, знаки не только похожи графически, но и различаются. И в словах они играют разные роли.
2) Прочитаем буквосочетания на доске:
ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
- Как произносится согласный звук в этих буквосочетаниях ? (Мягко)
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать,
Как согласный прочитать:
Мягкий голос,
Мягкий шаг -
Это буква … (мягкий знак).
- Эта буква Ь обозначает мягкость согласного звука, поэтому согласные буквы выделены зелёным цветом.
3) Звуковой анализ слов мел – мель
– Чтобы узнать все про Ь, давайте понаблюдаем за ним.
- Прочитаем слова. (МЕЛ – МЕЛЬ)
- Что они обозначают?
Слайд 3. Мел – это природный материал, которым можно писать на доске.
(Щелчок мышкой.) Мель – это возвышение в реке, в море, которое образовано песком, галькой, затрудняет движение речным и морским судам.
- Давайте составим звуковые схемы этих слов.
- МЕЛ. МЕ – что мы слышим? (Слог-слияние.)
- Каким гласным звуком образован слог? ([э])
- Какой звук мы слышим перед [э]? ([мʼ])
- Дайте характеристику. (Согл., мягк.)
- Подберите схему.
- МЕЛ. Какой звук слышим в конце? ([л])
- Дайте характеристику. (Согл., тв.)
- Подберите схему.
- Сколько гласных звуков в слове? (1)
- Сколько слогов в слове? (1. Сколько гласных звуков, столько и слогов.)
- А теперь давайте сравним слово и звуковую схему. Сколько букв в слове МЕЛ? (3)
- Сколько звуков? (Тоже 3.)
- А теперь составим звуковую схему слова МЕЛЬ. (Аналогично.)
- А теперь давайте сравним слово и звуковую схему. Сколько букв в слове МЕЛЬ? (4)
- Сколько звуков? (3)
- Почему звуков меньше, чем букв? Может, кто-то знает?
- Чем отличаются эти схемы? ( Последними звуками: один мягкий, другой твердый.)
- А почему в слове МЕЛЬ звук [лʼ] стал мягким?
- Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
4) Игра «Превращение слов»
- Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
- Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква Ь обозначает мягкость согласного звука.)
5) Анализ слов ПЕРО – ПЬЕРО (СЕЛ – СЪЕЛ)
- Давайте прочитаем слово на доске – ПЕРО.
- У кого есть перья? (У птиц.)
- Ребята, посмотрите на экран. Слайд 4. Кого вы видите? (Пьеро)
- Из какого произведения этот герой? (Приключения Буратино)
- Прочитаем это слово на доске.
- Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
- Назовите 1-ый звук в слове ПЕРО. ([пʼ])
- Какой это звук? (Обозначить карточкой.)
- Почему согласный звук стал мягким? (Потому что после согласной П стоит гласная Е, она смягчает согласный звук.)
- Назовите 1-ый звук в слове ПЬЕРО. ([пʼ])
- Какой это звук? (Обозначить карточкой.)
- Почему согласный звук стал мягким? (Потому что рядом стоит Ь.)
- Но при произношении слова ПЬЕРО, что мы слышим? (Слово как будто разрывается.)
- Между какими буквами стоит Ь? (Ь разделил согласную букву и гласную.)
СЕЛ – СЪЕЛ
- Прочитаем слово. (СЕЛ)
- Слайд 5. Посмотрите на картинку. Придумайте предложение со словом СЕЛ.
- Прочитаем следующее слово. (СЪЕЛ)
(Щелчок мышкой.)
- Посмотрите на картинку. Придумайте предложение со словом СЪЕЛ.
- Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
- Назовите 1-ый звук в слове СЕЛ. ([сʼ])
- Дайте характеристику. (Согл., мягк. Обозначить карточкой.)
- Почему звук стал мягким? (После согласной буквы стоит гласная Е.)
- Назовите 1-ый звук слове СЪЕЛ. ([с])
- Дайте характеристику. (Согл., тв. Обозначить карточкой.)
- Почему звук твёрдый? (Потому что после согласной стоит Ъ.)
- При произношении слова СЪЕЛ что мы слышим? (Слово как будто разрывается.)
- Между какими буквами стоит Ъ? (Ъ разделил согласную букву и гласную.)
- Для того чтобы показать, что слово как бы разрывается, что согласную букву нужно отделить от гласной, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
6) Физкультминутка
Игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.
4. Первичное закрепление. Работа по учебнику
- Прочитаем столбики слов с Ъ. С. 42
- Сначала на экране. Слайд 6.
- Прочитаем в книге.
- Подчеркните Ъ. (Простым (чёрным) карандашом.)
- Что делает Ъ с согласным звуком. (Делает его твёрдым.)
- Какие буквы разделяет Ъ? (Согласную и гласную.)
- Переходим на с. 43. Прочитаем слова с Ь.
- Сначала на экране. Слайд 7.
- Прочитаем в книге.
- Подчеркните Ь. (Простым (чёрным) карандашом.)
- Что делает Ь с согласным звуком? (Смягчает.)
- А если Ь стоит между согласной буквой и гласной, то что он делает? (Разделяет согласную букву от гласной.)
- В каком слове Ь разделяет согласную букву от гласной? (Листья.)
5. Д/з
- Дома читаем «Азбуку» на с. 42-43.
6. Подведение итогов урока
- С какими новыми буквами познакомились?
- Найдите эти буквы на ленте букв и звуков.
- Какие звуки они обозначают? (Звуков не обозначают.)
- Для чего нужен Ь? (Смягчает согласный звук, разделяет согласную букву от гласной.)
- Какова роль Ъ?
- Ребята, которые хорошо работали на уроке, получают «5». Это…
Ъ и Ь знак
PPTX / 532.38 Кб
Ильина Оксана Геннадьевна
Омельченко Елена Ивановна